курс меня и остальных на 5 й курс

Методическая разработка «Цикл уроков развития речи в 5 классе»

Усалко Наталья Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5

п. Октябрьский Красноармейский район Краснодарский край

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют  успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической зоркости.

Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой  деятельности психологи называют мотивацией речи. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих  впечатлениях, о виденном и пережитом, что и происходит на уроках по развитию речи.

Отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности: письмом, говорением, чтением, слушанием.

На уроках развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которые проявляются  как в устной, так и письменной формах. Цель такого урока:

Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда, прежде всего входят такие структурные элементы, как:

Таким образом, уроки развития речи как разновидность урока русского языка характеризуется спецификой целей, содержания, технологии обучения, а также особенностями взаимодействия учителя и учащегося. Такой урок позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

В данной разработке представлены конспекты тематических занятий по развитию речи для учащихся 5 класса по разделу «Язык и речь».

Одной из  важных   задач  школы на современном этапе  является формирование у учащихся потребности в  овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Решающий фактор  успешной  реализации этой задачи –  достаточно высокий  уровень владения   языком,  речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека. Речевые умения являются составной частью коммуникативной культуры. В понятие «коммуникативная культура» входит устная и письменная речь, характеризующаяся точностью, образностью, выразительностью.         Вопросы развития связной речи находили освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, И. И. Срезневского, И. Чернышева,  М. А. Рыбниковой и др.).

В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности   находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Т.И. Ладыженская, В. И. Капинос,  М. Т. Львов научно обосновали и разработали систему обучения связной речи, которая легла в основу соответствующего раздела действующей программы по русскому языку. Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития,  так как  состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Небольшой  объем словарного запаса учащихся  объясняется тем, что

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает роль  учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развитию их речи на уроках актуальной.

В школе учителя – предметники следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.  Речь  учащихся  требует совершенствования с самых различных точек зрения.

Серия уроков развития речи (5 класс)

Урок 1: «Устная и письменная речь».

дать понятие о значении языка в жизни людей, об основной функции языка – общении, познакомить с двумя формами общения – устной и письменной.

На прошлом уроке мы узнали, что такое лингвистика, выяснили, что язык – это средство общения, доказали, что человечество не сможет жить без языка.

Сегодня на уроке мы будем продолжать изучение языка и речи. Вспомним единицы языка и познакомимся с формами общения.

Проверка домашнего задания

III Что такое общение

Вы, наверное, уже замечали, что при общении есть люди, с которыми приятно и интересно общаться, а есть такие, с которыми разговор вести сложно и утомительно. Это происходит потому, что существуют хорошие собеседники и плохие. Скажите, пожалуйста, интересный собеседник, это какой? У него правильная чёткая речь, он не использует слов – паразитов, не перебивает, слушает внимательно собеседника, поддерживает тему разговора. С таким человеком общаться одно удовольствие.

Мы разговариваем друг с другом, спрашиваем о чём-либо, советуемся, обмениваемся мыслями, соглашаемся или возражаем, выступаем с докладами, пишем заметки в газету, смотрим телепередачи, читаем книги, иначе говоря – общаемся. Мы общаемся дома и в школе, на работе и на улице. Общаемся с ровесниками и взрослыми, родителями и учителями.

Что же нужно, чтобы возникло общение?

Запись на доске (говорящий – слушающий)

Прежде всего, нужно, чтобы были участники общения: говорящий и слушающий. Но общаться ещё могут пишущий и читающий. Мы общаемся и тогда, когда читаем книги Пушкина, Толстого и других писателей, общаемся, когда разговариваем по скайпу и переписываемся смс – сообщениями.

Приведите примеры ситуаций, когда вы на уроках читаете, говорите, пишите.

Очень часто бывает так, что разговор не получается, потому что не о чем говорить.  Для общения нужны не только собеседники, нужна ещё и

Слова для справок: попросить, посоветовать, извиниться, сообщить, предложить, спросить, поблагодарить.

Запись на доске (общий язык)

Представьте себе, что встречаются два человека и хотят пообщаться, но один говорит только на русском языке, а другой только на турецком. Смогут ли они пообщаться? Нет. Потому что, чтобы люди могли общаться, они должны владеть общим языком

Запись на доске (схема)

Таким образом, у нас получается схема. Что же такое общение и что необходимо для общения?

Схему записать в тетрадь для правил

Это было так давно, что уже никто не помнит, когда это было. В те времена все люди говорили на одном языке и понимали друг друга. И настолько они ощущали себя сильными и смелыми, что задумали возвести башню высотой «до неба», чтобы обессмертить свои имена, и приступили к «столпотворению», то есть к постройке столпа — башни.

Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город Вавилон.

А на горе с каждым днём всё выше поднималась красавица башня.

И вот башня почти готова. Но Бог возмутился такой дерзостью. « Это от того они умудрились свою башню выстроить, — подумал он, — что у них один язык и всякий человек понимает другого». В наказание за дерзкую попытку наслал Бог на землю великую бурю и повелел ангелам «смешать их язык».

Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли говорить друг другу. Когда буря утихла, люди снова принялись за работу. Но вавилоняне, до этого понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках. Началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ свою сторону — строить свои города.

стали обозначать всякие сутолоки и беспорядки.

Вавилонское столпотворение – записать в тетрадь для правил с обратной стороны

Предание о Вавилоне, разумеется, легенда, но она раскрываетважнейшее, обязательное условие общения. Какое это условие?

В государстве, в котором живут люди разных национальностей и говорящие на разных языках, нужен единый язык общения.

IV Какой бывает наша речь

это речь, которую мы произносим и слышим.

это речь, которую мы пишем и читаем.

Письмо — величайшее изобретение человечества. Ведь то, что сказано, существует совсем недолго. Оно может быть услышано только находящимися поблизости. Записанное же сохраняется очень долго. Благодаря письму нам сегодня доступны мысли, опыт, переживания людей, которые жили много лет назад. Даже радио и телевидение не могут заменить газеты, книги, которые можно читать в любое удобное время, возвращаться, если нам нужно, к прочитанному.

Устная живая речь отличается от письменной. В письменной речи мы более строго следуем правилам языка, употребляем более сложные конструкции. Устная же речь отличается простотой. В ней мы можем отступать от строгих норм письменной речи, она может быть более яркой, доступной, эмоциональной. В устной речи многие слова можно опустить, заменить их жестами, чувства можно передать с помощью интонации, мимики.

Мы гораздо чаще говорим, чем пишем. Вы, конечно, без труда можете вспомнить такие дни своей жизни, в течение которых не написали ни слова. Но немного найдётся людей, которые провели хотя бы один день в полном молчании. У человека всегда существует потребность общения.

В старину устами называли рот, губы. Отсюда: устная речь, устный ответ, устное народное творчество, узнать из первых уст (непосредственно от кого-то).

Прослушайте пословицы. Как вы их понимаете? О какой речи — письменной или устной — говорится в них?

1) Что написано пером, того не вырубишь топором. 2) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 3) Грамоте учиться всегда пригодится. 4) Умные речи приятно и слушать.

V Мимика и жесты

Вы знаете, что в устной речи чувства передаются при помощи интонации, мимики и жестов. Без них невозможно устное общение людей.

Жесты бывают разные. Есть жесты, которые дополняют, сопровождают наши слова. Например, отвечая на вопрос Как пройти к школе?, мы можем употребить соответствующий жест – показать рукой направление, дорогу.

Есть жесты, которые заменяют слова. Их называют говорящими.

На уроках вы часто пользуетесь жестами, чтобы выразить своё согласие или несогласие, желание отвечать, свои чувства, эмоции. Что могут означать жесты и мимика, если ваш товарищ сморщил нос, широко открыл рот, пожимает плечами, нахмурил брови, кивает головой?

VI Единицы языка

Рассмотрите схему, расскажите о единицах языка.

Язык и его единицы

Работа с учебником.

На прошлом уроке мы уже говорили с вами, что необходимо быть внимательным слушателем, чтобы запоминать как можно больше на уроке.

Читаем памятку «Приёмы слушания». Стр. 8 (памятка)

Итак, что мы узнали нового сегодня на уроке?

Назовите мне условия, необходимые, чтобы возникло общение.

Скажите, какой бывает речь?

Какие вам известны единицы языка? Какая единица языка самая маленькая, а какая самая большая?

написать небольшое сочинение на тему «О чём могут рассказать жесты» (10-12 предложений).

Урок 2: «Монолог. Диалог. Полилог»

Цель: дать понятие монолога, диалога, полилога; научить обучающихся различать в речи устной и письменной монолог, диалог, полилог; познакомить с расстановкой знаков препинания в текстах с диалогами.

1. Что такое диалог, монолог, полилог?

В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги.

Познакомимся поближе с этими словами. Каждое из них состоит из двух греческих корней: logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один», dia – «между», poly – «много». – записать на доске и в тетрадь для правил

– слова, речь одного;

– разговор, беседа двух или нескольких лиц;

– разговор многих.

Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом.

входят во многие слова, привнося в них свои смыслы.

Зная их, вы будете легче понимать трудные слова иностранного происхождения. Например,  это спектакль, в котором участвует только один актер.  познакомит вас со многими отраслями техники, а в  готовят специалистов по многим областям техники.

3.1. Прочитайте рассказ. Найдите в нем диалог.

Катя, Танечка и Робинзон

В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку а Танечка ходит возле нее туда-сюда ждет когда сестра обратит на нее внимание.

– Ты еще не всю книжку прочитала?

– Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела?

– А что ты в ней видишь?

– Отстань! Я читаю про себя.

– Про себя? А про меня почему ничего не читаешь?

– Потому что про тебя ничего не написано.

– А что про тебя написано?

– Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона.

– А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь?

– Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, неинтересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять.

– Я не буду есть. И гулять с тобой не пойду.

– Это еще почему?

– Потому что мне с тобой скучно и неинтересно.

3.2. Можно ли сказать, что одиннадцатилетняя Катя умеет общаться? А что значит, по-вашему, уметь общаться?

3.3. Перепишите выделенное предложение, расставляя по ходу письма знаки препинания. Начертите схему предложения.

4. Телепередачи, спектакли и фильмы, которые вы смотрите, включают самые разные виды речи. Можно услышать и большой текст, произносимый одним действующим лицом, – монолог, и разговор, в котором участвуют двое или несколько человек, – диалог. Попробуйте в течение нескольких дней замечать, когда в теле- или радиопередачах звучит монолог, а когда диалог. Перескажите один из них.

2. Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Понаблюдаем за тем, как диалоги записываются, то есть как оформляется речь действующих лиц.

Прочитайте английскую народную песенку в переводе С. Я. Маршака:

– Где ты была сегодня, киска?

– У королевы у английской.

– Что ты видала при дворе?

– Видала мышку на ковре.

Как вы думаете: сколько лиц участвует в разговоре? Как вы узнали об этом? Как выделяется на письме речь каждого лица?

Слова каждого из участников диалога называются

Каждая новая реплика пишется с абзаца. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Кроме реплик, в диалоге нередко присутствуют слова рассказчика (слова автора). Они указывают, кому принадлежит та или иная реплика.

6.1. Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э. Успенского.

Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:

– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся.

Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашива_т:

– А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут?

– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.

– А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор.

– Да так, где слово запомн_шь, где два. А потом я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.

Дядя Федор говорит:

– Пошли ко мне жить.

– Мама твоя меня выгон_т.

– Ничего не выгон_т. Может, папа заступ_тся, – принялся уговаривать кота дядя Федор.

И пошли они к дяде Федору.

6.2. Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят: 1) перед репликой; 2) после реплики? Выпишите по два примера на каждый из этих случаев.

6.3. Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы II спряжения. Подчеркните глаголы-исключения.

Запись слов в тетрадь

Еще раз обратите внимание, что знаки препинания при диалоге ставятся по-разному в зависимости от того, где стоят слова рассказчика.

А теперь прочитайте правило:

Если слова рассказчика стоят перед репликой, после них ставится двоеточие.

Если слова рассказчика стоят после реплики, перед ними ставятся запятая и тире, или вопросительный знак и тире, или восклицательный знак и тире.

7. Пользуясь этим правилом, расставьте пропущенные знаки препинания в тексте.

Вечерело. По дороге шли отец и семилетний сын. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил его споткнулся ушиб ногу. Кряхтя, он обошел камень и, взяв сына за руку, пошел дальше.

Через некоторое время отец и сын снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал:

Смотри внимательно сын. Надо обойти камень.

Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.

Дедушка вы не видели здесь камень? Спросил мальчик.

Я убрал его с дороги ответил старик.

Вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

Почему же вы убрали камень?

Потому что я – человек.

III. Рефлексия. Сообщение домашнего задания. Составить диалог из 4 реплик. Записать, верно расставить знаки препинания. Вырезать рамочки с правилом и наклеить в тетрадь для правил (или переписать).

Урок 3: «Речевые формулы приветствия, прощания, благодарности»

изучение нового материала.

дать понятие речевого этикета;

познакомить учащихся с этикетной лексикой, с ролью этикетных слов в жизни людей;

учить употреблять в речи этикетные слова;

– развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать материал, умение пересказывать лингвистический текст, работать со словарём, с предложенным текстовым материалом;

– повторить фонетическую транскрипцию слов, деление слов для переноса, орфографический и словообразовательный разборы;

– расширять кругозор учащихся;

– способствовать воспитанию доброжелательных отношений к окружающим людям.

Методическое обоснование: на уроке вводится понятие речевого этикета. На конкретном материале учащиеся тренируются в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул приветствия, прощания,  просьбы,  благодарности  и  т. п.  в  зависимости  от  речевой ситуации.

Более того, ученики учатся правильно произносить и писать этикетные слова.

Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? (Ребята высказывают свои мнения.)

С одной стороны, как будто немного: ведь многих сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы поговорим? (умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова)

II.  Работа с новым материалом.

1. Беседа о речевом этикете.

У ч и т е л ь. Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искренне доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии побуждают человека выразить свое дружелюбие, благосклонность с помощью словесных знаков внимания.

установленный порядок поведения, форм обхождения.

ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

записать в тетрадь определение)

А всегда ли мы соблюдаем эти правила? Посмотрим сценку «Разговор по телефону»

– Ой, а куда я попал?

– А куда бы Вы хотели попасть?

– Какой Ваш номер?

– Перезвоните ещё раз, вы неправильно набрали номер.

– Разберём ситуацию. Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора?

– Кто не прав?

– Какие ошибки допущены?

– Здравствуйте, простите, пожалуйста, я позвонила по номеру 3-16-65?

– Добрый день, нет, это другой номер.

– Спасибо, извините.

– Пожалуйста, всего доброго.

Изменилось ли отношение говорящих друг к другу, с помощью чего?

В этом диалоге вы услышали  самые распространенные в нашей речи этикетные слова. А каково же их происхождение?

– изначально – спаси Бог! (т.е. «пусть Бог спасёт!»). В быстрой разговорной речи сначала словосочетание срослось в одно слово, а потом потеряло конечный согласный. Надо сказать, что в русских деревнях и сейчас отвечают на «спасибо» словами «а кого спасать?» вместо привычного для нас «не за что».

– изначально составная конструкция:

Если с первой частью всё более или менее ясно – образована от глагола  единого мнения нет.

– Одни связывают это с усеченной формой глагола  и видят в  усилительную частицу вроде

– другие полагают, что  – искаженное сокращение слов  (кстати, именно к восходит распространенная в России 19 века добавка –с: слушаю-с, извольте-с);

– третьи считают, что это сокращение слов  есть версия, что это остаток формы глагола быть в настоящем времени.

– наше привычное приветствие – не что иное, как пожелание здоровья, от глагола заимствованного из старославянского языка.

–   одно из самых важных в жизни каждого человека слов, американские учёные провели опыты и выяснили, что слова «любовь» и «благодарность» (однокоренное слову «благодарю») способны улучшить структуру воды.

ДО СВИДАНИЯ – слово прощания, в котором заложено желание  увидеться вновь.

Запишем эти слова в тетрадь, запоминая их правильное написание.

IV. Разбор речевой ситуации.

Скажите, пожалуйста, от чего зависит выбор того или иного этикетного слова (от цели, времени, лица (что уместно для одного, не подходит для другого). Т.е. от речевой ситуации.

Давайте познакомимся с некоторыми элементами речевой ситуации.

1. Работа со схемой.

Работая по этой схеме, ученики обнаруживают, что изменение какого-либо элемента влечет за собой выбор иной этикетной формулы.

3. Выполнение практических заданий.

ЗАДАНИЕ 1. Игра “Умеем ли мы здороваться

1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)

2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер

3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (дорогая милая моя мамочка!)

4. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”

В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).

Речевая ситуация: просьба

Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,

Вежливые слова и выражения:

Прошу вас (тебя)

Будьте добры, будьте так добры

Если вам (тебе) не трудно.

Не могли бы Вы (ты).

2. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы

Работа с классом Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка).

На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:

– Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!

Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.

– Что девочка сделала неправильно?

– Почему все её осудили?

V. Итог урока.

Учитель Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.

Антуан де Сент-Экзюпери на страницах одного из своих произведений писал: “Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть”.

Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.

упр 5 из распечатки

урок формирования и первичного закрепления новых знаний

развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.

2. Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную информацию.

3. Обогащать словарный запас языка.

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

– выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

– воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

– принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

– умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Мотивация урока. ( Вступительное слово учителя).

Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки? (Чтобы уметь выразительно говорить, внимательно читать тексты)

. Да, действительно, на этих уроках мы учимся точно и полно понимать прочитанное, четко, доказательно, грамотно выражать свои мысли.

В связи с этим, я бы хотела, чтобы эпиграфом урока послужили слова , великого философа: «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что – то понять»

И мы будем учиться понимать различные тексты.

А на каких уроках помимо русского языка вам приходится работать с текстами? (на любых)

А всегда ли вам понятен текст, с которым вы работаете на уроках истории, географии? (не всегда)

Вот сегодня мы и продолжим открывать секреты правильного чтения и понимания текста.

Значит, тема нашего урока «Учимся понимать текст»

будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Понимание текста – задача непростая. Существует несколько видов чтения.

– беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией.

Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания).

Вопросы по тексту: 1. Есть ли у текста название? («Слово о хлебе»)

Из скольких частей состоит текст? (из 4-х частей)

. Есть ли у текста автор? (Да, М. Алексеев)

Какие предложения по цели высказывания преобладают в данном тексте? (повествовательные и побудительные)

6. Сейчас мы подробнее познакомимся с текстом М. Алексеева «Слово о хлебе». Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу.

Работа с текстом. Ученики выразительно читают текст.

В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. назывались в древнерусской литературе поучения и послания. Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему

Задание № 1. 1. Определите тему текста

2. В каких строках абзаца мы можем определить главную мысль текста?

3. Тип текста (повествование, описание, рассуждение)

4. Стиль речи рассказа (разговорный, научный, художественный, официально-деловой, публицистический)

Хлеб –имя существительное. Однозначное или многозначное

Сколько лексических значений у слова «хлеб»?

1. Продукт, выпекаемый из муки.2. Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и тому подобное).3. Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий.4. Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки.5. а) Пропитание, пища. б) переносное значение. Содержание, иждивение.6. а) переносное значение. Средства к существованию; заработок. б) Самое нужное, самое существенное для жизни.7. перен. Основной пищевой продукт какой-л. страны, местности.

Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб». Почему эти слова синонимы?

. Составьте план текста

Разбор предложения. « Хлеб – всему голова»

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ!!!

Москва – столица России. Хлеб да каша – пища наша. Сосна – дерево хвойное.

Выпишите пословицы, поговорки и выражения из текста и объясните их.

1). Какой вывод можно сделать из этих пословиц, поговорок и выражений? (У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах и поговорках отразилось любовное отношение к хлебу. Недаром его называют «Хлеб – наш батюшка».

2). Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу? (Хлеб трудно выращивать и убирать).

Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? О чем заставляет задуматься этот видеофрагмент людей, не испытывающих голода? (Благодаря хлебу народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет.)

(Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека).

16. Рефлексия.  Домашнее задание. Составьте вопросы по тексту, с которым работали на уроке.

Урок 5: «Текст. Основные признаки текста. Абзац»

Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом, совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок- практикум.

Оборудование: презентация, карточки

– Ребята, на доске вы видите пословицу:

Яркое слово – пища душе.

Как вы понимаете ее смысл?

(Речь наша должна быть яркой, грамотной. Красивая речь радует душу. Красочные слова приятно слушать. Нужные слова воспитывают человека)

– Как вы думаете, должны мы с вами уметь говорить ярко, красиво, грамотно?

(Конечно, ведь наша речь показывает владение языком, умение пользоваться словарным запасом).

2. Актуализация знаний учащихся.

Запишите это предложение и сделайте его полный синтаксический разбор

(повест., невоскл., простое, двусост., распр.)

Определение темы и цели урока.

– Восстановите логическую цепочку слов:

Предложение, звук, слово, словосочетание

(Звук, слово, словосочетание, предложение)

– Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?

(В этой цепочке завершающим словом будет «текст», потому что это самая большая единица языка)

– А нужно ли нам изучать эту единицу? Где мы можем использовать текст?

(На уроках, при написании писем, при общении в социальных сетях, устном общении)

– Исходя из вышесказанного, какие задачи на уроке мы поставим перед собой?

анализировать текст, опираясь на основные признаки текста.

3. Объяснение нового материала

– Перед вами два набора предложений. Скажите, какой из них мы можем назвать текстом?

1. Радостные и весёлые мы вернулись домой. Мой друг исколесил полсвета и недавно прилетел из Италии. В школьной столовой сегодня был отменный обед.

2. В доме у нас жил ручной ёж. Колючки у него были мягкими, и мы прозвали его Пушком. Летом Пушок бегал по садовым дорожкам, а зимой сидел за печкой и ел тёплую сметану.

– Чем верхняя запись отличается от нижней?

(Запись снизу можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают. Там есть главный герой.  Предложения в тексте связаны между собой по смыслу)

– Когда мы говорим «тема», мы имеем в виду то, о чём будем говорить. Например, тема нашего урока: «Текст. Основные признаки текста»

– А что же такое основная мысль текста?  Прочитаем текст 3 на карточке.

Старик сажал яблони. Ему сказали: Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал: Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут

– Что хотел доказать старик своим поступком? (Нужно делать добро не для себя, а для других.)

Это и есть основная мысль, которую хотел донести до нас автор.

– то, о чём говорится в тексте.  – то главное, о чём хотел сказать, в чём хотел убедить автор. Причём все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.

Вот мы и сформулировали первый признак текста: единство темы и основной мысли. Но этого недостаточно, чтобы предложения были текстом. В тексте между предложениями существует крепкая связь – не только тематическая, но и грамматическая.

Посмотрите на текст 4. Образуйте текст из перепутанных предложений.

1. Собачья еда стояла под деревом. 2. Третья, когда первая ворона издавала сигнал тревоги, бросалась с ходу навстречу собакам и отвлекала их в сторону. 3. Появились три вороны. 4. Другая в это время пожирала остатки собачьей пищи. 5. Одна садилась так, чтобы видеть собак и следить за ними.

1 – 3 – 5 – 4 – 2.

Таким образом, ещё один признак текста – последовательность предложений в тексте.

Чувствуется, что текст ещё можно продолжить. Как бы вы это сделали? Продолжите текст, записывая 1-2 предложения.

И ещё один признак текста – завершённость в раскрытии темы.

Посмотрите на схему, где я собрала воедино все признаки текста. Назовите их и охарактеризуйте. О каком признаке текста мы не сказали?

4. Закрепление изученного материала

Запишите текст под диктовку.

2 ученика-эксперта комментируют орфограммы и знаки препинания.

Оля и Лида пошли в лес. Они устали, вынули еду из сумки и поели. Вдруг рядом запел соловей. Девочки были очарованы пением, но пора было идти домой. Лида положила в сумку остатки еды. « Зачем ты берёшь с собой этот мусор?» – спросила Оля. Лида  тихо  ответила: «Стыдно перед соловушкой».

Задания по тексту:

Сегодня мы познакомимся с понятиями

А что же такое микротема?

(на доске слово «микро»)

– это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.

– Вспомните и запишите слова, которые начинаются

-Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

– А как вы думаете,  что такое микротема?

-Это небольшая часть темы.

– Запишите определение в тетрадь

Микротема – часть одной общей темы. Все микротемы подчинены общей теме.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Каждый абзац на письме выделяется красной строкой – небольшим отступом.

Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины.

Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несет удивительно черная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул.

Вечером дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звезды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.

Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно, что он пришел без мглы, такой веселый.

Ребята, прочитайте и докажите, что перед вами текст. Прочитайте его внимательно про себя.

Ребята, что в этом тексте не хватает?  (деления на абзацы)

– Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Выделите абзацы.

-Текст можно разделить на 4 части.

– Прочитайте 1 абзац и определите его микротему.

– Прочитайте 2 абзац и определите его микротему.

– Утренний дождь

– Прочитайте 3 абзац и определите его микротему.

– Вечерний дождь

– Прочитайте 4 абзац и определите его микротему

– Слепой дождь.

– Какова тема текста?

Определите тип речи – описание.

– Какими словами автор описывает ночной дождь? Утренний? Вечерний? Слепой? (работа в группах с текстом. Дети выделяют в тексте карандашом нужный материал )

: приходит неслышно, дремотным влажным шелестом, мокрый запах смородины.

: неожиданный, приходит с грозой, удивительно черная туча, жесткие редкие молнии, ходит по оврагам гул.

: низко, ровными длинными косами, засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.

: небольшая туча, светом и счастливым сиянием, дождю радостно.

4. Проверка усвоения темы.

– Вы хорошо поработали. А сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Выполним тест.

Тест «Верные и неверные утверждения»

1. Текст состоит из предложений     +

2. Все предложения в тексте имеют границы +

3. К тексту нельзя подобрать заголовок –

4 Текст можно разделить на части (абзацы)      +

5 Каждая часть текста записывается с красной строки +

6  Предложения не имеют последовательности    –

7. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится +

8. Ключевые слова   помогают раскрыть тему  +

9. Микротема текста = теме ?     –

5. Итоги урока. 6. Рефлексия

Урок 6: «Повествование как тип речи. Рассказ»

дать понятие о типах речи; выявить признаки текста-повествования; формировать умения и навыки определять и составлять текст-повествование; развивать речь учащихся; расширять словарный запас; учить проявлять сострадание к слабым, оказывать им помощь.

– развивать умение учащихся работать в группе;

– развивать творческие и коммуникативные способности ребят;

– развивать речь учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Типы речи. Повествование», раздаточный материал по теме.

– Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.

– Это очень, очень много воды, – ответила рыба-мать.

– Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними, – ответила медведица.

– Это очень много песка, много глины и травы, – пояснила верблюдица.

Мальчик прочитал это и сказал:

– Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя ещё мало где бывал.

Мальчик подошёл к окну и увидел строящийся дом. Металлические краны поднимали стены с готовыми окнами и балконами. На голубом небе оставил след реактивный самолёт.

К какому типу речи относится данный текст?

Чем же повествование отличается от описания и рассуждения?

Знакомство с термином «композиция»

У понятия   «композиция» есть несколько определений:1. Строение, соотношение составных частей какого-либо произведения (композиция рассказа).2. Теория составления музыкальных произведений (класс композиции в музыкальной школе).3. Музыкальное произведение (сыграть композицию).

Какое из этих определений соответствует теме сегодняшнего урока? Почему?

В типе речи  нам важно, что было сначала, а что потом, то есть последовательность действий и событий. Если по повествовательному тексту составить диафильм или рисунок, вряд ли мы ограничимся одним кадром, одним рисунком,  их понадобится несколько, несколько кадров или целая серия рисунков,  чтобы показать развитие действия, динамику, последовательность событий.(слайд 6 )

А) вступление – завязку (сообщает о месте и времени происходящего события, о действующем лице);

Б) основную часть (описывается развитие действия и кульминационный момент – самый яркий момент в повествовании);

В) заключение – развязку ( рассказывается о результате развития события, делается вывод).

Главная особенность такого сочинения – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действий, поэтому в повествовании должно быть много глаголов движения и состояния.

Повествовательный текст, весь в целом, отвечает на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Как?

В повествовании есть три части:

2) развитие события,

–  Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ.

–  Какая часть  является началом события?

–  Прочитайте концовку (конец события).

– В какой последовательности развивались события, о которых говорится в основной части?

Аист и Соловей

Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране старый мудрый человек учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.

Аист очень спешил. Он вбежал к  мудрецу, даже в двери не постучался, не поздоровался со стариком,  а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо, чтобы старик оказал ему помощ.: научил его музыке.

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал, что надо делать вот так. Нетерпеливый аист решил, что стук в дверь и есть музыка, и улетел. Он обрадовался, что так легко научился музыке и теперь будет удивлять мир своим искусством.

Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрец обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим певцом в мире. А чудак аист умеет только стучать клювом.

Восстановите текст, дописав пропущенные предложения в той части, где происходит развитие события.

За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь. Кто их сажает здесь?

Однажды шёл я с охоты. Смотрю: мимо меня низко-низко  полетела сойка

Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, а потом забудет, где спрятала. Он и прорастёт.

Для справки. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидит ли кто? Потом она п(?)летела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.

– Проверим выполненное задание.

В работе над развитием речи учащихся необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер, вовлекать детей в диалог.

Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в “сухой” форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как со стороны ученика, так и учителя.

Формируя работу над развитием речи у школьников, мы способствуем росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Развивая речь учащихся, учитель помогает школьникам овладеть богатством родного языка, почувствовать его силу, научиться выражать свободно свои мысли и чувства, уметь убеждать слушателей, заставить их слушать с вниманием и признательностью за красоту слова.

Список использованных источников

  • Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 1982.
  • Выготский А. С. Вопросы детской психологии. С Пб.: Союз, 1997.
  • Головин Б. Н. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1997.
  • Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи уч-ся. – М.: Просвещение, 1975.
  • Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: просвещение, 1985.
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1989.
Про урокцифры:  ЦЕЛЬ УРОКОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *