Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ СОШ №135, г. Снежинск, Челябинская область, 7 класс
Последние тенденции современного общества таковы, что музыка является неотъемлемой частью жизни человека во всех сферах деятельности. Музыка звучит в супермаркетах, в маршрутках, кинотеатре, по телевидению, на улице, дискотеке, с различных переносных устройств, учащиеся слушают музыку в наушниках на переменах. Я не знаю ни одного человека, который бы вообще не слушал музыку, но с уверенностью могу сказать, что вряд ли кто-то серьезно задумывался о влиянии музыки на психическое состояние и поведение человека. У моих сверстников есть любимый стиль музыки, любимый исполнитель. И мною было замечено, что одна музыка, прослушанная на перемене, успокаивает, и приводит твои мысли, чувства в ровное спокойное состояние, улучшает работоспособность, другая же наоборот, воздействует агрессивно, и после прослушивания такой музыки долго не можешь привести себя в состояние уравновешенности. Поэтому данная тема проекта мне меня заинтересовала, так как я поняла, что роль музыки велика и прослушивание определенной музыки может стать хорошим подспорьем в решении проблем урегулирования эмоционального состояния подростков, так как именно в подростковом возрасте учащиеся проявляют свои эмоции особенно ярко и агрессивно.
Проблема исследования: влияние музыки на эмоциональную сферу подростков. Может ли музыка быть вредна для психологического здоровья сверстников?
Цель: изучение влияния музыки на эмоциональное состояние подростков.
Объект исследования – музыкальные предпочтения подростков 7 класса.
Предмет исследования – музыка различных стилей и жанров.
Гипотеза – музыка влияет на настроение и поведение человека.
Практическая значимость проекта: материалы данного проекта могут быть использованы в качестве рекомендаций по выравниванию психо-эмоционального состояния школьников.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением
города Северодвинска Архангельской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ
«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЧЕЛОВЕКА»
Завгородняя Валерия Павловна
ученица 9 А класса
МАОУ «СОШ №6»
Руководитель: Годына Ирина Геннадьевна,
учитель музыки первой
Глава 4. Практическое исследование влияние музыки на эмоциональное состояние
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор.
В современной медицине все большее распространение получает термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
В ходе изучения литературы мы обратили внимание на тот факт, что в учебниках по психологии описываются больше физиологические процессы, связанные с восприятием звука, а не его отражение в эмоциях.
Из этого следует, что влияние музыки на эмоциональную сферу людей разных возрастов, образа жизни, образования недостаточно изучено. Данный факт вызвал у нас интерес и привел нас к теме исследования «Влияние музыки на эмоциональную сферу человека».
Цель исследования – изучение влияния музыки на эмоциональное состояние обучающихся.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– изучить научную литературу и публикации по данной проблеме;
– провести анкетирование по выявлению музыкальных предпочтений обучающихся;
-провести практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние;
-проанализировать эмоциональные изменения, происходящие у обучающихся под воздействием музыки разных направлений.
Под рабочей гипотезой мы предполагаем, что музыка разных направлений способна вызывать эмоциональные изменения у обучающихся.
изучение эмоционального состояния человека.
Предметом исследования являются обучающиеся в возрасте 15 лет.
В исследовании использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, беседа, построение таблиц по результатам исследования.
Работа состоит из теоретической и практической части.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о значимости происходящего.
Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать.
Таким образом, эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и способны влиять на деятельность организма человека.
ГЛАВА 2. В ЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Впоследствии появились теории описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека, в зависимости от характера и интенсивности эмоционального воздействия.
Таким образом, влияние эмоций на физиологическое состояние человека находит свое подтверждение в работах ученых.
ГЛАВА 3. И ЗУЧЕНИЕ ВЛИЯННИЯ МУЗЫКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Важно отметить, что на организм человека музыка оказывает не только прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы), но и воздействует на эмоции, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов.
Примером положительного воздействия является народная и классическая музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии. Именно музыка этих жанров оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе – духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.
Приведем несколько примеров отрицательного воздействия музыки, при котором происходит искажение душевного и физического здоровья:
Удовольствие, которое получает человек от такой музыки, не возвышает человеческое сознание, а ввергает в пучину животных чувств и страстей, агрессии, злобы, нигилизма, наркотиков (в том числе шоколада и сахара), алкоголя, никотина, безответственных отношений.
Творчество великих композиторов всегда направлено на нравственное, физическое и духовное здоровье человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет “сделать их лучше”.
Музыка как средство воздействия влияет не только на сознание, но и на подсознание. В научно-экспериментальных работах отечественных ученых установлено статистически достоверное нарушение ряда психических функций под действием рока (уменьшение объема краткосрочной памяти, снижение уровня понятийного обобщения, возникновение чувства раздражения и тоски).
ГЛАВА 4. П РАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Для исследования влияния музыки на эмоциональное состояние человека с учащимися в возрасте 15 лет были организованы следующие методики: анкетирование «Музыка в моей жизни» и тест Люшера. Группа испытуемых состояла из 10 подростков, отобранных методом случайной выборки.
Описание процедуры исследования:
Анкетирование проводилось индивидуально с каждым испытуемым в конце учебного дня после 6 урока (Приложение 1).
После беседы с каждым участником анкетирования мы выяснили, что ребята слушают музыку ежедневно, двое из них окончили музыкальную школу. Выявились следующие музыкальные предпочтения: Рок музыка – 3 человека, Рэп –2 человека,
RnB – 2 человека, Рок-н-ролл – 1 человек, Металл –2.
С детьми была проведена разъяснительная работа по выполнению следующего задания.
Было предложено прослушать последовательно 8 музыкальных отрывков (Приложение 2), которые были распределены по музыкальным жанрам:
4-современная эстрадная музыка (поп-музыка),
Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 2 минуты.
После каждого отрывка испытуемому предлагалось оценить отношение к данному произведению и выбрать цвет, соответствующий настроению, вызванному прослушанной музыкой.
Таким образом, мы получили показатели, которые зафиксированы в таблицах результатов 1 и 2: отношение к музыке (от 0 до 3 баллов) и цвет, ассоциирующийся с данной музыкой (8 цветов из теста Люшера).
Таким образом, мы видим, что испытуемые отдают свои предпочтения музыке следующих направлений: рок (21 б.), RnB (20 б.), металл (15б.), рэп (14 б.)
Как видно из таблицы, явно прослеживается зависимость выбора цвета от жанра музыкальной композиции. Так, “тяжелые” музыкальные жанры вызывают ассоциации с темными цветами, а легкие музыкальные жанры – со спокойными цветами.
В ходе данной работы мы пришли к следующим выводам:
эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и способны влиять на психологическую и физиологическую деятельность организма через звук, ритм и эмоции.
Существует и обратная связь – любому человеку известно состояние, когда при определенном настроении возникает желание послушать ту или иную композицию.
Проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь три (рок-н-ролл, классика и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп).
Работа достигла поставленной цели. Мы изучили влияние музыки на эмоциональное состояние обучающихся.
Гипотеза, выдвинутая нами, полностью
Прикладная значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут применяться для проведения внеклассных занятий с обучающимися и на уроках музыки. Благодаря исследованию, ребята смогут ориентироваться в мире музыки, руководствуясь не только своими предпочтениями, но и полученными знаниями.
Список используемой литературы
1. Додонов Б. И. В мире эмоций. – Киев, 1995 С.23-24, С.26, С. 35, С. 56-57, С.66.
2. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
3 Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. – М., 1984. – С.56, С.57, С.75.
4. Собчик Л. Н. Метод цифровых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. – СПб: Речь,2007. С 3.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Bring Me The Horizon «Can You Feel My Heart»
2. В. А. Моцарт «Симфония №40»
3. The Beatles «Rock and Roll Music»
4. Michael Jackson «Billie Jean»
5. Eminem «Berzerk»
6. Three Days Grace «I Hate Everything About You»
7. Beyonce «If I Were A Boy»
8. Eddie Fisher «When I Leave The World Behind»
Анкета «Музыка в моей жизни»
Список музыкальных фрагментов, предложенных детям.
1. металл – Bring Me The Horizon «Can You Feel My Heart»
2. классика – В. А. Моцарт «Симфония №40»
3. рок-н-ролл – The Beatles «Rock and Roll Music»
4. современная эстрадная музыка (поп-музыка) – Michael Jackson «Billie Jean»
5-рэп – Eminem «Berzerk»
6.рок – Three Days Grace «I Hate Everything About You»
7. RnB – Beyonce «If I Were A Boy»
8. джаз – Eddie Fisher «When I Leave The World Behind»
Тест Люшера (краткий вариант).
Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Краткий вариант цветового теста Люшера представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего
, сине-зеленого
, красно-желтого
, желто-красного
, красно-синего или фиолетового
, коричневого
и черного
.
Желтый цвет – светлый, как солнечный день, – вызывает веселое и радостное настроение, стремление смотреть вперед и надеяться.
Фиолетовый и синие цвета вызывают неуверенность, мрачный настрой.
Голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно- зеленый, наоборот мягким и тяжелым.
Зеленый цвет успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать, стремление к самоутверждению, символ защиты, затаенности.
Чисто красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность, стремление действовать и добиваться успеха.
Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.
Коричневый отражает стремление к комфорту, уюту.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №27
Реферативно – исследовательская работа на тему:
«Влияние музыки на эмоциональное состояние и развитие человека»
Направление: Английский язык
Ученица 9 «В» класса
Федорова Вера Михайловна
«Настоящая музыка превращает любое событие, действие, чувство в нечто совершенное, в то, что хочется полюбить. Именно в ней, как ни в каком другом искусстве, проявляется жизненная сила и вдохновение.» -Иоганн Гёте.
Музыка – это величайшее искусство, известное людям с давних времен. Это давнее искусство всегда было вокруг нас, задолго до создания инструментов, то есть с момента сотворения мироздания. Музыка всегда вдохновляла людей. Великие произведения искусства, созданные талантливыми творцами, были сотворены не без помощи музыки. Музыка так же стимулировала людей. Выдающийся немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен написал симфонию номер девять Ре Минор, которая не теряет своей популярности в наши дни, будучи абсолютно глухим. Так же музыка завораживала и манила людей, притягивая к себе как магнит. Непревзойденные Битлз, любимые всеми поколениями и узнаваемые во всем мире, записали свою легендарную песню «Yesterday» благодаря сну Пола Маккартни. Мелодия песни приснилась Полу во сне, как когда-то великому ученому Дмитрию Менделееву во сне приснилась таблица химических элементов.
В области музыки есть огромное поле для исследования, а ее психическое влияние представляется очень малоизвестным современной науке. Но наука доказала, что музыка способна не только лечить душу, но и помогать телу.
Лечение посредством музыки получило название музыкотерапии. Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Преимуществом данного вида лечения является комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов.
Сейчас на пороге информационного века, когда все подростки погружены в мир интернета, тема музыки является актуальной. В настоящее время влияние информационных технологий достаточно велико, ведь большая часть подростков зависима от средств массовой информации в обыденной жизни. Но не каждый учащийся знает как музыка может повлиять на него. Таким образом считаем, что изменение музыкальных предпочтений положительно повлияет на эмоциональное состояние школьника и как средство терапии в повышении мыслительного процесса.
В связи с этим перед нами стоит ряд следующих задач:
Из этого следует, что в данном исследовании мы пользуемся методами теоретического материала и эмпирическим методом.
Объектом данной научной работы является музыка, а предметом её влияние на эмоциональное состояние учеников.
Главная цель, преследуемая нами, заключается в определении влияния музыки на эмоциональное состояние и развитие человека, а также в доказательстве положительных её свойств.
С самых древних времен человек понял, что музыка важна, ее нужно любить и создавать с особым пристрастием. На первых порах это были довольно примитивные мелодии, которые создавались с помощью простых и естественных предметов – веток деревьев, камней, натянутой кожи животных и т.д. Постепенно на протяжении веков эти инструменты модернизировались и развивались, благодаря чему сегодня мы имеем большое их количество, поражающее наше воображение и слух.
В первую очередь, чтобы сконцентрироваться на работе и влиться в поток информации людям рекомендуется прослушивать классическую музыку.
Ученые уже давно доказали, что классическая музыка положительно влияет на организм человека. Прослушивание бессмертных произведений великих композиторов, помогает развиваться в интеллектуальном плане, обладать большей стрессоустойчивостью и восприимчивостью к наукам. Особенно рекомендуются к прослушиванию произведения Моцарта. Они действуют на человеческий организм следующим образом:
Стимулируют работу головного мозга перед экзаменами и любыми другими серьезными испытаниями;
Развивают стремление к самосовершенствованию и волю к победе;
О благотворном влиянии музыки Моцарта многие ученые говорят уже давно. У этих классических произведений есть уникальное воздействие на человеческий мозг. Данный феномен называют эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты. Например, о том, что музыка Моцарта активизируют кору головного мозга и повышают интеллект.
Из всего вышеперечисленного можем сделать вывод о том, что музыка имеет огромное значение в жизни человека. Особенно важную роль играет классическая музыка и её бессмертные произведения – это доказано уже многими учеными планеты.
В современном обществе, в рассвет информационных технологий, более популярны массово-бытовые жанры. Из данных жанров стоит отметить поп-музыку, джаз, рок музыку, электронику, рэп и хип-хоп.
По словам многих ученых данные виды музыки по-разному влияют на человека, в особенности на подростков, у которых формируется восприятие мира, которое, в частности, создается при помощи, прослушиваемой музыки.
К примеру, почти большая половина подростков слушает и любит поп-музыку. В данном жанре обычно привлекает несложная смысловая нагрузка текста и запоминающиеся легкие мелодии, и ритмы. Поп-музыку обычно предпочитают люди, которые по своей натуре очень романтичны и котором не хватает любви в реальной жизни.
К большому сожалению людей, любящих эту музыку, многие ученые утверждают, что популярная музыка негативно влияет на человека и длительное прослушивание данного жанра музыки чревато деградацией. Но, конечно, полная деградация личности не пройдет за один день, ведь это происходит постепенно, на протяжении длительного периода времени.
Не так плохо, как поп-музыка, на человека влияет джаз. Данный тип музыки- очень уникален и не оказывает никого негативного влияния на психику человека. Обычно джаз музыку предпочитаю не все люди, а только те, кто к ней более расположен. Под звуки и мелодии джаза человек может расслабится и успокоится, словно он на берегу теплого моря. Проще говоря джаз — это музыка в которой хочется растворится, не боясь, что она окажет негативное влияние.
Также есть некоторые виды музыки, о влиянии которых у ученых до сих пор есть разногласия.
Одними из них является клубная или электронная музыка. Чаще всего данный вид музыки встречается в различных развлекательных заведениях, куда люди приходят завести новые знакомства и потанцевать. Электронная музыка обладает особенно быстрым, сложным ритмом и оказывает различное влияние на разных людей.
Так же хорошим примером двоякого влияния, может быть рэп и хип-хоп. Данные жанры музыки могут быть, как и положительно настроенными, так и негативно-агрессивными.
Например, американские социологи провели опрос среди несовершеннолетних нарушителей правопорядка и выяснили что более, чем у половины из них, любимыми жанрами являются рэп и хип-хоп. Семьдесят процентов опрошенных признались, что данная музыка сильно повлияла на их восприятие мира и чувства. Но мало кто из них сознался в том, что именно рэп или хип-хоп подтолкнули их на совершение закон нарушаемых действий.
Не менеечем рэп и хип-хоп, подростки любят рок музыку. Вообще рок музыка всегда была, есть и будет одним из популярнейших и любимых музыкальных жанров всех времен и поколений. Действительно, почти каждый второй человек по всему миру может с уверенностью назвать хотя бы одну рок-группу. Например, в середине семидесятых годов, в молодость наших бабушек и дедушек или так называемого «тринадцатого» поколения- поколения X- широчайшую популярность получила британская рок-группа Queen. Данную рок-группу до сих пор считают классикой настоящего рока, а песни не теряют своей известности. Многие из нас, а в особенности старшое поколение, могут с первого аккорда запросто узнать хиты величайшей группы.
С момента создания бессмертной группы Великой Британии прошло два поколения, и за это время разнообразие стилей и поджанров рок музыки появилось достаточно большое количество. Если сравнивать нынешнее поколение, то есть цифровое поколение, с уже упомянутым выше поколением X, то мы можем найти некоторые черты сходства и различия. К примеру, проведя параллель между этими поколениями мы можем, не задумываясь, сказать, что оба этих поколения любили и слушали рок, а он в свою очередь оказывал и оказывает влияние на нас. Но взглянув на это с другой стороны, мы можем сказать, что различия заключаются в том, что люди разных поколений предпочитали разные виды рок-музыки.
В противовес тяжелому року существует софт-рок или мягкий, легкий рок. Этот вид рок-музыки известен своими мягкими и приятными для нашего слуха звучаниями, и ритмами. Данная музыка снимает мышечное и нервное напряжение, помогает расслабиться и сконцентрироваться на работе. Как правило софт-рок исполняется в акустике и наполнен жизнерадостными мотивами, редко когда такой подвид рока рассказывает нам о несчастьях.
Так же в мире, помимо тяжелого и легкого рока, существует эмоциональный рок. Истоками этого вида рок-музыки является панк-рок, который в свою очередь произрастает из тяжелого гаражного рока. Но этот рок значительно сильно отличается от тяжелого, хотя бы тем, что эмоциональный рок является реакцией на рост насилия в восьмидесятые годы- в момент зарождения данного вида рок-музыки. Эмоциональный рок преимущественно раскрывает тему личной, страстной лирики и смещает фокус внимания с общества обратно на человека и его душу. Несмотря на некоторую меланхоличность эмоционального рока, этот вид музыки не всегда погружает человека в задумчивость и грусть.
Исходя из всего перечисленного можно с уверенностью сказать, что все виды музыки, так или иначе, оказывают большое влияние на человека и его эмоциональное состояние.
В нашей школе учится чуть более тысячи человек и у каждого из них есть свой любимый и предпочитаемый ими жанр музыки. Чтобы узнать и определить какие жанры ученикам нашей школы нравятся больше всего, мы провели социологический опрос.
Социологический опрос состоял из анонимной анкеты, в которой ученикам нужно было дать ответы на соответствующие вопросы. Из вопросов, задаваемых учащимся, были:
Так же в анкетах ученикам задавались вопросы о том, что может принести изменения и улучшения в нашу школу. Ответы на данные вопросы были весьма разнообразны. Большое количество человек жаловались на плохое питание, отсутствие комфорта в коридорах- то есть лавочек или стульев, на которых можно было бы посидеть и отдохнуть во время перемен, раздражающий школьный звонок и не слышимость такого в спортзалах, а также на невоспитанность некоторых учеников школы.
Касаемо первых трех вопросов анкеты, мы получили очень хорошие результаты. На вопрос о музыке в повседневной жизни, всего 3% от всех опрошенных сказали, что не слушают музыку в своей жизни. Другие 97% ответили на данный вопрос положительно.
На третий вопрос насчет музыки в школах на переменах, многие ученики также дали положительный ответ и от всех учеников в целом это составило 78%. Другие 22% высказали свое неодобрение к прослушиванию музыки на переменах.
Что касается второго вопроса, то здесь мы получили очень интересные ответы. Ответы на данный вопрос отображены в диаграмме (Приложение 1).
Из результатов социологического опроса можем сделать вывод о том, что в нашей школе преобладают ученики, обладающие таким музыкальным вкусом, как меломаны. Меломаны — это люди, не имеющего точно определенного любимого жанра, и способные слушать любой жанр зависимо от некоторых факторов, например фактора настроения. Как правило меломаны — это люди, страстно любящие музыку и готовые слушать её в любых её проявлениях. На вопрос о любимых жанров, ответом меломаны были 32%.
Но к нашему сожалению, любимым музыкальным жанром учеников, помимо меломанов, является рэп музыка. В данной исследовательской работе мы уже определили, что рэп оказывает не очень хорошее влияние на эмоциональной состояние школьников. 19% учеников, ответившие на второй вопрос ответом рэп, могут даже не знать какое влияние этот жанр оказывает на них.
Самые мелкий показатель, а именно 5%, был у классической музыки. Всего несколько человек выбрали классическую музыку, как любимый жанр.
Достаточно больший показатель у музыкального жанра поп-музыки. Данный вид получил 16% от всех, а это больше, чем у хип-хопа и у рок-музыки. К слову, о хип-хопе, то этот жанр получил всего 11% голосов учеников.
Что касаемо о рок-музыке, то данный жанр получил 12% голосов, больше, чем хип-хоп и классическая музыка, но меньше, чем поп-музыка и рэп. О двояком влиянии рок-музыки в данной работе мы уже упоминали и доказали, то, что рок-музыка может положительно влиять на человека и, в частности, на подростков.
В некоторых анкетах были ответы не относящиеся к ни одному из перечисленных жанров музыки; в следствии чего мы определили данные ответы в категорию «другое». В данную категорию попали такие жанры как: электронная или современная музыка, техно-музыка, шансон, лирика, дабстеп и так далее.
В общем данная категория собрала 9% от всего. Лишь единственные два человека на вопрос о любимых жанрах дали ответы джаза и эмоционального рока.
Также были ученики, которые воздержались от ответа на данный вопрос и поставили прочерк в графе ответа.
Итак, проведя данный социологический опрос и проанализировав ответы, я могу выявить три основных любимых жанра учеников нашей школы, не включая меломанов. И если располагать их по принципу занятых мест, как на олимпиадах, то могу сказать точно, что первое место занимает рэп. Почетное второе место досталось поп-музыке, а на третьем восседает рок.
К сожалению, большинство подростков могут даже не догадываться о том, как та или иная музыка может повлиять на него.
Многие ученые для проверки теоретически полученных знаний, проводят опыты, чтобы доказать ту или иную гипотезу на живом примере.
Гипотеза данной исследовательской работы звучит следующим образом: «изменение музыкальных предпочтений положительно повлияет на эмоциональное состояние школьника». Чтобы проверить данную гипотезу, мы провели интересный опыт.
Главная идея и цель опыта заключалась в доказательстве того, что если ученики будут прослушивать музыку нехарактерную для их музыкальных предпочтений, то это отразится на их эмоциональном состоянии.
Сам опыт состоял из двух главных частей: подготовительной части и непосредственно части самого опыта. На проведение данного эксперимента мы выделили две недели, одну из которых посвятили подготовке к нему и другую неделю самому опыту. Если составлять план данного эксперимента, то выглядеть он будет следующим образом:
В подготовительной части опыта, в первую очередь мы занялись поиском добровольцев, то есть тех, кто согласится принять участие.
Участие согласились принять три ученика из разных классов. Один ученик из девятого класса, ученица восьмого класса и одна ученица из седьмого. Все они проявили интерес к данной работе и к опыту.
Проведя с данными учениками беседы насчет музыки и их музыкальных предпочтений, мы определили, что ученик выпускного класса меломан, ученица восьмого класса предпочитает слушать рэп, а ученица из седьмого- любительница эмоционального и альтернативного рока.
Для всех них мы разработали небольшой плейлист с произведениями классической музыки и легкого мелодичного рока. В плейлист входили такие классические исполнители как: Моцарт, Бах, Бетховен и Иоганн Гёте. Что касаемо легкого и мелодичного рока, то в плейлист входили такие музыкальные группы как: TheBeatles, Eagles, MyChemicalRomance и Orleans.
В течении последующей недели ученики прослушивали составленный плейлист днем во время перемен, утром после сна, и ночью перед сном. Каждый день недели мы разговаривали с ними о их самочувствии и эмоциональном состоянии, тем самым прослеживая тенденцию изменения состояния каждого из учеников. Исключая психологический и социологический факторы, которые могли повлиять на их состояние, мы просили учеников анализировать их чувства и эмоции, на которые оказывала специально подобранная нами музыка и ничто иное. На протяжении недели мы иногда корректировали составленный нами плейлист, по просьбам самих учеников. В плейлист впоследствии были добавлены такие исполнители как, BeeGees, Bread и Coldplay. В конце экспериментальной недели мы получили весьма интересные результаты и сделали соответствующие выводы:
Самочувствие и настроение меломана, то есть ученика из девятого класса, не поменялось и осталось прежним. Он, сделав анализ своего самочувствия за неделю, вынес вердикт о том, что ему все равно какую именно музыку он слушает и что данная неделя не принесла в его жизнь ничего нового. Из этого делаем вывод о том, что на меломанов изменение, более предпочитаемой ими музыки, не оказывает никакого влияния.
Небольшие изменения самочувствия мы проследили у ученицы из восьмого класса. Прослушав целую неделю классическую музыку, восьмиклассница чувствовала себя более спокойно, чем раньше, когда она слушала рэп музыку. Однако в месте с тем, диапазон её чувств не выходил за рамки грусти и скуки. В конце недели поклонница рэпа сделала вывод о том, что классическая музыка и легкий рок действует на неё словно снотворное- ей совершенно не хотелось чего-либо делать и вечно клонило в сон. Из этого можем сделать заключение о том, что резкая смена предпочитаемой музыки может отрицательно повлиять на человека.
Более заметные изменения произошли в самочувствии любительницы эмоционального и альтернативного рока. На протяжении всей недели она чувствовала себя хорошо и спокойно. Прослушивание музыки стимулировало её на учебный процесс и побуждало к самопознанию и самореализации. Мелодичная рок-музыка оказала хорошее влияние на ученицу и очень понравилась ей.
Из итогов, сделанные нами во время эксперимента, можем сказать, что музыка близкая по жанру, но отличающаяся лишь по стилю, оказывает очень положительное влияние на эмоциональное состояние учеников, и всех людей в общем. Также на протяжении экспериментальной недели мы выявили то, что с изменением предпочитаемой музыки изменяется эмоциональное состояние.
Музыка — это великолепное искусство, поражающее наше воображение, и способное отражать и выражать действительность вокруг нас. Сила музыки очень велика и её значимость в нашем мире и сознании не измерить ни каким прибором. В жизни каждого человека есть, была и будет музыка, ведь она словно тень следует за нами.
На счет музыки было проведено достаточно много различных исследований. И в данной исследовательской работе точно также был проведен эксперимент по средством которого мы доказали выдвинутую нами ранее гипотезу. Мы доказали то, что при изменении предпочитаемых жанров музыки, меняется эмоциональное состояние. В связи с этим, мы делаем вывод о том, что музыка оказывает положительное влияние на школьников и прослушивание музыки в школах будет оказывать положительный эффект.
В ходе данной исследовательской работы мы справились со всеми поставленными ранее задачами на все сто процентов. Мы, сделав анализ различных статей о влиянии музыки на человека, определили связь между музыкой и эмоциональным состоянием. Также, проведя опыт, мы поняли и доказали, что специально подобранная музыка оказывает положительное влияние на подростков и ученикам полезно слушать музыку во время учебного процесса.
Так же в процессе создания этой исследовательской работы, мы, к нашему сожалению, пришли к выводу о том, что многие подростки и ученики не знают и не догадываются о влиянии и свойствах музыки. В связи с этим мы выдвигаем идею о проведении небольших информационных бесед с учениками, с целью объяснения им понятия музыки и её влиянии на них. Проводить данные беседы лучше всего с учениками седьмых и восьмых классов, потому что именно в этот период у подростков формируется основные вкусы и предпочтения. На данных информационных беседах предлагаем рассказывать подросткам о пользе музыке и какой вред может нанести тот или иной вид музыки. Предлагаем проводить данные информационные беседы с учениками на одном классном часу в четверти. Конечно же, данные беседы не будут относиться к урокам музыки и никаким образом не будут влиять на школьную программу данного предмета. В качестве лектора и человека, который будет вести эти самые беседы с учениками, выдвигаем меня, то есть человека, занимавшегося данным научным исследованием. Основная идея данных бесед — это донести до учеников мысль и понятие о музыке и заставить их задуматься об этом.