Тема: Искусство задавать вопросы.
Цель: Учиться задавать вопрос
Задачи : Познакомить с новыми типами вопросов; развивать умение правильно составлять и задавать
вопросы; воспитывать любознательность, самостоятельность.
● Стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения;
● создать условия для формирования представлений детей о вопросах;
● помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
● познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; проводить сравнение,
● коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; допускать существование различных точек зрения; задавать вопросы по существу;
● регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Оборудование: презентация , смайлики, карточки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И. В. Комзина»
Занятие № 1 по внеурочной деятельности
«Я – исследователь» (ФГОС)
« Что такое исследование?»
учитель начальных классов
Железнова Наталья Николаевна
Занятие 1 Тема: Что такое исследование?
Учащиеся садятся в круг, лицом друг к другу.
– Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое исследование, будем учиться наблюдать.
ребята садятся за парты)
– Как вы можете объяснить, что такое исследование?
– Что значит «исследовать предмет»?
– Давайте подведём итог нашим рассуждениям и сформулируем понятие «исследование».
– Кто сможет обобщить ?
Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека.
– Давайте обсудим, где и как человек может проводить исследования?
– Когда человек может проводить исследование?
– Какие могут быть исследования?
-Что такое научное исследование? (Научные исследования – это такие, которые проводят ученые)
– Может ли простой человек что-то исследовать?
– Где и как мы сможем использовать знания, полученные в результате исследования?
– Какие качества нужны человеку, чтобы стать настоящим исследователем?
– А как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем?
– Как вы понимаете, что значит наблюдать?
Наблюдение – это самый доступный и распространённый метод проведения исследования, который применяют в большинстве наук. Человек постоянно использует наблюдение в своей повседневной жизни. Оно является ценным источником получения различной информации об окружающем мире. Для наблюдения можно использовать приборы и приспособления.
– Какие приборы вы знаете и для чего их можно использовать?
-Хотите стать наблюдателем?
Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями.
Рассмотрите рисунки попробуйте найти одинаковые рисунки. Что у них общего? Чем отличаются?.
Какие предметы изображены на рисунке? Назови.
Что вы должны сделать, прежде чем начать наблюдение?(Выбрать предмет исследования, за которым будем наблюдать)
-Как вы думаете, с чего надо начинать исследования?
В ходе коллективного обсуждения дети вместе с учителем приходят к выводу, являющемуся
одновременно планом работы.
План исследования (
:Таким образом, мы составили план исследования предмета, объекта.
Выбирается общий объект исследования для класса «Русский алфавит»
Дети получают задание найти ответ на вопрос:
Почему алфавит назвали алфавитом?
Демонстрируется папка с тремя разделами, которые зрительно повторяют план исследования и помогают дома работать над выбранным объектом.
Папка находится в классе постоянно, дети складывают в кармашки информацию, собранную самостоятельно в домашних условиях.
В течение трех-четырех недель учитель напоминает детям о заполнении кармашков.
VII Итог занятия.
– Что нового вы сегодня узнали?
– Чему мы учились? (Мы учились сегодня наблюдать, состалять план наблюдения, узнали, что такое исследование, выбрали объект коллективного исследования – русский алфавит.
Подобрать в книгах, журналах и т.п. материал, обратиться к родителям за советом в поиске информации о выбранном классном объекте для наблюдения, исследования.
Занятие кружка «Я – исследователь»
Тема: «Исследование воздуха».
Цель: изучить свойства воздуха; узнать как человек их использует.
УУД, формируемые на занятии:
Личностные – формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Регулятивные – определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные – выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные – оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в группах.
Оборудование: комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление»
Для каждой группы:
Для учителя: 1 блюдце, 1 свечка, 1 пустой чайный пакетик (из оборудования), спички.
(На интерактивной доске рисунок – слайд 1)
– Посмотрите на рисунок и предположите, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии.
Проверить ваши предположения мы сможем, выполнив следующее задание (слайд 2)
– Перед вами слова, относящиеся к природе и предметам, созданным руками человека. Зачеркните предметы, созданные руками человека (работа с маркером).
ВИНОГРАД, ДОМ, ОБЛАКО, МЯЧ, ЗВЕЗДА, ДЕРЕВО, ШОКОЛАДКА, УЛИТКА, ХОМЯК.
– По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово. Что получилось?
– Что такое воздух?
– На уроке окружающего мира мы уже изучали воздух и его свойства. Что же вам уже известно о воздухе? У каждой группы на столе лежит лист с вопросами, подготовьте ответы на них.
– Из чего состоит воздух?
– Какой газ в воздухе самый важный? Почему?
– Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?
– Что помогает нам восполнять запасы кислорода?
– Перечислите известные вам свойства воздуха.
(после ответов детей включаю слайд 3)
– Как вы думаете, почему некоторые шарики пустые, без надписи? (предполагаемый ответ: возможно, мы изучили ещё не все свойства)
– Значит, что будем исследовать сегодня?
– Зачем человеку нужно знать свойства воздуха?
– Сформулируйте тему и цели сегодняшнего занятия. (слайд 4)
– У вас на столе стоят ёмкости с водой. Предположите, что произойдёт, если туда опустить не надутый шарик, а если надутый? Проверим.
– Подтвердилась наша гипотеза?
– Попробуйте, опустить шарики в воду?
– Что наблюдаете?
– Почему так происходит?
– Какое свойство мы открыли?
Вывод (вывешивается на доске): воздух легче воды.
– У вас на столах ветряные вертушки. Как привести их в движение? Проверим.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод (вывешивается на доске): воздух может приводить предметы в движение.
– У вас на столе книга. Сможем ли мы её сдвинуть с места, если подуем на неё? Проверим.
– Положите под книгу шарик. Если мы его надуем, что произойдёт? Проверяем.
Возьмите в руки шарик и сожмите его. Легко ли его сжать? Какой вывод можно сделать?
Вывод (вывешивается на доске): воздух упругий.
– У вас на столах тепловая змея, если мы её подержим над огнём, что произойдёт? Проверим ваши предположения.
Вывод (вывешивается на доске): тёплый воздух поднимается вверх
+ Демонстрационный опыт «ракета желаний»
– Зная это свойство, можете объяснить, почему в домах форточки делают вверху, а батареи внизу?
– Вот так люди использовали знания данного свойства воздуха.
(работа с рисунком в группах)
– А теперь давайте выясним, как знание этих других свойств используют люди.
Вернёмся к началу урока (слайд 1). Посмотрите на картинку и найдите, использование свойств воздуха человеком.
(проверка: 1 человек из группы на каждое свойство).
– Соедините свойство с соответствующей картинкой.
(проверка по образцу)
– Какие цели мы ставили?
– С какими свойствами воздуха мы познакомились? (слайд 5)
– Для чего люди изучают свойства воздуха?
Методические разработки, презентации и конспекты
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №547 Красносельского района Санкт- Петербурга.
по внеурочной учебной деятельности
“Я – исследователь”
Тема: “Домашние животные”
Проектно – исследовательская технология
Составила: Панкова Виктория Юрьевна,
Санкт – Петербург
Панкова Виктория Юрьевна учитель начальных классов
Занятие по внеурочной учебной деятельности “Я – исследователь”
ГБОУ СОШ № 547
формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения; расширить кругозор учащихся в интересующих их областях знаний
– сформировать первоначальные представления детей о домашних животных, правилах ухода за ними;
-формировать умение извлекать информацию относящуюся к теме, формировать умение планировать работу над проектом;
-воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним;
-сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме, научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы, адекватно оценивать собственные знания и навыки.
1. Подготовительный этап. Планирование работы. Погружение в проблему.2. Исследовательская деятельность. Сбор и обработка информации. Решение промежуточных задач.3. Оценка процесса и результатов работы.4. Представление готового продукта. Презентация проекта.
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, предлагаю вам прочитать девиз нашего занятия.
“Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать”.
Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? Почему? (ответы детей)
Я желаю вам на этом занятии многому научиться. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи!
2. Актуализация знаний
-Вспомните, о ком мы говорили на прошлом занятии?
-Предлагаю отгадать кроссворд о животных: (слайд №2)
-Что общего у этих животных? Какие еще бывают животные? Назовите отличие домашних животных от диких.
3. Самоопределение к деятельности
–Зачем люди держат домашних животных?-О чем надо задуматься, прежде чем заводить домашнее животное? (ответы детей)
Попробуем выяснить это сегодня. Итак, о ком мы будем говорить? (о домашних животных)
-Правильно, тема нашего занятия “Домашние животные”.
– разные породы и виды домашних животных– научимся правильно ухаживать за своими домашними питомцами– узнаем много интересных историй о животных– расширим свой словарный запас
Многие домашние животные живут рядом с человеком очень давно – несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности, приручили и сделали своими надежными помощниками и друзьями. Домашние животные дают человеку молоко и яйца. мясо и шерсть, мед, пух и даже шелк. Они перевозят грузы, несут сторожевую службу, помогают пахать землю. путешествовать. Трудно было бы человеку без домашних животных. а может, без них он просто и не смог бы выжить.
(слайд №3 – слайд №5)
Кто любит собакИли прочих животных – И котят беззаботных. Кто может любитьИ осла, и козла,Тот людям вовекиНе сделает зла.
Песня “Кис-кис мяу”
Кошки принадлежат к числу сильных и необычайно ловких зверей. Все кошки ходят медленно, осторожно и бесшумно. Бегают быстро, хорошо лазают по деревьям. Несмотря на то, что кошки не любят воды, они все же неплохо плавают. Кошки умеют свертывать свое красивое тело. Если погладить кошку, то она сразу же приходит в веселое расположение духа. Кошка нежно привязывается к своему хозяину, ищет его ласк и отличается благодарностью. В характере кошек сочетаются спокойствие, луквство, отвага.
а) Загадки о кошках.б) Породы кошек.в) Правила ухода за кошками.г) Стихи о кошках.д) Интересная история
Игра “Давай познакомимся”
-Что в переводе на русский язык означает название Галапагосские острова?
а) Загадки о черепахе.б) Виды черепах.в) Правила ухода за черепахамиг) Стихи о черепахахд) Интересные истории
Игра “Угадай, чей голосок?”
– Ребята, а кто догадается, название какой рыбы звучит так же, как старинное мужское имя?
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
а) Загадки о рыбах.б) Виды рыбв) Правила ухода за аквариумными рыбками.г) Стихи о рыбках.д) Интересные истории о рыбах и рыбаках.
Игра “Назови ласково”
Кот – котик. Кошка – кошечка. Собака – собачка. Рыба – рыбка, рыбешка. Лошадь – лошадка. Петух – петушок. Корова – коровушка. Курица – курочка.
Игра “Собери фигуру”
Все ли попугаи умеют летать? попугай, разучившийся летать! Крылья у него есть, но мышцы слишком малы для полета.)
а) Загадки о попугаях.б) Виды попугаев.в) Правила ухода за попугаями.г) Стихи о попугаях.д) Интересная история
Игра “Кто как ест”
Корова – жуетСобака – грызетКошка – акаетПопугай – клюет.
Есть разные профессии: геолог, архиолог, врач, юрист. А кто такой кинолог? Чем он занимается?
а) Загадки о собакахб) Породы собакв) Правила ухода за собакамиг) Стихи о собакахд) Интересная история
Когда так говорят?
– Как собака на сене (О человеке, который сам не пользуется и другим не дает)– Собаку съесть (Быть знатоком в каком-то деле) – Как кошка с собакой живут (О постоянно ссорящихся людях)
Профессии собак: пастухи, сторожа,пограничники, водолазы, геологи, таможенники. Не так давно собаки овладели профессией газовщика. Они проходят вдоль газовой магистрали, проверяя, нет ли утечки газа. Собак используют для поисков потерпевших аварию самолетов) Памятники собакам и кошкам. Человек не остался равнодушным к поступкам животных. В мире насчитывается огромное количество памятников верным друзьям человека.
В последнее время на улицах городов бродит большое количество бездомных собак. Бездомная собака– брошенный друг. Друг, которого предали и довели до отчаяния.
Ах, трудно живетсяПоэтому все мыИ воем отчаянно!Но кто нас полюбит,Кто нас пожалеет–Об этом ни капельки
– Что делать с бездомными собаками?Всех бездомных животных человек не может привести к себе домой. Поэтому взрослые построили питомники и ветеринарские лечебницы. Есть ветеринарские аптеки. Так же в нашей стране созданы службы спасения бездомных животных, где за ними ухаживают, лечат, делают прививки.
– Что значит я люблю собаку, кошку. черепаху, попугая? (Я его кормлю, лечу, ухаживаю, вывожу на прогулку и жалею)
Песня “Пропала собака”
(самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)
– Какое выступление понравилось?– Что я узнал нового?
-Всем спасибо за работу! (слайд №13)