Урок по математике
Учитель ГОУСОШ № 221
Попович Ирина Вячеславовна
Тема урока: «Число и цифра 1. Справа, слева, посредине»
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, маркерная доска, Mimio studio (устройство позволяющее сделать доску активной), учебник-тетрадь Л. Г. Петерсон (1 ч.)
Характеристика деятельности учащихся:
I. Устные упражнения
– Волчонок был большой охотник на приключения. Он был фантазёр и мечтатель, но у него не было настоящего друга. Однажды Волчонок выбежал на улицу попрыгать через лужи и побегать под дождем.
– Сколько играет волчат на улице? (Один)
– Как вы думаете, какой цифрой мы можем обозначить количество волчат на улице? (Цифрой 1)
– Посмотрите вокруг, про что мы можем сказать – один предмет.
( Одна дверь, одна активная доска, один стол учителя, одна учительница и т.д.)
– Как мы сможем графически записать количество предметов равное одному?
(Варианты ответов детей.)
– Откройте тетрадь на стр. 28.
(Работаем по тетради и с доской)
– Какой цифрой обозначим количество солнышек? (один)
– Какой цифрой обозначим количество сказочных героев на доске? (один)
– Сколько точек на кубике? (один)
– Сколько точек на косточке домино? (одна)
– Какая цифра написана на доске? (один)
– Напомните, сколько волчат играют на улице под дождем? (один)
– Нашему Волчонку все было интересно. Он стал рассматривать дождинки.
(Слайды с каплями дождя)
-Ему стало интересно узнать, а сколько дождинок упало ему на мордочку и хвостик.
-Посчитайте вперед и обратно.
-На сколько последующее число, больше предыдущего? ( на 1)
число 7, 4.
-На сколько предыдущее число меньше последующего? (на 1)
– Какое число стоит 2 и 4,
– На каком месте в числовом ряду стоит число 1? (на первом)
– Какое число идёт за числом 1?
– На сколько число 2 больше числа 1? (на 1)
– На сколько число 1 меньше числа 2? (на 1)
– Как можно получит число 1? ( Из 2 вычесть 1)
– Сколько соседей у числа 1? (Один сосед – число 2)
– Как вы думаете, число 1 самое большое или самое маленькое в числовом ряду? ( самое маленькое)
II. Игра «Потерялось число»
– Волчонку так понравились капельки дождя, он решил их попробовать на вкус. Лизнул и несколько капелек пропало.
– Посмотрите и подумайте, как составлен этот ряд?
– Продолжите его до 10.
– Вставьте недостающие числа.
III. Разбиение группы предметов на части по заданному признаку
– Наблюдательность Волчонка не подвела. Он заметил, что дождинки разные.
– Сколько их всего?
– Какие дождинки у нас на доске? ( 2 синие, 3 зеленые)
-Как, пользуясь рисунком, можно получить число 5?
( 2 синие и 3 зеленые; 1 большая и 4 маленькие дождинки)
– Посмотрите на предложенное равенство. Что обозначают буквы «Б», «М» и «К»? ( большие и маленькие, капельки)
– По какому признаку надо разбить капельки, чтобы составить данное равенство?
– Давайте восстановим записи. Назовите целое и части.
Ученики выходят к доске и выполняют работу: разбиение на части по размеру, дописывают выражения, показывают и называют целое и части.
– Найдите в тетради задание № 4. Разбейте на группы и составьте равенства.
(Если, кто-то затрудняется сделать работу сам, то можно работать в паре.
После самостоятельного выполнения работы, можно пригласить к доске ученика (учеников) и проиллюстрировать решение, можно просто показать эталон решения.)
IV. Понятия «справа», «слева», «посередине»
– Вдруг одна из маленьких дождинок стала прыгать вокруг Волчонка. Это была веселая Капитошка. Они тут же подружились. Стали вместе бегать, прыгать, играть.
– Там, где прыгала Капитошка,, что выросло? ( земляника, гриб, цветок)
– Перечисленные предметы – это природа или сделано руками человека?
– Какая это природа? (живая)
– Что находится земляникой и цветком?
V. Игра «Внимание»
Дети закрывают глаза, предметы – земляника, грибок и цветок – переставляются. Дети должны заметить и объяснить, что изменилось.
Игра проводится 3-4 раза.
– Сколько всего предметов?
– Изменяется ли их количество при перестановке? (нет)
– Придумайте такое расположение предметов, которое ещё не встречалось.
– А как вы думаете, сколько всего разных вариантов? (Дети высказывают свое мнение).
– Посмотрите в тетради на задание № 1.
– Какие предметы изображены? ( барабан, пирамидка, мяч)
– Посмотрите на доску, какие предметы изображены у меня на доске? (медвежонок, пирамидка, мяч)
– Как можно назвать, одним словом эти предметы? (игрушки)
– Сравните, свой набор игрушек и мой. ( они разные, они не равны)
– Чем отличаются наборы? Чем похожи? Как сделать одинаковыми?
– Медвежонок – красного цвета, пирамидка – синего, мячик – желтого.
Давайте опытным путем проверим ваши предположения о количестве возможных перестановок трех предметов.
– Посмотрите на задание № 2.
(У доски работают по цепочке несколько ребят, остальные работают в тетради)
– Какой вывод мы можем сделать? Сколько перестановок можно сделать?
VI. Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов
– Капитошка рассказала Волчонку, что небо творит чудеса. С неба могут падать не только капли дождя, но и град и снег.
– В какое время года идёт снег? (зимой)
– Назовите первый месяц зимы? (декабрь)
– С какого месяца начинается новый год? (с января)
– Какой месяц заканчивает год? (декабрь)
– Как называются зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
– Капитошка показала Волчонку снежинки, давайте и мы с вами посмотрим на них.
Волчонок стал собирать снежинки, а Капитошка – дождинки. Поставьте знак «+» или «-»
и обоснуйте свой ответ.
В процессе обсуждения задания проговаривается смысл сложения и вычитания, взаимосвязь «часть» – «целое», название компонентов действия сложения и вычитания.
Для учащихся, которые знают ответ на данное задание, могут самостоятельно выполнить задание по тетради № 5.
VII. Письмо цифры 1
– Сколько с вами сегодня играло Волчат?
– Сколько было Капитошек?
– Какой цифрой мы обозначим количество Волчат? (один)
– Давайте научимся писать эту цифру.
Показ письма цифры 1. Письмо цифры 1 в тетради.
VIII. Итог урока
– Какое число писали сегодня на уроке?
– На каком месте в натуральном ряду чисел стоит данное число? (на первом)
-На сколько число 1 меньше последующего числа 2? ( на 1)
– Как получить число 1? ( из числа 2 вычесть 1)
– Назовите соседей числа 1?
– Положите перед собой листочек, для подведения итогов вашей работы на уроке.
– Я буду задавать вопросы, если вы с ним согласны то ставите «+» или «».
– Сколько «галочек» вы поставили?
– Молодцы. Большое спасибо за урок.
XI. Используемая литература
Капитошка (русский перевод).
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Учитель начальных классов
Яцура Надежда Ивановна
II квалификационная категория
г. Когалым, 2010 г.
« Числа от 1 до 5. Закрепление изученного» .
: урок закрепления и повторения знаний.
систематизировать знания учащихся о числах от 1 до 5, их составе;
закрепить навыки счета в пределах пяти, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание на числовом отрезке;
расширить знания учащихся о геометрических фигурах; закрепить их умения классифицировать плоские и объемные фигуры;
развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, творческие способности, познавательный интерес к предмету посредством игровых приёмов.
воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма;
: доска, цветной мел, картинки с изображением сказочных героев (Буратино, Мальвина, Незнайка, Чипполино), зонтики с примерами, магнитофон и кассета с записью песни “Буратино”, образцы объемных фигур, интерактивная доска + презентация.
: учебник-тетрадь Л. Г. Петерсон (1 класс, часть 1), цветные карандаши, заготовки зонтиков.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел уже звонок,
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
II. Сообщение задач и целей урока.
Сегодня мы отправляемся в гости к героям различных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились – умеете ли вы решать примеры, грамотно отвечать на вопросы учителя.
Актуализация знаний учащихся
—- Итак, сейчас давайте отправимся в сказку. Послушайте песню и отгадайте о ком она? (Звучит кассета с записью песни Буратино, дети отгадывают.)
). Из какой сказки этот герой?
(А. Толстой. « Приключения Буратино и золотого ключика)
—Мы знаем, какой Буратино неумейка, часто все перепутывает, делает ошибки. Вот и на сей раз он не может выполнить задание. Давайте ему поможем.
(На доске ряд натуральных чисел от 1 до 20).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
– Сосчитайте до 20 в прямом и обратном порядке.
– Сосчитайте от 13 до 18, от 17 до 9.
– Назовите предыдущее число 4, 11. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
– Назовите последующее число 10, 13? Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
– Какое число стоит между 2 и 4, 15 и 17?
– Какое число стоит справа от 18, слева от 13?
– Назовите соседей числа 7?
-Установите закономерность и продолжите числовой ряд:
Верно. Объясните, почему нужно так считать? Нужно считать через 1.)
какие числа пропускал Буратино?
( 2, 4, 6, 8, 10, 12.)
А еще у Буратино “заблудилось” число. Найдите его и восстановите порядок.
1 2 3 4 6 7 8 9 5 10 Заблудилось число 5.)
Что вы можете сказать о числе 5?
Число 5 стоит на пятом месте в натуральном ряду чисел. Соседи числа 5 – числа 4 и 6.)
Придумайте числовые выражения, значения которых равно 5.
1+4, 4+1, 2+3, 3+2, 1+1+3, 2+2+1 )
(Можно использовать фишки – игра «Добавь до 5»
— Вместе с Буратино мы закончили умственную разминку. М ОЛОДЦЫ, видно, что вы неплохо умеете работать с числами. Эти знания вам обязательно сегодня пригодятся на уроке. Да и Буратино уже тоже многому научился.
IY. Повторение и закрепление изученного про числа от 1 до 5. Состав числа 5. Геометрический материал.
–У Буратино была учительница. Кто она? Красивая девочка с голубыми волосами.
( МАЛЬВИНА )
–Вы помните из сказки, как хотела Мальвина научить Буратино и математике, и письму, и азбуке. Вот сейчас она предлагает нам поработать в тетрадках, еще раз вспомнить написание цифр.
Работа в тетрадях – прописать цепочки цифр.
5 55 5 55
25 52 25 52
Работа в учебнике – №1, стр.42
— А сейчас поможем Буратино еще раз усвоить некоторые математические понятия. У Буратино было несколько золотых монет. Сосчитайте, сколько их?
Разбейте их на части по размеру. Большие и маленькие монеты.)
— Как обозначены все монеты? (Буквой Д – деньги).
– Как обозначены части? ( Б и М).
– Вставьте в “окошки” пропущенные буквы и цифры. Объясните решение. Равенства запишем в тетрадки, выполним выделение целого и части.
– Как найти целое? Как найти части? ( Выводы –правила)
( Коллективная работа с комментированием. Фронтальный опрос).
– Каких монет больше – больших или маленьких и на сколько?
(Ответ обосновывается с помощью составления пар).
— Думаю, что теперь Буратино уже запомнил, как составлять равенства, находить целое и части.
Буратино потянулся,Раз нагнулся, два нагнулся,Руки в стороны развел –Ключик, видно, не нашел. Развернулся и пошел. Чтобы ключик нам достать,Надо на носочки встать. Ключик мы достанем И в замочек вставим.
YI. Повторение и закрепление пройденного.
А вот еще один сказочный герой, который сначала был луковичкой, а потом стал мальчикомак же зовут этого героя?
( Д. Родари. Приключения Чиполлино).
—-У Чиполлино тоже были небольшие трудности в математике. Один раз Чиполлино никак не мог выполнить задание. Давайте поможем ему.
– стр. 43, №5, 6)
Работа с числовыми отрезками
— Что мы видим? ( Числовой отрезок). Повторим, как можно с помощью числового отрезка составлять равенства и находить их значения. Помогут нам в этом лягушка, бабочка и птичка-синичка.
______________________ ______________________
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
5 – = 1 + 4 =
1 + 2 = 4 + 3 =
—- Вы правильно выполнили задания, связанные с числовым отрезком. Не забываем, что наша линейка – это своего рода тоже числовой отрезок, по которому можно научиться хорошо и быстро считать. А ну-ка сосчитайте мне:
3 + 5 4 + 2 9 – 6 8 – 3
( Ребята с помощью линейки выполняют действия).
— МОЛОДЦЫ. Отгадайте, кто однажды сочинил про своего друга стихотворение:
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный!
) Из какой сказки этот герой?
( Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей).
Правильно! Молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что мы переносимся в Солнечный город.
Работа с геометрическими фигурами( Учебник, №7, 8, стр. 43).
Незнайка попал на строительную площадку. Там он встретил друга Торопыжку. Они решили построить домик из геометрических фигурНо оба такие неумейки и торопыги! Давайте им расскажем, что это за фигуры.
( Это объемные фигуры).
— Какие объемные фигуры вы уже знаете?
( Конус, цилиндр, шар, куб, пирамида, параллелепипед ). (Фигуры, называются и демонстрируются учителем).
— Сейчас вам нужно с нашими друзьями по образцу разукрасить данные объемные фигуры. Работаем А также обведем по тонким линиям эти фигуры и выполним красивую штриховку этих фигур.
— Мы уже убедились, что геометрические фигуры бывают плоские и объемные.
. Тренажер для зрения.
Работа с задачами ( дополнительно)
–Незнайке предложил его друг Знайка решить необычные задачи – задачи в стихах. Он растерялся. Давайте поможем Незнайке решить такие задачи.
1. Два щенка – баловника бегают, резвятся. К шалунишкам два дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? (Ищем целое 2 + 2 = 4 друга
2. Пять лодок было у причала. Волна их весело качала. Три лодки взяли рыбаки,Так сколько лодок у причалаВолна по-прежнему качала? (Ищем часть 5 – 3 = 2 лодки
3. Четыре краски есть у Саши,
Одна у маленького брата.
Все краски посчитайте сами.
Ну, постарайтесь-ка, ребята! (Ищем целое 4 + 1 = 5 красок)
4. Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (Ищем часть 5 – 1 ==4 щененка) (Решения задач можно записать в тетрадки).
— Легко ли решать задачи? Да, это трудная работа, и нам еще предстоит многому научится на уроках математики.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Сейчас на улице осень. А, как известно, осенью часто идет дождь. Чтобы не промокнуть, Мальвина, выходя на улицу, взяла красивый зонтик. И про вас она не забыла. Но вам она дала не совсем простые зонтики. Они необычные, с примерами.
— Решите примеры, а затем раскрасьте сектор с ответом 3 , с ответом 2 – , с ответом 4 –
— Поднимите зонтики над головой, покажите друг другу. Подарите кому желаете или оставьте себе свои замечательные зонтики.
( Проверка осуществляется по образцу учителя. )
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Чему учились?
–Что не получилось? В чем почувствовали трудности?
–А что получилось лучше всего? В каком задании вам было легко?
– Подарите друг другу свои улыбки и красочные зонтики. СПАСИБО!
Тема урока: Число и цифра 1
познакомить с числом и цифрой 1.
карточки для индивидуальной работы. Компьютер, проектор, экран, презентация как слайд-шоу.
I. Орг момент.
Начинаем ровно в срок,
За работу мы возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
1. Устный счёт.
– Какое сейчас время года?
– Ребята, представьте, что мы с вами попали в сказочный осенний лес. Идем-бредем и встретили ежика. А еж-то непростой, еж – ученый. Он задает много вопросов. Но мы с вами тоже многому уже научились. Ответим на все его вопросы, выполним все задания.
1) Фронтально: Ритмический счёт. Посчитаем вслух.
Прямой счёт до 10.
Обратный счёт от 10.
2) Слайды с заданиями
2. Физминутка для глаз
II. Постановка проблемы. Открытие нового.
1. Введение числа и цифры 1.
Какой предмет лишний?( 2 варианта)
Посмотрите друг на друга . Что у вас по одному?
– Как же нам это обозначить на письме? (цифрой 1)
Знакомство с цифрой 1 Письмо цифры 1.
– Ежик по лесу ходилИ грибочки находил. Где один грибок? Где два?Разобрался он едва. Чтобы больше не гадать, Надо цифры изучать.
Место числа 1 в натуральном ряду чисел.
2. Работа в тетради
Смотрите внимательно за звёздочкой. Цифру 1 начинаем писать в середине клетки до угла и наклонная линия вниз до середины клетки. Прописываем в воздухе. А сейчас в клетках в тетрадях, одну строчку.
1О 11 ОО 111 ООО 1111 ОООО и.т.д.
4. Работа по учебнику. С. 46
№ 1 ,2
5. Пальчиковая гимнастика с проговариванием.
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал. Этот пальчик взял, всё съел,Потому и потолстел.
6. Самостоятельная работа.( раздаточный материал)
Кто выполнил, садится ровно. Самопроверка. А сейчас проверьте верно ли вы выполнили задания. Поднимите руки, кто выполнил всё верно. Кто допустил ошибки? Ну что ж нам будет над чем поработать.
V. Итог урока.
– Какое основное понятие изучали на уроке? (число и цифра 1)
– Какое задание было для вас трудным?
Вы все очень хорошо поработали. Молодцы. Спасибо за урок.