наша цель получить знания

Конспект для ученика по теме «Пунктуационный̆ анализ»

Задания в данной статье направлены на итоговую проверку знаний по пунктуации

Знаки препинания и правила их употребления

Еще материалы по теме «26. Пунктуационный анализ »

Текст прошел проверку у экспертов «ИнПро» ®

педагог по русскому и литературе

методист образовательного холдинга «ИнПро»

Справочно

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро»® – Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491.

Готовим детей к школе, а также подтягиваем по школьной программе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за новостями в социальных сетях:

Нужен репетитор? Запишитесь на бесплатное пробное занятие в «ИнПро»®

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.

В дверь стучат.

Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:

Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:

О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как», перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится:

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

В первую очередь — между подлежащим и сказуемым, выраженными:

🔸 существительным в им. п. — существительным в им. п.

Одиночество в творчестве — тяжёлая штука.

🔸 числительным — числительным

Два и два — четыре.

🔸 числительным — существительным в им. п.

Два — чётное число.

🔸 инфинитивом — инфинитивом

Жить — Родине служить

🔸 существительным в им. п. — инфинитивом

Наша цель — получить знания.

🔸 перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)

Понять — значит простить.

А когда нужно ставить тире при однородных членах?

🔸 после однородных членов перед обобщающим словом

На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа — всюду тишина.

🔸 при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?


НАША ЦЕЛЬ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЯ

Тире в сложном предложении

В сложноподчинённом предложении:

🔺 для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных):

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Гоголь).

🔺 при параллелизме структуры частей:

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

В бессоюзном сложном предложении для выражения:

🔺 быстрой смены событий:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов).

🔺 резкого противопоставления:

Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Грибоедов).

🔺 если первая часть обозначает условие совершения действия второй части:

Меньше знаешь — крепче спишь.

🔺 если первая часть обозначает время совершения действия второй части:

Пашню пашут — руками не машут (пословица).

🔺 если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой:

🔺 если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой:

Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).


НАША ЦЕЛЬ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЯ

Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.

Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.

Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм.

В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте (из «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку» — М., 2018).

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

Про урокцифры:  СНАЧАЛА ПРОВЕРЬТЕ ПОГОДУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *