Ольга Гришкина Открытое занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие по островам математики»
Открытое занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие по островам математики».
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествие.
Задачи: – Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта.
– Закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.
Наталья Никитина Конспект открытого занятия по математике в старшей группе
Данная образовательная деятельность была представлена на родительском собрании в начале учебного года, как возможность для родителей увидеть активность, способности, знания, умения и навыки, а также определить проблемные зоны детей, над которыми было предложено поработать совместно родителям и педагогу.
«ПИСЬМА ИЗ КОРОЛЕВСТВА ВСЕЗНАЕК»
Ольга Баранова Конспект открытого урока по математике в 1 классе на тему «Счёт до 10»
Конспект открытого урока по математике в 1 классе.
Тема: «Счёт до 10».
Тип урока : урок – закрепление знаний.
Формы организаций: фронтальная и индивидуальная форма работы.
Цель: Создать условия для обобщения знаний о числах от 1 до 10
1. Совершенствовать вычислительные навыки;
2. Закрепить навык счета в пределах 10;
3. Закрепить пространственные представления (слева, справа, вверх, вниз);
учебники, цветные карандаши, магнитная доска, наглядный материал , счетные палочки ,цифры, раздаточный материал.
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Все внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Устный счет
– Посчитайте до 10, обратно.
– Посчитайте от 3до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5.
– Назовите соседей числа 2, 7, 4.
– Какое число стоит между числами 3 и 5, 7 и 9, 1 и 3.
– Молодцы, все справились с заданием.
Порядковый счет
– Посмотрите на доску. Кого вы видите на полянке?
– Посчитайте, сколько их.
– Где находится незнайка?
– Кто стоит между львенком и карлсоном
– Посчитайте по порядку слева направо.
– Каким по счету стоит кот?
– А теперь я проверю ваше внимание.
Игра «день–ночь» (дети закрывают глаза, на доске появляется, где фигуры стоят в другом порядке)
– Что изменилось?
– Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, столько палочек вы выложите. Сколько палочек вы выложили?
– Что надо сделать, чтобы палочек стало 5? (добавить еще одну палочку)
– Как мы получили 5? (к 4 прибавили 1, получилось 5)
– Правильно, сегодня мы познакомимся с числом 5-это тема нашего урока.
Число 5 обозначается цифрой 5.
Цифра пять – с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.
На доске из фишек числовой ряд
-Что вы видите на доске? (числа не по порядку)
– Расставьте их по порядку (ребенок выходит и передвигает, оказывается одного числа не хватает)
– Какого числа не хватает?
– Где располагается число 5 в ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)
Давайте из палочек выложим цифру 5.
– Ребята, чем примечательно это число? Чем отличается от других и где встречается? (лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке)
– Посчитайте до 5 и обратно.
Показ образца написания цифры 5 на доске, сопровождающийся следующими пояснениями:
– Сегодня мы научимся писать цифру 5. Вот так она выглядит. ( Педагог читает стихотворение и рисует на доске цифру 5.
Написать цифру пять,
что крючок нарисовать.
Но у цифры, у крючка,
Леска больно коротка.
– Начинаем писать немного правее середины верхней стороны клетки, ведем палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишем волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
– Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.
– Пропишите цифру 5 в тетради.
А теперь мы отдохнем.
Физминутку проведем.
1– 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать
1-подняться, потянуться
2-согнуться, разогнуться
3-в ладоши три хлопка, головою три кивка
на 4 – руки шире и руками помахать
5-за парту тихо сесть.
Выполнение заданий в тетради (стр75-76)
Физминутка для пальчиков (в тетради)
Закрепление состава числа.
– А сейчас будьте внимательными, решите “Веселые задачки в стихах”
– Ребята, с каким числом мы сегодня познакомились?
Стихи про цифру 5
Для меня пятерка лично,
Это твердое отлично!
Но возможно, что кому-то
Красота ее раздута. ( Саша)
Пять сестра родная двойки.
В дневнике одни пятерки.
Чтобы двойку написать-
Вверх ногами ставим пять! (Диана)
Все должны об этом знать,
Чувств у человека пять!
Это обоняние, вкус и осязание!
Не забудь о главных двух-
Это зрение и слух! (Олег)
У ладошки пять детишек,
Пять веселых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают. ( Егор)
Как зовут их угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать-
На руке их ровно пять! (Настя)
У звезды есть пять детей
Пять сверкающих лучей.
По ночам они не спят
Всем светить они хотят! (Данил)
В школе буду получать
Я по всем предметам пять.
Я с пятеркою всегда
Буду не разлей вода! (Саша)
– Это лучшая отметка в школе и я вам желаю получать только пятерки. (вручение пятерок)
Обобщение и закрепление знаний по теме:
обучающиеся научатся составлять и решать задачи изученных видов,
обучающиеся научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения,
обучающиеся научатся оценивать себя, границы своего знания и незнания,
развитие умения договариваться, приходить к общему решению, работать в парах.
I. Организационный момент
Наш звонок прозвенел, урок начинается. Сегодня в классе у нас гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
Мы приветствуем гостей,
И сегодня первый класс,
На урок позвал всех вас!
Б) Психологический тренинг
– У вас на столах лежат рисуночки и нарисована рожица. А вы нарисуйте, пожалуйста, ротик. Покажите какое у вас настроение в начале нашего урока (дети рисуют ротик-настроение) А теперь поднимите ваши рисунки.
Я смотрю вы все улыбаетесь, значит у вас очень хорошее настроение. И я думаю, что наш урок с вами пройдет за-ме-ча-тель-но!
– Ребята, кто у вас получился? (поросенок). Правильно, поросенок.
-Сказки мы любим? (ответы детей). Ведь люди и звери там говорят на одном языке. Учат нас добрым и светлым поступкам, Всем помогать в беде. И вот сейчас наступил тот час, Когда просит помощи сказка у вас! А кто из героев к нам придут в гости, мы с вами узнаем. Отгадайте загадку:
Носик круглый, пяточком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
-Да, Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф пришли к нам в гости.
-Почему именно поросята, как вы думаете? Почему именно Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф пришли к нам в гости? (потому что 2019 год, т.е. следующий год- год свиньи.)
-Молодцы, какие вы у меня умные. Вот поэтому мы должны им помочь, чтобы новый год быстро к нам пришел.
II. Актуализация имеющихся знаний. Устный счёт.
-Дети, сегодня эти 3 поросенка не просто так пришли к нам в гости, а за помощью. Сейчас какое время года? (зима). В деревне, которые живут 3 братья, зима пропала, снег пропал, ребята.
-Вы любите снег? (да) и 3 поросенка любят снег. Снег украл серый волк и прячет от нас очень далеко за горами и лесами. А ваша задача помочь поросёнкам вернуть снег их деревне.
-Отправимся в путь? (да) Поможем Ниф-нифу, Наф-нафу, Нуф-нуфу? (да). Чтобы добраться до этой горы нам понадобиться ваша смекалка и знание, потому что волк для нас приготовил очень много испытаний. Итак, в путь.
-Ребята, приготовьтесь внимательно сейчас меня слушать и давайте с вами решим примеры. Для начало отправимся в лес. Это первое задание волка. Он приготовил для нас устный счет. Тогда вы узнаете слово, которое и будет темой нашего урока. Попробуем расшифровать слово.
СЛАЙД №4 (решить примеры) Играя с кубиком.
8-5=3 ( А) 7- 7+1 =1 (А)
6-4+2=4 (Д) 10-3-2=5 (А)
4+2=6 (З) 3+3-4=2 (Ч)
СЛАЙД №5 (готовые ответы)
Расположите ответы в порядке убывания 6 , 5 , 4 , 3 , 2, 1
таблица с ответами З А Д А Ч А
СЛАЙД №4 слово «задача»
Определение темы и целей урока
-Какое слово у нас получилось (задача)
-Чему же посвятим наш урок? (Задачам)
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием «задачи»
-Как вы думаете, мы уже научились с вами решать задачи или нужно закрепить эти наши умения? (составлять и решать задачи) А цель нашего урока какова? чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (ответы учащихся: будем ещё лучше решать задачи, будем отрабатывать навыки по решении задач, по вычислительным навыкам.)
– Правильно мы будем отрабатывать навыки. 1 заданием уже справились. Какие вы молодцы!
-Кто помнит из каких частей состоит задача? (условие , вопрос , решение, ответ.)
III. Физминутка для глаз
-Закрыли глазки на 10 секунд, а теперь повторяем за мной.
IV. Работа по теме урока
– А теперь открываем тетради. Ребята, сегодня какое число? (ответы детей). Начинаем писать чистописанию. А там что? (снежинка). Да, снежинка. Мы же в поисках снежинки для поросят да?! (ответы детей)
V. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
А вот этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!
VI. Продолжение темы урока.
Вот пришло к нам письмо от волка. Тут написано второе задание. Задание из учебника номер 3 страница 112 .
К доске выходит 1 ученик.
-Молодцы справились. Умнички вы мои!
-А сейчас отправимся к горам для поиски снега.
А) Парная работа
Поросенки жалуются: «Волк им сложное задание дал, никак им не справится, но я знаю одну хорошую пословицу: «одна голова хорошо, а все умные головы учеников 1 «Г» класса – лучше». – Ну что ж придётся помогать поросенкам! Задание такое: составьте задачу к данной схеме и правильно решите её. Выполнять задание вы будете в парах. Работайте дружно, будьте внимательными друг к другу, вежливыми.
-Проверяем по эталону. Молодцы, вы опять справились! А теперь мы отправимся к самой вершине горы.
Б) Игра «Чудесный мешочек»
обобщение знаний о геометрических фигурах.
– Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф приготовили вам игру , чтобы вам не было скучно. В мешочек я положила различные геометрические фигуры. Ваша задача, дети достать по одной фигуре и называть предмет. Есть и второй, более сложный – на ощупь должны угадать: “Что в мешочке?”
-Всем правило понятны.
Ребята, мы добрались к самой вершине горы и я рада вам сообщить, что это последнее испытание от волка. Волк очень удивлен, что вы такие умные. Сейчас я вам прочту тексты, вы должны ответить на вопросы это задача или нет.
Было 8 груш, съели 3 яблоко. Сколько всего бананов. (нет)
Мама сварила 5 банок варенье малины и ёще 5 банок варенье земляники. Сколько всего банок варенье мама сварила? (да)
– Молодцы, и сейчас справились. Какие вы молодцы! Мы все вместе победили волка. Он то думал, что мы не справимся. Вы все показали ваши знания. Поросятам помогли. Они очень рады! Вот он снег, ребята! Какая красота!!! Оказывается, волк спрятал снег на самой вершине горы. Мы справились и нашли зиму для поросят. И я надеюсь, что через несколько дней и в нашем городе выпадет снег.
– Вот наши снеговики.
-Расскажите, что мы сегодня делали на уроке?
-Какую тему закрепляли? Назовите структуры задач.
-Что вам понравилось? А что нет?
-Что вас удивило?
– Ребятишки, в целом урок вам понравилось? Почему?
-Кто думает, что все-все понял сегодня. Идите закрепите вот эти снежинки, а у кого еще осталось сомнение вот эти снежинки. Кто совсем ничего не понял вот эти.
-Спасибо за урок! Молодцы!
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №55 «Долина знаний» Советского района Волгограда
Конспект открытого урока
математики в 1 «Б» класс с применением активных форм обучения
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Текстовая задача. Структурные элементы. Составление задач по
рисунку, по чертежу, по решению.
овладение умением составлять и решать составные задачи с заданной сюжетной ситуацией по рисунку, по схеме или решению; планирование работы и действие по алгоритму; отработка устных вычислительных навыков.
при решении задач
при решении математических выражений;
Тип урока: урок – закрепления знаний.
: 1) Отработка устных вычислительных навыков и
2) Постановка учащимися цели, задач и темы урока.
У. – Внимание! Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок!
– Все эти качества мы вырабатывали ежедневно на уроках и во внеурочное время. Пришло время подтвердить, что мы всеми этими качествами обладаем. А поймём мы это по вашим делам.
– Для слаженной работы в одной дружной команде предлагаю девиз урока:
(на доске плакат – ребус) догадайтесь, какая пословица зашифрована?
ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ.
– Поясните, как понимаете. Правильно: один может справиться, а вдвоём справиться будет легче и быстрее.
Начнём с разминки.
– Цель разминки? (тренируем устные вычислительные навыки, проверяем свои знания).
– Откройте тетради, запишите число и Классная работа, найдите рабочую клеточку.
– Отступаем 2 клеточки – перед новым заданием и рисуем точный портрет нашего кота – 1 минута на выполнение.
– Важный этап – ПРОВЕРКА: проверьте друг у друга, ошибки вместе исправьте. Какие же фигуры вспомнили? Ещё раз посмотрите на свои рисунки и оцените свою наблюдательность сигнальными карточками.
– А вы заметили, что с обратной стороны были задания от кота?
– Арифметический диктант и задание для 2- х пар «Кот в мешке» что на карточках не знаю даже я. Какая пара уверена, что справится? Выходите, тащите карточку из мешка и читайте вслух задание.
По решению составьте задачу. Запишите краткое условие и недостающие части. 1) 5-2 = 3 (ш.)
2) 5+3=8 (ш.)
По модели задачи на доске составьте условие и решите её.
(на доске с обратной стороны 8 треугольников, они различаются цветом и размером – исходя из этого можно составить разные задачи)
– Пара, доставшая карточку №1 работает на месте на листочке А4 , а другая пара работает по модели на доске.
Мы вместе пишем арифметический диктант в тетрадях. У доски в качестве эталона 1 ученик. Кто возьмёт на себя ответственность.
– Важный этап – ПРОВЕРКА: я проверяю работу на доске, а остальные сверяются с доской.
– Самооценка и рефлексия.
Сигнальными карточками покажите результаты своей работы.
– Красным карандашом оцените первый этап работы в тетради на полях.
– ПРОВЕРИМ работу в парах.
ВЫВОД: Над чем работали пары? У кого была простая задача, которую решили сразу. А у кого составная задача?
– Смотрите, как схематично можно это показать (схему черчу на доске
Получается, чтобы решить составную задачу нужно по цепочке решить простые задачи.
– Кто догадался, над чем будем работать сегодня на уроке, наши пары вам очень хорошо это продемонстрировали? Назовите тему нашего урока. Определите цель и задачи.
Составление и решение задач. Решение составной задачи.
научиться решать задачи по составным частям, правильно оформлять.
: 1) Учиться работать самостоятельно, использовать алгоритм.
2) Подходить к работе рационально.
1. Решение задачи на стр. 17 №2
– Что поможет в работе над задачами? Вспомним пошагово наш алгоритм работы над задачей.
Назовите составные части задачи. (вешаю карточку – домик).
– Ребята, вы девиз урока не забыли, как предлагаете работать? В связке, совместно по частям.
– О чём говориться, как запишем краткое условие? В условии порядковые числа первый и второй. К АК мы это запишем? Римскими цифрами – палочками I и II. По очереди выходят 2 ученика и записывают на доске условие
– о чём говорят 2 ? – будет 2 действия.
– Составляем план решения с места один ученик проговаривает – какой ? главный, сразу можем ответить НЕТ, не хватает числовых данных.
– к доске записываем 1) действие, а затем 2) по очереди двое учеников
– Когда решили задачу, останавливаемся и подводим итог. Ученик говорит:
ИТАК, на главный вопрос сколько ВСЕГО ответили, пишем ответ:
Ответ: всего живёт 7 детей.
: Какую задачу решали? Почему сразу не могли ответить на главный вопрос? Не хватало числовых данных.
Очень похоже на выражение в 2 действия: сразу решить нельзя будет промежуточный результат.
– Разминку проведёт кот Леопольд
2. Решение выражений в 2 действия №4
– Выходим к доске по одному и решаем с коментированием первый столбик.
Что помогло правильно решить примеры? 9знание таблицы на сложение и вычитание).
Этап оценивания и рефлексии.
: 1) Самооценка знаний.
2) Подведение итогов работы на уроке.
– Подведём итог нашей работе.
– Какой девиз помогал на уроке. Верное ли это высказывание, как помог урок проверить это изречение?
– Какие формы работы использовали? В паре, индивидуально, фронтально.
– Назовите тему урока. Какую цель ставили? НАУЧИТЬСЯ решать и оформлять составные задачи.
– А сейчас оцените свои умения решать задачи, просигнализируйте. Мы продолжим работу и у вас есть время всему научиться.
– Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
От 5 до 1. Показываю, как рисуем мышку
Кто работал по максимуму, встаньте, мы вас поблагодарим.
Д/З – Открываем дневники и на пятницу записываем:
Стр. 17 №4 доделать выражения в 2 действия.
*Составьте задачу по рисунку устно, кто желает на листочке А4 запишите любую часть задачи, а мы на уроке решим.
Карточка с девизом.
Работа в парах: выбираем карточку, работаем.
Проверка по эталону. Решение задачи в тандеме.
Самооценка работы на уроке сигнальными карточками.
Ход занятия
Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие – к нам пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их!
А теперь послушайте меня! Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие на удивительные геометрические острова, где познаем много интересного. А на чём же мы отправимся в путешествие? (поплывём на корабле). Верно, сейчас каждый из вас соединит цифры в правильном порядке (от 1 до 10) и у вас получатся кораблики, на которых мы отправимся в путешествие.
Воспитатель: Вижу, все у всех получились кораблики, мы отправляемся в путь.
2. Основная часть
Воспитатель: Вот мы приплыли к первому острову, который называется «Разминка».
Какой он формы? А цвета?
Дети: Квадратной, жёлтого цвета.
Послушайте, какие задания нас ждут на этом острове.
1. Вспомнить порядковый счёт от 1 до 10.
2. Вспомнить обратный счёт от 10 до 1.
3. Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8.
4. Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3.
6. Угадай число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7.
7. Какое число больше 3 или 4, 7 или 8.
8. Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6.
Молодцы! Справились с первым заданием. Поплывём на следующий остров.
И вот мы приплыли на второй остров.
Дети: Круглой, синего цвета.
Правильно! А называется он «Размышляйка».
На этом острове нас ждут интересные задания, и я думаю, что мы с удовольствием с ними справимся.
Поиграем в игру «Молчанка». Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие – говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку. – Сколько пальцев на правой руке? – Сколько глаз у светофора? – Сколько носов у двух собак? – Сколько ушей у двух мышей? – Сколько хвостов у двух котов? – Все верно, показали. Молодцы.
• у какой фигуры 3 угла, 3 стороны?
• у какой фигуры противоположные стороны одинаковые?
• у какой фигуры все стороны равны?
• у какой фигуры нет углов?
У круга и овала.
Молодцы! А теперь поиграем в другую игру. Я буду вам показывать геометрические фигуры, а вы назовёте предметы на которые они похожи.
На этом острове со всеми заданиями справились, молодцы!
Воспитатель :И вот мы приплыли на третий остров.
Дети: Овальной, оранжевого цвета.
Верно! А называется он «Остров Рыболовов».
Здесь мы будем ловить рыбок и отвечать на вопросы, которые они нам приготовили.
Воспитатель читает вопросы на рыбках, дети отвечают.
Сколько времён года
Сколько месяцев у каждого времени года
(Дети отвечают на вопрос)
Сколько месяцев в году
Сколько недель в каждом месяце?
Сколько дней в неделе?
Какой сегодня день недели (Четверг)
Воспитатель : Молодцы, поймали всех рыб. Плывём дальше.
Воспитатель : А вот ещё один остров. Какой формы?
Дети: прямоугольный, красного цвета.
Воспитатель: Этот замечательный остров называется «Отдыхайка».
Вспомним названия дней недели.
В понедельник мы купались, (изображают плавание)
А во вторник рисовали, (изображают рисование)
В среду долго умывались, (умывание)
А в четверг в футбол играли. (бег на месте)
В пятницу мы прыгали, бегали, (прыгают)
Очень долго танцевали, (кружатся на месте)
А в субботу, воскресенье целый день мы отдыхали. (хлопают в ладоши)
Пока мы отдыхали, подплыли к следующему острову, который называется «Остров Чудес».
Какой он формы, цвета?
Дети: Трапеция, коричневый.
Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. Что бы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание. Пройдите все к столам и сядьте на свои места. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку. Ребята, у вас в тетрадочке у каждого стоит красная точка. От этой точки мы будем работать дальше:
1) 2 клетки вправо
2) 1 клетка вверх
3) 1 клетка вправо
4) 1 клетка вверх
5) 1 клетка вправо
6) 3 клетки вниз
7) 4 клетки вправо
8) 1 клетка вверх
9) 1 клетка вправо
10) 5 клеток вниз
11) 2 клетки влево
12) 2 клетки вверх
13) 3 клетки влево
14) 2 клетки вниз
15) 2 клетки влево
16) 4 клетки вверх
17) 2 клетки влево
18) 1 клетка вверх
Кто ребята у вас получился? Кто же охраняет этот остров?
Эта собака просит вас ответить на её вопросы. Будьте внимательны.
1. Если дерево выше куста, то куст?
2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
3. Если канат толще нитки, то нитка?
4. Если сестра старше брата, то брат?
5. Если река шире ручья, то ручей?
Теперь мы можем продолжить наше путешествие.
Итак, следующий остров – это «Остров задач».
(сюрпризный момент, детей встречает черепаха)
– Какой он геометрической формы?
Дети: треугольного, зелёного цвета.
Воспитатель: На этом острове живёт черепаха. Посмотрите, она тоже состоит из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их? Черепаха просит нас помочь решить для неё задачу.
На поляне росло 5 синих колокольчиков и 3 красных мака.
Сколько всего цветов росло на поляне?
О чём говориться в задаче? (о цветах)
Что мы знаем о колокольчиках (их росло на поляне 5)
Что мы знаем о маках? (их росло на поляне 3)
Что надо найти? (сколько всего цветов росло на поляне)
Каким действием мы это сделаем? (знаком +)
Как запишем решение? (5+3)
Сколько получится цветов?
Ответили на вопрос задачи? (да)
Молодцы! Все справились с заданием.
И в знак благодарности Черепашка дарит вам призы. (раскраска черепаха)
– Ребята, а давайте на этом острове выложим из счетных палочек домик Черепашке.
(на столах лежат счётные палочки, дети выкладывают домик)
-Какие красивые домики у вас получились.
-Сколько палочек использовали для домика Черепашки?
-Но вот и всё. Наше путешествие подошло к концу.
3. Подведение итогов.
-Ребята, скажите пожалуйста, вам понравилось наше путешествие?
-Какой остров понравился больше всего? Почему? (Ответы детей) .
-А что для вас было самым трудным?
Публикация «Конспект открытого занятия по математике в старшей группе» размещена в разделах
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Зачастую на занятиях по математике дети очень активны, особенно в восприятии задач-шуток и логических упражнений. Поэтому их непременно следует включать в образовательную деятельность воспитанников. Данные задания побуждают детей применять находчивость, смекалку, приобщают детей к активной умственной работе и развивают чувство юмора. Задачи – шутки также можно заменить математическими загадками.
Очень важна для общего математического и психологического развития дошкольника работа с геометрическим содержанием. Здесь значимо не только знание геометрических фигур, но и знание их свойств и особенностей.
Кроме того, дети должны уметь определять словом положение того или иного предмета (геометрической фигуры на плоскости) по отношению к другому. Например, справа от центра расположен прямоугольник, слева от центра ромб, а между верхним левым и верхним правым углом плоскости находится многоугольник. Задание по определению нахождения предмета в пространстве можно назвать: «Отгадай, кто, где живет?», «Найди фигуру», «Путешествие по комнате геометрических фигур», «Кто, где в домике живет?».
Надо заметить, что цифры, геометрические фигуры, геометрические тела прекрасно вписываются в игровое действие. Сначала мы должны заинтересовать детей. В данном случае, на начальном этапе нам помогут «волшебные» конверты, присланные из королевства Математических наук. Следующим этапом будет являться активная совместная работа воспитателя и детей по решению поставленных задач. В этом нам посодействует наглядный материал, задачи-шутки, математические разминки. И третий этап – приобретение новых знаний и навыков, а также повторение ранее усвоенного материала.
Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.
Материал к занятию :
демонстрационный – рисунки геометрических фигур, картонный домик для геометрических фигур.
раздаточный – простые карандаши, 6 конвертов (красный, коричневый, фиолетовый, желтый, а самый большой конверт наполните медалями по количеству детей и сладкими призами).
1. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.
2. Уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание.
3. Учить определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа.
4. Развивать зрительное восприятие и внимание детей.
5. Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом.
6. Активизировать словарь детей.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики.
Публикация «Открытое занятие по математике в подготовительной группе „Путешествие по островам математики“» размещена в разделах
– Продолжать учить называть дни недели, времена года, месяцы.
-Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
– Продолжать развивать логику, внимание, мелкую моторику рук, концентрацию зрительного внимания.
– Продолжать учить составлять простые арифметические задачи, закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
– Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек.
Демонстрационный материал :
Удочка, рыбки с вопросами; черепашка из геометрических фигур; названия островов.
Раздаточный материал :
Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами, точечное изображение кораблика.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг. Я хочу сообщить вам очень важную информацию. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук – Математики. И еще 6 конвертов. Вам интересно, что же написано в письме?
Здравствуйте, ребята, я очень хочу пригласить вас в мое замечательно королевство Математических наук. Побывать у меня в гостях могут только те ребята, которые обладают крепкими знаниями в области математики, которые умеют считать, знают геометрические фигуры и геометрические тела, которые умеют решать задачи и умеют объяснить расположение предметов на плоскости.
И поэтому я хочу проверить ваши знания и пригласить в гости самых умных и любознательных ребят. Выполните все задания, представленные в конверте, и получите приглашение в мое Королевство, а также в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз! Я желаю вам удачи и с нетерпением жду в гости!
Воспитатель: Хорошо! Но, прежде чем мы начнем просматривать их, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями?
Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.
– Какое сейчас время года?
– Сейчас утро или вечер?
– Сколько пальцев на одной руке?
– Сколько углов у треугольника?
– А у трапеции?
– Сколько раз в году бывает день рождения?
– Сколько носов у трех котов?
– Сколько месяцев в году?
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно сядем за стол, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика.
Положить перед детьми конверты.
Воспитатель: Сколько писем передала Королева Математика? Правильно – 6. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (красный). Что вы здесь видите?
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение? Дети: Грустное, невеселое.
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: Не знаем!
Воспитатель: Он загрустил, потому, что он один, рядом нет его друзей.
Воспитатель: А как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?
Дети: с другими геометрическими фигурами: с кругом, квадратом, овалом, треугольником, трапецией, ромбом, многоугольником, прямоугольником, полукругом.
Воспитатель: Замечательно! А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.
Для выполнения следующего задания детям раздаются чистые листы бумаги, простые карандаши и линейки с геометрическими фигурами.
ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ГРАНЬ КУБИКА, ЧАСЫ, МАГНИТНАЯ ДОСКА, ДОЛЬКА АПЕЛЬСИНА.
Воспитатель: Ребята, чтобы вы немного отдохнули, мы с вами немного поиграем.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок бросая мяч обратно называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий Большой – маленький
Высокий – низкий Широкий – узкий
Далеко – близко Вверху – внизу
Справа – слева Вперед – назад
Один – много Снаружи – внутри
Быстро – медленно Тяжелый – легкий
Воспитатель: Дети, вернемся к вашим листочкам. Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.
Воспитатель: открываем следующий конверт. Какого он цвета?
Воспитатель: Зачитывает содержание задания: А сейчас необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Овал будет жить в центре листа. Квадрат – слева от овала, прямоугольник – справа от овала, ромб – справа от прямоугольника, многоугольник – слева от квадрата, круг – над овалом, трапеция – над кругом, полукруг – под овалом.
Дети поочередно размещают заранее заготовленные фигуры в домике следуя инструкции (геометрические фигуры приклеиваются благодаря двустороненнему скотчу).
Воспитатель: Ребята, давайте наш дом сделаем еще ярче? Для этого разукрасим уголки домика разными цветами.
Желающие поучаствовать в выполнении данного задания фломастером закрашивают указанные воспитателем углы:
Верхний левый угол сделаем желтым.
Нижний правый угол раскрасим фломастером розового цвета.
Верхний правый угол будет синим.
А нижний левый сделаем оранжевым.
Воспитатель: Ребята, у меня появилась идея, давайте дадим название нашему домику?
Дети: «Дом геометрический фигур», «Дом радости», «Семья», «Дом дружбы».
Воспитатель: Кто сосчитает, сколько фигур живет в Доме дружбы?
Также можно предложить, как вариант, создать домик из геометрических фигур и геометрических жильцов по образцу. Это задание на внимательность и быстроту реакции. Усложнить задание можно, добавив геометрические фигуры других цветов, из которых необходимо будет выбрать фигуры схожие по цвету (исходя из образца).
Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?
Воспитатель: Тогда откроем конверт оранжевого цвета. Что там такое?
Воспитатель: А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Сейчас с цифрами мы поиграем.
Задание: «По порядку становись» или «Найди свое место». Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку. Либо на время 1-2 минуты, каждый из участников должен встать на свое место. Последняя цифра считается потерянной.
У этого задания могут быть различные условия, в зависимости от того, какие цели вы преследуете. Например: можно выбрать двух ребят и поставить перед ними задачу расставить на скорость цифры по порядку, побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием. Игра-закрепление).
После выполнения этого задания, дошколятам можно предложить назвать соседей у указанных цифр.
Задание «Кто мой сосед?»
– Число 3, назови своих соседей? (2, 4)
– Число 5, назови своих соседей? (4, 6)
– Число 8, назови своих соседей? (7, 9) и т. д.
А затем предлагаем игру «Наоборот» или «Запуск ракеты».
Для этого нам надо повторить обратный счет. Вам надо соединить цифры в обратном направлении от 10 до 1. После того как цифры будут расставлены по порядку, необходимо дружно их назвать. ( Игра-закрепление).
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами. А теперь я вам предлагаю отдохнуть.
Дети рассказывают, какое значение имеют данные математические знаки. С помощью математических знаков и раннее используемых цифр составляются различные примеры, ошибки в которых дошколята должны найти и дать правильный вариант используя предложенные знаки и цифры.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. И очень скоро мы непременно отправимся в страну Математических наук. А пока давайте откроем последний конверт, в котором, как вы помните, королева Математика спрятала для вас сюрприз.
Детям вручаются медали и сладкие призы.
После награждения родительское собрание продолжается. Обсуждается увиденное, родители задают интересующие их вопросы. Можно разработать памятки: «Развиваем память», «Учим цифры», «Учим геометрические фигуры», а также раздаются заранее подготовленные задания-игры на закрепление изученного материала, для каждого ребенка индивидуально.
Публикация «Конспект открытого урока по математике в 1 классе на тему „Счёт до 10“» размещена в разделах
4. Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 10 при решении числовых выражений, задач;
5. Учить сравнивать и соотносить предметы по размеру, цвету. (начальный этап проектной технологии).
1. Развивать память, внимание, логическое мышление, математическую речь; мелкую моторику; пространственную ориентировку на листе бумаги;
1. Воспитывать (Поддерживать) интерес к сказкам своего народа.
2. Воспитывать чувство добра, взаимопомощи, отзывчивости.
3. Мотивировать нравственно-этическую ориентацию – помогать тем, кто нуждается.
Планируемые результаты: учащиеся научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в группе и оценивать товарищей.
Оборудование: Презентация сказки «Колобок», раздаточный материал : (карточки с заданиями, геометрические фигуры); имитированное сказочное окошко, магнитная доска;
Ход урока.
1. Организационный момент:
У: Здравствуйте, ребята!
Громко прозвенел звонок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
У: Начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний:
У: Давайте познакомимся. Мы вместе с вами соберём снежный ком из наших имён. Послушайте правила. Ваша задача – ловить мяч и называть своё имя и имя предыдущих учеников. А теперь давайте изменим условия игры. Вы так же будете ловить мяч, но только вы будете называть числа от 1 до 10 по порядку, так же называя предыдущее число. Задача усложняется – называть в обратном порядке.
У: Молодцы! Хорошо.
У: А теперь, что вы видите на доске?
Д: Смайлики с цифрами.
У: Как мне узнать, сколько здесь смайликов?
Д: Нет, неправильно.
У: А как правильно?
Д: Нужно считать по порядку.
У: Посчитайте по порядку. (считают по очереди) А вам не кажется что здесь есть лишние смайлики (грустные) сколько их.
3. Сообщение темы урока :
У: Ребята, теперь я вижу, с математикой вы знакомы, так как вы умеете считать от 1 до 10, а чем вы еще занимаетесь на уроках математики?
Д: Решаем примеры, задачи, считает числа.
У: Сегодня на уроке мы с вами закрепим те знания, которые вы получали на предыдущих уроках математики. Мы будем решать примеры, весёлые задачи, сравнивать числа и выполнять много интересных заданий.
У: Но не просто будем считать, и решать – мы отправимся в путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А героя, из какой сказки мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это?
(На экране открывается 1,2 слайд презентации)
4. Работа по теме:
У: А как начинается сказка?
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
– Испеки мне, старая, колобок.
– Да из чего испечь-то? Муки нет.
– Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберётся.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила его в масле и положила на окно остынуть.
У: Ребята, а вы помните, как закончилась сказка?
Д: Лиса съела Колобка.
У: А вам нравится окончание сказки? (Нет.) Сегодня мы с вами сможем выручить Колобка из беды. Это в наших силах. Но для этого вам нужно помочь Колобку пройти испытания. Итак, отправляемся вместе с нашим героем в путешествие по сказочному лесу.
(открывается слайд №3)
У: Колобок полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям. Пока с окна катился нечаянно задел стекло из которого выпал осколок.
Задание № 1: Помогите Колобку найти нужный осколок.
Учитель показывает детям имитированное сказочное окошко с потерянным осколком. Учитель раздает детям геометрические фигуры разной формы и цвета, одна фигура из которых подходит к нужному осколку. Каждый ребенок должен доказать подходит ли его фигура или нет. Найденную фигуру вставляют в окошко.
У: Молодцы, помогли Колобку справиться с заданием.
(открывается слайд № 4)
У: Покатился колобок по дорожке. И привела его дорожка в сказочный лес (математический).
У: Катиться колобок по дорожке, а навстречу ему заяц:
– Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
Нарисуй ты мой, портрет
Задание № 2: Нарисуйте портрет зайца используя технику: –
«графический диктант» (рисование по клеточкам).
У: Ребята вы знакомы с техникой «Графический диктант», если нет я вам объясню. « Графический диктант» – это рисование по клеточкам, в указанном направлении (в право, в лево, вверх, вниз). От точки отчета по клеточкам в указанном направлении, нужно карандашом чертить линии, из которых в дальнейшем получиться рисунок. Я вам буду указывать направления и по сколько клеточек отчитывать.
(детям раздаются простые карандаши и листы в клеточку)
У: Для начала мы с вами разомнем пальчики, выполним пальчиковую гимнастику (выполнение упражнения сопровождается чтением стишка) :
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
Скачет зайка косой
Под высокой сосной,
У корней за сосной
Скачет зайка второй.
У: Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки.
После выполнения задания, дети сами оценивают свою работу.
У: Молодцы ребята, какие красивые портреты зайцев получились! Вы с успехом выполнили задание и помогли Колобку!
Пока Колобок катиться по дорожке математического леса, мы с вами отдохнем, встанем на веселую зарядку.
Физкультминутка: (на экране включается видео)
У: Как здорово у вас получается! А теперь вернемся в наш сказочный лес: (открывается слайд №6)
Катится колобок, а навстречу ему волк:
Колобок, Колобок, не спеши,
Лучше ты задачки мне реши.
Если ты задачки все решишь,
Дальше смело побежишь.
Задание № 3: Решите рифмованные задачи в стихах.
Учитель читает рифмованные задачи в стихах:
На полянке у дубка, крот увидел два грибка,
А подальше у осин, он нашел еще один
Кто ответить нам готов, сколько крот нашел грибов?
Ежик по грибы пошел. Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзину, остальные – же на спину.
Сколько рыжиков везет на своих иголках, еж?
Три ромашки-желтоглазки, два веселых василька
Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете?
По тропинке кошка шла, за собой котят вела:
Белых два и черных пять. Кто успел их сосчитать?
Хорошую книжку, читает мальчишка,
Книжку про птиц в ней восемь страниц,
Прочитал он утром пять, сколько еще ему прочитать?
К медвежонку в день рождения, собрался народ лесной:
Ежик, волк, енот, барсук, заяц, лось, лисенок-друг.
Посчитайте поскорей, сколько было всех гостей?
Стоит коза, голосит она: – Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда, семеро козлят:
Один в лесок, другой – за сток,
Третий козленок спрятался в бочонок!
А сколько козлят в избушке сидят?
У: Как здорово вы справились с заданием волка. Ребята скажите, как вы думаете, какой герой из этой сказки нас ждет в следующем слайде?
(открывается слайд №7)
У: Катится колобок, а навстречу ему медведь:
Меня не бойся Колобок,
Не пугайся ты, дружок!
Если ты пример решишь
Задание № 4: Медведь вам приготовил задание. Решите примеры и расположите ответы в порядке возрастания, прочитай пословицу.
1+3 =4 3+2+=5 8-2=6 10-3=7 2+6=8
У: Ребята как вы понимаете смысл этой пословицы?
(открывается слайд №8)
У: Катиться, колобок, а навстречу ему лиса идёт и такую речь ведё т:
Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 5 минут
Всё решить, что есть вот тут.
Получай ты мой билет
И готовь скорей ответ.
Задание № 5: Выполни упражнение в карточке.
Учитель каждому ученику раздает карточки с заданиями.
У: Ребята, как вы думаете, мы всех героев сказки встретили?
Д: Всех встретили
У: А в нашей сказке лиса колобка съела?
(открывается слайд № 9)
У: Значит, наша сказка хорошо закончилась?
Чтобы сесть за общий стол
Пригласили к себе в дом
Дед и баба всех зверей
Будут все они дружить
У: А в благодарность Колобок, вас хочет угостить! Сладкими и карамельными колобками на палочке.
(Учитель раздает детям сладкие угощения).
5. Итог урока :
У: Ребята, какова бала тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?
У: Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?
Стало ли для вас новое знание ценным (полезным? В чём его ценность?
У: По какой сказке было путешествие, какие задания мы с вами выполняли.