комплексное руководство по преобразующим технологиям будущего

Беспилотное наземное транспортное средство (БНТС) — наземное транспортное средство, функционирующее без экипажа (без пилота) на борту.

Беспилотный автомобиль Яндекса проходит проверку в Москве, 2021 год

Автомобиль компании Waymo (Chrysler Pacifica Hybrid) проходит тестирование в Сан-Франциско, 2017 год

Как устроен беспилотный автомобиль

В основе лежит обычное авто, на котором без проблем ездят обычные участники дорожного движения. Технически любой автомобиль можно сделать беспилотным. Будет отличаться только степень автономности автомобиля, о чём мы скажем далее.

Например, на Ford Focus 2, машины марок Skoda и другие устанавливается ряд датчиков — «органов зрения».

Датчики, указанные выше, принимают различные данные, которые где-то должны обрабатываться. Это происходит на компьютере, чаще всего в багажниках авто. Там можно найти:

Работает это так: едет машина по дороге, а лидар в это время генерирует объёмную карту местности и постоянно передаёт данные о ней на управляющий компьютер. Он связывается с картами, например, Google и обрабатывает информацию. Чаще всего производители беспилотных авто не завязывают свою технологию на интернете. Работа ведётся по спутниковой связи. Алгоритмы компьютера обрабатывают данные с других датчиков (камер, радаров, сенсоров) и выстраивают ситуацию на дороге, а также оценивают поведение других участников движения. На основании этих же данных, производится расчёт движения автомобиля и его поведения на дороге (повысить скорость, затормозить перед светофором, повернуть и так далее). Производители делают всё, чтобы беспилотник не нуждался в специальной инфраструктуре и становился активным участником обычного дорожного движения.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Есть несколько уровней беспилотников:

Что умеют беспилотники

Автоматизированное такси поможет избавиться от большинства аварий, а фуры будут надёжно и быстро доставлять грузы. Водителям даже не нужно будет останавливаться на ночёвку — сплошная экономия и выгода для компаний.

Экологи уверены, что беспилотные автомобили снизят уровень выхлопных газов.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Конечно, у беспилотников есть и противники. Особенно они активизируются после очередных неудач, связанных с самой популярной в сети маркой — Tesla. К сожалению, уже были случаи, когда автомобили становились участниками смертельных ДТП. Многие до сих пор не уверены, что беспилотники способны стать активными участниками дорожного движения, не представляя опасности для жизни пассажира.

Несмотря на то, что всё больше компаний занимается развитием технологий беспилотных автомобилей, а имя Илона Маска звучит из каждого умного утюга — сам рынок находится ещё в зародыше. Пройдут годы, прежде чем действительно на дорогах ругаться на нейросетевом языке будут компьютеры Google, «Яндекса», «Сбера» и других корпораций, а не живые водители.

Как устроен рынок беспилотных автомобилей?

Эксперты и аналитики сулят человечеству светлое будущее, в которое оно войдёт, а точнее заедет на беспилотном автомобиле. Ещё 4 года назад The Guardian обещали, что к 2035-му четверть всех авто в мире будут беспилотными. Учёные говорят, что благодаря машинам без водителя дороги станут безопаснее (количество аварий на дорогах снизится на 90%), а воздух — чище. Потому что парк автомобилей сократится в городах на 60%, что приведёт к снижению выхлопных газов на 80%. Выглядит это, конечно, здорово, но что будет в России? Будут ли на наших дорогах по-прежнему ездить «шестёрки», укутанные в ковры? Или же есть игроки на рынке беспилотников, которые смогут сделать РФ такой же технически продвинутой страной с чистым воздухом? Есть и, оказывается, на «Яндексе» всё не заканчивается.

«Яндекс»

Говорят, что, бегущий впереди всех, «Яндекс» может стать монополистом на рынке беспилотного транспорта в России. Эти технологии компания развивает с 2017-го года и уже вложила в разработку 2,2 млрд рублей. В планах компании начать коммерческую эксплуатацию беспилотных машин к 2023 году. Эксперты считают, что капитализация этого направления бизнеса составит 2,6 млрд долларов при условии, что «Яндекс» сконцентрируется только на пассажирских перевозках. А если компания будет развивать беспилотные грузоперевозки, то стоимость бизнеса составит 6,4 млрд долларов. Гоняют беспилотники «Яндекса» на Toyota Prius и Hyundai Sonata 2020.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

«Сбербанк»

«Сбер» долго запрягал, но беспилотное движение начал довольно быстро. В сентябре 2020-го компания создала дочернюю компанию Sber Automotive Technologies (SberAutoTech), а уже в мае 2021-го, о чём мы сообщали на страницах «Эльдоблога», представила «ФЛИП» — полностью автономное и безопасное такси будущего. Причём устройство машины таково, что её можно использовать ещё и для грузоперевозок. Беспилотник активно пользуется и другими проектами «Сбера» — навигацией по сервису 2ГИС, музыкой от «СберЗвука» и видео от онлайн-кинотеатра Okko. Вероятно, «Сбер» и будет биться с «Яндексом» за рынок, который к 2030-му может оцениваться почти в 10 млрд долларов.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

«Старлайн»

Компания Starline — российский разработчик и производитель умного охранно-телематического оборудования для защиты автомобилей, тоже занимается развитием беспилотников. Их проект пока что далёк от захвата рынка и находится в стадии научно-исследовательского проекта. Фирма объединила, как она сама признаётся, лучшие инженерные умы России и мира с целью создания прогрессивных технологий беспилотного вождения. И как, получается, спросите вы? Да потихонечку, наверное, скромно ответят представители «Старлайна», чей автомобиль проходит сертификацию для тестирования в городских условиях. Фирма использует автомобили Skoda с 12 датчиками (камеры, радары, датчики положения, 3D и 2D лидары). Главная задача — научить ИИ работать в суровых условиях русской зимы. Уже сейчас их авто смогли обойти проблемы камер, которые определяли полупрозрачные среды — туман, снег, плотный дождь, как нечто плотное и заставляли машину остановиться.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

МАДИ

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) тоже создал автопарк с беспилотными автомобилями. Ну как автопарк — автопарчик с двумя полностью беспилотными авто марок Hyundai Solaris и Ford Focus II. В апреле беспилотник МАДИ начал «работать» в ГКБ № 1 им. Пирогова. Автомобиль доставляет анализы пациентов между корпусами больницы. Работа не пыльная, но серьёзная и машина с ИИ с ней справляется отлично.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

BaseTrack

Ещё один игрок рынка — BaseTrack — на днях закупил девять грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros 1845. В планах компании, которая сконцентрирована на создании и развитии беспилотных технологий, оснастить грузовики беспилотными технологиями и выпустить на трассу М11 Москва — Петербург для осуществления коммерческих перевозок. В течение пяти лет в машине будет сидеть инженер, который будет следить за работой технологии, но потом грузовики станут полностью автономными. Остается лишь надеяться, что в кабине всё равно будет играть «Високосный год» — «Тихий огонёк».


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

«КАМАЗ»

Как и BaseTrack, КамАЗ планирует в 2024-2025 годах начать доставлять грузы на беспилотных фурах. У компании уже есть план маршрута, но какой — она не говорит. Тестирование беспилотных технологий КамАЗом началось ещё в 2019-м, а сам интерес к этой технологии был выражен фирмой в 2015-м. Машины оснащают сразу несколькими каналами связи, на случай, если кто-то будет их глушить. Участники проекта по разработке беспилотных фур КамАЗа говорят, что машины компании на 50% более безопасны, чем пилотируемые грузовики. Это позволит сократить различные издержки на 10-15% в будущем. На Ралли «Дакар», конечно, КамАЗ по-прежнему будет поставлять своих лучших пилотов, потому что ни один ИИ их не заменит.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

А что за пределами России?

В США, конечно, чаще всего говорят о Tesla. Во многом благодаря Илону Маску, который одну машину в космос запульнёт, в другую Cyberpunk 2077 установит и позволит менять гудок на звук ржущего коня. При этом Tesla — не единственный и самый крупный игрок. Свои технологии активно развивают General Motors — они без испытателей гоняют по Сан-Франциско. А в начале 2021 года компания заключила партнерское соглашение с Microsoft, которая будет заниматься технической базой беспилотных технологий. Также есть такие фирмы как Waymo — один из пионеров в области беспилотных автомобилей, Baidu — IT-гигант из Китая в 2021 уже начал тестирование такси без водителя, а также ряд стартапов и других проектов. Был, например, ещё и Uber, но беспилотник компании насмерть сбил пешехода, поэтому руководство решило продать наработки другой фирме.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Законодательство

Долгое время «Яндекс» и другие компании в России развивали свои технологии практически без оглядки на закон. Потому что регулирования работы автоматизированных авто в РФ на государственном уровне не было. Но в июне 2021 года Минтранс подготовил проект закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (ВАТС). Если его примут, то для беспилотников будут обязательны страховки, техосмотр и функция отключения автоматики.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Правительство часто смотрит на новые технологии с опаской, но на пути развития беспилотных технологий, кажется, не стоит. Беспилотники будут постепенно выходить на дороги без инженера-испытателя в салоне. « Яндекс», как крупный участник рынка, назвал документ «первым шагом в разработке закона, который должен разрешить коммерческую эксплуатацию автомобилей без водителя на территории всей страны».

Также для беспилотных автомобилей планируют установить запретные зоны. Въезд высокоавтоматизированного транспорта будет запрещен в районе Московского кремля, а также вокруг ГУМа и ЦУМа. Уточняется, что окончательно границы таких районов пока (на конец сентября 2021 года) не определены.

Беспилотный транспорт

Беспилотный транспорт – транспортное средство, передвигающееся без экипажа на борту при помощи специальной системы автономного управления.

Такой транспорт может передвигаться по специально выделенным полосам по заранее устанавливаемым маршрутам, либо участвовать в общем движении, будучи оснащенным комплексом датчиков, камер, радаров, и принимающим решения бортовым компьютером.

2. История создания и развития

Началом автоматизации транспорта можно назвать первую половину двадцатого века, когда начались разработки и применение автопилота для самолетов. Беспилотным управление автопилотом нельзя было назвать до 1947 года, пока американский военно-транспортный самолет B-54 не совершил трансатлантический перелет полностью под управлением автопилота, который управлял не только полетом, но также взлетом и посадкой. Применение беспилотного транспорта в авиации до сих пор является наиболее многочисленным, т.к. движение происходит в пространстве с малым количеством препятствий.

По этой же причине применение автопилота является проблемным на дорогах. Исключением можно назвать железные дороги метрополитена. Уже в 1967 году в Лондоне открыли первую автоматизированную линию. В настоящее время метро Копенгагена является полностью беспилотным, где поезда без машинистов сами движутся по линиям и совершают высадку/посадку пассажиров.

Успешным освоением наземных дорог можно назвать сеть автоматического транспорта ULTra, открытую в 2010 году в аэропорту Хитроу. Система рассчитана на перевозку одного или нескольких пассажиров в режиме такси по личным маршрутам, в пределах выделенных полос для движения.

Отдельно стоит уточнить, что с первых дней автоматизации транспорта, в основе лежит безопасность движения. Автопилот всегда имеет возможность быстрого отключения, чтобы пилот, следящий за полетом, мог вмешаться в его работу. Системы Копенгагенского метро и такси ULTra всегда обслуживают несколько человек, следящих за работоспособностью системы, и готовых взять дистанционное управление в свои руки в случае непредвиденной ситуации.

3. Технические характеристики

Изначально транспорт оснащается бортовым компьютером с системой воздействия на элементы управления, который управляет транспортом на основе данных различных датчиков.

Для авиации такими датчиками служат: датчики курса (GPS), крена, тангажа, высоты, скорости, другие самолетные системы, данные наземных станций и многое другое.

Для автомобилей: видеокамеры, датчик LIDAR, радары, GPS.

4. Кейсы применения

В настоящее время происходит активное развитие автоматизации персонального и общественного транспорта, который будет двигаться по дорогам общего пользования. Такие гиганты как Tesla, Google, Uber все ближе к внедрению автоматических автомобилей в нашу жизнь.

Обычные автомобили оснащаются множеством датчиков, камер, радаров и обрабатывающим данные бортовым компьютером, который принимает решения исходя из анализа дорожной ситуации. Такие тесты всегда происходят под наблюдением водителя, а Tesla, внедрившая систему автопилота во все свои автомобили, предупреждает владельца о том, чтобы он следил за работой системы.

Для того, чтобы ознакомиться с решениями в области беспилотного транспорта от ведущих российских поставщиков – свяжитесь с нами по номеру 8 (921) 781 24-49 – звонок, Telegram, Whatsapp или оставьте короткую заявку по ссылке.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

6. Полезные ссылки

Что ждет нас в мире без водителей?

Аналитики из Frost & Sullivan прогнозируют, что к 2025 году 40% автомобилей на дорогах станут беспилотными. Тогда же сократится число водителей, увеличится количество сервисов по каршерингу, а за рулем вместо вождения мы будем листать Инстаграм. Или то, что к 2025 году заменит Инстаграм.

Эксперты Университета Иннополис расскажут, чем хорош беспилотный транспорт, почему этой технологии не стоит бояться, и как она помогает в реальной жизни.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Университет Иннополис специализируется на образовании в области информационных технологий и робототехники. С 2015 года кампус университета располагается в городе Иннополис, Татарстан. Студенты обучаются по 135 курсам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры — «Компьютерные науки», «Робототехника и компьютерное зрение», «Управление разработкой программного обеспечения», «Разработка безопасных систем и сетей и Управление большими данными».

Разработками в области беспилотного транспорта занимается Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники. Одно из направлений — автономные транспортные средства для грузовых и пассажирских перевозок, а также внутрискладской логистики.

Это автомобиль, которому не нужен человек в качестве водителя. Автомобиль передвигается самостоятельно, из точки А в точку Б, благодаря системам автоматического управления, безопасности и взаимодействия с окружающей средой.

Эти системы формируют основы для работы специализированного искусственного интеллекта. Основные элементы оснащения — лидары, радары, камеры, спутниковая система, вычислительный блок и коммуникационное оборудование.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем, Университет Иннополис

Беспилотник способен адекватно оценивать обстановку на дороге, взаимодействовать с пешеходами, велосипедистами и другими автомобилями, соблюдать ПДД. Это делает его полноценным участником дорожного движения

Студент Стэнфорда Джеймс Адамс создает прототип самоуправляемой тележки, известной как “Стэнфордская тележка”. Именно она считается первой беспилотной машиной.

Профессор Эрнст Дикманс, специалист в области робототехники, вместе с командой создает первый полностью автономный автомобиль.

Автомобиль компании Мерседес несколько часов самостоятельно передвигается по Парижу, выполняя на дороге все нужные маневры (поворот, перестроение, обгон).

Компания Google тестирует свои первые робомобили. В реальных условиях и без участия человека автомобиль проехал около 1600 км.

Беспилотник компании Яндекс совершает путешествие из Москвы в Казань, 99% времени водитель не управляет автомобилем. В Иннополисе состоялся запуск первого в Европе беспилотного такси.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Благодаря компании SAE International, которая занимается разработкой стандартов для автомобильной и космической промышленности, выделены 6 уровней автономности в управлении автомобилем

Как развивается технология?


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Водитель управляет рулем, тормозом и газом. Это обычная машина, автоматизация здесь отсутствует.

Автомобиль помогает водителю ускоряться и замедляться в движении. Пример —  система круиз-контроля.

Автомобиль может одновременно контролировать ускорение и торможение, но человек должен следить за ситуацией и быть готовым принять управление. Наличие водителя в автомобиле обязательно. Пример — автомобиль Tesla.

Автомобиль может полностью управлять движением, но в какой-то момент может попросить принять управление на себя. Наличие водителя в салоне также обязательно.

Умеет все то же, что автомобиль на уровне 3, но справляется с более сложными дорожными ситуациями. Водитель может не участвовать в управлении автомобилем, но если авто не сможет принять решение, как вести себя на дороге, оно самостоятельно припаркуется на обочине.

Не требуется наличие человека в салоне и участие в управлении автомобилем. Полная автономность. Машина сама принимает решение в любой ситуации, руль может отсутствовать.

Полная автономия – то, к чему стремится развитие беспилотного транспорта. Но для автомобилей с полной автоматизацией управления требуется специальная дорожная инфраструктура

Инфраструктура для беспилотных автомобилей

Одновременно с технологическими испытаниями идет доработка правовой базы и инфраструктуры дорог, необходимой для запуска массового использования беспилотников. К 2022 году должны быть подготовлены изменения в ПДД, учитывающие наличие на дорогах беспилотных автомобилей. Две крупные федеральные трассы — М7 Волга и М4 Дон  – получат статус транзитных, что необходимо для движения по ним беспилотников.

занимает Россия в рейтинге готовности стран к использованию автономного транспорта (всего в рейтинг попали 25 из 197 стран мира)

А как приспособить дороги для автономного транспорта? Идеальный, но долгий и дорогостоящий вариант — организовать для беспилотников выделенные участки дорог, оснастить обочины специальными датчиками и цифровыми дорожными знаками. Следующий шаг — объединить в единую систему все пилотируемые и беспилотные транспортные средства, чтобы они могли сообщаться друг с другом. Такая обновленная инфраструктура потребует больших вложений и скоростного развития технологий, как минимум, перехода на 5G интернет, что в нашей стране пока тестируется в рамках одной лишь Москвы.

Есть несколько основных вопросов, которые волнуют людей в отношении беспилотного транспорта.

Не опасно ли полагаться на искусственный интеллект?

Можно ли ездить в беспилотнике, не имея навыков вождения?

Эксперты Университета Иннополис отвечают на часто задаваемые вопросы.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Руководитель Лаборатории автономных транспортных систем, PhD, кандидат технических наук

Инженер-исследователь Лаборатории автономных транспортных систем

Сейчас разработчики опираются на существующие реалии и адаптируют к ним беспилотный транспорт — автомобиль различает дорожные знаки, видит препятствия, пешеходов, а передвигается на основании карт и с помощью спутниковой навигации. Такой сценарий развития кажется разработчикам наиболее успешным — не придется ждать когда в стране появится цифровая инфраструктура дорог.

Беспилотный транспорт может двигаться и без инфраструктуры. Но люди же не просто так создали светофоры, они могли бы ездить и без них, но к чему бы это привело? К большему количеству аварий и пробок. Дорожная инфраструктура облегчает движение как обычных автомобилей, так и беспилотных. Будет специальная инфраструктура —мы облегчим и ускорим движение, повысим уровень безопасности.

Руководитель Центра управления и обеспечения безопасности движения АО «НИИАС» (ОАО «РЖД»)

Безопасен ли беспилотный транспорт?

Беспилотник безопаснее обычного автомобиля, которым управляет человек. Он обладает огромным набором данных и способен обрабатывать их в разы быстрее, чем человеческий мозг. Скорость реакции беспилотника на внешние воздействия — до 140 миллисекунд, тогда как у человека — от 400 до 600 миллисекунд. Но главное преимущество беспилотника — отсутствие человеческого фактора. Скажем так, он не станет лезть в потенциально опасные ситуации, чтобы сократить дорогу или сэкономить время. О, ну и он всегда помнит о правилах дорожного движения. Невозможно представить себе беспилотный автомобиль, который пытается уехать от сотрудников ГИБДД, проехать по обочине в пробке или развернуться через двойную сплошную.

Можно ли оставить в беспилотном автомобиле ребенка, пожилого человека или человека без навыков вождения?

На данный момент и уровень автоматизации беспилотных авто, и законодательство РФ говорит нам, что нельзя. Сейчас по дорогам ездят беспилотники уровня 2 (например, Tesla) — в них обязательно должен быть водитель и в случае необходимости он принимает на себя управление. По закону за рулем любого автомобиля на дороге должен находиться человек. В будущем, когда правовая база будет заточена и под беспилотники тоже, они смогут передвигаться только с пассажирами. А пока такой возможности нет. Однако с технологической точки зрения, автомобили четвертого уровня уже существуют и проходят тестирование.

Социальный аспект: с развитием беспилотных технологий водители такси, пассажирского и грузового могут остаться без работы. Как к этому относятся разработчики?

Работа водителя, который по 12 часов без перерыва находится за рулем и перевозит грузы и пассажиров, — это крайне тяжелый труд. Долгое пребывание водителей за рулем провоцирует возникновение дорожных инцидентов. Меня радует, что технология беспилотного вождения даст водителям возможность заняться чем-то менее опасным для здоровья, увеличит общую безопасность, повысит пропускную способность существующей дорожной сети. Тем более впереди еще долгие годы разработок и постепенного внедрения, когда водители смогут быть операторами беспилотного транспорта, помогать в тестировании и перевозках, но при этом не должны будут держаться за руль. Я надеюсь, что произойдет плавная переквалификация людей-водителей в людей-операторов беспилотных транспортных средств.

Где применяются беспилотные технологии?

Беспилотный транспорт может увеличить эффективность и снизить себестоимость грузовых перевозок. В основном это произойдет за счет отсутствия водителей в каждой фуре – беспилотные автомобили способны образовывать автономные колонны для перевозки грузов, где водитель-пилот будет находиться только в головной машине. Также эффективность может быть увеличена за счет снижения аварийности и количества простоев, ведь беспилотнику не нужен отдых.

На 2020 год запланированы испытания грузовых беспилотных автомобилей на трассе М-11 Москва – Петербург. Предполагается, что автомобили будут двигаться по специально выделенным полосам. Грузовые беспилотные перевозки также будут внедряться на железных дорогах.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

Беспилотный транспорт способен автономно транспортировать и штабелировать грузы, при этом такое устройство легко интегрируется в существующую складскую IT-инфраструктуру. Использование небольших и маневренных беспилотников особенно помогает в узких складских проходах, где обычный штабелер просто не развернется.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

В Иннополисе и Сколково существуют специальные беспилотные зоны, где проводятся тестирования автономных автомобилей. Университет Иннополис обкатывает собственный беспилотник, приспособленный к существующей инфраструктуре дорог. Помимо городских условий, он хорошо приспособлен для передвижения по бездорожью.

Здесь же в Иннополисе машины Яндекса «работают» автономными такси. А в Европе существуют автоматизированные линии метро, где состав перемещается по заданному маршруту и отсутствует кабина водителя как таковая. В будущем в России появятся беспилотные железнодорожные составы и маршрутные автобусы. Р ЖД уже проводились испытания беспилотной «Ласточки», также есть проект Matrёshka — прототип беспилотного автобуса.


КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕОБРАЗУЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩЕГО

согласны стать пассажирами беспилотного автомобиля

Тестирование беспилотного транспорта Университета Иннополис

Университет Иннополис разрабатывает отраслевые решения для пассажирских и грузовых перевозок, внутрискладской логистики

Кто создает беспилотные автомобили?

Создание беспилотников — командная работа. В разработках участвуют IT-инженеры, автомеханики, специалисты по математическому моделированию и электронике. В Университете Иннополис эти профессионалы образуют Лабораторию автономных транспортных систем в Центре технологий компонентов робототехники и мехатроники.

Образовательные программы Университета Иннополис позволяют начать изучение робототехники и беспилотников на разных этапах жизни. Можно быть школьником, студентом или практикующим специалистом — подобрать свой вариант обучения сможет каждый.

Ученики 4−11 классов обучаются в Университете Иннополис IT – технологиям, готовятся к олимпиадам и поступлению в IT-вузы. Основные направления подготовки: — Робототехника— Информатика — Математика— Информационная безопасность

Ребята попадают в дружественную среду, где сверстники объединены любимым делом, имеют общие интересы и цели. С помощью довузовской подготовки ребенок может увидеть свой потенциал в IT и построить планы на профессиональное будущее.

Вариант для тех, кто уже выбрал обучение и карьеру в сфере IT. Старшеклассники поступают в Университет Иннополис на факультет Информатика и вычислительная техника.

Первые 2 года студенты получают общее компьютерное образование, а на третьем курсе выбирают будущую специальность — разработку ПО, работу с большими данными или робототехнику. Если студент заинтересован в разработке беспилотных транспортных средств, он выбирает направление «Робототехника».

Попасть в университет можно не только после школы. Для тех, кто уже имеет опыт работы в IT, существует магистратура. Там проходят переподготовку и повышают свою квалификацию по направлениям: — Управление разработкой ПО— Разработка безопасных систем и сетей— Управление большими данными — Робототехника и компьютерное зрение

Магистратура – возможность для IT-специалиста сменить профиль, получить новую передовую профессию и повысить свой рейтинг на рынке кадров.

Так зачем же нам нужен беспилотный транспорт?

Беспилотный КАМАЗ Университета Иннополис

Автомобиль может передвигаться по бездорожью без точных карт, сложные датчики на борту предсказывают дальнейшее движение. Технология найдет применение в логистике, транспортной инфраструктуре, промышленности.

Подпишитесь, чтобы быть в курсе наших публикаций

Спецпроект о беспилотных транспортных системах подготовлен командой Университета Иннополис

Уровень 0. Никакой автоматизации, водитель выполняет всю работу.

Уровень 1, «hands on», «помощь водителю». Водитель и система вместе управляют автомобилем. Пример: водитель рулит, а система регулирует мощность двигателя, сохраняя заданную скорость (круиз-контроль) или регулирует мощность двигателя и управляет тормозом, сохраняя заданную скорость, а при необходимости снижая, чтобы соблюдать дистанцию (адаптивный круиз-контроль). Другим примером является , когда скорость определяется водителем, а руление автоматическое.

Уровень 2, «hands off», «частичная автоматизация». Система полностью управляет автомобилем, осуществляя ускорение, торможение и рулёжку. Водитель следит за ездой и готов вмешаться в любой момент, если система не может правильно отреагировать. Несмотря на название «hands off», такие системы часто требуют от водителя держать руки на руле, как подтверждение готовности вмешаться.

Уровень 3, «eyes off», «условная автоматизация». От водителя не требуется немедленной реакции. Он может, например, писать сообщения или смотреть фильм. Система сама реагирует на ситуации, требующие немедленных действий, таких как экстренное торможение. От водителя требуется готовность вмешаться в течение какого-то ограниченного времени, определённого производителем.

Уровень 4, «mind off», «широкая автоматизация». Отличается от уровня 3 тем, что от водителя не требуется постоянного внимания. Например, он может лечь спать или покинуть место водителя. Полностью автоматическое вождение осуществляется лишь в некоторых пространственных областях (геозонах) или в некоторых ситуациях, например, в пробках. Вне таких мест или ситуаций система способна прекратить вождение и припарковать машину, если водитель не взял управление на себя.

Уровень 5, «steering wheel optional», «полная автоматизация». Никакого человеческого вмешательства не требуется.

Радиоуправляемый автомобиль. Дейтон, штат Огайо, 1921 год.

С 1942 года немцы использовали гусеничные самоходные мины «Голиаф». « Голиаф» — это небольшое гусеничное транспортное средство, несущее 60 кг взрывчатки и управляемое оператором через кабельную линию связи. Его прототипом послужил миниатюрный французский гусеничный транспорт, обнаруженный немцами после разгрома Франции в 1940 году. Большая стоимость, низкая скорость, зависимость от кабеля для управления и слабая защита от оружия обусловили недостаточную эффективность Голиафа.

Первые заметные работы по разработке мобильных роботов берут начало в 1960-х годах. В результате исследований DARPA был создан робот Shakey. Shakey располагался на колесной платформе и был оснащен телекамерой, датчиками и компьютером, которые вместе обеспечивали управление навигационными задачами для перемещения деревянных блоков по команде оператора.

За несколько лет до событий на Чернобыльской атомной электростанции в производственном объединении «Сибцветметавтоматика», в Красноярске под руководством Михаила Царегородцева разрабатывалась радиоуправляемая автоматическая система для тракторов-бульдозеров, её готовили для использования при производстве работ в опасных условиях, чтобы не подвергать опасности жизнь человека при разработке горных выработок и строительстве тоннелей, сопряженных с возможными обрушениями породы, в том числе, предполагались и другие случаи для её применения. И такой трагический случай наступил в Союзе ССР произошла авария на ЧАЭС. Инженеры и специалисты производственного объединения «Сибцветметавтоматики» одними из первых выехали в Чернобыль. А с Челябинского тракторного завода в зону бедствия были отправлены бульдозеры. Специалисты «Сибцветметавтоматики» в кратчайшие сроки времени оборудовали семь тяжёлых бульдозеров марки ДЭТ-250 системой радиоуправления, что позволило производить расчистку зараженной территории вокруг ЧАЭС в местах с высокой радиацией без участия тракторист-машинистов.

Обычно устанавливаемые датчики:

Некоторые системы полагаются на инфраструктурные системы (например, встроенные в дорогу или около неё), но более продвинутые технологии способны передвигаться автономно в тех же условиях, что и человек, принимая решения об изменении положении руля и скорости на основе данных с сенсоров.

Тестирование беспилотных автомобилей происходит в различных режимах, которые можно разделить на три основные группы:

На данный момент одним из способов оценить готовность технологии являются примеры её применения для бизнеса, в частности в сервисах роботакси. Дополнительным способом оценки может являться степень участия человека в управлении автомобилем роботакси:

На данный момент публично доступные сервисы роботакси есть у следующих компаний:

Транспорт может управляться удаленно оператором или иметь автономное поведение, также возможно комбинированное управление, когда оператор может вмешаться в автономное поведение.

Guardium используется силами израильских сил обороны для участия в операциях по охране границ.

Робот компании Boston Dynamics разрабатывался как переносчик груза, способный пересекать сложную местность

Роботы Foster-Miller TALON SWORDS оборудованы оружием

БНТС «Леопард Б» компании EuroLink Systems.

Автономный БНТС — это по сути автономный робот, работающий без вмешательства человека, на основе технологий искусственного интеллекта. На основе сигналов датчиков автомобиль формирует понимание окружающей среды, которое затем используется алгоритмами управления для определения действий машины в контексте поставленной задачи. Таким образом, отпадает необходимость в операторе, надзирающим за действиями машины.

Полностью автономный робот способен:

Робот также может самообучаться. Автономное обучение включает в себя способность:

Одним из критических аспектов, которые следует учитывать при разработке вооруженных автономных машин, является различение комбатантов и гражданских лиц. Его неправильная реализация может быть губительной. Это особенно верно в современную эпоху, когда комбатанты во избежание обнаружения часто намеренно маскируются под гражданских. Даже если робот будет распознавать комбатантов с точностью 99 %, количество гражданских потерь может быть катастрофическим. Поэтому отправка полностью автономных машин в настоящий бой маловероятна, по крайней мере, пока не будет разработано удовлетворительное решение.

Гражданские и коммерческие программы

Автономные автомобили Navlab. NavLab 1 (крайний слева) разрабатывался с 1984 по 1986 гг. Navlab 5 (крайний справа), законченный в 1995 году, стал первым автомобилем, который автономно проехал от одного побережья США до другого.

Коммерческие проекты в настоящее время

Также есть несколько крупных программ по разработке беспилотного автомобиля, включая программу Европейской Комиссии с бюджетом в 800 млн евро, программу 2getthere в Нидерландах, исследовательскую программу ARGO в Италии, соревнование DARPA Grand Challenge в США.

Основная статья: Waymo

В декабре 2016 проект был выделен в отдельную компанию Waymo, дочернюю компанию Alphabet.

Aptiv (ранее Delphi Automotive)

В сентябре 2019 года власти Шанхая выдали первые в стране разрешения на осуществление пассажирских поездок в автономных автомобилях, что стало одним из шагов Китая по ускорению коммерциализации автономного вождения.

Беспилотные автомобили Яндекса

Беспилотные автомобили СтарЛайн

СтарЛайн — российский разработчик систем безопасности для автомобилей, головной офис которого находится в Санкт-Петербурге. Компания разрабатывает собственный беспилотный автомобиль с 2016 года. В качестве платформы для испытания разрабатываемых алгоритмов компания использует автомобиль Skoda Superb.

Преимущества и недостатки

Автомобиль СберАвтоТех проходит испытания вечером в 2022 году.

Про урокцифры:  ВИДЕОУРОК НЕТ ВХОД УЧЕНИКА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *