рекомендации учителю музыки и методические рекомендации для учителей музыки и вокала учителей вокала педагогов дополнительного образования план урока музыки по теме

Методические рекомендации современным учителям музыки

Следует заметить, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие школьника: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей.

В настоящее время многие исследователи уделяют большое внимание  регионализации образования, в том числе и в республике Мордовия. Данный подход  способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения. В связи с этим  вводится национально-региональный компонент  в содержание музыкального образования  в школах для реализации современных тенденций в образовании, в частности, для активизации этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе.

Однако  в использовании музыкального фольклора в школьных программах акцент делается на духовно-нравственном воспитании младших школьников, на здоровьесберегающий эффект музыкальных занятий обращается намного меньше внимания.

Фольклоротерапия – особая форма психотерапии применяется как оздоровительный, коррекционный, профилактический метод, направленный на укрепление психического здоровья детей. В системе различных направлений психотерапии искусством  рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.

в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях  может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Однако применение педагогами , при отсутствии у них достаточной специальной подготовки в области психологического консультирования и арт-терапии следует признать неоправданным из-за отсутствия у них соответствующих знаний и навыков, необходимых для решения задач сохранения и восстановления психического здоровья учащихся.

Про урокцифры:  АБАКАНСКАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ МАКСИМА

 Анализ педагогического эксперимента позволил сформулировать следующие методические рекомендации современным учителям музыки:

– активнее вводить в образовательную практику нетрадиционные формы и методы обучения;

–  в использовании музыкального фольклора  обращать внимание не только на духовно-нравственное воспитание младших школьников, но и на здоровьесберегающий эффект музыкальных занятий;

– учитывать комплексность фольклоротерапии, в которой музыкотерапия сочетается с другими направлениями арт-терапии;

– привлекать психологов и психотерапевтов к разработке программ.

Рекомендации  по предмету «Музыка»

В преподавании музыки как искусства, принципы общей дидактики играют свою роль, так как в них отражен богатый опыт обучения. Как известно, никакой учебно-воспитательный процесс немыслим без формирования известного объема знаний, умений и навыков. Однако, учитывая специфику предметов искусства, преподавание искусства в школе должно иметь свою художественную дидактику, то есть свои принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства. К сожалению, управленческий аппарат комитетов образования, директора и завучи школ часто анализируют уроки музыки с позиций общей педагогики, общей дидактики. А учителя музыки не умеют аргументированно отстоять принципы художественной дидактики. Поэтому назрела необходимость опубликовать методические рекомендации, которые составлены по текстам пояснительной записки программы «Музыка» Д. Б. Кабалевского; текстам книг «Теория и методика музыкального образования детей», «Музыкальное образование в школе» под ред. Л.В. Школяр.

Методические рекомендации по предмету «Музыка»

Музыка – это живое искусство и оно достойно иметь собственные принципы, собственную дидактику, методику, реально соответствующую образу урока музыки как урока искусства.

Для предмета «Музыка» общедидактические принципы, разумеется, нужны, но, если они не проникнуты живым дыханием самой музыки, они остаются абстрактной схемой, вырождающейся в конце концов в догматические «правила педагогики», способные лишь формально «упорядочить» процесс обучения, но лишить его радости, эмоциональной наполненности и тем самым отнять у него самое главное – способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, на их нравственность, на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса.

Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хоть каких-то результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени.

Музыка и жизнь – это генеральная тема, сверхзадача школьных занятий, она должна пронизывать все занятия от первого до последнего класса. Не от музыки идти к человеку, а наоборот – все явления и факты музыки (ее форму) «выводить» из человека.

Важнейшей особенностью программы «Музыка» является ее тематическое построение, которое создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, поскольку в основу этого построения положены не различные «виды деятельности учащихся», а различные грани музыки как единого целого. Подчинение всего материала урока его основной теме даст возможность учителю достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.

Творчески подходя к программам по музыке, учитель ни в коем случае не должен разрушать их тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ программ предмета «Музыка».

Тематический принцип построения программ по музыке дает в руки учителя два преимущества: а) возможность свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем; б) учитель вооружается «тематическим компасом», который помогает ему ясно видеть направление занятий и горизонтально (на протяжении учебного года) и вертикально (на протяжении всех лет музыкального обучения и воспитания).

Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии на духовный мир детей и подростков, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

В педагогике бытует стереотип мышления: каждому возрастному периоду свойствен определенный уровень эмоционально-интеллектуального развития. Но уже доказано, что изначально в ребенке в потенции содержатся все атрибуты взрослого человека в полном объеме. Это обязывает к такому пониманию процесса обучения музыке, когда сложность опережает накопленный музыкальный и жизненный опыт детей, «вписываясь» в него каждый раз на новом уровне сложности. Музыкально-педагогическая практика без конца опрокидывает утверждения схоластической дидактики и педагогики о доступности тех или иных произведений. Сплошь и рядом считающаяся доступной для восприятия музыка не вызывает у детей особых эмоций, в то время как «недоступные» для маленьких школьников арии Сусанина, Кутузова; «Песня Сольвейг» и др. оказывают на них сильнейшее воздействие, заставляют переживать чувства героев как свои собственные, что и дает значительный толчок детскому музыкальному и духовному развитию. Дети называют такие глубокие, нравственные произведения самыми любимыми. Исследования последних лет показали, что детям начальной школы оказывается вполне доступной музыка ярких контрастов, глубоких содержательных обобщений, что их не нужно ограждать от диалектики реальной жизни, они заинтересованно относятся к категориям добра и зла, жизни и смерти, счастья и несчастья, любви и ненависти, войны и мира и т.д. Поэтому дети начинают размышлять о важных проблемах бытия. Конечно, это пока невозможно на понятийном уровне (здесь принцип доступности «срабатывает»), но это оказывается вполне возможным на уровне эмоционально-оценочном, непосредственно переживая каждую драму, трагедию как «несправедливость», а к ней дети очень чутки. Поэтому не должно музыкальное искусство принижаться «до возможностей ребенка», а наоборот – ребенок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В. В. Медушевский).

Нужно окружить школьников «аурой проблематики», где каждая проблема, по мере взросления школьников, будет усваиваться (а то и формулироваться самими детьми) на новом уровне. Обучение должно идти впереди развития, а не «плестись» в хвосте детского развития (Л. С. Выготский).

Д. Б. Кабалевский ввел понятие «музыкальная грамотность». Музыкальная грамотность – это по сути дела музыкальная культура, и нельзя ее отождествлять, как это нередко делается, с музыкальной (нотной грамотой).

Музыка по своей природе как уникальное явление, созданное человеком, как особый способ художественного познания мира, отличается от любой школьной науки. « Наука – опыт фактов, искусство – опыт человеческих отношений» (С. Х. Раппопорт). Эти способы познания различаются по своим целям, задачам и результатам познания.

Знания, умения и навыки предмета «Музыка», по сравнению с другими предметами, имеют принципиально иной характер! Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом и сердцем». Следовательно, установить четкие границы того, что должен воспринимать школьник, о чем знать, с какой интенсивностью переживать, как выражать свои эмоции, и выработать четкие критерии контроля за восприятием музыки практически невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *