Начнем, пожалуй, с одной из самых популярных — 100 метров.
Для начала вспомним:
При обнаружении опасности водителю необходимо время, чтобы на нее среагировать. Это время уходит на распознавание опасности, принятие решения о торможении, далее нервный импульс «добегает» до правой ноги, нога перемещается с педали подачи топлива в двигатель на педаль тормоза, и свободный ход педали тормоза выбирается. На эту цепочку событий в спокойной обстановке уходит в среднем 0,8-1,0 секунды. Берем минимальное время — 0,8 секунды.
Далее начинается тормозной путь. Но прежде чем тормоза начнут снижать скорость, необходимо время, чтобы колодки плотно прижались к тормозным дискам и барабанам. На выборку зазоров в тормозных механизмах уйдет минимум 0,05 секунды, а на прижатие колодок к дискам и барабанам в спокойной обстановке (без ударного нажатия) понадобится 0,25 секунды минимум.
Затем начинается рабочее торможение. Напоминаю, по ПДД экстренное торможение запрещено. Резко тормозить разрешается только для предотвращения ДТП. По техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» экстренным является торможение с замедлением 6 м/с2 и выше. Хотя в одном из учебников МАДИ указана иная цифра — 5 м/с2. Потому торможение с замедлением 4 м/с2 однозначно не является экстренным.
Что в итоге получаем? В спокойной обстановке водителю, как минимум, понадобится 0,8 с, чтобы среагировать на опасность, а тормозам — 0,3 с, чтобы началось эффективное торможение с замедлением 4 м/с2. При таких исходных данных на все про все для торможения со скорости 90 км/ч до полной остановки автомобиля понадобиться 102,5 метра.
Таким образом, 100 метров — это расстояние, на котором спокойно и комфортно водитель может остановиться, не прибегая к экстренному торможению. И если он замечает препятствие поперек дороги на скорости 90 км/ч, то он успевает без какой-либо нервотрепки остановиться. Это касается всех водителей в потоке. Если хотя бы один водитель решает, например, совершить обгон ближе 100 метров до переезда, то непосредственно перед переездом он будет вынужден резко тормозить и вклиниваться в поток, что создает нервозность и провоцирует опасные ситуации.
Тему движения через переезд продолжает следующая цифра. При отсутствии светофора, шлагбаума и знака «Движения без остановки запрещено» водитель обязан останавливаться в 10 метрах от ближайшего рельса. Именно здесь по закону «Об автомобильных дорогах» проходит граница переезда.
Откуда берется эта цифра?
За поездом идет воздушная волна, поэтому стоять ближе двух метров от ближайшего рельса — опасно. Для автомобилей безопасное расстояние — 2,5 метра от ближайшего рельса. При приближении работающих путеукладчика, электробалластера, снегоуборочной машины, рельсошлифовального поезда и других путевых машин тяжелого типа безопасное расстояние — не менее пяти метров. Хотите гарантированно уберечь автомобиль от возможных повреждений лакокрасочного покрытия и сохранить стекла целыми? Не подъезжайте ближе 10 метров к ближайшему рельсу при прохождении поездов и любой техники по переезду.
Кстати, знак «Движение без остановки запрещено» ставится ровнехонько на границе переезда. По нему и ориентируйтесь.
В отсутствие знаков ориентируйтесь по столбикам, которые стоят на переезде справа и слева от проезжей части. Останавливайтесь напротив шестого столбика — это примерно 10 метров.
Еще одна важная цифра касается переключения с дальнего света на ближний при встречном и попутном разъезде ночью. Ближний свет фар освещает дорогу максимум на 70–80 метров. Дальний свет — порядка 100–150 метров. Если до встречного автомобиля — 150 метров, пора переходить с дальнего на ближний.
Вспомним про 100 метров, на протяжении которых водителям комфортно останавливаться со скорости 90 км/ч. Сравните с пространством, которое освещает ближний свет фар. Вывод напрашивается сам собой: гонять по ночам на скорости 90 км/ч с ближним светом фар не стоит.
Переходим к следующей цифре.
Остановка запрещена ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17 («желтый зигзаг»), а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси.
С указателями остановок маршрутных транспортных средств вопросов не возникает, так как по ГОСТу они монтируются на одну стойку со знаком «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» или располагаются вблизи знака. Причем ширина указателя равна ширине знака. На указателе приведена информация в соответствии с требованиями «Правилами перевозок пассажиров», а его форма утверждена в ГОСТе.
Напоминаю, что автобусы и троллейбусы должны останавливаться так, чтобы указатель и знак не закрывать, то есть задний борт должен находиться примерно напротив знака или указателя. Это необходимо, чтобы проинформировать других водителей: автобус или троллейбус находятся на остановке, и при начале движения будут пользоваться преимуществом.
Если маломестный автобус, который мы называем «маршрутное такси», останавливается до знака (указателя) в 15-метровой зоне, то его водитель нарушает Правила, и он должен быть оштрафован.
Со стоянок такси автомобили в Челябинске эвакуируют. Но не совсем понятно, на каком основании? Указателя стоянки такси в природе не существует — о нем в отличие от указателя остановки для маршрутных транспортных средств ни в «Правилах перевозки пассажиров», ни в ГОСТе ничего не говорится. В ГИБДД говорят, что знак «Место стоянки легковых такси» и есть указатель. Но на примере маршрутных транспортных средств, приведенном выше, видно, что знак и указатель — понятия разные.
Чтобы оградить себя от произвола инспекторов, все-таки не рекомендую ставить свой автомобиль ближе 15 метров как до знака, так и после знака «Место для стоянки такси».
Не забываем, что если знак «Место для стоянки такси» применен вместе с разметкой 1.17, то на разметке и за 15 метров до и после нее стоянка запрещена.
В ПДД есть и бесполезные цифры.
Например, преднамеренная остановка запрещена ближе пяти метров перед пешеходным переходом. Но вблизи пешеходного перехода на двухполосных дорогах наносится сплошная линия посередине проезжей части, которая запрещает выезд на встречную полосу. А от стоящего автомобиля до сплошной должно быть не менее трех метров. И преднамеренная остановка перед переходом автоматически запрещена.
Если ширина полосы больше трех метров, то перед переходом должен стоять знак «Остановка запрещена». Дело в том, что в целях безопасности движения по стандартам водитель при подъезде к переходу должен видеть пешеходов, которые подходят к переходу по тротуару.
На многополосных дорогах все то же самое, ведь прерывистые линии разметки, делящие проезжую часть на полосы, перед переходом становятся сплошными.
Кстати, а почему до сплошной линии разметки от стоящего автомобиля должно быть не менее трех метров? Максимальная ширина транспортных средств по ПДД — 2,55 м (для рефрижераторов — 2,60 м). 0,45 метра — безопасный боковой интервал при объезде. Таким образом, если три метра от автомобиля до сплошной имеется, то стоящий по ПДД автомобиль любое другое транспортное средство объедет без нарушения требований разметки.
Пожалуй, здесь можно сделать паузу. Надеюсь, разъяснения к приведенным цифрам позволят вам лучше понять, что скрывается за формулировками ПДД и на интуитивном уровне выполнять их требования.
Эти таблицы помогут запомнить цифры их Правил. Их не так много
Под “знаком I” и “знаком “II” подразумеваются знаки 3.29 и 3.30