Русский язык
Класс: 2
УМК «Перспективная начальная школа», авторская программа «Систематический курс русского языка»
Русский язык. 2 класс. М., Академкнига/ Учебник, 2012
Раздел учебника: 3 часть
Количество часов в неделю:
Количество часов в год: 170 ч
Тема урока: Как делаются слова. Что такое суффикс.
Тип урока: Открытие нового знания
Знакомство со способом образования слов с помощью суффикса
создать условия для открытия нового знания о суффиксе как части слова и его роли в образовании слов;
формировать умение составлять родственные слова с помощью суффикса;
совершенствовать умение работать по алгоритму;
формировать умение работать со словарями;
способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки;
– воспитывать чувство взаимопомощформировать познавательный интерес к языку;
способствовать формированию мотивационной основы учебной деятельности;
– воспитывать чувство взаимопомощ воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
находить значимые части слова, в том числе суффикс;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью суффикса);
мотивированно образовывать родственные слова с помощью суффикса;
обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
В области регулятивных учебных действий
ставить цель и удерживать её на протяжении всего урока;
планировать свою деятельность
осуществлять контроль и самоконтроль
В области коммуникативных учебных действий
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
использовать правило или алгоритм для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области познавательных общих учебных действий учащиеся научатся:
ориентироваться в словаре с целью быстрого поиска нужной группы слов по заданию«Открой словарь на букву к»;
ориентироваться в учебнике: находить тему по оглавлению, нужное правило для извлечения необходимой информации;
работать с несколькими источниками информации (с учебником и обратным словарём, с учебником и языковым материалом на слайде, с учебником и тетрадью на печатной основе);
учитывать чужую точку зрения, оказывать помощь сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении интеллектуальных задач;
получать удовлетворение от выполненной работы.
Оборудование к уроку:
средства программы « », проектор, экран, учебник (3 часть), обратный словарь, тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе (2 часть), рабочая тетрадь.
Технологическая карта урока
При подготовке к уроку я изучила содержание учебного материала, чётко сформулировала тему, определила место темы в учебном курсе, выделила основные понятия, на которые опирается данный урок, уточнила тип урока, определила цель и задачи урока, выбрала необходимые методы и приёмы, продумала оборудование и приступила к работе над содержанием урока.
В полной мере применила технологию «Компетентностно – ориентированное обучение», благодаря чему выстроена структура современного урока, удалось достигнуть планируемых результатов.
Урок 1. Что такое проект. Гибкие навыки. Виды проектов. Как найти тему проекта.
познакомить учащихся с понятием проект, с видами проектов, с принципами и правилами организации проектной деятельности, формировать умение видеть и формулировать проблему, тему проекта.
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Уч-ль: найдите противоречие в позициях героев, сформулируйте проблему, разрешение которой снимет данное противоречие. Как можно решить данную проблему?
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!»
И предожил он свободной птице: «А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии».
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.
Уч-ся: Противоречие между двумя жизненными позициями. Кто-то выбирает тихую жизнь, где «тепло и сыро», а кто-то постоянно рвется к звездам, покоряет новые вершины. Решить данную проблему можно, объяснив Ужу пагубность его позиции. Для этого необходимо запланировать целый комплекс мероприятий, их реализация позволит переубедить, перевоспитать Ужа.
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что комплекс многих мероприятий, тщательно спланированных и продуманных, могут изменить ситуацию, изменить мировоззрение Ужа, не дать возможности процветать его одноклеточной потребительской идеологии. Комплекс подобных мероприятий, способных качественно изменить что-то, решить возникшую проблему, и есть проект.
3. Первичное усвоение знаний (Лекция учителя с элементами беседы, учащиеся составляют конспект).
-Знакомо ли вам слово проект? Что оно означает? С какими проектами вы знакомы?
Проект – это целый комплекс различных мероприятий, реализация которых позволяет достичь запланированного результата.
Проектная деятельность в школе – это активная современная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков.
Гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или наукой. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность. Эти навыки важны при трудоустройстве, они помогают быстро построить карьеру, быстро достичь материальных благ.
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии: умение решать комплексные задачи, критическое мышление, творческое мышление, умение управлять людьми, умение работать в команде, способность распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими, умение формировать суждения и принимать решения, клиентоориентированность, ведение переговоров, переключение с одной задачи на другую.
-Ребята, подумайте, обладаете ли вы названными навыками и в какой степени? Считаете ли нужным их развивать? Каким образом?
Уч-ся: высказываются, обсуждают, приходят к выводу, что проектной работой заниматься нужно, потому что она играет большую роль в жизни современного человека.
Выбор темы проекта – очень важный этап, ведь существуют проекты, по которым можно создать оригинальный и интересный продукт, а есть и такие, по которым это сделать трудно по объективным и субъективым причинам. Можно выбрать любое направление проектной деятельности (иногда проект затрагивает сразу несколько направлений), например: технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. В школьной практике чаще всего выделяют следующие виды проектов:
1) информационные проекты направлены на сбор информации и массовое распространение сведений о каком – то объекте или явлении, это могут быть публикации в СМИ, создание (обновление) стендов, заметки для школьной прессы, обновление школьных экспозиций,
2) практико-ориентированные проекты предполагают создание какого-либо материального изделия (макеты, памятки, буклеты, модели),
3) творческие проекты направлены на создание произведений искусства (сценарий, флешмоб, театральная постановка, сборник собственных стихов или произведений других жанров, произведения декоративно-прикладного искусства),
4) исследовательские проекты предполагают доказательство или опровержение какой-нибудь гипотезы (статья, брошюра, описание экспериментов, собственно исследование),
5) игровые направлены на создание и организацию игры, экскурсии, викторины, исторических реконструкций и т.д.
6) социальный проект – проект, направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе такого противоречия лежит столкновение интересов и потребностей социальных групп,
7) технологический проект (инженерный, конструкторский) нацелен на освоение общих элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.
Виды проектных продуктов: WEB-сайт, блог, видеофильм (рекламный ролик, буктрейлер, видеоклип), справочник, атлас, учебное пособие, выставка, журнал (устный журнал, школьная газета), карта, законопроект, деловая игра (образовательная игра, интеллектуальная игра), исследовательская статья, праздник (фестиваль, турнир, концерт, посиделки, ток-шоу), экскурсия (экскурсионный маршрут), бизнес-план.
4. Проверка понимания.
Заполните таблицу. ( Учащиеся заполняют, обсуждают с классом, аргументируют свою позицию)
Для справок: сборник иллюстраций с комментариями, макет, устройство, дневник с рисунками и комментариями, концерт, памятка, видеофильм с комментариями автора, рекламный ролик, экспериментальная работа, модель, викторина, аналитический сервис, экскурсионный маршрут, сценарий, параграфы из учебника (или сам учебник), устройство.
5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Определить и сформулировать интересующую проблему, ответить на вопрос, почему эта проблема актуальна, сформулировать тему проекта, определить вид проекта, проектный продукт. ( Практическая работа № 1).
1. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. – СПб. : КАРО, 2019. - 104 с.
Презентация «Что такое учебный проект?»
Что такое учебный
проект?
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект
Для ученика – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала
Для учителя – интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования
Составляющие проекта
Проблема
Цель
Проектный продукт
Письменная часть – отчет
Презентация
Этапы работы над проектом
Проблематизация
Целеполагание
Планирование
Реализация
Рефлексия
Этапы работы над проектом
Степень участия педагога
5-6-е классы
7-8-е классы
9-11-е классы
Проблематиза-ция
Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка
Участие по запросу учащегося
Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося
Целеполагание
Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь
Планирование
Реализация
Рефлексия
Незначительная помощь, оказываемая в отельных случаях по инициативе учителя
Презентация
Пример
Проблема: девочки-шестиклассницы украшают свои нарядные платья дорогими аксессуарами. Для этого приходится просить разрешения у родителей, что не всегда удается.
Цель – научить шестиклассниц делать украшения из бисера.
Проектный продукт: чтобы научить одноклассниц делать украшения из бисера можно:
провести выставку работ автора проекта;
Пригласить мастера по изготовлению бисерных украшений, чтобы он научил детей;
Самой провести мастер-класс для своих одноклассниц
Формулировка тем
Пример «Алхимики – колдуны или ученые?», «Все знают, что курить вредно, почему же люди курят?», «Большой андронный коллайдер – конец или начало?»
Проблематизация
Помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте.
Из проблемы проекта следует тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
Вопрос: Почему выбрана эта тема проекта
Ответ: Проблема проекта
Целеполагание
Этап, когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности.
На данном этапе дети высказывают большое количество идей. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. Для этого необходимо представить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный.
Планирование
Алгоритм планирования
вопрос
ответ
Почему выбрана эта тема проекта
Проблема проекта
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему
Цель проекта
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута
Образ проектного результата (ожидаемый результат)
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема
Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта
Перечисление основных этапов работы
Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее)
Развернутый план работы
Когда ты будешь осуществлять все необходимое
Индивидуальный график проектной работы
Задайте эти вопросы своему подопечному, и вы научите его планировать собственную деятельность (причем не только проектную).
Хороший план – уже половина работы!
Реализация
На данном этапе можно приступить к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея ввиду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный замысел.
Здесь необходимо следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе.
Надо хорошо представлять себе его индивидуальные особенности.
Кроме того, на данном этапе работы самым увлекательным для учащего является создание проектного продукта.
Предоставьте это ему, но не забывайте обращать его внимание, на оставшееся время до защиты.
После того, как выполнены все шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет над проектом, т.е. оформить его письменную часть.
Отчет о ходе работы – очень важная часть проекта.
Подробно обсудите каждую часть отчета и предложите своему ученику работать над письменной частью в соответствии с совместно выработанным алгоритмом.
Умение точно выполнять инструкции – важнейший навык, который будет многократно востребован в дальнейшем. На написание отчета отводиться треть времени от всей работы над проектом.
Задача учителя – помочь корректно и лаконично описать весь ход работы.
Презентация
Презентация – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим способом показать результат работы и компетентность его автора, которую он приобрел в процессе этой работы.
Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, – важнейший социальный навык.
Регламент презентации, как правило, не более 7-10 минут.
Две основные проблемы презентации – это речь и регламент.
Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше использовать тезисы.
В ходе выступления автору необходимо следить за временем и реакцией аудитории.
В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым.
Ответ на любой вопрос лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает.
Презентацию лучше всего отрепетировать.
Учитель в проекте
Руководитель проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы (5-6 классы).
Коллега по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс и выполняет заранее оговоренную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение (7-8 классы).
Эксперт-знаток, который является источником информации по проблеме проекта, предоставляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними (9-10 классы).
Супервизор, который лишь вдохновляет автора на работу и создает условия для ее успешного осуществления.
Тема: Презентация индивидуального проекта
урок открытия нового знания.
: организовать деятельность учащихся по изучению, осмыслению и первичному закреплению новых знаний о презентации как форме представления индивидуального проекта.
формирование понятия презентация виды, формы и типы презентаций;
– отработка навыка создания презентации в программе Microsoft PowerPoint;
– развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
– развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач;
– воспитать положительные мотивы к учению, ответственность, индивидуализм и коллективизм, инициативность и творческое отношение к делу.
Индивидуальная, фронтальная работа.
: интерактивная доска, компьютер, презентация; раздаточный материал.
I. Организационный момент.
Приветствие обучающихся, проверка готовности рабочего места, отметка отсутствующих, проверка домашнего задания.
II. Озвучивание темы урока, постановка цели.
Ребята, на протяжении нескольких занятий вы работали над созданием своего индивидуального проекта. Сейчас мы подошли к этапу представления своего проекта перед аудиторией. Одной из самых популярных форм представления проекта является презентация. Тема нашего сегодняшнего урока “Презентация индивидуального проекта “.
Откройте тетради, запишите число, тему.
Цель нашего сегодняшнего уроканаучиться с помощью программы Microsoft PowerPoint создавать презентацию своего проекта.
III. Актуализация опорных знаний
Для достижения цели урока нам необходимо вспомнить материалы прошлых занятий.
1. ” Верю-не верю”
Верно 5 заданий – оценка “5”
4 задания -“4”
3 задания -“3”
0-2 задания – “2”
Давайте проверим себя по ключу ответов. Оцените себя.
2. Расставьте в правильном порядке
Этапы работы над проектом:
A) Исследовательская деятельность
B) Планирование работы
C) Оценка процесса и результатов
D) Подготовительный этап
E) Представление готового продукта
3. Найдите соответствие
IV. Открытие нового знания
1. Понятие презентации, ее виды, формы и типы.
Презентация индивидуального проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация индивидуального проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрируют предмет защиты проекта.
Слово «презентация» происходит от английского presentation – подача, представление.
Презентация – слово, имеющее два значения:
1) обычное, в смысле: показ нового товара, представление широкой публике новой коллекции мод или кинофильма; для новой компьютерной программы перед началом её продаж рекламная, популяризирующая акция и т.д.
2) узкое, в смысле: документ, созданный с помощью программы PowerPoint.
Презентация – это публичное представление определенных сведений в удобном для восприятия виде.
2. Презентация в программе PowerPoint.
Презентация (в смысле – документ) представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов – то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора. Если демонстрация документа идет на большом экране, то собравшиеся в аудитории видят чередование своеобразных плакатов, на каждом из которых могут присутствовать текст, фотографии, рисунки, диаграммы, графики, видео-фрагменты, и все это может сопровождаться звуковым оформлением – музыкой или речевым комментарием диктора.
3. Требования к презентации для защиты индивидуального проекта.
Презентация к защите исследовательской работы или проекта предназначена для официального представления результатов проделанной работы. Она должна отвечать
Верхняя строка: название научного мероприятия, дата
Ниже, крупно ТЕМА исследовательской работы, проекта
Далее можно расположить небольшой тематический символ, картинку (некрупно) в центре или слева
Затем: образовательная организация
V. Первичное закрепление
1. Создание шаблона презентации в программе PowerPoint.
Создание слайдов титульного листа, содержания и введения.
3. Использование графических изображений в презентации.
VI. Организация первичного контроля
1. Последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты
В) дизайн слайдов
2. В процессе демонстрации презентации, может ли пользователь изменить порядок показа слайдов?
В) затрудняюсь ответить
3. Какое приложение используется для разработки презентации?
А) Microsoft PowerPoint
Б) Microsoft Word
В) Microsoft Exel
4. Что предлагает каждый шаблон оформления?
А) Тип и цвет используемых шрифтов
Б) Свой вариант фона слайдов
В) Свой вариант фона слайдов, а также тип и цвет используемых шрифтов
5. Каждый раз при добавлении в презентацию нового слайда необходимо выбрать
А) дизайн слайда
В) тип макета слайда
6. Макет слайда определяет, как будут размещаться на слайде различные объекты. Какие?
В) растровые рисунки
7. Могут ли на слайде размещаться сразу несколько объектов различных типов:
1) текст и изображение 2) рисунок и текст 3) рисунок и изображение
А) могут 1, 2, 3
Б) могут 1 и 2
В)могут 3 и 1
А) создание иллюзии движения объектов на экране монитора
Б) непрерывное движение
В) быстрая смена кадров
Верно 7-8 заданий – оценка “5”
5-6 задания -“4”
3-4 задания -“3”
Какие суждения верны?
Прочитайте внимательно каждое суждение. Если суждение верно, то поставьте рядом с этим суждением плюс.
1. В презентации необходимо указывать использованные источники.
2. Анимация появляется в презентации автоматически.
3. Календарь, буклет можно сделать в программе MS Publisher.
4. На слайде необходимо размещать много текста мелкого шрифта.
5. Наблюдение, эксперимент, измерение, анкетирование – это методы исследования
После завершения времени учащиеся делают проверку и оценивают свою работу.
Верно 5 заданий оценка “5”
1-2 задания – “2”
VII. Домашнее задание
Создание презентации индивидуального проекта в программе PowerPoint. Работа с текстом, анимацией и графическими изображениями.
VIII. Итог урока.
Наш урок подходит к концу, необходимо подвести итоги и поставить те оценки, которые вы заработали. Подсчитайте количество баллов и по критериям, которые даны в конце таблицы поставьте оценку вашей работе на уроке.
Спасибо за урок!
Лист самооценки урока на тему
” Презентация индивидуального проекта ”
ФИО учащегося _________________________
23-25 баллов – оценка “5”
18-22 баллов – оценка “4”
13-17 баллов – оценка “3”
0-12 баллов – оценка “2”
1. Тест по теме ” Презентация индивидуального проекта ”
А) презентация Б) макет В) дизайн слайдов
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
А) Microsoft PowerPoint Б) Microsoft Word В) Microsoft Exel
А) дизайн слайда Б) слайд В) тип макета слайда
А) заголовок Б) текст В) растровые рисунки
А) могут 1, 2, 3 Б) могут 1 и 2 В)могут 3 и 1
Мастер –класс на тему « Как провести проект за один урок?» (на основе работы с текстом)
Хотя проектная деятельность часто применяется в школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Вообще путаница довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика.
Слово “проект” в европейских языках заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
Очень часто путают понятия исследовательская работа и собственно, сам проект.
– работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
– работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Одно из требований ФГОС – научить ребенка самостоятельно добывать знания. Цели применения проектной деятельности в полной мере перекликаются с требованиями нового стандарта.
Цели применения проектной деятельности:
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Стадии работы над проектом – это — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, – папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
В зависимости от возраста детей можно выделить этапы работы над проектом. Чем младше ребёнок, тем больше таких этапов.
Но, всё же любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Постановка цели и задач.
Подготовка к защите и защита работы.
А сейчас уважаемые коллеги перейдем к практической части нашего мастер-класса.
Основная цель нашего методического урока : провести урок – проект за один учебный урок.
Итак , я хочу вам напомнить что же такое проект.
–работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата
(выявление проблемы. Постановка вопроса: как? Каким образом?)
цель – проектный продукт
– шагов для достижения цели, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта)
самооценка и рефлексия
лгоритм разработки проектных уроков
– Как организовали работу в группах?
-Что из запланированного получилось хорошо?
– Какие возникли проблемы? Какие были решены
8. Оценка учащихся.
Преимущества проектных уроков
-позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся
-на основе УУД формируются проектные уменияи в целом. Пока она не будет сформирована, невозможно говорить о качественном ученическом проектировании;
– значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;
условия для применения знаний на практике.
Виды деятельности на уроке – проекте (Уроки мини-проекты)
Наш мастер – класс посвящен уроку- проекту : «Работа с текстом».
Перед вами текст «Россия – Родина моя» из учебника для 5 класса. Мы его перевели на русский язык. Мы взяли его в оригинале и единственным заданием было: подобрать готовые заголовки к каждой части текста.
И вот сейчас мы попробуем провести урок-проект на основе дом задания. Предварительно класс разбили на группы и основным заданием было для всех учащихся: прочитать текст. По группам:
– 1 группа получила задание подобрать иллюстрации к тексту с соответствующими подписями;
– 2 группа – составляла вопросы по тексту, отображающие содержание;
– 3 группа –работала с дополнительными источниками (словари. Интернет-ресурсы и т.д.
Теперь давайте пройдем по всем
– как проанализировать текст, как построить работу с текстом.
1гр. – наглядно представить информацию;
. – Подобрать и сформулировать вопросы;
. – подобрать информацию, неотображенную в тексте по различным источникам;
-прочитать текст ;
-выделить объекты и соотнести с текстом;
– составить и задать вопросы;
выбрать объект, который интересен;
Сейчас вы работаете по группам.
1гр. – подбирает иллюстрации;
2гр. – составляет вопросы;
3 гр. – работает с дополнительными источниками.
Презентация: начинаем с вопросов.
Каждая группа презентует свою работу.
– Что получилось? Чему научились? Чем занимались на уроке? Что узнали?
Рефлексия для учителей:
-Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения »
т «Россия- Родина моя»
Задание в учебнике:
-Прочитайте текст и соедините заголовки с частями текста.
а) Богатства нашей страны
б) Города страны
в) Размеры страны.
г) Климат страны
Из личного опыта
Реализация технологии проектов на уроках английского языка
В начальной школе учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты как личностные, так и групповые с открытой явной координацией внутриклассные и внутришкольные; мини-проекты, краткосрочные и проекты, которые выполнялись в течение месяца. При работе над проектами используются следующие виды деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в группах. Процесс обучения английскому языку в начальной школе мною построен так, что изучение темы заканчивается выполнением проекта.
Приведу примеры некоторых проектов.
Первый год обучения (7-8 лет)
Тема: «Английский букварь»
Продолжительность: 3 урока
Цель: повторение букв английского алфавита и закрепление знания алфавита
Продукт: книжка об алфавите
Как по-английски называется букварь?
Зачем люди учат алфавит?
Чем отличаются заглавные и строчные буквы, их применение?
Каково происхождение алфавита?
Сколько букв в русском и английском алфавитах?
Почему английские буквы похожи на русские по написанию и различаются по произношению?
Цель: повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков
-В ролевой игре «Учитель-Ученик» учащиеся повторяют слова по теме «Animals», используется постер по данной теме.
-Ученики решают кроссворд из рабочей тетради к учебнику «Enjoy English 1».
-Учитель объясняет, как составить кроссворд.
-Ученики составляют свои кроссворды.
-Дома ученики готовят свои кроссворды в электронном виде.
-Эти кроссворды будут использоваться на уроках, как раздаточный материал, для закрепления знаний учащихся по активной лексике.
В начальной школе работа по составлению и применению кроссвордов проводится аналогично и при изучении других тем («My body», «Weather» и т.д.). Примерные задания: найди слова по теме «Животные».
Продолжительность: 2 урока
Цель: развитие творческих способностей учащихся
Продукт: выставка творческих работ
-Учащиеся знакомятся с текстом, в котором дано описание семьи.
-Учитель ведет беседу с учениками, обращает внимание учащихся на содержание текста.
-Ученики работают в парах по вопросам, записанным на доске.
-Ученики составляют свои рассказы в письменном виде, используя образец. Учитель оказывает необходимую помощь учащимся.
-На следующем уроке каждый ученик выступает со своей работой перед классом.
-Затем учащиеся готовят выставку из своих творческих работ.
Второй год обучения (9-10 лет)
Продолжительность: 1 урок
Цель: формирование умения подписывать поздравительную открытку
-Учащиеся знакомятся с образцами поздравительных открыток.
-Учитель обращает внимание детей на составные части открытки: обращение, основная часть, концовка.
-Дети выбирают наиболее понравившийся им образец открытки.
-Ученики, пользуясь образцом подписывают свои поздравительные открытки.
Цель: активизация лексики по изученной теме
-Ученики знакомятся с рецептом приготовления бутерброда.
-Используя образец, учащиеся устно составляют рецепты приготовления любимых бутербродов.
-Учитель входит в пары и оказывает необходимую помощь.
-Учащиеся получают домашнее задание: написать рецепт приготовления любимого бутерброда.
-На следующем уроке ученики рассказывают классу свои рецепты.
Тема: « Наши школьные правила»
Цель: отработка грамматических навыков (модального глагола )
Продукт: памятка о поведении в школе.
– Ученики знакомятся с модальным глаголом (must)
– учитель обращает внимания на особенности употребления модальных глаголов.
– дети по группам составляют предложения, о том, что можно и чего нельзя делать в школе;
Тема: «Олимпийские игры»
Цель: знакомство с символами Олимпийских игр, повторение лексических единиц по теме
Продукт: Книга о символах Олимпийских игр
Аналогична работа по теме « Здоровый образ жизни»;
В старших и средних классах реализация этого метода проходит в виде презентации и составлении сообщений ( Описание репродукций, Великие полководцы, Великое историческое событие, интересные особенности страны, памятка для туристов, совершающих поездку по определенному маршруту и т.д.)
Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность в ходе совместной творческой работы.
Проектная технология позволяет учителю работать над развитием у обучающихся умений учебной деятельности: выполнять проектные работы, создавать баланс индивидуальной и групповой работы на уроке, проводить анализ деятельности, развивать умения работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения (от мини-проектов в начальной школе до стратегий учебы).
Выполнение проектов дает возможность реализовать основные идеи стандарта нового поколения.