Оценка за урок: _____________
урока окружающего мира,
проведенного в 2 «А» классе
обучающейся Игнатовой Лилии Александровны
План-конспект урока окружающий мира
УМК: «Школа России» 2 класс
(Плешаков А. А. Окружающий мир, 2 класс 1 ч. стр 40-43, рабочая тетрадь №2 стр. )
: Гимназия №2
: 2 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Что такое погода?
создание благоприятных условий для формирования представления о погоде; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды.
сформировать элементарное понятие термина «погода»; выяснить, от чего зависит погода и почему непостоянна.
развивать любознательность, наблюдательность в природе; развивать внимание, память, мышление.
воспитывать бережное отношение к природе; формировать толерантное отношение при работе в группе, воспитывать культуру общения.
соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
развиваем умения высказывать своё отношение к погоде, выражать свои эмоции; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения, организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
знать что такое погода; знать, из чего складывается погода; знать, как предсказывают погоду; использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обогащение словарного запаса.
Тип урока: комбинированный.
Основные образовательные ресурсы урока:
учебник, рабочая тетрадь №2 с.15, проектор, презентация, раздаточный материал (солнышки и тучки для каждого обучающегося по 1), наглядный материал ( условные обозначения природных явлений).
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Александровна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Проверим Вашу готовность к уроку. На партах у вас лежат учебник, рабочую тетрадь и пенал. Я вижу, что вы готовы, можем начинать урок.
3) Мотивация к обучению и познанию.
Окружающий нас мир
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
II. Актуализация умений и знаний.
- ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ПО ПРОШЛОЙ ТЕМЕ:
У: Ребята, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Я читаю предложение, а вы должны продолжить.
2. Прибор для измерения температуры воды, воздуха, тела человека. ( Термометр.)
5. Пластинка с делениями. ( Шкала.)
III. Открытие новой темы. Целеполагание .
У: Отгадайте, о чем идет речь, и вы узнаете тему урока. « Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а еще морозная и капризная.» Догадались?
У: О чем мы будем говорить на уроке.
О: О погоде.
У: Правильно, тема нашего урока «Что такое погода?»
О: Ребята, откройте учебник на странице 40. Прочитайте тему урока. Чтобы узнать задачи урока, прочитайте про себя, что нам говорит Муравьишка. Так какие же задачи урока?
IV. Открытие новых умений, знаний.
Работа по учебнику (с. 40).
Поисковое чтение и лекция с элементами беседы.
Прочитать текст на с. 40.
Вопросы по тексту.
У: Обратите внимание на нашего друга Серёжу. Он собрался на улицу, но не знает в чём выходить? Как вы думаете для чего Сереже нужно знать какая сегодня погода?
О: Потому что Серёжа должен одеться по погоде прежде чем идти на улицу. Посмотреть прогноз погоды.
У: Как можно узнать о погоде?
О: Посмотреть прогноз погоды.
У: Попробуйте объяснить, что такое погода?
О: Предположительные ответы обучающихся
Погода – сочетание температуры, воздуха, облачности, осадков и ветра.
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 раза – средний, 4 – 5 – быстрый, 6 – медленный.
У: Так из чего складывается погода, как вы думаете? Откройте учебник на с. 41 Прочитайте 1 пункт.
О: Читают. Отвечают, что первое из чего складывается погода – температура.
У: Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха (вывешивается слово Температура) в данной местности в данное время.
Температуру мы записываем так (запись на доске).
Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?
О: Да, будет.
У: Теперь прочитайте 2 пункт. Читают про облачность. Появляется слово облачность и условный знак.
— в течение всего дня светит солнце, небо чистое или на небе отдельные небольшие облака.
— солнце светит лишь часть дня, на небе много облаков.
— все небо в течение дня покрыто облаками, солнца не видно весь день.
О: Читают про осадки.
На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. Вывешивается условный знак.
— вид атмосферных осадков в виде водяных капель или струй.
— атмосферные осадки в виде белых пушинок.
атмосферные осадки в виде частиц плотного льда.
У: Читают про ветер. Вывешивается условный знак.
– перемещение воздушных масс, обозначается стрелкой. Если ветра нет, то стрелка не ставится.
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 раза – средний, 4 – 5 – быстрый, 6 – медленный.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
А знаете ли вы как называется наука о погоде?
Наука о погоде называется метеорология (
слово читают хором
Места, где ведутся наблюдения за погодой – метеорологические станции,
в космосе работают метеорологические спутники (
найдите на рисунке
в море устанавливают метеорологические буи
есть метеорологические самолеты и корабли (
По ходу рассказа на доске появляются карточки:
Все наблюдения обрабатываются с помощью компьютера и составляется прогноз погоды. Всем этим занимаются метеорологи – люди, изучающие природные явления и погоду.
У: А для чего составляется прогноз погоды?
О: Чтобы люди посмотрели прогноз погоды и знали как им одеваться.
VII. Закрепление изученного материала.
А сейчас я предлагаю побыть в роли метеорологов и описать погоду за окном сегодня, но не просто описать словами, а сделать это с помощью условных знаков. Открываем рабочую тетрадь на с. 15
Работа в рабочей тетради. (с.15)
Обучающиеся описывают погоду за окном сегодня. .
Верно не верно:
У: Сейчас я зачитаю высказывания, если оно верно, то вы хлопаете, если неверно – топаете.
Погода – сочетание температуры, воздуха, облачности, осадков и ветра.
Условный знак температуры – это треугольник.
Наука о погоде называется экология.
Град, дождь и снег это атмосферные осадки.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы:
Сейчас посмотрите, на столах у вас лежат солнышки и тучки. Если урок вам понравился, вы всё поняли, то возьмите солнышко, подойдите к доске и прикрепите его. Если же урок показался вам непонятным, скучным, неинтересным, то возьмите тучку и тоже прикрепите ее к доске.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: Мы узнали, что погоду узнают с помощью прогноза погоды, но еще ее можно узнать с помощью народных примет.
Дома вам надо найти 3 народные приметы, по которым узнают какая будет погода и на следующем уроке о них рассказать.
Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
по познавательному развитию
«Что такое погода
?»
в подготовительной группе детей с ЗПР
воспитатель
: Кириллова Т. Н.
1. Дать детям знания, что такое погода
.
2. Систематизировать знания детей о явлениях погоды
.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Что такое погода?“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
3. Научить пользоваться термометром, соблюдая при этом правила пользования термометром.
4. Дать понятие о метеорологии.
5. Познакомить
с народными приметами, которые помогают предсказывать погоду
.
Словарная работа
: температура, термометр, метеорология, метеорологическая станция.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
Утром, собираясь в детский сад, вы спрашиваете маму и папу
:
– Какая сегодня погода
?
– Сегодня тепло отвечают вам,- ярко светит солнышко, дождя и ветра нет.
А бывает и по-другому.
Иногда родители говорят просто
:
– Сегодня хорошая погода
.
– Сегодня плохая погода
.
– Скажите, зачем вам нужно знать, какая сегодня погода
?
Вот сегодня мы и будем говорить на занятии о погоде
: что такое погода
, от чего зависит хорошая или плохая погода
, что такое температура воздуха
, чем её можно измерить.
2. Игра «Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду
»
.
Я называю вам слова. Вы, услышав слово, которым можно охарактеризовать погоду
, поднимаете вверх сигнальную карточку. Будьте внимательны.
Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, широкая, узкая, сухая, дождливая, сырая, короткая, длинная, солнечная, облачная, квадратная, круглая, спокойная, ветреная.
3. Рассказ воспитателя «Что такое
температура и термометр?»
Когда мы говорим «тепло»
, «холодно»
, «потеплело»
, «похолодало»
, мы имеем в виду температуру и её изменения.
Для растений, животных, человека особенно важна температура воздуха. Растениям для роста требуется тепло. Животные тоже нуждаются в тепле. Люди при разной температуре воздуха по-разному одеваются, зимой отапливают помещения. Для растений, животных, человека опасны и сильная жара и сильный мороз.
Для измерения температуры воздуха служит прибор – термометр.
Давайте рассмотрим термометр.
Главные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластинка с делениями)
. Каждое деление на шкале обозначает один градус.
Возле больших делений стоят цифры, которые показывают число градусов. В середине шкалы вы видите нуль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Коней столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
Чтобы понять, как работает термометр, проделаем опыты.
Опыт №1. Опустим термометр в стакан с тёплой водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?
Опыт №2. Перенесём термометр в стакан с холодной водой. Что теперь происходит со столбиком жидкости в трубке?
Отсчёт градусов тепла ведут от нуля вверх. Отсчёт градусов мороза – от нуля вниз. При определении температуры ваши глаза должны быть на том уровне, где кончается столбик жидкости в трубке термометра.
4. Беседа «Основные явления погоды
»
.
– Подумайте, только ли температура воздуха, которая показывает – холодно, тепло, жарко – называется погодой
? (Ответы детей
)
.
– Вспомните, наблюдая за погодой на прогулке
, что ещё мы обязательно отмечаем? (Ответы детей
)
.
Действительно, мы обязательно определяем, какой ветер – сильный, порывистый, слабый. Всегда отмечаем наличие осадков – дождя, снега, если они в этот день идут. И никогда не забываем сказать – ясно, облачно или пасмурно сегодня.
– Давайте уточним, что значит сегодня – ясно? (Ответы детей – небо чистое
, солнечное)
.
– Объясните, что значит сегодня – облачно? (Ответы детей
– небо частично закрыто облаками)
.
-Что значит сегодня – пасмурно? (Ответы детей
– небо закрыто облаками)
.
Напомню, что понятия – ясно, облачно, пасмурно – это показатели облачности.
Давайте подведём итог нашей беседы.
– Что же является основными явлениями погоды
? (Ответы детей
– изменение температуры воздуха, облачность, дождь, снег, ветер).
Так как мы знаем основные явления погоды
, то можем сказать, что погода
– это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
5. Физкультминутка «Ветер дует с высоты»
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
6. Дидактическая игра «Представь себя дождём»
Дети делятся на пары. Один ребёнок из пары закрывает глаза и вытягивает вперёд руки ладошками вверх. Другой ребёнок, стуча пальчиками по ладошкам своего друга, должен изобразить тот или иной дождь
: мелкий грибной, тёплый, ласковый, осенний, летний, ливень и т. д. Первый ребёнок должен угадать, какой идёт дождь. Время от времени дети в парах меняются ролями.
7. Как предсказывают погоду
?
Погода очень переменчива
. Она различна не только в разные сезоны года, но может меняться в течение на одного дня и даже часа. Учёные ведут постоянные наблюдения за погодой
. Они составляют прогнозы – то есть предсказания погоды на завтра
, на несколько дней или недель вперёд.
– Как вы думаете, для чего это нужно?
Наука о погоде
называется метеорология. Во многих местах на земле есть метеорологические станции (метеостанции, где ведутся наблюдения за погодой
. В космосе работают метеорологические спутники. В море устанавливают специальные метеобуи, на которых находятся приборы для наблюдения за погодой
. Есть даже специальные метеорологические самолёты и корабли, оснащённые необходимым оборудованием. Все собранные сведения учёные обрабатывают с помощью компьютеров и составляют прогнозы погоды
.
8. Народные приметы – предсказатели погоды
.
Народные приметы тоже иногда предсказывают погоду
.
Ласточки низко летают – к дождю.
Если солнце садится в облака – жди дождя.
Ясная луна зимой – к морозу.
Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь.
Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу, на нижние ветви – к ветру, на снег – к оттепели.
– Назовите основные явления погоды
.
– Скажите, туман, метель – это явления погоды
?
– Есть ли и другие явления погоды
?
– Расскажите, что вы о них знаете?
– Как называется наука о погоде
?
– Где ведутся наблюдения за погодой
?
– Назовите народные приметы, предсказывающие погоду
.
Олеся Зверева
Конспект занятия «Погода»
Занятие
: « Погода
»
ЗАДАЧИ
:
1. Учить детей рассуждать и делать умозаключения.
2. Познакомить детей с понятием “ Погода”
.
3. Дать представление о таких понятиях как
: атмосфера, климат, метеостанция,
метеорология, синоптик, флюгер, дождемер, радиоантенна.
4. Закрепить приметы, пословицы и поговорки
.
5. Воспитывать умение выслушивать своих товарищей.
Рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, поговорок и примет
, беседа о временах года.
Ход занятия
– Ребята, я хочу отправиться в путешествие и узнать, что такое погода
. Но боюсь, я одна не справлюсь. Поможете мне? А в конце нас будет ждать сюрприз.
А сейчас давайте поговорим о погоде
. Как вы думаете, что такое погода
? (Рассуждения детей.)
Погода
– это состояние атмосферы. Атмосфера – это воздушная оболочка земли. ( Беру мешочек, напускаю туда воздух и демонстрирую детям. Воздух невидимый. А теперь мешочек одеваю на глобус. Это и есть атмосфера. Затем беру разрезанный апельсин, и мы представляем, что это земля, а кожура – это атмосфера вокруг земли.) В атмосфере есть кислород и другие газы, которые необходимы всему живому. Погода бывает разной
. Она изменчива, но местный климат – вещь весьма постоянная. Климат – это средняя погода данной местности
. Погода и климат определяют
, в каких домах мы живем, какую пищу едим, каких животных и растения разводим. А сезонные изменения (от зимы к весне, от весны к лету)
происходят вследствии вращения земли вокруг солнца. ( Беру глобус, направляю на него включенную лампу. Глобус крутится – это вращение земли вокруг солнца.) У нас круглый год погода меняется
, в зависимости от времени года. Какие времена года у нас есть? (Ответы детей.)
А теперь слушайте задание
: давайте рассмотрим рисунки, лежащие перед вами на столе, и подумаем, какому времени года какой цвет может соответствовать. (Выполнение задания детьми.)
Давайте порассуждаем, какая погода бывает
? (Рассуждения детей.)
Погода
может быть холодной и жаркой, сухой и дождливой, ветреной и спокойной. А откуда мы можем узнать о погоде
? (Рассуждения детей.)
О погоде
мы можем узнать из газет, по радио и телевидению. А еще есть такая наука метеорология. Ей уже двадцать три века. Метеорология – это наука о погоде
.
В городах и селах. В тайге и пустыне. В океане и на льдинах. Высоко в горах. Повсюду. За невысоким забором стоит домик с палисадником, рядом выкрашенная будка с приборами и радиоантенной. (Показ иллюстрации.)
Это метеостанция. Здесь и работают метеорологи. Во многих местах на земле есть метеостанции, где ведутся наблюдения за погодой
. В космосе работают метеоспутники. В море устанавливаются метеобуи, на которых находятся приборы для наблюдения за погодой
. Есть даже специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием. (Показ иллюстрации.)
На метеостанции есть приборы
: термометр (показ, флюгер (показ иллюстрации, с помощью него определяется направление ветра. Еще есть дождемер (показ)
– это специальный прибор для измерения количества выпавшего дождя. А как вы думаете, для чего нужна радиоантенна? (Рассуждения детей.)
Она нужна для передачи данных в метеоцентры. Погоду
надо предсказать быстро. А предсказывают ее синоптики. Все собранные сведения синоптики обрабатывают с помощью компьютеров и составляют прогноз погоды
.
Как вы думаете, как еще можно узнать о погоде
? (рассуждения детей.)
В народе наблюдали за погодой
, и так появились приметы, пословицы и поговорки
. Давайте вспомним некоторые из них
:
1. Солнце на лето – зима на мороз.
2. Одна ласточка весны не делает.
3. Грач прилетел – через месяц снег сойдет.
4. Солнце садится в тучи – жди дождя. (Показ иллюстрации.)
5. Синие облака в апреле – к теплу.
6. Когда чайки кричат – к штору. (Показ иллюстрации.)
Как вы думаете, зачем нужно знать погоду
? (Рассуждения детей.)
Погода
играет исключительно важную роль в нашей повседневной жизни. Плохая погода
может задержать отправление поездов и самолетов, уничтожить урожай или сделать невозможной работу на открытом воздухе. Ученые иногда запускают ракеты с особым веществом и тогда, например, дождь может пройти заранее. Но это очень дорого и не так просто. И это очень вредит нашей воздушной оболочке – атмосфере. Может в будущем, мы сможем управлять погодой
. А пока будем слушать радио, читать газеты и смотреть телевизор, что бы узнать прогноз погоды
.
А сейчас я вам предлагаю отгадать кроссворд вместе со мной
:
1. Кто предсказывает погоду
? Синоптик.
2. Кто изучает погоду
? Метеоролог.
3. Какой прибор используют для определения направления ветра? Флюгер.
4. Воздушная оболочка земли? Атмосфера.
5. Он к нам приходит и уходит,
Меняя платья на ходу.
Три месяца наряд он носит.
Кого имеем мы в виду. Год.
6. Средняя погода данной местности
? Климат.
А сейчас я предлагаю вам пойти на улицу и стать учеными. Мы будем с вами определять погоду
. Давайте посмотрим на небо
: есть облака или небо ясное? А что бы узнать про ветер, мы возьмем ветрячки и узнаем, ветер слабый или сильный и в каком направлении он движется. А сейчас мы посмотрим на термометр и определим, какая температура. Молодцы! Предлагаю пройти в детский сад и отметить погоду в нашем календаре
. (Вместе с детьми отмечаем погоду
.)
Спасибо вам! Вы очень хорошие помощники! Я бы без вас ни за что не справилась.
А теперь обещанный сюрприз. Мы с вами вступили в клуб “Юный эколог” и я дарю вам всем эмблемы клуба. Еще раз большое вам спасибо!
Прозвенел звонок, начался урок.
Нам нужны терпение и внимание
Чтобы получить новые знания.
Здравствуйте ребята! Садитесь пожалуйста. Меня зовут Виктория Дмитриевна (имя на доске) и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место.
Сегодня помогать вам открывать новые знания будет пчёлка Майя. Наша задача помочь ей добраться до своего улья, выполняя все предлагаемые задания.
И прежде чем пустить вас в страну знаний, Майя решила устроить вам проверку.
Сейчас вам нужно как можно быстрее ответить на все вопросы, которые приготовила для вас Майя.
- Что называют явлениями природы?
- Приведите примеры явлений природы.
- Что такое термометр?
- Какие термометры вы знаете?
- Покажите на модели термометра температуру +15
градусов, 5 градусов ниже нуля, 25 градусов тепла, -14 градусов, 30 градусов выше нуля, 40 градусов мороза.
Молодцы ребята! Теперь вы можете отправиться в страну знаний с нашей гостьей!
1. Все изменения, происходящие в природе.
2. Солнце восходит по утрам и заходит по вечерам; вода на морозе замерзает и превращается в лёд; растения растут, тянутся к свету; птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются.
3. Прибор для измерения температуры
4. Медицинский, уличный, комнатный.
Умение правильно отвечать на вопросы учителя.
Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий.
Ребята, а сейчас отгадайте о чём идет речь в загадке, и вы узнаете какая же тема нашего сегодняшнего урока.
Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Правильно, мы будем говорить о погоде. А тема нашего урока «Что такое погода?» (вывешивается на доску)
– Какие цели мы поставим перед собой?
Итак, мы поставили перед собой цели. Давайте искать их решение вместе.
Узнаем, из чего складывается погода. Научимся обозначать явления погоды условными знаками.
Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока.
Открытие новых знаний
Работа со схемой
Сегодня вы шли в школу.
– Какой показалась вам погода?
В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.
– Какую одежду выбрали, когда собирались в школу? Почему?
-Взяли ли с собой зонт? Почему?
-Как узнали, во что надо одеться, чтобы не замёрзнуть или не вспотеть?
-Так что же такое погода?
-От чего будет зависеть погода?
А верны ли ваши предположения, давайте спросим у Майи.
Во-первых, погода зависит от температуры воздуха.
-Вспомните, как обозначается температура воздуха. Прочитайте запись температуры разными способами.
– 15 С
(Вызываю 2 человека к доске, для объяснения записи температуры, изображённой на карточках)
-Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?
(Передвигаю пчёлку на этап дальше)
-От чего ещё зависит погода?
Летит- не птица, воет- не зверь.
-Что же такое ветер?
-Какие ветры бывают?
Определите по картинкам какой изображен ветер.
(Передвигаю пчёлку на этап дальше)
(Хорошая – плохая, ветреная – безветренная, солнечная – пасмурная)
Потому что на улице холодно/тепло
Идёт дождь/нет дождя
Посмотрели в окно
Температура воздуха (холодно, тепло или жарко)
Облачность (скопление облаков)
Осадки (дождь, снег, град)
Ветер (перемещение воздушных масс)
10 градусов выше нуля
10 градусов тепла.
7 градусов ниже нуля,
7 градусов мороза.
15 градусов ниже нуля,
15 градусов мороза.
24 градуса ниже нуля,
24 градуса тепла.
Погода будет зависеть от температуры воздуха.
Ветер – это движение воздуха
Слабые и сильные
Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.
Уметь воспринимать новую информацию.
А теперь немножко отдохнём
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. ( Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. ( Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре – руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть. ( Сесть за парту.)
Открытие новых знаний.
-От чего ещё будет зависеть погода?
-А что такое облачность?
Вот какая бывает облачность, вы прочитаете сами по учебнику на странице 33, второй абзац.
-Какая бывает облачность?
(Вызваю 1 человека к доске, даю наглядный материал (солнце, тучи), прошу показать разную облачность: твоя задача собрать из предложенных картинок, предлагаемую Майей облачность)
(Передвигаю пчёлку на этап дальше)
Но это не всё, что определяет погоду. А что бы выяснить, что ещё определяет погоду нам нужно решить рубес.
-Какие бывают осадки?
А вот какие осадки вам предлагает Майя. Посмотрите на картинки и скажите какие виды осадков вы наблюдаете?
(Передвигаю пчёлку на этап дальше)
Как вы думаете, как образуются осадки?
А теперь, ребята, какой вывод мы можем сделать из получившейся у нас схемы?
Облачность – скопление облаков
Дождь, снег, град, туман
При круговороте воды тучи наполняются большим количеством влаги, становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются
Сочетание температуры воздуха, облочности, осадков, ветра – это и есть погода.
Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.
Уметь воспринимать новую информацию.
Давайте поработаем с рабочей тетрадью. Открываем страницу 12, задание 1.
(Передвигаю пчёлку на этап дальше)
А теперь, Пчёлка Майа предлагает вам такое задание: выбирете слова на слайде, которыми можно охарактеризовать погоду:
Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, узкая, широкая, сухая, сырая дождливая, короткая, солнечная, ветреная.
(Передвигаю пчёлку на этап дальше)
Обратите внимание на доску. Пчёлка предлагает вам новый термин
Кто знает, что это такое?
Вот какое определение даёт вам Майа:
Метеорология – наука о погоде.
А как вы думаете, для чего нужна метеорология?
Как называют людей, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет? (вывешивается термин на доску)
Как вы думаете, какая еще существует наука, предсказывающая погоду?
Да, так же существует такая наука о погоде, как
. Как вы думаете, как называют людей, которые определяют будущее состояние погоды в таком разделе метеорологии, как синоптика? (вывешивается термин на доску)
-Подумайте и расскажите, для чего нужны прогнозы погоды?
А вы знаете, что не только метеостанции и учёные нам помогают предугадать погоду, но и сама природа.
По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?
Существуют народные приметы, которые тоже иногда помогают предсказать погоду. Какие примеры вы можете привести?
Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
Холодная, тёплая, жаркая, сухая, сырая, дождливая, солнечная, ветреная.
Наука о погоде
Она нужна, чтоб составлять прогнозы погоды
Для того, чтобы знать какая будет погода
Например: Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде Ласточки низко летают – к дождю Если солнце садится в облака – жди дождя Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь Если клевер сблизил листочки, а соцветия его поникли – жди дождя.
умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы.
-Итак, что же такое погода?
-Как называется наука о погоде?
-Как называют людей, предсказывающих погоду?
-Что помогает предсказывать погоду?
-Удалось ли нам найти решения, поставленных нами задач?
-Какими способами мы их решали?
Посмотрите ребята, наш
Пчёлка добралась до улья, но сделала она это благодаря вашей помощи. Спасибо, Вам!
Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
Умение делать итог.
-Возникли ли у вас трудности?
-Что было для вас легко, что сложно?
-Как мы можем использовать полученные знания?
Умение оценивать свою работу.
Раб. тетрадь стр.24-25, № 2,3,5.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
Люберецкий муниципальный район Московской области
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
(окружающий мир природы)
на тему: «Прогноз погоды»
в подготовительной группе
г. Люберцы, 2016г.
Систематизация знаний дошкольников о погоде и природных явлениях.
расширить познания детей о явлениях природы (листопад, иней, туман, морозные узоры, снегопад и др.); учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; активизировать словарь детей по теме занятия.
продолжить формировать познавательные способности – память, речь, мышление, внимание, образное мышление и воображение; развивать творческую инициативу.
: способствовать воспитанию экологической культуры, любови к природе и самостоятельной творческой деятельности.
- Организационный момент. Знакомство со сказочным героем.
- Основная часть. О ОД по познавательному развитию (окружающий мир), загадки, физкультминутка. Просмотр видеороликов: «Прогноз погоды в Москве»
и «Где рождается погода». Изучение фотоматериалов. Самостоятельное выполнение творческого здания по украшению группы. - Итог занятия. Рефлексия.
- Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе.
- Рассматривание картин и иллюстраций.
- Чтение художественных произведений для детей. ( К. Ушинский «Спор деревьев» и «Проказы старухи зимы», «Четыре желания», Н. Носов «На горке» и др.)
- Раскрашивание картинок направленных на изучение окружающей природы.
метеорологическая станция, синоптик, природные явления, народные приметы, сезонные изменения в природе.
Интеграция образовательной области
: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Оборудование и материала
: Игрушка пёс Барбос и детский зонтик, картины с изображением явлений природы, слайды «Природные явления», видеоклип «Прогноз погоды в Москве» и «Где рождается погода», заготовки с тарелочками конфетти – снежинки, клей-карандаш по количеству детей в группе.
телевизор, стереомагнитола, USB-флешка с видеоклипом и картинками-слайдами.
Методы и приемы
: Сюрпризный момент, беседа, вопрос, активное слушанье, просмотр видеоклипов, демонстрация слайдов, рассматривание картинок, физкультминутка, игровая и творческая деятельность, анализ.
Ход организованной образовательной деятельности
I – Организационный момент.
– Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте сядем ровно и красиво, чтобы ваша спина касалась спинки стула.
Посмотрите, пёс Барбос пришел к нам в гости. Какой красивый зонтик он принес в нашу группу.
Говорит пёс Барбос:
– Здравствуйте, ребята! Я шел к вам в гости, а на улице начался сильный дождь, потом пошел снег!
– Молодец, что ты захватил зонтик! Порой погода изменчива, поэтому каждый человек старается узнать, какая будет погода.
–Барбос, мы сегодня с ребятами как раз будем говорить о погоде и явлениях природы. Оставайся с нами!
II – Основная часть
– Сначала мы посмотрим видеоматериал.
Просмотр видеоматериала «Прогноз погоды в Москве» и «Где рождается погода».
Прогноз погоды – это важная информация. Людей интересует все – направление ветра, температура воздуха, показатели атмосферного давления. Эту информацию можно получить на сайте прогноза погоды, по телевизору, услышать по радио. Благодаря этому вы будете знать, что ожидает вас в ближайшем будущем. Погодными условиями интересуются все – водители, дачники, путешественники и т.д. Любой человек, перед тем как выйти из дома, обязательно прослушает прогноз погоды, который предоставляют синоптики. Синоптики – это профессия ученых, которые наблюдают за погодой, определяют состояние атмосферных явлений и делают прогноз погоды. Синоптики работают на метеорологических станциях.
– Как вы думаете: а зачем нужна информация о погоде?
– Да, информация о погоде нужна для того, чтобы люди правильно оделись в холод, либо взяли с собой зонт, если намечается дождь.
Давайте мы с вами рассмотрим чудеса, которые нам дарит природа осенью и зимой (разнообразные природные явления).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть на мониторе картинки. Проводится беседа о разнообразии природных явлений, их особенностях и значении.
Лист, оторванный от ветки,
Весь во власти силы ветра.
Листья вверх и вниз летят,
Листопад – сезонное изменение в природе. Это замечательное явление, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.
А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте около своих стульчиков, начинается физкультминутка.
Физкультминутка: упражнение – «Дерево»
Ветер дует нам в лицо
(дети машут руками на себя),
(дети делают наклоны),
Деревцо все выше, выше!
(дети встают на носочки, тянутся вверх).
Вместе с детьми имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» – присесть. На словах «выше, выше» – встать и вытянуть руки вверх.
Молодцы! Садитесь на стульчики! Давайте послушаем следующую загадку!
С неба облако спустилось
И у речки поселилось.
Как причудливо, красиво
Этот утренний обман
Туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, и как только температура повысится, туман рассеется.
Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Молодцы ребята! А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте около своих стульчиков, начинается физкультминутка.
Физкультминутка: упражнение – «Снежинки»
Мы весёлые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дует ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
– Молодцы, ребята! Давайте поиграем! Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».
А, что ребята, можно делать зимой?
Ответы детей: кататься на санках, на лыжах и т.д.
– Чтобы скорее наступила долгожданная зима, самая замечательная пора для детей предлагаю вам украсить наши окна красивыми снежинками, которые лежат на столе в тарелочках.
Дети выполняют самостоятельную работу по украшению группу – оформляют к наступлению календарной зимы. Воспитатель проводит индивидуальную работу с некоторыми детьми.
– Покажите, что у вас получилось. Какие красивые узоры на наших окнах! Молодцы! Барбосу очень понравилось! Ребята, давайте сфотографируемся на память! Молодцы!
– Ребята, вспомните, о чем мы говори на занятии?
– Какие природные явления вы знаете?
Как называется профессия людей, которые делают прогноз погоды?
Ответы детей. Воспитатель и пёс Барбос поощряют детей за красивое оформление группы, дружную и слаженную работу.
Список используемой литературы:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» подготовительная группа / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
- Ознакомление детей с миром природы: материалы к занятиям: интересные факты, занимательные рассказы, стихи, загадки / Валк Е. Ю., Волгоград: Учитель, 2015г. – 221 с.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
– 368 с. - Ребенок и окружающий мир. Занятия на прогулке. Подготовительная группа. Ф ГОС / автор Машкова А. А. М.:
– 177 с.
Екатерина Абудихина
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Что такое погода?»
Тема урока
: «Что такое погода
?»
Урок
изучения нового материала.
Цели урока
:
1. Дать общее представление о погоде и том
, из чего она складывается.
2. Создать условия для развития УУД
– Личностные
: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру для 2 класса „Что такое погода?“» размещена в разделах
– Регулятивные УУД
: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
– Коммуникативные УУД
: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
– Познавательные УУД
: — организация работы по обобщению информации, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке
в реальных жизненных условиях.
карточки со словами
учебник «Мир вокруг нас
. 2 класс
»
А. А. Плешакова;
Для ученика
: тетрадь
Ход урока
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня для работы нам понадобиться тетрадь, ручка и карандаш.
-Давайте посмотри на доску и подумаем, что изображено на картинках?
Ученики
: Времена года
Как еще называют времена года?
Какие времена года изображены?
– Какое время года соответствует сегодняшнему сезону?
Собираясь на улицу, мы задумываемся над тем, что надеть, чтобы нам было не холодно или наоборот не жарко.
Как вы думаете ребята, что надо сделать, чтобы узнать какая на улице погода
?
А если посмотреть в окно на что нужно обратить внимание?
– О чём вы сегодня хотите поговорить на уроке
? Что бы вы хотели узнать?
Что такое погода
?
От чего она зависит?
Почему погода постоянно меняется
?
Откуда знают о погоде на завтра
?
Зачем о погоде надо знать заранее
?
– Вы поставили перед собой вопросы. Давайте вместе искать на них ответы
Итак, чтобы отправиться на улицу надо узнать температуру воздуха.
– Как вы можете узнать температуру воздуха?
Послушать телевизор, радио, выйти на балкон, посмотреть на термометр.
– Чтобы знать о погоде
, необходимо посмотреть на небо и определить облачность.
Облачность бывает разная. Если на небе видны лишь отдельные облака и светит солнце, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят
: переменная облачность. А если все небо затянуто облаками и солнца не видно, говорят что сегодня пасмурно.
– Посмотрите за окно, какая сегодня облачность?
– Облачность имеет определенные условные знаки, давайте зарисуем их в тетрадь (пустой, наполовину закрашенный и закрашенный круги)
– Нельзя всё рассказать о погоде
, промолчав об осадках.
Вспомните, какие осадки выпадают осенью?
– Какие еще осадки могут быть в другие времена года?
Град, туман, роса, иней
– Как вы думаете, как образуются осадки?
– Вода в водоемах, океанах, озерах под действием тепла испаряется, в атмосферу попадает большое количество влаги, которая в верхних слоях атмосферы охлаждается, образуя капельки воды. Они сливаются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и идёт дождь. Так образуются осадки.
– Давайте у себя в тетрадях зарисуем условные знаки осадков
: дождь, снег, град, туман.
– Кто из вас может рассказать, как образуется ветер?
Ветер образуется из-за разницы атмосферного давления, оно часто меняется, человек это давление не замечает. Атмосферное давление – это Воздушная оболочка Земли, которая давит на поверхность планеты.
– Каким бывает ветер?
– А какой ветер сегодня? Как вы это определили?
По деревьям за окном
– Давайте нарисуем условный знак ветра (стрелочка со штрихами)
.
Итак, чтобы отправиться на улицу мы должны узнать, какие явления нас там встретят. Давайте вместе назовем эти явления.
– А как все эти явления можно назвать одним словом?
Погода
– это Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.
Давайте выполним задание на карточках. Вам даны ряд слов, вам нужно подчеркнуть что влияет на погоду
.
Большая, маленькая, холодная, теплая, жаркая, узкая, широкая, сухая, сырая, дождливая, короткая, длинная, круглая, квадратная, ветреная, безветренная, облачная, ясная, пасмурная.
Кто работал у доски вопрос
: Что такое погода
? Объясни к каким составным частям погоды
относится каждое из выбранных тобою слов.
У вас на столах есть у каждого листочек, подпишите его в Правом верхнем углу. Сейчас я вам буду читать рассказ о погоде
, вам нужно будет по порядку рисовать на листочках условнее знаки того явления природы, о котором говорится в тексте, через запятую, если слово повторяется, нужно рисовать знак столько раз сколько он повторяется в тексте. Всем понятно? Начнем.
Солнце греет уже не так как летом. На небе появляются тучи и становится пасмурно. Ветер стал более холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже октябрь месяц. Все деревья увешены желтыми и красными листьями. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.
На улице становится все меньше ясных дней, все чаще идут дожди. А скоро пойдет первый снег и наступит зима. Ветер станет более холодным. Все покроется снегом. С утра можно будет увидеть иней на деревьях. А в ясные дни, снежные сугробы будут блестеть и переливаться.
Где чаще всего вы слышите о погоде
?
По телевизору или радио во время передачи прогноза погоды
– А вы никогда не задумывались откуда ведущие передач или приложения в телефоне знают о погоде у нас в городе
, стране и на всём земном шаре?
Наверно, им кто-то рассказывает
– Верно, с древности люди старались предсказать погоду
. Существует целая наука о погоде
и называется она Метеорология.
Во многих местах на земле есть метеорологические станции (метеостанции, где ученые ведут наблюдения за погодой
. В космосе работают метеоспутники. Есть даже специальные метеорологические корабли и самолеты. Все собранные сведения ученые обрабатывают с помощью компьютеров и составляют прогнозы на завтра, на несколько дней или недель вперед.
– Зачем нам нужно знать прогноз погоды заранее
?
– Ребята, а вы знали что существуют народные приметы, которые помогают предсказывать погоду
? Знаете ли вы какие-нибудь приметы?
Солнце на восходе красного цвета – к большому ветру.
Ярко-красное солнце на закате – к ветреной погоде
.
Луна ослепительно белого цвета – к холодам, красная – к ветру.
Мало звезд видно – к пасмурной погоде
.
Ласточки низко летают над землей – к дождю.
Если солнце садится в облака – жди дождя.
Апрель с водой – май с травой.
Вечерняя радуга предвещает хорошую, а утренняя – дождливую погоду
.
Летом на небе много звезд – к ясной погоде
.
Если роса не ляжет на луга, ожидай дождя.
Воробьи купаются в пыли или песке – быть дождю.
Давайте подведем итог,
ответив на вопросы.
Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра зависит. погода
Небо чистое, солнечно. Мы говорим
: ясно
Ребята, все ли вам понятно? Есть ли вопросы по данной теме?
Домашнее задание
: Написать 5 народных примет для предсказания погоды
.
Изучить учебник на страницах 28-31.