Закономерность — это регулярные устойчивые взаимосвязи в количествах, свойствах и явлениях объектов. В математической закономерности нужно найти алгоритм, согласно которому в цепочке чисел происходит их повторение, изменение или замещение в соответствии с установленным правилом.
Задания уровня 2 класса нацелены на развитие навыка определения и формулирования закономерности, выбора правильных вариантов, восстановление или продолжение числовых рядов.
Математические задачи на поиск закономерностей – важная категория заданий в школьной программе для начальных классов. На ЛогикЛайк более 3500 заданий с ответами и пояснениями. Вас ждут увлекательные упражнения на логику от простого к сложному, награды, сертификаты.
На сайте более 150 заданий по теме «Закономерности в математике». Мы разобрали несколько нестандартных задач, которые увлекут любого первоклассника.
ЛогикЛайк — современный технологичный EDtech продукт.
– Мама, а что такое закономерности?
– На уроках математики в начальных классах много логических задач в виде числовых рядов, последовательностей, элементы которых расположены в соответствии с определенным повторяющимся правилом. Мы сталкиваемся с этим и в школе, и в обычной жизни: смена дней недели, времен года и т.п. Давай посмотрим про закономерности подробнее.
– А зачем их решать, находить?
– Ты научишься сравнивать и группировать объекты, рассуждать и делать выводы. И это поможет тебе в учёбе и в жизни.
Что такое закономерность в математике?
Математическая закономерность – это определенное правило, по которому в числовом, фигурном
или другом ряду элементов происходит повторение или изменение самих элементов или их свойств в
соответствии с заданным правилом.
Из учебных материалов с картинками и видео,
подготовленных опытными педагогами, ваш ребёнок узнает:
Рекомендуем взрослым и детям сначала решить несколько заданий вместе. Продолжить
занятия ребёнок может самостоятельно.
В чем смысл игры?
Игры такого рода развивают умение выделять закономерности в последовательном ряде элементов. Для этого сначала нужно внимательно рассмотреть задание: сравнить соседние объекты и попробовать определить правило закономерности.
Решить задачу можно с помощью простого счета, обобщения по какому-либо признаку или простого анализа рисунка, текста или схемы.
Задачи типа «Найди закономерность»
Для ознакомления с темой предлагаем несколько примеров заданий по математике на поиск
закономерностей разного уровня сложности.
Задачи для 1 класса
Найди закономерность и продолжи числовой ряд:
Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности). Подумай,
какой элемент будет следующим.
Догадайся, как нужно раскрасить последние 3 карандаша, чтобы сохранить
закономерность в этом ряду:
Примеры заданий для 2-3 классов
Фигуры разложили в виде закономерности (в определённом порядке). Продолжи
закономерность: выбери подходящий набор фигур.
Какую закономерность можно заметить? Продолжи ряд чисел:
Помоги Алисе найти числовую закономерность и запиши следующие два числа,
которые ее продолжат:
Задача повышенной сложности (математика 4 класс)
Ученики посадили дерево. Его высота составляла 72 см.
Через год дерево выросло до 80 см, через 2 года – до 86 см, через 3 года –
до 90 см.
Какой высоты (в см) будет деревце через 9 лет, если закономерность его роста
не изменится?
Задания для 1 класса
Раскрась дорожки для зайчика и белочки, сохраняя закономерность.
Решение: Белочка и зайчик бегут по разным дорожкам. У каждой дорожки есть своя закономерность. У зайчика повторяется 3 цвета на дорожке: красный, голубой, жёлтый, а у белочки 4: зеленый, коричневый, фиолетовый, жёлтый.
В этом задании можно обратить внимание на то, что обе дорожки состоят из 12 кругов. Но количество повторяющихся цветов разное.
Задание 2
Найди закономерность в ряду геометрических фигур.
Решение: В этом ряду нужно обратить внимание на размеры фигур, а не на цвет и форму. Сначала идет одна большая фигура, а за ней две маленькие, далее они повторяются.
Задание 3
Нарисуйте в четвертом квадрате правильный ответ.
Решение: Рассмотрев внимательно рисунок, мы увидим, что круги в квадратах исчезают по одному, против часовой стрелки. В этой задаче имеет значение только расположение кругов квадрате. Таким образом, в последний квадрат мы должны нарисовать один синий круг в нижнем левом углу.
Задание 4
Соблюдая закономерность, продолжи ряд чисел до 10. Сформулируй правило, которое действует в этой закономерности. Используя это правило, придумай свою закономерность.
Решение: В этом ряду каждая цифра увеличивается на 2 относительно предыдущей – мы вычислили для данной закономерности. Значит, чтобы продолжить ряд, мы прибавим к каждой следующей цифре по 2. Ответ будет выглядеть так: 2,4,6,8,10.
Чтобы придумать подобную закономерность, нужно использовать сформулированное выше правило: например, 1,3,5,7,9.
Как научить детей находить закономерности?
Объясните понятие закономерности и покажите на конкретных примерах несколько типов
последовательностей. Поясните, как вы рассуждаете, чтобы найти закономерность между числами,
буквами, картинками, любыми элементами ряда.
В видеоуроке по теме «Закономерности» мы на примерах разбираем: что такое возрастающая и
убывающая закономерности, как правильно
решать задачи на поиск закономерностей.
Действуем по такой схеме
есть всё, что вы искали!
Пройдите 3 главы-разминки и откройте доступ к закономерностям и другим
занимательным заданиям на логику.
Как ЛогикЛайк может помочь родителям?
Выберите основную цель занятий
Задания для 2 класса
Найди закономерность и в пустом квадрате нарисуй нужное количество кругов.
Решение: В таблице в первом горизонтальном ряду количество кругов увеличивается на 1. Во втором ряду увеличивается на 2. Таким образом, можно предположить, что в третьем ряду количество кругов будет увеличиваться на 3 и ответ будет 9. Можно заметить, что и в вертикальных рядах эта закономерность повторяется.
В цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа
Решение: В цепочке чисел можно выделить пары: 95 -90, 85 – 80 и далее. Каждый раз, в паре, число уменьшается на 5. Значит, после 75 запишем 70, после 65 — 60, а затем 55 .
Найди закономерность и продолжи последовательность.
Решение: В этой цепочке чисел к каждому последующему числу прибавляется предыдущее. 2+3=5+3=8+5=13+8=21+13=34 и далее.
В поезде едут геометрические фигуры. Нарисуйте фигуры, в четвёртом вагоне, соблюдая закономерность их расположения.
Решение: В поезде едут геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник и круг. В трёх вагонах все места заняты фигурами, в определённом порядке. Расставим их и в четвертом вагоне: Круг в нём будет располагаться в нижнем левом углу, квадрат в верхнем левом, треугольник поедет в правом нижнем, а прямоугольник – в левом верхнем углу.
Как научить ребенка находить закономерности?
Маленьким детям, для решения задач на поиски закономерностей, понадобится только смекалка и воображение. Достаточно лишь объяснить, как можно установить закономерность между звеньями ряда. Если задачу решить не получается, то вместо прямых подсказок следует задать дополнительные вопросы, не раскрывая решение задачи полностью.
В любом случае, пользы будет больше, если ребенок решит, хотя бы одну задачу самостоятельно, нежели взрослый просто расскажет, как её решать.
Рассмотрим способы, которые помогут ребенку понять закономерности и последовательности в заданиях.
Инструкция по решению числовых последовательностей
Инструкция по нахождению закономерностей в заданиях с геометрическими фигурами:
Найди закономерность и продолжи ряд
Задачи на поиск закономерностей развивают логическое мышление ребёнка, учат сравнивать,
рассуждать, классифицировать и делать выводы. 3500+ задач с ответами и пояснениями.
Рекомендуем наш курс развития для детей 5-12 лет!
Выберите возраст ребёнка, чтобы начать занятия
На платформе дети с удовольствием развивают логику
и способности к математике. У нас 3500 занимательных заданий
с ответами и пояснениями!
Простые задания на поиск закономерностей
На примере нескольких заданий из нашей базы хотим показать вам, какими заманчивыми и интересными для детей могут быть задачи на закономерности.
Юра разложил перед Клапаном картинки в определённом порядке (в соответствии с закономерностью).
Помоги Клапану выбрать следующую картинку.
Выбери продолжение фигурного ряда:
Башенки расставили в определённом порядке (в виде закономерности).
Какая башенка должна идти следующей?
Решение задач на закономерности развивает аналитические способности и активизирует творческое мышление.
Задания для 4 класса
Найди ошибку в бусах.
Решение: В первых бусах повторяются квадрат и круг, значит лишний шестой круг. Во вторых бусах, повторяется закономерность: круг, два треугольника, два круга, лишний – восьмой, по счету, круг.
Определите закономерность. Найдите лишнее число.
Решение: В этом числовом ряду таблица умножения на 8. Ответ: число 20 – лишнее.
Каких геометрических фигур не хватает? Дорисуй их, соблюдая закономерность в таблице:
Решение: Определить, какой элемент изменился во втором и последующих рядах, можно, выделив последовательность: ромб, трапеция, шестиугольник и параллелограмм. Во втором ряду недостает шестиугольника, в третьем — ромба, в четвертом – параллелограмма и трапеции.
Математика и логика для детей 7-13 лет
Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате
Задания для 3 класса
Рассмотрите картинку и найдите закономерность в задаче.
Решение: В таблице мы увидим такую закономерность:
8-5=3, то есть число увеличилось на 3; далее 14-8=6, соответственно, число увеличилось на 6. В последней связке 23-14=9 число увеличилось на 9. Мы делаем вывод, что каждое следующее число увеличивается на предыдущее значение+3. Таким образом, следующее число увеличивается на 9+3=12. 23 + 12 = 35. Ответ: 35.
В пустые клетки вставьте геометрические фигуры,
Решение: Чтобы выполнить задание, нужно фигуры расставить по порядку, друг за другом, соблюдая последовательность. Значит, после прямоугольника стоит круг, треугольник и квадрат и т. д.
Найди закономерность и продолжи ряды:
Решение: В этой задаче каждая последующая цифра увеличивается так: десятки на один десяток и единицы на одну единицу. 12=10+2, 23=20+3, 34=30+5 и т. д.
Продолжи ряд, сохраняя закономерность.
Примеры задач с решениями и ответами
Выполнение заданий этой категории учит детей анализировать ряды элементов, сравнивать соседние объекты, обобщать, абстрагироваться и, конечно, находить закономерности.
Профессор завёл новую тетрадь, в которой ведёт счёт особо секретным опытам. В конце каждой недели он записывает, сколько всего опытов он провёл на данный момент.
Выбери цепочки чисел, которые подходят под это описание:
1, 3, 5, 3, 7, 9
2, 4, 6, 8, 8, 11
4, 6, 7, 13, 14, 30
4, 5, 6, 7, 5, 6, 7
Помоги Клапану выбрать число, пропущенное в закономерности.
Для проведения опыта Профессору необходимо продолжить закономерность. Помоги ему, указав два следующих элемента.
Сколько раз Юра попал в цель, если всего он выстрелил 30 раз, израсходовав все выстрелы?
Юра и Алиса решили считать, сколько осталось дней до летних каникул и записывать информацию через день.
Выбери все ряды чисел, которые подходят под названную закономерность:
20, 19, 18, 17, 16, 15
20, 15, 16, 10, 6, 6
24, 22, 20, 18, 16, 14
10, 12, 14, 16, 18, 20
18, 16, 14, 12, 10, 8
Задания на закономерности развивают у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать и принимать решения.