музыка вокруг нас открытый Урок что рассказывает музыка 1 класс

Милевская Наталия Конспект для урока музыки в 1 классе «Весь мир звучит. Как услышать музыку?»

Примерный план урока

1. Организационный момент.

– У нас сегодня необычный урок музыки. Посмотрите вокруг, что мы видим?

(Дети называют, что они видят).

Елена Пименова Конспект урока музыки в 1 классе «О чем говорит музыка»

Конспект урока в 1 классе

Тема: О чем говорит музыка

Цель: Научить детей определять настроение и характер музыки

Ход урока : 1. – Всякая музыка имеет свой характер. Он зависит от того, о чем эта музыка рассказывает. Если это песня, слова помогают понять музыку с самого начала, а вот в танце нужно показывать чувства людей, радость и печаль. Эти два чувства мы находим во всех произведениях искусства, в том числе и в музыке.

Наталья Иванищева «Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс

«Путешествие в волшебный мир звуков» Урок Музыки 1 класс.


МУЗЫКА ВОКРУГ НАС ОТКРЫТЫЙ УРОК ЧТО РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА 1 КЛАСС

Тема урока : «Путешествие в волшебный мир звуков»

Обобщающий урок по разделу «Музыка вокруг нас»

Учитель музыки : Иванищева Наталья Николаевна

Цель урока : закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала, вокально-хоровых навыков по теме первого полугодия.

Закрепление знаний о простых музыкальных формах -песня, танец, марш.

Учить понимать музыку, рассуждать о ней.

Развивать музыкальный и ритмический слух, вокально-хоровые навыки и умения.

Воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.

Музыкальный материал :

1. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

2. Итальянский танец «Тарантелла»

3. П. И. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

4. Ф. Шуберт «Вальс»

5. Книппер «Почему медведь зимой спит»

6. А. Ермолов «Теперь мы первоклашки»

7. Е. Поплянова «Палочки – скакалочки»

ТСО: компьютер, проектор, СD- диск, презентация.

Учитель музыки ОБОУ «Лицей-интернат посёлка им. Маршала Жукова» Прилуцкая Оксана Владимировна О чём рассказывает музыка. Музыкальные портреты.

МУЗЫКА ДУМАЕТ СЧИТАЕТ ИЗОБРАЖАЕТ ПИШЕТ ИЗОБРАЖАЕТ

О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА?

Артур Элсли Томас Гейнсборо

Разгадайте и запишите мелодию! остановка “МЕЛОДИЧЕСКАЯ”

Занятия в школе «Скрипичного ключа»

1 2 3 4 5 6 7 До Ре Си Ля Соль Ми Фа Занятия в школе «Скрипичного ключа»

Узнайте по мелодии песню и исполните её с заданной динамикой остановка “ДИНАМИЧЕСКАЯ”

Бом-динь, динь-бом, динь-бом-бом! Стро-им все мы но-вый дом. Поспевай, не зевай! Время даром не теряй! f p

«ТРИ ПОДРУЖКИ». И НСТРУКЦИЯ. Интонации Плачущие Вздыхающие Игривые Прыгающие Резкие Упрямые Динамика p mf f Темп Быстрый Мелодия В е с ё л а Плакса Резвушка Злюка Быстрый Медленный Быстрый Медленный

Резвушка Плакса Злюка Мелодия Весёлая Шаловливая Грозная Озорная Печальная Лёгкая Мужественная Грустная Певучая Жалобная Всхлипывающая Капризная Сердитая Некрасивая Жёсткая Колючая Шутливая Нежная «ТРИ ПОДРУЖКИ». И НСТРУКЦИЯ.

До новых встреч в мире музыки!

Подписи к слайдам

«Как рассказывает музыка?» – художник, поэт, композитор.

Способствовать усвоению материала, что все виды искусства связаны между собой и с жизнью.

Универсальные учебные действия  (УУД)

-продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств;

– проследить связь искусств между собой и жизнью;

чисто интонировать, правильно формировать звуки.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения;

принимать и сохранять учебную задачу при слушании и исполнении песни

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

СМВ, поэт, художник, композитор

Программный материал по музыке в начальной школе.

Ребусы; Музыкальные произведения: Симфония №2 «Богатырская»- А. П. Бородин; «Катюша» композитора М. Блантер; Картина Виктора Васнецова «Богатыри»; ИКТ.

Индивидуальная, групповая, беседа, практическая.

Активизация внимания учащихся

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Андреевна. Сегодня урок музыки проведу у вас я.

– Мы говорим на разных языках,

А музыка играет на одном.

Лишь восклицанья: “Браво, браво, ах!

Понятны всем без всяких лишних слов.

Жизнь – это музыка, а музыка – есть жизнь!

Постановка проблемного вопроса

–Музыка приглашает нас на новый урок. Она привела нам гостей, но как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.

-Посмотрите на доску, отгадайте ребусы и скажите, как называют этих людей? Какие произведения искусства они создают? Какими пользуются «инструментами», чтобы передать их содержание?

-Как же зовут наших гостей?

-Тема нашего урока: «Поэт, художник, композитор».

-Так какие же произведения  искусства создают наши гости?

-Какими «инструментами» они пользуются?

1. Чем рисуют художники?

2. Чем рисуют композиторы?

3. Чем рисуют поэты?

-А как вы думаете, может ли композитор «нарисовать» или «рассказать», о своем произведении, но только с помощью звуков? Что он для этого использует?

-Поэт, художник, композитор

-Поэт-стихи, художник-картины, композитор-музыку

-Да, может. Для этого он использует средства музыкальной выразительности: разную динамику (тихо, громко), темп (быстро медленно), лад (весело, грустно), регистр ( низко, высоко)

-Сейчас мы послушаем с вами музыку русского композитора Александра Порфирьевича Бородина – симфония №2 «Богатырская».

–Пока вы будете слушать, предлагаю вам побывать в роли художника. Для этого нужно закрыть глаза и нарисовать картину этого произведения. Рисовать нужно теми красками, которые смогут передать настроение этой музыки. Это нам поможет определить, какое настроение у этой музыки? С помощью чего композитор смог передать это настроение? Что хочется делать под эту музыку?

Анализ музыкального произведения

-Все внимательно слушали произведение, у кого какая картина получилась, и какие краски вы использовали?

-Какое настроение у этой музыки?

-С помощью чего композитор смог передать это настроение?

-Какой темп в музыке, быстрый или медленный?

-Музыка, громкая или тихая?

-В каком регистре звучит музыка, высоком или низком?

-Что хочется делать под эту музыку?

-Верно, ребята. Это марш, музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди – богатыри. Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре это произведение.

-Я хочу вам показать картину Виктора Васнецова “Богатыри”.

-Изображая на картине героев русских былин – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича художник воплотил идею величия и могущества русского Народа. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах.

-Что же общего между музыкой симфонии А. П. Бородина и картиной Васнецова? Как вы думаете, что роднит 2 этих произведения?

-В обоих произведениях воплощены люди и их черты характера, которые всегда присущи русскому народу. И в картине, и в музыке – главные герои   -это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях

-Можно ли с помощью звуков, написать картину?

-С помощью чего это можно сделать?

-Верно! И в этом мы убедились на собственном примере.

-Краски яркие, потому что идет ощущение, что грядет опасность, идет какое-то сражение, боевые схватки.

-Музыка суровая, напряженная, мужественная, нагоняет страх.

-С помощью средств музыкальной выразительности.

-Маршировать, идти в бой.

-И в музыке и в картине есть могучие, сильные люди – Богатыри.

-“Богатырская тема” часто встречается в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке и др. Это оттого, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

– И до сих пор мы можем встретить на улицах этих великих людей-воинов, защищавшие нашу Родину в суровые дни Великой отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками.

-Есть одна замечательная песня военной поры – “Катюша”, автор музыки которой Матвей Блантер. Эту песню знал каждый солдат, очень подбадривала она их, придавала сил. Давайте с вами начнем разучивать эту песню.

-Каждый солдат, воин должен уметь маршировать, давайте и мы с вами попробуем маршировать, как настоящие солдаты. 1 человек выходит и марширует, а остальные хлопают. Затем маршируют все.

-Разучивают песню по 1-2 строчки

-Ребята, как вы думаете, получилось ли у нашего солдата маршировать?

-А вы справились со своим заданием?

-Так можно ли «написать» картину с помощью звуков?

-Что это помогает сделать?

-Вставайте возле своих парт. Вы сегодня большие молодцы! Урок окончен, до свидание!

-Средства музыкальной выразительности

Конспект открытого урока

(29 октября 2012г. 1-а класс)

По системе развивающего обучения Л. В. Занкова (Г. С. Ригина 2011г. Музыка 1 кл.)

Учитель музыки Викулова И. А.

Задачи и принципы

На занятиях инструментам художественного познания мира является музыкальный образ;

Опора на жизненный и музыкальный опыт детей – самый доступный и демократичный музыкальный жанр – песня – наиболее понятна ребенку т.к. объединяет поэтический и музыкальный образы.

Все это помогает выработке у школьников творческого мышления, способности анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять самостоятельные взгляды и суждения.

установить прочность усвоения темы.

Музыка вокруг ребенка, музыка в душе ребенка музыка в его художественном творчестве. Выразительные свойства музыки, приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен.

: О чем говорит музыка.

: Определение жанра. Закрепление основного понятия «Музыкальный жанр», способность к определению характера и настроения музыкальных произведений; передавать их в разных формах исполнения музыки (пения, пластическое интонирование, игре на музыкальных  инструментах).

Предварительная подготовка (оборудование): фонозаписи, иллюстрации, карточки с ритмом и нотами; наглядные пособия – рисунки и фото инструментов; шумовые инструменты (колокольчики, бубенцы, бубен, металлофон, ксилофон, треугольники) маски; «словесные настроения» музыки.

Е. Марченко «Физкультурный марш» – слушание и исполнение.

С. Прокофьев «Марш» – слушание.

Д. Шостакович «Марш» – слушание.

П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» – слушание.

С. В. Рахманинов «Итальянская полька» слушание и игра с уч-ся.

Д. Шостакович «Вальс – шутка» – слушание.

М. Глинка «Полька» – слушание и исполнение с учителем.

Пляцковский «Смешной человек» – исполнение.

С. Пожлакова, Б. Савельева, В. Шаинского, Л. Семеновой, Р. Майорова, А. Арутюнова, А. Островского – исполнение.

Ф. Крутицкий «Зима» – слушание.

В. Ребиков «Медведь» – слушание.

Вход: Е. Марченко «Физкультурный марш»

Приветствие: Здравствуйте, ребята – здравствуйте, учитель! Добрый день, гости дорогие!

Организационный момент. Активизация внимания.

– Как называется наш урок (музыка).

– Что мы здесь делаем (слушаем музыку, поем, танцуем!)

– Какие мы уже знаем музыкальные жанры? (поем – песни, танцуем – танец, шагаем – марш).

– Давайте прослушаем и вспомним. Приготовили ладошки. Слушание. ( Марш – дети хлопают четко; полька – двойные задорные хлопки; вальс – плавные движения или тройные хлопки)

Слушание Марш С. Прокофьева, П. И. Чайковский

Вальс – Шутка Д. Шостакович

Вальс П. И. Чайковский из балета «Спящая красавица»

Итальянская полька С. Рахманинов

Учитель: – Все марши и танцы состоят из музыкальных звуков. Разберем свойства музыкальных звуков.

Игровой момент. Закрепление понятия «звуки высокие и низкие»

Возьмем знакомую песню. В.Пляцковский «Смешной человек».

Класс делится на две группы.

Первая группа поет куплет низкими голосами.

Вторая группа – 2 куплет высокими голосами.

Учащиеся дают музыкальные характеристики исполнения.

Низкие – солдаты на параде, громко, четко, маршево.

Высокие – «ясельные» дети; высоко, пискляво, звонко.

Проводится игра. « Угадай высоту звука» и тренинг на внимательное выслушивание звуков.

Слушаем начало пьес. Ф.Кружицкий «зима», Р. Шуман «Дед мороз», Д.шостакович «Вальс – Шутка», М. Раухвергер «Воробей», и др.

↑ светлые, прозрачные, тонкие

↓ густые, басовитые, толстые,мужественные.

Повторение понятия «длительность звука»

Второе важное свойство музыкального звука – его длительность. Сочетание длинных и коротких звуков называется ритмом. Понятие дирижер (руководитель коллектива) игровой момент. « Ритмический диктант». Хлопками повторяется ритм, которым дирижер показывает каждой группе уч-ся. ( -хлопки,  -хлопки по коленям   – хлоп.-тарелки) Исполнение «Физкультурного марша» Е. Марченко.

Повторение материала по теме «Танец».

– А как, по вашему можно определить, что вы, слышите танец?

(Под такую музыку, можно танцевать!)

Послушайте. П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (фонограмма)

– Кто исполняет эту музыку? один инструмент или сразу много. (много)

Большая группа инструментов, исполняющая музыку – назыв. оркестром.

– Какая была музыка? (плавная, нарядная, мелодичная, красивая).

Прослушать с выполнением руками и корпусом танцевальных движений.

Прослушивание : М. Глинка «Полька» (исп.учитель)

(Музыка «скачущая», танец с прыжками,

1)Показ танцевальных движений 0 подпрыгивание на месте)

2)Танец со словами  «Мы танцуем польку,

Не устав нисколько,

Мы танцуем вместе,

Не стоим на месте!

Ах, этот танец такой заводной,

Дружно его мы танцуем с тобой!

3)С хлопками и ударными инструментами.

Повторение знаний о музыкальных инструментах.

Игровой момент «Где вы были, что делали»

– Где мы были не расскажем,

А что делали покажем!

Пантомимическая игра (имитация игры на каком-то музыкальном инструменте. Задача водящего называть этот музыкальный инструмент).игра проводится несколько раз с разными ведущими.

Повторим – какие музыкальные жанры вы уже знаете (Марш, Танец – полька, Танец вальс).

– Приготовим горлышко для пения (распевка)

«Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь!»

– Игра «В музыкантах я родился

Не на шутку рассердился,

Песни все мне надоели –

(На столе элементы «элементы» песен, которые успели выучить)

Задача: Выражение собственного душевного состояния, важной мысли, впечатлений путем музыкальной импровизации коллективного и индивидуального исполнения музыкальных произведений (песни)

Прослушивание песен (в исполнении 1- 2, или более детей.) После чего школьниками дается определение характера песни. Разбор характера художественного образа и возможных музыкальных характеристик.

– Кто исполнит песню?

– О чем поется в песне.

– Какое настроение было все время у героя.

Концерт (по 1 куплету или припеву)

Сл. Г.Горбовского муз. С.Пожлакова «Розовый слон» (вальс, легко, неторопливо, ласково)

Муз. Савальева сл. М.Бардина. Песенка про «Эс» (весело, легко, звонко, задорно,игриво,радостно.)

Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина «если б не было школ» (весело,шутливо,лукаво,смешно)

Сл. С.Алиханова, муз. В. Шаинского «ожившая кукла» (сказочная,веселая,приподнятая, с инструментом – ксилофон)

Муз. Р. Майоова, сл. М.Рябинина «Ква-ква» муз.инструмент (мелодия квакающая, шутливая, кастаньеты)

Муз. В. Шаинского, сл. А.Хайта «В доме 8/16» (↓звуки, сердито, задиристо, дерзко, решительно, используется маска)

Сл. Я. Акима муз. Л.Семеновой «Воздушные шары». (нарядная, праздничная, бодро, с шарами.)

Сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского «Грамотей!» (назидательно, весело,соло с хором)

Муз. А.Арутюнова, сл. В. Степанова «Карабас и тарантас» (юмор, интонации Кавказа, лезгинка, муз.инструмент барабан)

Ст. З.Петровой А. Островского «Галоши» (галоши, шутливая, жалостливая,  дождливая) (2 истории)

Сл. З.Петровой, А. Островского «Бурый мишка» (скачкообразная, неуклюжий мишка, злая оса, отражение облика и повадки медведя и осы)

Главная цель – развития личности ребенка, умение анализировать, строить рассуждения, формулировать собственное мнение.

Новые понятия – стаккато, легато, дирижер, длительности – ритм, оркестр, песня.

– Вспомним всех китов (Песня, танец, марш)

– Какой кит вам нравится больше? ( Песня, танец.)

Д/з. Слушать музыку вокруг, узнавать 3 кита.

Уход «Марш веселых ребят» Дунаевский. Всем участникам поощрительные призы.

ОБОУ «лицейинтернат пос. Им. Маршала Жукова»

Тема урокаО чём рассказывает музыка. Музыкальные портреты.

Цель: Формирование представления обучающихся об интонационной

природе музыки, изобразительности и выразительности, создающих

– сформировать представление о том, что музыка может своим,

особенным языком, передавать настроения человека и рассказывать о его

– развивать умения сравнивать музыкальные произведения, различные

по характеру, выделять в них средства музыкальной выразительности;

– пробуждать на начальном этапе учебного процесса стойкий интерес к

изучению мира музыки;

– продолжать работу по планомерному развитию музыкального слуха

обучающихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического);

– воспитывать культуру слушания и слышания музыки.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: словесные (беседа с элементами сравнения,

анализа, обобщениядемонстрационноиллюстративные (слайды с

репродукциями картин, музыкальными ступенями, нотным станом), игровые

(создание игровой ситуации «Экскурсия по музыкальному городу на

практические (выполнение индивидуальной письменной работы со

сличением результата с эталоном), а так же частные педтехнологии из

методики музыкального воспитания Д. Огороднова (вокалография,

исполнение вокальных упражнений на тенажере, вокальладовые жесты,

тактирование), приёмы активного обучения (исполнение дидактических

 Д. Б. Кабалевский «Три подружки»но, оркестр)слушание

 Д. Е. Огороднов «Кукушечкаисполнение.

 Д. Е. Огороднов «Строим Дом» исполнение

 М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» исполнение

Оборудование: проектор или интерактивный комплекс, фортепиано,

карточки для индивидуальной работы, карточкикартинки.

Информация по презентации: передвижения по слайдам удобно

осуществлять при помощи клавиши «пробел» на клавиатуре. В некоторых

слайдах музыкальные файлы встроены таким образом, что учитель имеет

возможность использовать их вариативно (исходя из уровня подготовки

1. Организационный этап урока. Музыкальное приветствие. мин)

2. Мотивация, постановка цели урока.

3. Этап подготовки к активному сознательному усвоению нового

 Беседа по репродукциям картин (5 мин)

 Создание проблемной ситуации «Если б я был композитором»(2 мин.)

4. Этап вокально-хоровой работы с акцентированием внимания на

знакомых музыкальных интонациях

 Вокальноладовые упражнения (4 мин)

 Исполнение дидактической песни «Кукушечка», построенной на

терцовом ходе с «узнаваемой интонацией» (3 мин)

5. Этап актуализации знаний

 «Занятие в школе Скрипичного ключа» анализ мелодических

интонаций в связи с нотной записью (7 мин)

 Исполнение дидактической песни «Строим дом», состоящей из

терцовых и секундовых интонаций. (6 мин)

6. Танцевальная минутка. Песня –танец «Мишка с куклой пляшут

7. Этап усвоения новых знаний. Д. Б. Кабалевский «Три подружки»

первичное слушание с аналитической беседой (8 мин)

8. Этап проверки понимания

 Индивидуальное письменное задание, сверка с эталоном. (3 мин)

 Повторное слушание с использованием картинок. (1 мин)

9. Подведение итогов (1 мин)

1. Дети входят в класс под музыку (встроена в слайд

– Я рада видеть вновь на уроке музыки. Надеюсь, учиться будем, как в песне:

« и весело, и хорошо!» А начнём по традиции с музыкального приветствия.

– Будьте внимательны, слушайтекак мелодия шагает по ступенечкам и точно

повторяйте голосом. (Исполняется музыкальное приветствие, с которым

работает класс в этой четверти)

2. – На прошлом уроке мы с вами узнали об одной удивительной способности

которые наверняка подскажут вам, о чём идёт речь) и выбрать необходимое,

правильное слово. Что же волшебницамузыка делает так замечательно?

Слайд знаком детям по уроку об изобразительности в музыке. Картинки

сопровождали «музыкальные загадки»: фрагмент из симфонической сказки

С. Прокофьева «Петя и волк», птичка; «Труба и барабан» Д. Кабалевского в

исполнении фортепиано; «Полёт шмеля» Н. РимскогоКорсакова и «Баба

Делаем вывод: МУЗЫКА УМЕЕТ ИЗОБРАЖАТЬ!

Переход к слайду №4:

– Но оказывается, на этом её способности не заканчиваются. Один

выдающийся советский педагог, В. А. Сухомлинский, сказал так о

мысли и чувства тех, кого она изображает».

Выразить чувства, а тем более мысли не так уж и просто! Как это

Переход к слайду №5:

Итак, на доске вопрос: «О чём говорит музыка?».

– Ребята, но ведь музыка не умеет говорить так, как мы с вами, словами.

Тогда как же она разговаривает?

настоящей волшебницы, есть свои секреты музыкального языка!

Вот, на сегодняшнем уроке я предлагаю разгадать самим и рассказать нашим

гостям эти самые секреты музыкального языка, которые дают возможность

3. – Предлагаю вам отправиться на экскурсию в совершенно особую

мастерскую её Величества ВолшебницыМузыки, где рождаются на свет

Возможно, вы удивитесь, зачем нам портреты

Но ведь портрет может многое рассказать о человеке.

Переход к слайду №6

– Вот портреты двух разных девочек, примерно одного возраста,

изображенных на картинах английских художников. Что вы можете сказать

об этих девочках, глядя на их портреты? Присмотритесь, сравните!

Какое настроение? Весёлое грустное

Обе с собаками породистые дворняжка

(как относятся к животным?) играет с собаками жалеет собачку

Как одеты? Красивое платье старенькое платье

Фон портрета небо в хмурых

– Вот сколько мы узнали об этих девочках, всего лишь глядя на

портреты! Но эти портреты, написанные художником, мы видим глазами. А

музыкальный портрет, написанный композитором, разве мы сможем

– Зато, музыку

– Представьте себе, если б вы были композиторами, и вам нужно было

бы сочинить музыкальные портреты 2х девочек, ну, например, учениц

можем о них рассказать?

Обычно дети начинают сравнивать по внешним признакам, а надо подвести к

сравнению характеров. Нужно пригласить к доске девочек ярко

отличающихся по темпераменту и характеру.

1 2

Скромная Смелая

Отзывчивая Решительная

Добрая Смешливая

– такие слова: «нежная», «добрая», «энергичная», «весёлая»,

«решительная» очень часто применяют, говоря о музыке! Так что Музыке

не составит труда нарисовать портреты, рассказывая о характере человека,

4. – Итак, мы с вами отправляемся на экскурсию по музыкальному городу.

Путь наш лежит в мастерскую музыкальных портретов. Поедем на

трамвайчике, со всеми остановками!

Переход к слайду №7

вокальную разминку. (Выполняются упражнения по системе музыкального

воспитания Д. Огороднова по схеме с использованием вокалографи

Настроим на рабочий лад наши голоса, наши ушки. Кем будет

в маленькие дирижёрские палочки (проверяю)

– Начинаем упражнения с правильного певческого вдоха! А как

правильно брать дыхание для пения ртом или носом? Рука рисует плавный

Напоминаю: «Как вдохнёшь, так и запоёшь!»

I упр. Поём по полутонам вниз

«Добрый звук – доброе сердце!»

достоин быть главным дирижёром!

так? Как их надо петь? Расскажите!

– «Маленькие буквы петь тихо, а большие – погромче!»

– – тихо, еле слышно, пиано, даже пианиссимо.

– упр. Звуки поём одинаковой высоты, или разной? (уточнить

что именно и на какой ступени).

В знакомой вам песенке Кукушечка поёт своё «Куку» точно так же: с ст.

на ст. (показать, пропеть) Слышите?

– Исполните, пожалуйста, песенку «Кукушечка»

Назначаю солистов. Исполняем дидактическую песню.

Переход к слайду №8

5. – Вот и первая остановка трамвайчика: «Мелодическая»

-Чтобы ехать дальше, нужно выполнить задание.

Дети читают задание: «Разгадайте и запишите мелодию

-Это вы умеете! Вы не раз разгадывали мелодии в школе «Скрипичного

ключа». Для того, чтобы услышат интонации мелодии, надо внимательно

вслушаться! Дать возможность детям самим озвучить «что надо сделать,

чтобы услышать интонацию»)

Исполнение мелодии учителем на гласный «У» с тактированием.

-Вы можете сказать, сколько тактов длилась мелодия?

– А звуки в ней одинаковой высоты или разной?

-Ну, давайте будем записывать. Кстати, какими специальными значками

Переход к слайду №9:

Далее детальный анализ прозвучавших двух тактов. Запись мелодии на

– Странно, трамвайчик не хочет вести нас дальше! Возможно, мы что

то неправильно сделали? (выясняем, что правильно ноты записывать на

нотоносце, нотной строчке из 5 линеечек)

Переход к слайду №10:

На слайде появляется нотный стан с двумя пустыми тактами, а также

лесенка музыкальных ступенек и звукоряд. Выясняем какие нам понадобятся

ноты из музыкального звукоряда, где они записываются.

– Остается только понять, какие из этих ступенек нам понадобятся? Я

такая интонация уже звучала! В какой песенке мы пели эту интонацию? (ещё

Выясняем, что в «Кукушечке», и что это ст. –ст.

– Давайте посмотрим, какие ноты можно использовать для песенки на . и

I (Выясняем, что это ноты «До», «Ми»).

-Вспомните, где пишется нотка «До»?

– На добавочной линеечке.

-А где нотка «Ми»?

– Диктуйте, запишем, мелодию. (записываем по аналогии, синхронно

Трамвайчик поехал дальше!

– А на доске важные слова: Мелодия, её интонации это главное

средство в создании музыкального портрета.

Переход к слайду №12:

– Остановка «Динамическая» и новое задание: узнайте по мелодии

песню и исполните её со словами по заданной динамике.

Переход к слайду №13:

На слайде нотная запись (записанная нами же чуть ранее на предыдущей

«остановке»). Пропеваю песню с ВЛЖ, дети узнают начало песенки

-Ну вот, песенку узнали, теперь нам исполнить её с какой-

– Если вам встречается незнакомое слово, где, как можно узнать, что

оно означает? (словарь, энциклопедия, книга, обращение ко взрослым,

Стровсе вый дом

Дети исполняют дидактическую песню, один из учеников показывает

движение мелодии с ВЛЖ (или используя вокалографию)

Переход к слайду №14:

– А на доске важные слова: Динамика помогает создавать музыкальный

Переход к слайду №15:

6. – Остановка «Развлекательная» (вместо физминутки)

Исполняют песню «Мишка с куклой пляшут полечку», движения показывает

ктото из детей.

– Трамвайчику понравилось, как вы пели и танцевали!

7. – Вот так, незаметно, мы с вами доехали до конечной остановки нашего

путешествия. Остановка «портретная»

– В музыкальной портретной мастерской как раз завершили создание

портретов нескольких девочек. Послушайте и скажите, сколько портретов

девочек в мастерской? (звучит фонограмма «Три подружки»

– Три портрета (ответ детей).

– И вы абсолютно правы. Музыкальная пьеса композитора

Кабалевского так и называется «Три подружки».

Переход к слайду №18:

– рассказывает о 3-х девочках, нарисованы три музыкальных

портрета. Три подружкитак же, как и вы учатся в одном классе, нокак и вы

– разные, с разными характерами, в разных ситуациях испытывают

музыкальным языком рассказал о характере каждой девочки, нарисовал

портрет каждой из них

– Представьте, что одна из них зашла к нам в класс. Что вы можете

сказать о ней, слушая её музыкальный портрет? Но исполнит музыку

уже не пианино, как прежде, а скрипочка. Слушаем. (В слайд встроены три

музыкальных примера и три ответакартинки соответственно)

– Какая музыка? Как она звучит?

– Грустно, тоскливо, жалуясь, плача.

– Подскажите, как называют девочек, которые часто, порой даже без

причины, капризничают, плачут?

– Вот как получается, вы, не зная девочку, не видя её, только по

музыкальному портрету определили, что это плакса! Её так и зовут

ПЛАКСА! (на слайде появляется картинка «Плакса»)

– А кто теперь перед нами? Что скажет нам музыка о настроении

– Весёлая, озорная, игривая.

– А подойдёт такое слово: «резвая»? Знакомьтесь, эту весёлую девочку

зовут РЕЗВУШКА! (на слайде появляется картинка «Резвушка

– Какой же характер у последней из трёх подружек?

– Какая музыка по характеру?

– Резкая, колючая, злая.

оркестра! моему, у девочки сейчас не очень хорошее настроение. Мне

так и назвал – ЗЛЮКА! (на слайде появляется картинка «Злюка

– К каждому музыкальному портрету в мастерской изготавливают

инструкцию, где чётко расписано какими средствами музыкального языка

пользовался композитор, чтобы получился тот или иной портрет.

– Но какая-то неразбериха случилась в мастерской, и инструкцию

Переход к слайду №19:

Далее на доске появляется слайд с таблицей. Работаем по таблице.

«Найди ошибку». В слайде предусмотрена возможность звучания музыки при

необходимости: если дети затрудняются в оценки какихлибо средств выразительности.

Для этого нужно нажать на требуемое слово : «Плакса» «Злюка», «Резвушка». Чтобы

прервать звучание музыки, нужно нажать курсором мышки на синий овал вверху слайда.

Аналогично, чтобы поменять неверное слово в таблице, нужно нажать на ячейку

Переход к слайду №20:

8. – Работники музыкальной мастерской просят у вас, ребята, помощи в

составлении инструкции. У вас на партах лежат карточки. В них написаны

слова, характеризующие мелодию в музыкальных портретах «Резвушки»,

«Плаксы» и «Злюки». Прочитайте внимательно. Те слова, которые на ваш

взгляд не подходят к характеру музыки – зачеркните.

– А теперь обменяйтесь карточками со своим соседом по парте и

проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Чтобы быть точно

уверенным, можете свериться с эталоном на доске.

Переход к слайду №21:

Здесь хорошо видно, какие слова нужно было зачеркнуть. Если в

работе нет ошибок, поставьте «плюсик»! Если есть ошибки – ничего не

ставьте. Поднимите руку, кто поставил плюсик?

-Ну, вот мы полностью разобрались с музыкальными портретами трёх

подружек, всё узнали о них. Но запомнили ли музыку? Сейчас узнаем. У вас

в конвертиках есть нарисованные портреты всех троих подружек. Сейчас

будут звучать портреты музыкальные, а вы попробуйте правильно выбрать

портрет . Я вас постараюсь запутать: музыку будут исполнять

другие инструменты! (Слайд 21)

9. -Ребята, а чей характер из трёх подружек вам больше нравится? На

кого бы вы хотели быть похожими?_

– Надеюсь у вас в классе нет ни злюк, ни плакс

– Прежде, чем мы отправимся из Музыкального города домой, давайте

вспомним что мы узнали на уроке.

– Умеет ли музыка выражать чувства, настроения, характер, мысли

– всё рассказывает из которых получаются разные

интонации и разные мелодии. Мы в этом убедились, слушая

– А сейчас нас ждёт дорога домой! Поедем с ветерком и песенкой!!!!

Заготовка для карточек:

Ход урока

1. Организационная часть урока.

Учитель: Разрешаю тихо сесть

Тссс, секреты мира здесь.

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука

Ведь урок наш (музыка).

Музыкальное приветствие : «Добрый день»

Под аккомпанемент учителя класс исполняет распевку.

Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора – вверх)

Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора – вниз)

Говорим мы (пропевает учитель по трезвучию – вверх)

Каждый день (пропевают ученики по трезвучию– вниз)

Этими словами (пропевает учитель по ступеням звукоряда до

пятой ступени вверх.)

Здороваемся с вами (пропевают ученики с пятой ступени вниз)

2. На экране выведен эпиграф урока :

Вслушайтесь весь мир поет-

Шорох, свист и щебет,

Музыка во всем живет!

Мир ее волшебен. М. Пляцковский.

Дети: О звуках.

Учитель: Мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков.

Учитель : Что такое звук?

Дети: Это то, что мы слышим ушами.

Учитель: Какие бывают звуки?

Дети: Шумовые и музыкальные.

Учитель: Где мы встречаемся с шумовыми звуками?

Дети: В природе, на улице, в окружающем мире.

Учитель: А с музыкальными?

Дети: В театре, на празднике, на телевидении, на радио.

Учитель: Как мы знаем, музыкальные звуки имеют четыре свойства.

Они бывают высокие или низкие (высота.) Короткие или длинные (длительность). Громкие или тихие (динамика). Окраска звука (тембр). ( Музыкальные примеры)

Учитель: Определите на слух звуки, которые сейчас услышите.

Учитель: посмотрите на экран, какие звуки можно услышать, глядя на эту картинку?

Внимательно посмотрите на картинки и определите, что шумит, что звучит.

3. Музыкальная разминка. Поплянова «Палочки – скакалочки»

Девочки и мальчики хлопают вот так (4Р)

Вот так, вот так. Хлопают вот так. (3р)

Вот так (7р)

4. Основная часть урока.

Учитель: Музыка имеет огромное значение в жизни человека, она может влиять на человеческие чувства и настроение. Давайте вспомним развитие событий, которое происходили в песне «Почему медведь зимой спит». Давайте составим исполнительский план.

1 куплет – неторопливое начало рассказа, поем спокойно, не спеша, но в самом конце куплета происшествие : медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох. Так же звучит и музыка : быстро, взволнованно, шумно.

2 куплет-переполох, смятение, крик лисы и только в конце куплета

Слова дятла звучат поучающе.

3 куплет: медведь залез в берлогу, уснул, и в лесу наступил покой.

Изменяя интонации голоса, характер звуковедения, темп, динамику, исполним песню, придавая каждому ее куплету характерные черты в зависимости от изменения сюжета.

Учитель: Так почему же медведь зимой спит?

Дети: Зимой холодно, нечего кушать, чтоб ни кого не напугать.

«Сказка о музыкальных капельках»

Началась эта история теплым летним утром, когда над планетой Разноцветной Музыки взошло солнце (пианино)

(Слайд №9) Взглянуло оно на лес – ожили, распрямились деревья, расправили свои густые кроны и заговорили листочки. (лист бумаги).

(Слайд №10) Прикоснулось теплым лучиком к лугу – потянулись к солнцу розовые, голубые колокольчики и зазвенели. (колокольчики, треугольник, зашептали росистые травы (провести по листу бумаги)

Проснулся ветерок (лист бумаги) и побежал под разноцветным мостиком- отозвалась радуга нежным мелодичным звоном, каждый из семи цветов- на свой лад. (металлофон)

А солнце поднималось все выше и выше, и вот уже зажужжали пчелы и шмели. (зззз)

Запели птицы. (птичка-свистулька)

Озорник ветер разогнался и побежал еще быстрее (лист бумаги)

Оторвались от радуги (металлофон)тысячи маленьких капелек –звоночков полетели в разные стороны, разнося по всей планете волшебные музыкальные звуки (колокольчики, треугольник).

Шаловливый западный ветер закружил в стремительном вихре вереницу музыкальных капелек и опустил их прямо посреди страны Танцев.

Слушание и исполнение Тарантелла. Зазвучали веселые бубны, (бубны) мелодичные свирели (свирель,громогласные трещетки (трещетки) и звонкие кастаньеты (маракасы)

Учитель: Что мы выделяли в музыке?

Дети: Сильные доли, куда падает ударение.

Строгий северный ветер унес часть звоночков в страну Маршей, где звуки шли стройными рядами, отбивая четкой дробью каждый музыкальный шаг (карандаши)

Учитель: Кто марширует?

Дети : Солдатики игрушки.

Учитель : Кто сочинил этот марш?

Дети : Петр Ильич Чайковский. Русский композитор.

(Слайд №17) Портрет

Учитель: Ребята, что мы с вами выстукивали в музыке?

Дети: Пульс, ровные доли.

Учитель: Теплый южный ветер понес музыкальные капельки в удивительную страну Песня.

Исполнение песни «Теперь мы первоклашки»

5. Обобщение и итог.

Учитель: На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день. Что это за звуки?

Дети: Музыкальные и шумовые.

Учитель: Где мы слышим шумовые звуки?

Дети : В природе, на улице и т. д.

Учитель : А где можно услышать музыкальные звуки?

Дети : В театре, в кино, по радио и т. д.

Учитель: В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни марши танцы. Чтоб услышать музыку нужны музыкальные инструменты. Какие?

Дети: Перечисляют знакомые инструменты.

Учитель: Для того, чтобы записать музыку что нужно знать?

Дети: Музыкальную азбуку или ноты.

Учитель: Музыка живет рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти, она влияет на человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек просто не может.

На доске два смайлика, если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднений, нарисуйте лучик смайлику с улыбкой. Если у вас возникли затруднения, вы ничего не поняли, вам было не интересно на уроке, то смайлику с грустным лицом.

Учитель: У нас получилось все очень замечательно! Спасибо за урок! До свидания!


МУЗЫКА ВОКРУГ НАС ОТКРЫТЫЙ УРОК ЧТО РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА 1 КЛАСС

Публикация «Конспект для урока музыки в 1 классе „Весь мир звучит, Как услышать музыку?“» размещена в разделах

– А теперь закроем глаза и послушаем. Что мы слышим?

(Дети называют различные звуки, которые им удалось услышать).

– Давайте разделим звуки на те, которые существуют в природе, и те, которые «живут» в комнате.

2. Развитие урока.

Вместе с учителем дети делят звуки по группам. Выделяют звуки музыкальные (птицы поют) и немузыкальные (шум машин, крики детей и т. д.)

На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли. Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим “шум дождя”, а иногда – “музыка дождя” Правда красиво звучит?

А все ли звуки красивые? Где больше всего красивых, приятных звуков? (В природе).

3. игровая викторина «Звуки природы и улицы»

Класс делится на две половины, одна половина – звуки природы, другая – звуки улицы. Слушаем музыкальные фрагменты, поднимает руки та половина класса, чьи звуки звучат.

4. Ролевая игра «Звуки улицы»

– Сейчас мы попробуем озвучить красивые звуки природы. Для этого нам надо разделиться на две команды. Одни будут артистами, другие – зрителями. А затем команды поменяются местами.

( Распределение ролей: «пшеничное поле», «березовая роща», «птенцы в гнезде», «пчелиный рой»).

После каждого показа ситуация анализируется: получилось ли красиво? Затем командам раздаются новые роли. Задание: озвучить то, что дети слышат на улице.

( Распределение ролей: «дорожное движение», «перемена», «беседа подружек», «разговор прохожих»).

(Анализ ситуации после каждого импровизированного показа).

– Что объединяет все красивые звуки?

(Красивые звуки умеют «слушать» друг друга. Красивые звуки гораздо длиннее некрасивых).

(Называются все характеристики музыкальных звуков).

– Такие звуки человек назвал музыкальными, и из них складывается музыка. Сейчас наши музыкальные звуки помогут нам провести разминку

5. Музыкальные звуки.

• А теперь познакомимся с музыкальными звуками, у каждого звука будем свое имя. Давайте послушаем, как их зовут. ( Слушаем, а затем поем все вместе, можно несколько раз).

• Чтобы петь песни, мы должны знать еще и буквы. Мы с вами учимся писать буквы, а сейчас послушаем и споем песенку про буквы. Сколько букв в нашем алфавите?

Давайте проверим. Слушаем песню, можно подпевать припев.

• А все ли буквы алфавита мы используем в песне? Какие не поем?

6. тест «Угадай звуки»

А теперь давайте подведем итог. Посмотрите на доску и укажите музыкальные звуки. А сейчас подсчитайте, сколько музыкальных звуков и сколько шумовых.

7. На следующем уроке расскажите и приведите примеры, какие звуки вы слышали дома, в школе или на улице – изобразите их в рисунках.

Публикация «Конспект урока музыки в 1 классе „О чем говорит музыка“» размещена в разделах

– Сейчас послушаем музыку, которую еще не слушали, о чем расскажет эта музыка? (слушание «Весело. Грустно» Бетховен по фрагментам.)

– Какой характер в этой части музыки? (веселый, радостный, смешной)

– А теперь какой характер? (грустный, задумчивый, печальный)

– Теперь посмотрим, как меняется музыка, какое у нее настроение (прослушивание целиком)

– У композитора была музыкальная мысль, что после веселья наступает грусть (слушание «Грустно. Весело»)

– А теперь какое настроение? То есть теперь музыкальная мысль другая? (сначала грусть, а потом радость).

– Послушаем музыку снова и последим за музыкальной мыслью в третий раз (слушание «Весело. Грустно. Весело») – После веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернется веселье)

– Вот видите, ребята, как связаны в музыке чувства и мысли? Мы сегодня это проследили и разобрались в характере и настроениях музыки.

2. Разучивание песни «Наша елочка» муз. Бекетовой.

Знакомство с содержанием, определение характера музыки, разучивание мелодии по фразам, определение движения мелодии, работа над чистотой интонирования, разучивание 1 и 2 куплета.

Итог урока :

– Ребята, вы научились определять характер музыки, ее настроение?

– Какое было настроение при разучивании песни «Наша елочка»? (радостное, задорное, праздничное).

– Кто запомнил имя композитора, который показал нам в музыке, что после грусти может наступать радость и наоборот? (Бетховен)

– Что может быть выражено в музыке? (настроение)

– Можем мы теперь сказать, какие чувства может передавать музыка? (да)

– Помогает это людям понять друг друга? (да)

Про урокцифры:  ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ ПРОЕКТА УРОК БЕЗОПАСНОСТИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *