образовательный проект для школьников

Что хотят изменить в школах, колледжах и вузах через шесть лет

Министр просвещения Ольга Васильева на встрече в учителями в Хакасии представила национальный проект «Образование» о том, что и как нужно изменить в школе и не только. Документ должны принять в августе. Рассказываем, на каких направлениях сосредоточится министерство до 2024 года.

Краткая версия (если некогда читать)

Главная цель министерства — сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Для этого будут обновлены образовательные программы (особое внимание уделят цифровым навыкам), а знания школьников начнут оценивать на основе международных исследований, например, PISA. Не забудут и о взрослых: для родителей создадут просветительский сайт и центры психолого-педагогической поддержки. Будут внедрять непрерывное образование, а в российские вузы — привлекать всё больше иностранных студентов.

Полная версия (если есть пара минут)

Первый проект — «Современная школа». В нём сосредоточатся на новых методах обучения и образовательных технологиях. Для того, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, в школах обновят образовательные программы и внедрят систему оценки качества на основе международных исследований. Помимо прочего, школы будут привлекать специалистов без педобразования. Появятся уроки технологии на базе компаний и детских технопарков «Кванториум». Ещё в планах министерства полностью избавиться от третьей смены в школах.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

2. Индивидуальные планы для школьников и центры поддержки для талантливых детей

Другой проект — «Успех каждого ребенка» — призван воспитывать «гармонично развитые и социально ответственные личности». Для школьников разработают программы обучения по индивидуальным планам, в том числе дистанционно. Минпросвещения будет развивать направление профориентации и создавать новые места для дополнительного образования. Для талантливых детей во всех регионах появятся центры поддержки.

3. Психологи и просветительские сайты для родителей

Не забыли в министерстве и о родителях. Федеральный проект «Современные родители» охватит психолого-педагогическую и информационно-просветительскую поддержку для семей. В планах — разработка сайта, на котором родителей будут консультировать по вопросам воспитания и образования. К 2024 году во всех регионах заработают центры помощи родителям.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

4. Школы станут полностью цифровыми

Проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает создание безопасной цифровой образовательной среды. Минпросвещения хочет реализовать такую модель, которая позволит во всех школах создать профили «цифровых компетенций» для учеников и педагогов. Отчётность в школах полностью переведут в электронный вид. Все образовательные организации обеспечат интернетом, а на уроках будут использовать технологии виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников».

Кстати, весной Вышка и Алексей Кудрин выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. Во многом этот проект пересекается с тем, что предлагает министерство просвещения.

5. Единая модель оценки учителей и система карьерного роста

За национальную систему учительского роста отвечает федеральный проект «Учитель будущего». Во всех регионах введут систему аттестации директоров и педагогов-психологов. Министерство просвещения разработает единую модель для работников из образования и утвердит систему карьерного роста, которая будет учитывать достижения педагога.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

6. Профессиональное образование модернизируют

Для модернизации профобразования разработали проект «Молодые профессионалы». В его рамках проведут мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в 2019 году в Казани и Европейский чемпионат по профмастерству в Санкт-Петербурге. К декабрю 2024 года создадут сеть центров опережающей профессиональной подготовки. Это поможет готовиться к демонстрационным экзаменам, которые через шесть лет будут сдавать в 50% техникумов и колледжей.

7. Взрослые тоже должны учиться

Министерство науки и высшего образования будет развивать проект «Новые возможности для каждого». Ведомство создаст платформу-навигатор и набор сервисов с курсами и образовательными программами. Кроме того, будут проходить мероприятия по стимулированию самообразования граждан.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

8. Появятся центры для волонтёров

Росмолодёжь будет отвечать за реализацию проекта «Социальная активность», который будет развивать наставничество и волонтёрство. В России сформируют сеть центров поддержки добровольчества на базе образовательных и некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных учреждений. Планируется разработать информацию платформу для поиска и обучения добровольцев.

9. Повышение конкурентноспособности российских вузов

Этот проект, по словам Васильевой, обеспечивает преемственность с другими приоритетными проектами: «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Экспорт российского образования».

Иллюстрации: Shutterstock (liravega)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Для школьников олимпиады и конкурсы — отличный способ получить дополнительные баллы ЕГЭ и попасть в вуз мечты, для студентов это возможность найти друзей, наставников и даже работу, а для педагогов — заявить о себе и узнать новое о своей профессии. Рассказываем о десяти проектах, в которых можно поучаствовать бесплатно на платформе «Россия — страна возможностей» прямо сейчас или в ближайшее время.

Проект «ТопБЛОГ» — для всех, кто хочет успешно вести социальные сети

«ТопБЛОГ» — это новый игровой проект, в котором можно научиться азам успешного ведения социальных сетей и развития личного аккаунта под руководством уже именитых блогеров. После всех отборочных этапов участников «ТопБЛОГа» ждет пятидневный блог-уик-энд, где они будут выполнять задания по разработке контента. Впоследствии финалистов разделят на пять групп и отправят в блог-тур по пяти городам России. Регистрация на проект уже идет, участвовать может любой желающий.

Олимпиада «Я — профессионал», где задание по душе найдется для каждого

«Я — профессионал» — бесплатная образовательная олимпиада для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры самых различных специальностей: технических, гуманитарных и естественно-научных. В этом году представлено 72 направления. Акцент сделан именно на профессиональные знания и опыт участников. Задания для олимпиады «Я — профессионал» разрабатывают эксперты из ведущих российских вузов и крупнейших компаний страны.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Победители получат и денежные призы, и льготы при поступлении в магистратуру или аспирантуру. А ещё благодаря этой олимпиаде участники могут зарекомендовать себя потенциальным работодателям. Регистрация продлится до 24 ноября.

Мероприятие-выставка «Время карьеры»

С 1 по 30 ноября более 200 компаний страны готовы выслушать, познакомиться и пообщаться с потенциальными сотрудниками, пригласить их на работу или стажировку в рамках проекта «Время карьеры». Партнерами выступили ведущие вузы страны.

В этом году к акции можно присоединиться в онлайн-формате: посетить полезные лекции и мастер-классы, пройти экспресс-собеседования, пообщаться с представителями и руководителями российских и международных компаний. Спикеры в прямом эфире расскажут, как успешно пройти путь до повышения, и поделятся лайфхаками, которым не обучают в университете.

Решить кейс от работодателя и получить приглашение на стажировку на «Профстажировки 2

На сайте проекта «Профстажировки 2.0» размещено свыше 4500 кейсов от более чем 1300 компаний. Алгоритм проекта очень прост: работодатель публикует задание на определенную тематику, студенты выполняют практико-ориентированную курсовую или дипломную работу и ждут результатов.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Авторов лучших решений приглашают на практики и стажировки. Подать заявку на участие в для третьей волне проекта можно до 30 ноября.

Конкурс для юных предпринимателей «Мой первый бизнес»

Подойдёт как для начинающих юных предпринимателей с бизнес-идеей, так и для тех, у кого уже есть готовый проект. С этого года в нем смогут принимать участие не только школьники до 18 лет, но и студенты вузов и колледжей до 23 лет.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

На конкурсе проводится обучающая программа для школьников, а у лучших участников будет возможность пройти четырехмесячный бизнес-курс START UP, заработать дополнительные баллы для поступления в вузы и выиграть гранты.

Конкурс «Мой первый бизнес» стартует 19 ноября.

Командное соревнование для инициативных учителей «Учитель будущего»

Всероссийский конкурс по поддержке и продвижению команд учителей, которые умеют работать сообща и готовы применять современные практики в своей работе.

Талантливые участники благодаря конкурсу получат дополнительное образование, а их наставниками станут известные популяризаторы науки, руководители и методисты ведущих образовательных учреждений России. 24 ноября стартует специальный трек конкурса для студентов педагогических специальностей — следите за новостями проекта!

Международный инженерный чемпионат «CASE-IN. Школьная лига. Осенний кубок»

Командное соревнование по созданию технических устройств и решению инженерных кейсов. В направлении «Решение кейса» могут участвовать ученики 9–11-х классов в командах из 3–4 человек, а в направлении «Конкурс инженерных решений» — ученики 6–10-х классов индивидуально или в команде до 3 человек. Финалисты и победители Школьной лиги получают дополнительные баллы ЕГЭ за индивидуальные достижения при поступлении в профильные вузы. Регистрация идет прямо сейчас.

Проект для предпринимателей, которые думают об окружающих, «Лучший социальный проект года»

Конкурс «Лучший социальный проект года» проходит уже пять лет. За это время он стал своего рода индикатором развития социального предпринимательства на территории регионов России. Проект объединяет предпринимательское, экспертное и управленческое сообщество. Подать заявку на региональный этап можно до 20 ноября (сроки зависят от региона). В конкурсе двенадцать номинаций: от дополнительного образования детей и ухода за пожилыми до социального обслуживания и развития территорий. Участвовать могут как действующие социальные предприниматели, так и социально-ответственные НКО, использующие устойчивую финансовую модель.

Конкурс «Цифровой прорыв»

Этот масштабный проект (в прошлом году финальный хакатон конкурса стал самым массовым и попал в Книгу рекордов Гиннесса) — отличная возможность для специалистов IT-сферы (разработчиков, дизайнеров, программистов и так далее) проявить себя, представить свои идеи, найти поддержку и даже получить работу в лучших IT-компаниях страны.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Совсем скоро, 27 ноября, начнется финал конкурса. Его участниками станут команды, которые вошли в шорт-листы полуфинальных хакатонов регионального этапа проекта, и победители онлайн-чемпионата «Цифрового прорыва» по анализу данных и машинному обучению. В декабре мы узнаем имена победителей, которые смогут заключить контракт о пилотировании и внедрении своего проекта или получить предложение о работе от крупнейших российских компаний.

Научиться управлять виртуальной компанией на кубке «Управляй!»

Всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!» проходит в формате бизнес-игры, в которой воссозданы условия реального рынка. Командам необходимо привести виртуальную компанию к успеху. Студенты могут принимать участие и в образовательном курсе от кубка «Управляй!»: проходить вебинары от уже опытных управленцев и посещать виртуальные экскурсии по крупным компаниям-партнерам проекта. Кстати, их представители участвуют в анализе работы команд и могут приглашать молодых управленцев на стажировку.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

На уроке с учителем биологии Евгением Владимировичем Альбертом.

Проектная деятельность в школе задумывалась как инновационный подход к обучению: дети учатся самостоятельно работать в команде над интересной темой, а учитель их направляет и поддерживает. Но, увы, новый формат не прижился в школах. Почему это произошло и как изменить ситуацию? Об этом размышляют кураторы конкурса «Старт в будущее» Валентина Григорьевна Соловьянюк-Кротова, учитель физики и информатики в Павловской гимназии и Ирина Николаевна Савина, учитель начальных классов.

«Проект» — популярное слово. Вся наша жизнь состоит из маленьких или больших проектов: спланировать путешествие, подготовиться к экзамену, устроить фотовыставку в школе. Над чем бы мы не работали, примерный алгоритм неизменен: мотив — цель — задачи — результат. А это и есть ступени проекта. Неудивительно, что это понятие органично влилось в образовательный процесс. Чтобы лучше определить, что такое проект в образовании, давайте проследим его создание поэтапно. Я — ребенок, которого интересует определенная тема, выходящая за рамки школьного курса. Меня волнуют вопросы, ответы на которые нельзя найти в учебнике и просто «погуглить». А это значит, что искать их предстоит в процессе работы над собственным проектом. Необходимо сформулировать основной вопрос-проблему, определить тему, найти противоречия, которые станут драйвером будущей работы. Это самый сложный этап, который требует максимальных интеллектуальных и творческих усилий. От его успешности зависит предстоящая работа.

Как только проблема сформулирована, необходимо обозначить цель проекта: что может послужить ответом на мой вопрос. Затем в общих чертах описать ожидаемый результат, сформулировать задачи, которые приблизят меня к цели. Для каждой из задач назначается время выполнения с датами, таким образом мы получаем план действий. Как только все задачи будут выполнены, мы получим результат — подготовленный проект.

Скажите, на каком уроке ребенок может самостоятельно спланировать и выполнить важную для себя работу и получить опыт, который еще не раз пригодится ему в разных жизненных ситуациях? Такой возможности нет, поскольку большую часть времени в школе он занят учебной деятельностью, цели и задачи которой формулирует учитель. Учитель обеспечивает ресурсами, предлагает инструменты, планирует время и помогает достичь результата.

Проект создается в ситуации дефицитов и предполагает вызов, ответить на который ребенок должен самостоятельно. Именно поэтому нет для него деятельности сложнее, чем проектная. И ничто другое не способно заменить ее полностью в сложившейся школьной системе.

Наш ежегодный открытый конкурс проектно-исследовательских работ для школьников «Старт в будущее» показывает, что массовое выполнение проектов в большинстве школ носит чисто формальный характер. Кто-то из ребят берет за основу научный компонент пишет рефераты в научном стиле. Кто-то выбирает творческую работу и проект завершается спектаклем, созданием картины, песни или сказки. Ученикам, которые стремятся подойти к работе неформально, порой бывает сложно вписаться в подобную схему.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Валентина Григорьевна Соловьянюк-Кротова, куратор проекта «Старт в будущее».

Мешают углубленной работе и организационные сложности. Если у ребенка в школе нет уроков по проектной деятельности, ему приходится работать в свободное время, которое еще нужно согласовать с руководителем. Отсутствие самостоятельности и самоорганизации, трудности в работе с информацией — это только малая часть возможных проблем. Нет единообразного подхода к экспертному оцениванию, остается открытым вопрос: как корректно оценить реферат или исследование? А картину, спектакль, театральную постановку, социальную акцию? Организация исследовательской деятельности в школе — тоже своего рода мегапроект, работа на которым не останавливается. Вряд ли найдется школа или педагог, которые смогут декларировать, что все их ученики делают отличные проекты. Но наверняка найдутся те, кто скажет: «Мы понимаем все проблемы и трудности, но мы движемся к цели и видим, что только преодолевая препятствия, ученик вырастает по-настоящему успешным человеком».

Шесть «П» проектного обучения

Наргиз Асадова, член управляющей команды Европейской гимназии, создатель и экс-директор центра дополнительного образования Школа профессий будущего «КрашПро» предлагает использовать этот чек-лист для успешной реализации учебного проекта.

1. Проблематизация. Если не выявлена проблема, то и проект делать нет смысла. Но иногда выявить реальную проблему не так-то просто. Нужно понять, чья это проблема? То есть определить целевую аудиторию. Важно помнить, что потенциальное решение должно быть под силу работающему над проектом ребенку (или школьной команде).

2. Поиск решения. Прежде чем бежать создавать новый продукт, стоит проверить, существуют ли другие удобные и доступные способы решения проблемы вашей целевой аудитории. Нужно провести исследование, которое не похоже на научное. Это скорее исследование рынка, к которому прибегают маркетологи, социологи и бизнесмены.

3. Прототипирование. Это создание схематичного (упрощенного) варианта решения проблемы (продукта, услуги) и его тестирование на целевой аудитории проекта. Если вы решили сделать сайт про экологические проблемы Подмосковья, не спешите сразу покупать домен, нанимать программистов и дизайнеров. Сначала можно сделать простой прототип с помощью бесплатного конструктора, набросать основные рубрики, написать пару текстов и показать его заинтересованным сторонам. Наверняка, они что-то добавят или попросят убрать. И заодно увидят прообраз будущего продукта.

4. Планирование действий. На этом этапе у вас есть уже довольно полное представление о том продукте/решении проблемы, которое нужно вашей аудитории. С этого момента можно составлять план действий и выставлять себе сроки.

5. Практическая реализация проекта. Это время для создания продукта согласно намеченному вами плану.

6. Презентация проекта. Обязательная публичная презентация вашего продукта с привлечением не только ваших одноклассников, но и экспертов и представителей целевой аудитории, ради которой вы этот проект делали.

Часто можно увидеть в чек-листах по проектной деятельности еще один очень важный пункт — «Рефлексия». Основоположник проектной методики, философ и педагог Джон Дьюи говорил: «мы учимся не на пережитом опыте, а на рефлексии по поводу этого опыта». Но я считаю, что рефлексию не нужно выносить в отдельный пункт. Она должна происходить постоянно, после каждого выполненного этапа проекта. Лучше всего фиксировать свои ошибки, переживания, инсайты в письменной форме в дневнике рефлексии.

В Павловской гимназии при построении проектно-исследовательской деятельности происходит смена ролей: ученики становятся направляющим вектором. Даже дети 4-7 лет участвуют в проектах, учащиеся начальной школы уже сами находят тему, уточняют цель, могут выбрать необходимые средства для достижения результата. Они не только хотят участвовать в проектах, предложенных взрослыми, но и самостоятельно находят темы для них.

В 6-7-х классах проекты — обязательная часть обучения: в учебном плане вводится предмет «Проектно-исследовательская работа». Учащиеся 5-х и 8-х классов участвуют по желанию. В рамках предмета дети изучают теорию и разбираются с информационными технологиями, которые помогают сделать проекты более яркими, динамичными и современными. Главная цель подобной деятельности — научить детей работать с большим объемом информации, сравнивать, анализировать, применять социологические и маркетинговые инструменты.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Работа над проектом в начальной школе с учителем информатики и программирования  Ириной Александровной Шейкиной.

Все участники проектов проходят через четыре традиционных этапа проектно-исследовательской деятельности: «Ярмарка проектных вакансий» с выбором тем и руководителей, предварительная аттестация в форме круглого стола, предзащита и защита проектов. Лучшие работы, которые прошли в финал, участвуют в ежегодном открытом конкурсе «Старт в будущее», а победители направляются на внешние конкурсы.

Реализовать что-то подобное в стенах обычной среднеобразовательной школы сложно, но возможно. Это подтверждают работы участников «Старта в будущее» из разных школ России. И с каждым годом проекты становятся все интереснее и глубже. Поэтому подобная деятельность в обучении станет перспективным проектом для большинства образовательных учреждений.

Про урокцифры:  КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФИЛЬТР ПО ДАТАМ В ПОИСКОВИКЕ ЯНДЕКС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *