Сколько времени должно уходить на выполнение домашнего задания
Существуют нормы, определяющие, сколько времени школьникам разных возрастов рекомендовано тратить на домашку в день. В нашей стране они таковы:
Но на практике эти нормы далеко не всегда соблюдаются — россиянам приходится регулярно помогать детям с уроками. Согласно исследованию Научного центра здоровья детей, ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9-х классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю (в зависимости от количества учебных дней). Для сравнения рабочая неделя взрослого составляет 40 часов. Поэтому уже не первый год обсуждается вопрос отмены домашних заданий.
Опрос, проведённый компанией Office Depot, показывает, что 25% американских семей считают, что школьникам задают на дом больше, чем они способны выполнить. Почти 50% мам и пап хотели бы отменить домашние задания хотя бы по одному предмету, 40% опрошенных признались, что как минимум раз в неделю ругаются со своими детьми из-за уроков.
В Домашней школе Фоксфорда каждое занятие сопровождается заданиями, иногда для них даже устанавливается дедлайн. Но это не классические домашки на оценку. Фоксфордские задания — это возможность отработать полученные знания на практике. Их выполнение добровольно: чем лучше решил, тем больше очков опыта получишь. Чтобы не снизить мотивацию, оценки не выставляются. Возможность безопасно ошибиться при выполнении задания развивает в детях самостоятельность, они всё реже призывают маму с папой на помощь.
Эксперты Домашней школы Фоксфорда составили правила выполнения заданий. Надеемся, наши рекомендации помогут вашему ребёнку делать домашку быстро, эффективно и без стресса.
Выполнение домашних заданий должно войти в привычку
Делать уроки должно быть так же естественно, как чистить зубы или заправлять постель. Формировать этот паттерн необходимо с первого класса. Желательно, чтобы ребёнок начинал заниматься в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал, например включение настольной лампы или раскладывание тетрадей. Мозг привыкнет к такой рутине и будет настраиваться на работу сразу после ритуала.
Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом, становится меньше.
На рабочем месте не должно быть ничего лишнего
Окружающее пространство влияет на продуктивность. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину.
Письменный стол школьника всегда должен быть прибран. Нужно достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками с фотографиями и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка от выполнения домашней работы.
Ученику нужно не только расписание уроков, но и график выполнения домашки
Планирование избавляет от беспокойства. Школьнику важно наглядно представлять, какие уроки нужно сделать. Сядьте и вместе с ним составьте график домашних работ. Задайте периодичность решения регулярных задач, расставьте приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией придаёт ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться.
Позвольте ученику самому написать план, и лучше на бумаге, а не в гаджете. По мнению многих психологов, запись целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать.
Большие задания необходимо разбивать на части
Эссе, презентация, научный эксперимент — всё это требует серьёзной, вдумчивой и поэтапной работы. Помогите ребёнку разбить объёмную задачу на части и включите каждую из них в расписание домашки. Распределение нагрузки избавит от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно.
Начинать делать уроки лучше с самого сложного предмета
Желание откладывать дела, которые нам не нравятся, лежит в основе человеческой натуры. Но ресурсы времени, внимания и энергии ограниченны. Поэтому выполнение домашки стоит начинать с предмета, который хуже всех даётся или меньше всего нравится ребёнку.
Каждые 30–50 минут важно делать короткий перерыв
Интенсивную мыслительную деятельность лучше чередовать с физической активностью или просто коротким ничегонеделанием. Установите правило: каждые 30–50 минут домашки устраивать десятиминутные перерывы. Работа отрезками — это метод «помидора», мы рассказывали о нём в статье с приёмами тайм-менеджмента.
Ребёнок будет рад отвлечься, только заранее договоритесь, что «переменка» в подготовке уроков пройдёт без социальных сетей и сериалов. Объясните, что новый поток информации не даст мозгу расслабиться. Лучше погулять с собакой или съесть что-нибудь питательное. Например, орехи активизируют мозговую деятельность.
Важно, чтобы родители направляли к правильному ответу, а не делали домашку за детей
Любая мать и каждый отец стремятся помочь своему ребёнку. Но будем откровенны: если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослые просто решают за него задачи — они ему не помогают. Так родители стремятся поскорее отделаться, сэкономить своё время и нервы.
Важно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого. Именно поэтому наставники Домашней школы Фоксфорда никогда не делают уроки за учеников, даже если об этом просят сами родители. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнения домашек. Подросток должен научиться распоряжаться своим временем и нести ответственность за свои действия.
Если не получается выполнить задачу, подключайте дополнительные ресурсы
Задания, которые раз от раза вызывают сложности и приносят плохой результат, — это не повод ругаться. Это сигнал задуматься. Быть может, у ученика нарушены способности к чтению и письму, и поэтому каждое сочинение для него — когнитивный ад. А может, ему просто не хватает знаний и нужен дополнительный ресурс, чтобы устранить пробелы.
Вот несколько вопросов, которые помогут выявить проблемы с подготовкой домашнего задания:
Всегда поддерживайте ребёнка
Определить плотность вещества, построить график функции, запомнить годы правления Ивана Грозного — всё это действительно непросто. Особенно для подростка, переживающего гормональный взрыв.
Вспомните себя в школьные годы. Разве вам всё давалось сразу? Возможно, кто-то скажет да. Здорово! Но ваш ребёнок — не вы, у него может быть по-другому.
Не корите себя, если не успеваете или не хотите делать уроки с ребёнком. Это его обязанности, а не ваши. Но главное — не спешите ругать детей, которые не делают домашку вовремя и идеально. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс, помня о наших советах .
Подведём итог. Чтобы выполнить домашнее задание на пятёрку и при этом не слишком устать, следуйте простым правилам: введите выполнение домашки в привычку, держите рабочий стол в порядке, составьте вместе с ребёнком график и следуйте ему, а также разбивайте объемные задания на части и начинайте с самых сложных. Не забывайте делать перерывы каждые 30–50 минут, Поддерживайте ребёнка, а не ругайте его за промахи., Ищите дополнительные ресурсы, когда это необходимо.
Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями.
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом.
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в
оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством
разумной и содержательной организации внешкольного времени.
Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками— наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.
Домашние задания по истории включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
б) выполнение устных упражнений (заучивание хронологической таблицы по истории).
в) выполнение письменных упражнений (письменный ответ на вопросы параграфа или работа в тетради на печатной основе)
г) выполнение творческих работ по истории.
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.
е) составление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т. д.
Основные недостатки домашней учебной работы школьников.
Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки.
Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.
Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время,отсутствие твердо установленного режима,связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания.
Вследствие этого учащиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях. Отрицательно сказывается и учащихся домашними заданиями. Перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.
Правила выполнения домашней учебной работы школьников.
Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит,что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один “присест”, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени.
Второе: Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. При контрольных проверках оказалось,что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа — только 28%.
Третье: Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать?
Четвертое: Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем
важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить
приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы
на вопросы учебника и т.д.
Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником
и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала. Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам. В старших классах значительно видоизменяется: наряду с учебником учащиеся часто используют дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу,исторические
документы и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в старших классах и применение приемов самоконтроля.
Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты.
Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.
От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.
Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
В седьмом классе – до 3 часов;
В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности.
Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Виды домашней учебной работы:
(задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.);
( При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое– то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.);
(Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.);
Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода.
Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл
обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги,
друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является
творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения является практическим и полезным для учащихся связано с жизнью учащихся вызывает интерес у учащихся максимально служит целям обучения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более
Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте.
Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание,основу любого интерактивного метода.
Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги,
Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:не имеет однозначного и односложного ответа или решения является практическим и полезным для учащихся связано с жизнью учащихся вызывает интерес у учащихся максимально служит целям обучения
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы.
(Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы , которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер );
одна на весь класс (Самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся огтрабатываются различные навыки, формируются умения.);
составление домашней работы для соседа по парте ( новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».)
повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.
Советы, которыми следует руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания.
Совет 1. Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.
Совет 2. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
Совет 3. Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
Совет 4. Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
Совет 5. На уроках учите школьников методам и технике учения. На дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.
Совет 6. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.
Совет 7. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
«Домашняя работа без слез»
I. Организационный момент
– Здравствуйте уважаемые родители, я рада вас видеть. Спасибо, что уделили время и пришли, потому что тема нашего собрания будет очень важной. Я прошу не стесняться вас высказывать свое мнение.
Как вы могли заметить домашняя работа, является важной частью в учебном процессе. Но всегда ли детям легко дается выполнения дз ( высказываются родители )
Тема нашего разговора – это «Домашняя работа без слез».
Так как вы думаете с какой целью мы сегодня пришли на родительское собрание?
цель: выявить причины трудностей при выполнении домашнего задания, подобрать пути преодоления данной проблемы. ( СЛАЙД 2)
А чтобы наша встреча прошла наиболее эффективно, предлагаю работать по следующему плану:
1. Разобрать понятие домашнее задание
2. Узнать причины возникновения слез при выполнении домашнего задания
3. Найти пути решения проблемы (СЛАЙД 3)
Так давайте же попробуем разобраться, почему у наших детей возникают трудности во время выполнения домашнего задания, и как сделать так, чтобы при выполнении дз не было слез.
II. Основная часть
Рассмотрим понятие «дз». ( СЛАЙД)
Нильсон Освальд Артурович считает, что домашняя работа учащихся – это вид учебной деятельности, при котором учащиеся выполняют индивидуальные, групповые или фронтальные учебные задания, прилагая необходимые для этого умственные и (или) физические усилия
Уважаемые родители, для того, чтобы понять, есть ли у вашего ребёнка проблемы при выполнении домашнего задания, предлагаю ответить на вопросы анкетирования.
1. Сколько часов ваш ребёнок тратит на выполнение домашнего задания?
А) 1 час.
Б) 1 – 2 часа.
В) 2 – 3 часа.
2. В какое время ваш ребёнок выполняет домашнее задание?
А) Сразу, как приходит из школы.
Б) Вечером, когда родители пришли с работы.
В) После отдыха, после других занятий.
3. Как ребёнок выполняет домашнее задание?
А) Только с родителями.
Б) Самостоятельно, но под контролем родителей.
4. Атмосфера при выполнении домашнего задания:
А) Крики, слёзы.
Б) По – разному.
В) Спокойная, добрая.
– Уважаемые родители, посчитайте количество баллов: за ответ «а» поставьте 0 баллов, за ответ «б» – 2б, за ответ «в» – 3б. ( СЛАЙД 4)
Если вы набрали от 0 – 4 баллов у вас серьёзные нарушения требований к выполнению домашнего задания;
Если вы набрали от 5 – 6 баллов – есть небольшие проблемы;
Если вы набрали 7-8 баллов – в вашей семьи рациональная организация выполнения домашнего задания.
– Сегодня мы с вами попробуем разобраться с данной проблемой. Для начала предлагаю поговорить о том, каковы основные причины слез при выполнении домашнего задания. Обсудите этот вопрос в
– Причин для слёз во время выполнения домашнего задания много:
– Мы разобрались с причинами слез во время выполнения домашнего задания. Сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и рассмотреть конкретные жизненные ситуации. У вас на столах лежат карточки. Вам нужно определить, кто у вас будет автором, мамой и ребёнком.
Ты уроки сделал?
русский язык сделал, а задачу решить не могу. У меня не получается.
А, ну – ка покажи.
По русскому языку очень много сделал ошибок. Садись и переделывай.
да, но задача не получается.
. Ребёнок плачет.
– Как вы считаете, подобная ситуация часто встречается в семье?
– Почему такое происходит?
– Как должна была поступить мама?
– Давайте рассмотрим
Ты сделал уроки?
Да, я все уроки сделал.
Давай я проверю.
По русскому языку не допустил ошибок. Молодец! А вот по математике пример решил не верно. Подумай. У тебя все получиться.
не волнуйся. Давай вместе разберёмся.
– Как вы считаете, такое поведение мамы вызовет у ребёнка слезы?
– Почему вы так решили?
– Уважаемые родители, заслуживает ли данное поведение родителей одобрения?
III. Подведение итогов
– Уважаемые родители, найдите в ваших методических пособиях памятку: «Как делать уроки без слёз». Подчеркните зелёным цветом те пункты, которые вы соблюдаете, а красным, которые нарушаете.
– Уважаемые родители, задумайтесь, все ли делаете правильно, воспитывая вашего ребёнка?
Какую очень важную проблемы мы сегодня разбирали?
– Достигли ли мы цели нашей встречи?
– Какие пути решения Вы для себя выявили в ходе нашего собрания?
– Я вижу, что вы отнеслись ответственно к теме нашего интерактива. И чтобы вы могли расширить свои знания, я предлагаю вам в свободное время посетить группу нашей школы и найти статью «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание». В ней психологи нашей школы кратко и ясно выделили основные моменты.
Закончите предложение (СЛАЙД)
– В завершение мне хотелось бы напомнить Вам, домашние задания- это не вся жизнь. Наша жизнь гораздо богаче. И даже если с уроками что-то не получается, наши дети не становятся хуже. Говорите чаще детям: «Я люблю тебя всегда. Даже когда у тебя что-то не получается, даже если я сержусь на тебя, я все равно люблю тебя!»
– Уважаемы родители, спасибо за внимание! Всего доброго!
«Как делать уроки без слез»
Приучите ребенка самостоятельно делать уроки
Идеальное рабочее место – залог успеха
Хорошая привычка – делать уроки самостоятельно и в одно и тоже время.
Соблюдайте режим дня.
Будьте другом своему ребенку!
Не требуйте от своего ребёнка слишком много и не забывайте почаще хвалить и поддерживать его.
Автор. Ребёнок плачет.
2. В какое время ваш ребёнок выполняет домашнее задание?
Нормы домашних заданий
Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день:
Эти правила содержатся в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и в письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12.
Но школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше предполагаемого времени. Фактически предписанные нормы соблюдаются только в первом классе, когда дети учатся без заданий на дом.
Основные причины перегрузок из-за домашних заданий:
Причина многочасовых «посиделок» с уроками — большое количество изучаемых дисциплин и стремление каждого педагога дать по своему предмету максимум.
Нужны ли домашние задания
Мнения общественности и экспертов, быть или не быть домашней работе в жизни современного школьника, расходятся. Далее мы рассмотрим основные плюсы и минусы домашних заданий.
«Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей». Жорж Сименон
Без домашних заданий образование невозможно
Часть педагогического сообщества придерживается мнения, что школа без домашних заданий — это утопия. Домашку рассматривают как обязательную тренировку, которая гарантирует успешное освоение темы, а отмену домашнего задания — как послабление, которое может быть чревато плохими знаниями. Следовательно, повторение темы и её закрепление — это существенный плюс домашних заданий.
В пример приводят ситуацию во Франции, где три года назад экспериментально отменили задания на дом. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал. Если отменить домашние задания в России, академические результаты школьников также могут ухудшиться — считают некоторые эксперты.
Без заданий на дом только лучше
Большинство школьников домашку воспринимают как «никому не нужную обязаловку» и предмет бесконечной ругани с родителями.
Зачем делать домашние задания? Дома дети не должны опять перемещаться в школу — утверждают другие эксперты в сфере образования. Считается, что без домашних заданий у ребёнка возрастёт интерес к учёбе, появится время на хобби и семью, снизится уровень стресса и утомляемости. Главный минус домашнего задания — большое количество затрачиваемого времени на его подготовку.
По крайней мере, задания на дом не должны быть обязательными, проверяться и оцениваться. Не должно быть так, чтобы на ребёнка сваливали ту задачу, которая лежит на совместной деятельности преподавателей и учеников во время уроков. В идеале — добровольные домашние задания для поддержки интереса учеников.
Компромиссная позиция по вопросу домашних заданий
Компромиссом в споре консерваторов и либералов может стать индивидуализация образования в целом и домашних заданий в частности. Необходимо, чтобы родители, педагоги, психологи и другие специалисты, работающие с ребёнком, определяли, нужно ли делать домашнее задание или нет, в каком объёме и форме в каждом конкретном случае. Одни дети способны учиться без заданий на дом, другим обязательно нужна дополнительная самостоятельная работа.
Как снизить нагрузку уже сейчас
Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя взрослого человека длится 40 часов.
Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Закон разрешает получать среднее образование без регулярного посещения школы — в форме семейного или заочного обучения. В этом случае семья может выбрать обучение без домашних заданий или обозначить желаемый уровень нагрузки.
Особенности домашних заданий в «Фоксфорде»
«Организовать учебу на семейном и домашнем обучении помогают онлайн-школы. В программу школы «Фоксфорда» входят курсы по всем базовым предметам , но нагрузка на учеников при этом гораздо меньше.
В зависимости от класса, в расписании «Домашней школы Фоксфорда» от одного до четырёх базовых уроков.
Пример расписания в 7 классе
Логика типичного школьника проста: если за задание нет оценки, то тратить время бессмысленно. В «Фоксфорде» практикуется иной подход. Наши домашние задания строятся на игровых принципах. Как правило, домашки состоят из 5–10 тестовых заданий или одного творческого. Ученики за их выполнение получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм.
Благодаря системе ХР у учеников не возникает вопроса, для чего нужно домашнее задание, и весь процесс становится быстрее и веселее.
Как появились домашние задания в школах
Ещё менторы Древнего Рима периодически задавали студентам самостоятельно изучить тот или иной материал. Но обязательным компонентом учёбы домашка стала в конце XVIII века в «Народных школах» Германии. Решая домашние задания, учащиеся получили возможность повторить и структурировать пройденный материал, а главное — проверить свои знания. Из Германии эта практика пришла в Россию.
К концу XIX века среди педагогов начались споры о том, насколько действительно эффективны и полезны домашние задания. Количество предметов и объём учебного материала за сто лет существенно выросли. Разумеется, это сказалось и на количестве заданий на дом. Ученики, которые не справлялись с объёмами домашки, вынуждены были бросать школу.
После Революции 1917 года домашние задания отменили. Правда, сделано это было не из гуманизма. Образование стало обязательным для всех — школы заполнили рабочие и крестьяне, которые совмещали учёбу с работой, и на домашние задания времени у них не было.
В 1930-х годах, когда уровень грамотности населения вырос, домашку снова ввели в учебный процесс.
Спустя почти сто лет среди школьников, родителей и педагогов вновь растёт недовольство домашними заданиями. В 2019 году перспектива отмены домашек рассматривалась даже в Государственной думе.
Попробуем разобраться, почему домашние задания перестали помогать учиться и превратились в проблему для детей и родителей.
Что не так с домашними заданиями
Помимо материалов для повторения, учителя иногда задают на дом всё, что не успели пройти на уроке. В результате в домашку порой попадают целые разделы учебников.
Согласно СанПиН, школьники должны тратить на домашние задания от 1,5 до 3,5 часов в день, в зависимости от класса. 3,5 часа — это много: почти половина рабочего дня. Но в действительности выполнение домашки занимает у детей ещё больше времени, которое подростки должны тратить на отдых, общение с друзьями и близкими и увлечения. Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя взрослого человека длится 40 часов.
Высокая учебная нагрузка приводит к эмоциональному выгоранию и вредит физическому здоровью.
Низкая эффективность
В 2006 году американский психолог Альфи Кон (Alfie Kohn) выпустил книгу «Мифы о домашнем задании». В ней были опубликованы результаты исследования, согласно которому учебные успехи младших школьников не связаны с тем, выполняют они домашние задания или нет.
Другие исследования утверждают, что домашка полезна ребятам с 11 лет. Но только если она не сводится к решению десятков однообразных примеров или зазубриванию учебника. Такие задания дети воспринимают как неприятную обязанность, которую надо сделать и поскорей забыть. Проблему должны бы решить нестандартные «творческие» задания, но и они в современных учебниках порой лишены всякого смысла.
Списывание
В эпоху интернета списать домашку легче, чем когда бы то ни было. В Сети можно найти решения задач любых учебников, готовые тексты изложений и даже творческие проекты. Школьники, которых не научили учиться, выбирают лёгкий путь читерства, и домашние задания для них теряют всякий смысл.
Ссоры в семье
Домашние задания нередко становятся причиной домашних конфликтов. Школьник не видит смысла в домашке, а родитель не знает, как правильно его замотивировать. В результате взаимное раздражение приводит к скандалу.
Нередки ситуации, когда старшие пытаются помочь ребёнку с домашним заданием, но сами оказываются в тупике и начинают критиковать школьные методы, окончательно отбивая у ребёнка желание учиться.
Ситуация с домашними заданиями в мире
Сомнения в эффективности домашних заданий привели к тому, что во многих странах объёмы домашки сократили, а в некоторых даже отменили её вовсе.
В большинстве школ США домашние задания начинаются с середины пятого класса, причём на их выполнение ученики тратят всего шесть часов в неделю. У школьников Великобритании, Германии, Швейцарии и ряда других стран на домашку уходит ещё меньше времени — не более трёх часов в неделю.
В Японии и Южной Корее домашние задания отменены в начальной школе. При этом азиатские школьники часто получают дополнительные задания в классе и посещают школу по выходным.
В Финляндии, занимающей лидирующие позиции по качеству образования, для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, который крайне редко включает в себя домашнюю работу.
В России нормы СанПиН запрещают задавать домашку первоклассникам. Однако большинство учителей этот запрет игнорируют. Похожая ситуация наблюдается во Франции, где домашняя работа в начальных классах отменена, но только на бумаге.
Школы без домашних заданий
В нашей стране существуют альтернативные школы, где не задают заданий на дом. К ним относятся вальдорфские школы, школы системы Монтессори и другие.
Создатели этих педагогических систем уверены: ребёнок, которому нравится познавать новое, сам будет искать дополнительную информацию по интересующим его предметам. Таким образом, необходимость принудительно нагружать его домашней работой отпадает.
При этом далеко не каждого школьника можно замотивировать учёбой настолько, что он будет заниматься в свободное время. Тем более что предметы нравятся детям в разной степени. Если ученик будет избегать нелюбимых предметов — возникнут пробелы в знаниях, которые могут помешать успешно пройти аттестацию.
Другой способ избавить ребёнка от домашнего задания — сменить форму обучения. На семейном обучении родители могут выбирать, какие задания и в каком объёме давать ребёнку для повторения и закрепления изученного.