Урок с элементами мастерской «Арифметика чувств» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)
На доске – коллаж «В мастерской художника слова», состоящий из портрета И. Бунина, иллюстраций художников к рассказу, иллюстраций, сделанных самими учащимися; словарик литературоведческих терминов и «психологической лексики». На столах учащихся – словари: «Толковый словарь русского языка», «Словарь литературоведческих терминов».
Эпиграф к уроку:
Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике.
Обращаюсь к классу:
– На доске записана тема: «Арифметика чувств». Не кажется ли вам это сочетание странным? – Какие ассоциации возникают при слове арифметика? Арифметика – это учение о числах, обозначаемых цифрами, и о действиях над ними. Ответы учеников записываю на доске, они как бы обрамляют слово «Арифметика».
Учитель: Необычайное начало. А в чём его необычайность? Ответ: Рассказ от первого лица. Рассказчик одновременно является героем.
Учитель: К кому обращается рассказчик, говоря «ты»? (Ты главный герой рассказа)
– Мы становимся свидетелями чьего либо объяснения, оправдания. Взрослый человек что-то хочет объяснить, в чём-то оправдаться. Поэтому рассказ по форме представляет исповедь, монолог. Почему произошёл конфликт между дядей и племянником? Послушаем диалог из II главы.
Ответы: Мальчику хотелось поскорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел показать ему их. Дядя не хочет себя тревожить: «Уж очень не хотелось мне идти в город». А чтобы оправдать свою лень, он ссылается на мудрое правило: вредно баловать детей.
Учитель: Бунин разбил рассказ на отдельные главки, и каждая должна стать для нас ступенькой на пути понимания происходящего. В этом нам поможет лексика, передающая внутренние и внешние прявления героев рассказа.
Учитель: Ребята, дома вы изучали текст рассказа и выбрали слова и выражения, передающие психологические реакции героев на ссору.
– Разграничим примеры выражения в слове поведения дяди после ссоры на те, которые показывают проявления и состояния внутреннего и внешнего плана.
Учитель: Очень важны для понимания характера дяди диалога. Необычны в рассказе воображаемые диалоги, имеющие обобщенную, философскую направленность. – Обратимся к самому глубокому из них, который подводит нас к пониманию основной мысли рассказа, авторской позиции.
Чтение ученицы (от слов «Счастье, счастье! До слов «И ты смирился»).
Работа со 2-й группой
Ответы: дерзкое, отчаянное, бурное поведение ребенка стало следствием отказа дяди удовлетворить просьбу немедленно.
Учитель: Какое представление о характере мальчика дает его поведение?
Ответы: характер нетерпеливый, даже эгоистичный и в чем-то агрессивный.
Учитель: Ребята, качества характера мальчика проявляются по-детски непосредственно и в то же время оскорбительно для окружающих.
– Как же воспринимают окружающие, как понимают реакцию мальчика?
Ответы: для близких мальчика его вызывающее поведение – это, прежде всего «страдание» от первого удара судьбы, который всегда тем сильнее, чем «пленительнее мечта».
Учитель: Взрослые дают ребенку перестрадать свое горе. Почему?
Работа 3-й группы.
Вывод: реакция мамы, пытающейся быть беспристрастной, почти однозначна: не следует потакать ребенку.
Учитель: Реакция бабушки иная. Какова она? Какие художественные детали помогают раскрыть ее?
– Каким образом она пытается устранить конфликт?
Учитель: прочитаем выборочно диалог бабушки и внука, предварительно проанализировав ремарки (конец V – нач. VI глав)
Ответы: бабушка мудра, терпелива. Натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела сдержать себя (чего нельзя сказать о дяде), погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к примирению.
Учитель: Можно ли считать, что, смиряя внука, бабушка прибегает к запрещенному приему? Проанализируйте ее последний аргумент в споре с мальчиком: » – А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал туда-сюда. А цифры? Ведь уже этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте». – По какой «самой чувствительной струне» сердца мальчика ударила бабушка? Какой жизненный урок преподнесла она ребенку? Самая чувствительная струна – желание мальчика познакомиться немедленно с цифрами. Огромное желание мальчика Бунин подчеркивает странным словом – алкать (сильно хотеть, жаждать чего-то, стремиться силою воли).
VII. Коллективный анализ VII главы
Учитель: Выделите слова и обороты, передающие психическое состояние дяди и племянника после заключения мира. – Как же осуществляется героями переход к миру и согласию? – Кому из них труднее дается быстрая смена настроения? Почему?
– Что значит слово деликатный? Обратимся к толковому словарю (Нежный, тонкий, хрупкий, мягкий). – Что дает такое противопоставление для понимания характеров взрослого и ребенка?
Ответы: у взрослых труднее происходит смена настроений, они менее естественны в проявлении своих чувств, для них характерны нарочитость, «сделанность» форм поведения, маска «очень умного дяди».
Учитель: Но монолог героя вовсе не требует сиюминутного речевого отклика, хотя в нем есть вопросы, адресованные племяннику, перед которым и винится герой-рассказчик, и реплики-вопросы Жени, слушающего исповедь.
Подведение итогов анализа текста
– Что является главным в рассказе? – Каковы взаимоотношения взрослых и детей? Что должно лежать в их основе.
Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам построить собственное размышление об одной из ваших ссор, придумайте название. Если хотите, придерживайтесь плана.
Чтение нескольких работ
ХII. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, а какие жизненные уроки извлекли вы из нашего урока? Да, ребята! Так должны поступать все: уважать, стараться понять, простить. Тогда можно избежать ссоры, обиды, непонимания.
Конспект урока по рассказу Бунина «Цифры»
Конспект урока по рассказу И. Бунина “ Цифры ”
Какая мука наше писательское ремесло.
А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,
которой определяется всё последующее.
На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.
Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.
Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа « Цифры » попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребёнком. (Учитель обращает внимание детей на записанные на доске вопросы-задачи
— Чем необычен этот рассказ?
(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя
— По какой схеме строится повествование?
Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения)
— Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика)
— Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)
— О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте)
— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой
— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание
— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием
— Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?
Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.
(В ходе работы и появляется следующая запись
Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.
— Обратите внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?
Ссора в обобщённом виде
Где, когда, с кем, почему произошёл случай?
(Взгляд в прошлое — ретроспектива
Глава 1 + лирическое отступление
Какой след оставил случай?
Чему научил? (Осмысление прошлого
(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта
— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”
— Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста. Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением
— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт
— А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость
— Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе
— Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти
— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе
— Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости
— Какие главные выводы мы можем сделать?
Учитель помогает детям сформулировать выводы и записать их в тетрадь. В результате совместной работы появляется следующая запись:
Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.
Урок литературы в 7 классе
План- конспект урока литературы в 7 классе «Цифры» И. Бунин. Программа В. Коровиной
Содержимое разработки
Урок литературы в 7 классе по теме «И. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье»
Тема «И. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье».
познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Бунина, помочь понять идейное содержание рассказа «Цифры»;
развивать критическое мышление, речь, умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения, психологически мотивировать их поступки;
воспитывать творческую, мыслящую, толерантную личность, желание понимать других людей, делать добро, умение ценить и любить близких людей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Клоуз-тесты (устно, коллективно).
Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского писателя И. Бунина. Перед Вами его портрет. Что можно сказать об этом человеке на первый взгляд? (Ответы детей: интеллигентен, имеет хороший вкус, образован, проникновенный взгляд, умен, рассудителен, спокоен).
Сообщение учащимся биографической справки о писателе (задание дано заранее, индивидуально).
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.
Детство и образование писателя
Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.
Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.
) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).
Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.
Жизнь в эмиграции и смерть
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».
Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. Чехова, но работа так и осталась незаконченной
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина.
Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.
Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить
Составление ассоциирования к жизни и творчеству И. Бунина (письменно на доске, коллективно, запись в тетради).
Обладатель двух Пушкинских премий;
Почетный академик Петербургской академии наук;
Писал о жизненно важных проблемах;
Эмигрировал из страны;
Лауреат Нобелевской премии;
Похоронен в Париже.
В центре нашего внимания сегодня рассказ Бунина «Цифры». Написан он был в 1906 году. А говорить мы сегодня будем с вами о сложности взаимоотношений взрослых и детей. На сегодняшний урок вы прочитали этот рассказ. Скажите, какие чувства у вас возникли после прочтения произведения?
По жанру это рассказ. Назовите признаки рассказа в этом произведении.
От чьего имени ведется повествование? (исповедь дяди)
Кто главные герои? (дядя и Женя)
Как можно охарактеризовать ситуацию, которая возникла между дядей и Женей? (конфликт)
А какие взаимоотношения были между ними до этого конфликта? Докажите.
Из-за чего возник конфликт? (На просьбу Жени дядя ответил отказом. Женя хотел, чтобы ему купили книги, карандаши, бумагу. Хотел выучить цифры, но дядя отказал ему, не захотел, еще и обманул, сказав, что сегодня «царский день» и все закрыто. 9-10).
А почему дядя обманул Женю? (Просто не захотел идти в город, не было настроения объяснять значение цифр).
Как меняется поведение Жени с этого момента? Почему?
А как относится к сложившейся ситуации мама и бабушка? На чьей они стороне? Почему? (Они на стороне дяди, не вмешиваются. Они же взрослые и считают, что Женя должен извиниться первым).
Как реагирует дядя на непослушание Жени? (Все больше раздражается).
Кто же из членов семьи и каким образом сыграл решающую роль в разрешении конфликта? (Бабушка, глава 6 с. 14-15). (Выразительное чтение отрывка до слов «Ты был побежден, смирился»).
Так кто же все-таки оказался нравственно мудрее в этом конфликте? Кто сделал первый шаг к примирению? (Женя, он попросил у дяди прощения).
Давайте прочитаем отрывок из 7 главы (с. 16-17 до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»). Что хотел сказать автор, описывая этот момент?
Кажется, все уже хорошо, конфликт улажен, но почему же дядя через много лет помнит эту ссору в подробностях, исповедуется перед племянником? (Совесть мучает, на душе – тяжесть; понимает, что ссора возникла из-за него, что он омрачил малышу радость, доставил страдания и себе, и ему, и другим близким людям).
Работа в парах (задания на карточках).
Запишите, используя глаголы, как вели себя дядя и Женя во время конфликта.
Дядя – отказал, обманул, обидел, стал причиной конфликта, проявил эгоизм, заставил страдать, был раздражен, не готов мириться, чувствовал вину.
Работа в группах (задание для группы на карточках).
I группа. Охарактеризуйте, какие эмоции испытывали дядя и Жена во время конфликта? (гнев, печаль, презрение, смущение, вину – все отрицательные).
II группа. Можно ли было избежать конфликта? Каким образом?
IV группа. Раскройте главную идею рассказа. (Детей нужно воспитывать лаской, добротой, а не навязывать своих взглядов).
V группа. Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
Сегодня вы приготовили иллюстрации на тему «Моя семья». На них вы нарисовали, какой вы видите свою семью. Давайте обратимся к вашим рисункам (обсуждение иллюстраций учащихся, краткие рассказы учащихся об отношениях в их семьях).
Проблемные вопросы (устно, коллективно):
Так как же должны вести себя взрослые и дети, чтобы избежать конфликтных ситуаций в жизни?
Какие жизненные уроки извлекли для себя из рассказа?
Нужно уважать желания другого человека.
Чаще стараться радовать близких, когда можешь.
Уметь сделать первым шаг навстречу.
Стараться избежать ссоры.
Написать синквейн к персонажам рассказа (2-3).
Подготовиться к внеклассному чтению, прочитать рассказы «Лапти», «В деревне».
* Учебник с. 18 выполнить творческое задание.
Урок литературы в 7 классе И. Бунин «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей.
специалист в области арт-терапии
ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС.
ТЕМА: И. Бунин «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей.
ТИП: урок – размышление.
ЦЕЛИ: познавательные: научить анализировать художественное произведение, познакомить с лексическим значением слов «деликатный» и «алкать», рассмотреть мастерство Бунина – писателя, его тонкое чувство родного языка,
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать прочитанное, развитие мыслительной деятельности учащихся,
воспитательные: любви, уважения к окружающим, подготовка к взрослому будущему: помнить о внутреннем мире детей.
Вступительное слово учителя.
На доске эпиграф: «Вернутся ли когда- нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» Л. Толстой «Детство».
На листах словарные слова:
Алкать – (лат. ) сильно желать чего – нибудь.
1 ЭТАП. Орг. момент. Запись темы. Объявление целей.
2 ЭТАП. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы узнали об особенностях творчества Бунина, о его мастерстве, о его тонком чувстве родного языка. Тема нашего сегодняшнего урока : «Сложность взаимоотношений взрослых и детей». Для эпиграфа урока я взяла слова из повести Л. Толстого «Детство», которую мы прочитали недавно: «Вернутся ли когда – нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?» Л. Толстой «Детство».
Дома вы прочитали рассказ «Цифры». Помните мои рекомендации, сделанные на предыдущем уроке?
(Не стоит читать Бунина «залпом», «запоем»: впечатление от его искусного владения словом рождается не количеством, а глубиной и обстоятельностью прочтения
— Итак, все прочитали рассказ?
— Понравился вам рассказ?
— Обратимся к первым строчкам. От первой фразы многое зависит. Бунин говорил: « Да, первая фраза имеет решающее значение. Она определяет звучание всего произведения».
— В чем необычность такого начала? От чьего лица ведется повествование?
(от первого лица, дядя обращается к племяннику, окунаясь в воспоминания прошлого).
— Мы привыкли к повествованию от третьего лица. Новая прозаическая манера Бунина – изменение формы повествования от третьего лица к первому обновило всю его прозу.
(В повествовании от первого лица больше эмоциональности, напряженности, интимности, герои рассказа становятся нам ближе, мы словно читаем исповедь их души)
— Обратите внимание, какое местоимение встречается в каждом предложении первой части и в первом предложении каждой части?
— Как вы думаете, почему в этом рассказе от первого лица постоянно слышится «ты»?
( возникает ощущение, что автор обращается к каждому из нас)
-Чего он этим добивается? Что мы должны сделать?
( вспомнить себя детьми того же возраста, что и этот мальчик)
— Прочитав первую главу, что вы можете сказать о взаимоотношениях дяди и мальчика?
— Какие слова и замечания дяди, обращенные к ребенку, особенно ярко передают его любовь?
( «мой дорогой», «нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем» и др
— А Женя почему именно дядю просит научить писать цифры?
(потому что он тоже очень любит дядю и даже боготворит его: дядя приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат дядиным словам и поступкам)
— Почему произошел конфликт?
— Давайте откроем начало 2- ой части и еще раз прочитаем. ( стр. 188)
— Чем вызвана просьба мальчика?
(он мечтает познать мир: научиться читать, писать цифры)
— Почему же дядя не пошел навстречу Жене?
(он говорит: « Уж очень не хотелось мне идти в город»)
— Итак, добрые отношения нарушены. Кто же виноват в этом?
— Как, спустя годы, оценивает свой поступок дядя?( 2- ая часть стр. 189)
Какой поступок мальчика вывел дядю из себя?
(топал ногами и пронзительно кричал)
— Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный и невоспитанный ребенок, или же есть какое-то объяснение его поведению?
— А дядя? Как он повел себя?
( сделал вид, что не замечает)
«в бешенстве вскочил со стула»;
«дернул тебя за руку»;
«с наслаждением шлепнул»;
«вытолкнув из комнаты».
«в твоей переполненной жизнью душе»;
«сам господь бог улыбнулся бы при этом крике»;
«растерянно крикнул ты еще раз».
— Какой можно сделать вывод, глядя на таблицу? Что на самом деле чувствовал дядя, шлепая и выталкивая мальчика за дверь?
— А как ведут себя мама и бабушка?
— Значит, что можно сказать об отношении взрослых к плачущему ребенку?
(им жаль ребенка, но они это скрывают)
— Оказывается, соблюдение правил для них важнее и дороже порывов собственного сердца.
— В чем необычность начала 5-ой части?
-О чем говорит эта фраза?
(что мальчик не помнит этой ссоры)
— А почему мальчик не помнит этой ссоры?
(он очень любил своего дядю и не мог держать на него зла, его не мучает совесть, он ни в чем не виноват)
— Начало 6-ой части по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев(они проявляются в описании вечера ссоры). Какими?
(стекла окон синие-синие, в детской сумрачно и грустно, огня не зажигали)
— Прочитайте по ролям эту часть.
— Что мы узнали о главном герое, о прошлом дяди?
— Докажем правоту нашего эпиграфа. Как этот конфликт отразился на дальнейшем поведении Жени?
(самолюбие было сломлено. Ты был побежден. И ты смирился
— Обратите внимание на предложение в начале той же 6-ой главы: «Эти коробочки мучили меня». Почему ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого так, как эти пустые коробочки от спичек, которые передвигал мальчик, сидя на полу?
(эти коробочки- символ беспомощности, незащищенности)
— Кто же первым пошел на примирение?
— ЧТЕНИЕ НАЧАЛА 7-ОЙ ГЛАВЫ ПО РОЛЯМ.
— Какое слово находит Бунин, говоря о желании мальчика?
(АЛКАТЬ-значение смотрим на доске)
— Каким становится мальчик?
(ДЕЛИКАТНЫМ, нежным, хрупким, тонким, вежливым в общении)
— А вы часто употребляете слово ДЕЛИКАТНЫЙ? При каких обстоятельствах?
— Какая сцена показывает. Что герои раскаялись, рады примирению и простили друг друга?
— Что, по-вашему, во всей этой истории самое горькое?
(мальчик был побежден, сломлен. Он смирился, признал вину, хотя ни в чем не был виноват)
— В тот вечер дядя научил мальчика писать цифры. Асам он получил какой-либо урок?
(он как будто извиняется за то, что был слишком строг)
— Напишите сочинение- миниатюру из 5-6 предложений, отвечая на вопрос:
— Какие чувства возникли у вас при чтении рассказа? Над чем задумались?
(надо любить людей, стараться их понять. Взрослые иногда не видят в ребенке человека и ведут себя властно. Дети тоже люди, и у них есть свои желания и чувства)
Чтение 2-3 работ учащихся.
Бунин предлагает взрослым быть с детьми внимательнее, уважать их мнение. Но и не только взрослые должны понимать детей, но и дети взрослых. Тогда не будет ссор, обид, непонимания.
Этим рассказом Бунин вводит читателя в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Рассказ учит уважительно относиться к чужому мнению.
Вернемся к эпиграфу.
Мир детства иногда предстает как нечто особенное. Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он еще не ведает лжи. Клеветы, притворства. Он чист душой.
Наш сегодняшний урок я бы хотела назвать уроком на взрослое будущее. И очень надеюсь, что вы сделали для себя выводы на взрослое будущее.
— Какое название дали бы вы нашему уроку?
— Было ли что-нибудь подобное в вашей жизни?
ИТОГИ. Домашнее задание: чтение рассказа Чехова «Хамелеон».
Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу И. Бунина «Цифры».
Конспект урока литературы по рассказу И. Бунина «Цифры». Технология проблемного обучения, здоровьесбережения, интегрированный урок.
Просмотр содержимого документа «Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу И. Бунина «Цифры»
Урок по литературе в 7 классе
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953).
Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в Рассказе «ЦИФРЫ»
Цели: познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, определить темы творчества; ознакомить с содержание рассказа «Цифры», его проблематикой; формировать умение оценивать героев по их поступкам определять отношение рассказчика к героям и событиям; выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица; развивать логическое мышление, связную речь, умение выделять главное и второстепенное; воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту и отзывчивость.
Оборудование: портрет И. Бунина; электронная презентация.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение, презентация.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся на основе домашнего задания
Прослушивание выразительного чтения (2-3 чел. ) стихотворений Бунина о природе.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: «Ребята! Мы только что изучили произведение Л. Толстого «Детство». И мы наблюдали с вами, как сложен мир ребенка, как непросто порой складываются отношения между ребенком и взрослым из-за взаимного непонимания, и как помогают справиться с трудностями взаимоотношений любовь и доброта.
-Что означает слово «конфликт»?
-Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?
-Что нужно для конфликта?
-Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?
Обратимся к рассказу И. Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.
Работа над темой урока.
А) Слово учителя об И. Бунине с использованием электронной презентации.
Б) Чтение рассказа учениками вслух, с остановками и комментированием учениками по вопросам учителя.
В) Беседа с элементами анализа и записью литературоведческих понятий.
— Почему рассказ называется «Цифры»? (Ребенок мечтает научиться писать цифры, просит дядю научить его, дядя отказывает, из этого получился конфликт).
— Чем необычен этот рассказ? (Повествование ведется от первого лица – героя-повествователя).
— К кому все время обращается герой-рассказчик (дядя)? (К своему племяннику, которого он так обидел своим отказом).
— Почему автор построил свое повествование по схеме «Я (дядя) – ты (мальчик)»? (Важно показать, что творится в душе взрослого и ребенка).
— Каким терминов в литературе называется углубленное изображение душевных переживаний? (Психологизм).
— О чем этот рассказ? (О ссоре, о конфликте).
— Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке? (С просьбы ребенка научить его рисовать цифры и отказа взрослого в помощи ребенку).
— Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).
— Прочитайте, что сказано о ссоре в 1 главе. Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.
— Прочитайте описание того, как плачет мальчик и как взрослые реагируют на его плач. Как автор передает чувства ребенка и взрослых? (Ребенок страдает от несправедливости и одиночества, а взрослые тоже страдают, но считают, что уступка ребенку будет баловать его, поэтому они единодушны в своей неуступчивости ребенку- Ребята ищут в тексте доказательства этой мысли).
— В чем проявился внешний конфликт? А внутренний? Подтвердите цитатой из текста.
– Зачитайте диалог во время ссоры.
Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде
– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть не только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки
– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками?» (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно
— Прочитайте сцену примирения. Какие чувства испытывают они оба?
— Преодолен ли конфликт в 7 главе?
— Какова роль слов «Помнишь ли. »? (Взгляд в прошлое – ретроспектива, с записью в тетрадь нового слова).
— Какова композиция рассказа?
Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.
Глава 2-4. Развитие действия – развитие ссоры.
Глава 4. Кульминация.
Глава 5-6. Спад действия – сора в обобщенном виде.
Вы достать хотите крышу? (Потягивания — руки вверх. ) Раз, два, три, Корпус влево поверни. И руками помогай, Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны. ) Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны. ) И на место снова сядем. (Дети садятся
— Вернемся с беседе о рассказе «Цифры». Озаглавим каждую из семи частей рассказа.
— Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).
— Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые способны понять детей?
— Какие выводы мы можем сделать из рассказа «Цифры»?
Композиция рассказа показывает борьбу радости, любви со злобой, гневом.
Постоянное обращение героя-повествователя к мальчику подчеркивает внимание и любовь со стороны взрослого к ребенку, осознание своей ошибки и понимание необходимости уважения личности ребенка.
Ребенок тоже должен научиться понимать взрослых, уважать их интересы.
Переплетение в рассказе двух субъектных планов («я-ты») придает художественному строю рассказа лирический характер, внутреннюю диалогичность.
— В чем смысл рассказа И. Бунина «Цифры»? Что мы можем взять для себя из этого рассказа?
Домашнее задание.
Письменно объяснить название рассказа «Цифры»?
Прочитать рассказ И. Бунина «Лапти», подготовить высказывание о впечатлениях после прочтения рассказа.
Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу И. Бунина «Цифры».
Тема: И. Бунин «Цифры» (7 класс) (продолжение)
раскрыть образы главных героев рассказа;
выявить конфликт, положенный в основу произведения;
рассмотреть композицию рассказа.
способствовать развитию разных видов памяти (зрительной, слуховой) при организации репродуктивной беседы и выполнения заданий;
формировать интерес к изучению литературы с помощью разных видов деятельности;
развивать навык выразительного чтения;
развивать умение анализировать прозаический текст;
развивать навык связной речи.
содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов одноклассников;
научить признавать свои ошибки в спорах и ссорах;
воспитывать интерес к творчеству писателя;
воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
воспитывать любовь к чтению.
Организационный момент. (1-2 мин
— Здравствуйте, ребята! К уроку все готовы? Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради и запишите число. Кто будет активно работать на уроке, те домашнего задания не получат. Кто будет молчать, получит письменное домашнее задание.
Проверка домашнего задания. (2-6 мин
— Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Цифры». Напомните мне, к какому жанру мы отнесли этот рассказ?
— Хорошо. А сейчас проверим домашнее задание. Я просила вас придумать название каждой главе рассказа. Посмотрим, что у вас получилось. У кого нет этого в тетрадях, запишите, пожалуйста.
Обращение к воспоминаниям. Просьба показать цифры после ссоры (мы в первый раз узнаем о ссоре дяди с мальчиком).
Ссора. Вот тебе и цифры. (Второй раз узнаем о ссоре).
Самолюбие сломлено. Жизнь и мечта. (3 раз говорится о ссоре).
Примирение. Цифры.
Проверочная работа. (6-11 мин
— Итак, я думаю, что к сегодняшнему уроку рассказ прочитали все. Проверим вашу готовность. На листочках напишите свою фамилию. Ставим номер вопроса и сразу пишем ответ.
От какого лица ведется повествование в рассказе?
Как зовут мальчика-героя рассказа?
Послушайте цитату из текста и скажите: кто и почему так желал наступления завтрашнего дня? «Ах, как хорошо! Дай Бог поскорее, поскорее завтра».
Какую игру придумал вечером мальчик? К чему она привела?
Какую подаренную вещь грозил забрать обратно мальчик у дяди?
От первого, от лица дяди.
Женя. Он желал поскорее узнать про цифры.
Подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом звонко вскрикивать. К ссоре.
Главные герои. (11-16 мин
— Итак, давайте подробнее поговорим о главных героях произведения? Кто являются главными героями рассказа? (дядя и Женя)
— Расскажите, какова манера, поступки, речь, отношение к себе главных героев.
Дядя: сдержанный, твердый в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий;
Дядя: говорит он спокойно, рассудительно, порой твердо;
говорит холодно, небрежно, раздраженно;
но возникла ситуация, когда он даже «рявкнул» на племянника;
но все больше речь к мальчику наполнена любовью и нежностью;
Женя:в зависимости от ситуации речь его то тихая, то протяжная; то он начинает кричать, вопить, то говорит шепотом; то восклицал страстно, то злобно кричал; то горячо, поспешно, то радостно.
Отношение героев к себе:
Дядя: я очень умный дядя; совершаю великий грех.
— Как вы думаете, почему нет описания внешности, портретов героев? Что важно показать писателю? (важен психологический портрет)
Обсуждение конфликта. (16-20 мин
— Итак, вспомним, что такое конфликт? (столкновение, серьёзное разногласие, спор)
— Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?
— Что нужно для конфликта?
— Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?
— В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом его предложении? Почему в рассказе от первого лица постоянное «ты»?
— Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С вашей помощью пытается понять что-то, чего не понимал раньше. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?
— Оказывается, знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку не захотелось этим заниматься. Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).
Схема нарастания конфликта. (20-31 мин
— Обратимся к тексту рассказа и проследим, как нарастает конфликт между дядей и племянником, при этом в ваших тетрадях составим таблицу, отражающую нарастание конфликта между дядей и племянником.
— Итак, несогласие. В чем оно проявилось?
Мальчик: «Покажи цифры».
Дядя: «Сейчас не хочу. Завтра».
— Почему дядя не пошел навстречу мальчику? (он не хочет себя тревожить, а чтобы оправдать свою лень, ссылается на мудрое правило: «Вредно баловать детей»).
— Вторая ступень конфликта – недовольство. В чем оно выразилось? Найдите в тексте и прочитайте строки, говорящие о поведении дяди и мальчика.
Мальчик: «Ну, хорошо же, дядька, – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе». (Грохот стульев и удалые крики).
Дядя: Не обращает внимания на шум.
— Следующий этап нарастания конфликта – противодействие. Найдите строки, отражающие этот этап.
Мальчик: «Начал подпрыгивать, бить ногами в пол, вскрикивать».
— За противодействием идет этап конфликта – унижение.
Мальчик: «Сам перестань»
Дядя:«Схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты»
— А теперь найдите в тексте третьей главы слова, оценивающие поведение взрослого и поведение мальчика.
Мальчик: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радости», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».
Дядя: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкал из комнаты».
— Что можно сказать о поведении взрослого и ребенка на основании данных слов?
(дядя унижает племянника, а тот как бы не понимает этого).
— Но не для того был написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести. Цель автора – дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны.
Глава четвертая. Глава, в которой проявляется агрессия – следующий этап конфликта между дядей и племянником (депрессия)
Дядя: «внешне старается сохранить спокойствие»
— Сочувствуют ли другие взрослые мальчику? Найдите примеры в тексте. Почему же они не утешили его? (соблюдение правил для них важнее порывов собственного сердца).
— О чем нам говорит эта фраза? (мальчик уже забыл, что произошло вечером).
— Почему забыл? (его не мучает совесть, не хотел никому зла, детское сердце отходчиво).
— Чем занимался мальчик? (передвигал пустые коробочки из-под спичек).
— Какой же урок, по мнению дяди, должен был извлечь ребенок из этой ссоры? (любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. От жизни ничего не добьешься криками, слезами, топотом).
— Конфликт назрел. Есть ли пути выхода из данной ситуации? Обратимся к науке.