ТЕСТ ПО ТЕМЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 11 КЛАСС

Тест по теме “Приложение”

Этот тест поможет вам разобраться с приложениями в русском языке. Вы закрепите свои знания о том, что такое приложение, потренируетесь самостоятельно находить приложения в тексте.

Чтобы справиться с тестом без ошибок, прочитайте статью о приложении.

Разновидностью какого члена предложения является приложение?

Все варианты верны

Что является приложением в предложении “Умельцы бобры сплавляют куски дерева по реке к своим хаткам”?

Я вышел в тёмную ночь, чтобы отдохнуть от собственных мыслей

Тут выдался холмистой картинкой частый осинник, а в нем стоял рогатый великан лось

Мне снилась моя родная деревня, в которой я вот уже десять лет не мог побывать

Что является приложением в словосочетании “побережье Мёртвого моря”?

До определяемого слова

После определяемого слова

Приложение может находиться как до, так и после определяемого слова

В каком случае имя собственное нужно писать через дефис со словом, которое оно определяет?

Если имя собственное находится перед определяемым словом

Если имя собственное находится после определяемого слова

Имя собственное и слово, которое оно определяет, всегда пишутся через дефис

Являются ли приложениями названия художественных произведений, газет, журналов, предприятий?

Возможны разные варианты ответа

Клички животных являются приложениями.

Что является приложением в предложении “То была норвежская шхуна “Хеймен”, искавшая людей экспедиции Амундсена”?

прерывистой линией с точками

двойной сплошной линией

Тест по теме “Обособленные определения”

Этот тест поможет вам разобраться во всех случаях обособления определений и не допускать ошибок на письме.

Чтобы справиться с тестом, прочитайте статью про обособленные определения.

Что значит “обособить определение”?

Выделить определение интонационно

Выделить определение знаками препинания на письме

Выделить определение по смыслу

Каким членом предложения является определение?

Стоявшие по колено в сугробах ели были громадно высоки.

Сколько запятых нужно поставить в предложении “Но ещё выше было небо всё засыпанное зимними звёздами”?

Но ещё выше было небо, всё засыпанное зимними звёздами.

Нужно ли обособить определение в предложении “Оглушённый падением Григорий еле поднялся на ноги”?

Одиночное определение нужно обособлять, если оно имеет обстоятельственное значение причины, условия или уступки.

Сколько запятых нужно поставить в предложении “Дождь нудный и бесконечный всё ещё лил и лил”?

Дождь, нудный и бесконечный, всё ещё лил и лил.

Сколько запятых нужно поставить в предложении “Была белая ночь облачная и тихая”?

Была белая ночь, облачная и тихая.

Сколько запятых нужно поставить в предложении “Чёрный орёл царственно величавый в своём одиночестве медленно парил в холодном поднебесье”?

Чёрный орел, царственно величавый в своём одиночестве, медленно парил в холодном поднебесье.

В каком случае обособляется определение, которое зависит от личного местоимения?

Если определение находится перед местоимением

Если определение находится после местоимения

Если определение распространено

Если определение распространено и находится после личного местоимения

Сколько запятых нужно поставить в предложении “И мрачнее черной ночи он потупил грозны очи”?

И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи.

Согласны ли вы с высказыванием “Обособленные определения осложняют предложение”?

Нет, обособленные определения не являются осложнителем предложения

Нет, обособленные определения делают предложение сложным

Тест по теме “Обособленные приложения”

Этот тест поможет вам разобраться во всех случаях обособления приложений и не допускать ошибок на письме.

Чтобы справиться с тестом, прочитайте статью про обособленные приложения.

Что такое приложение?

Определение, выраженное существительным

Определение, выраженное прилагательным

Определение, выраженное прилагательным или причастием

Каким членом предложения является приложение?

Выделить приложение интонационно

Выделить приложение знаками препинания на письме

Выделить приложение по смыслу

Согласны ли вы с высказыванием “Обособленные приложения осложняют предложение”?

Нет, обособленные приложения не являются осложнителями предложения

Нет, обособленные приложения делают предложение сложным

Нужно ли обособить приложение в предложении “Сосед мой хирург был вечно занят” (знаки препинания не расставлены)?

Только если оно находится перед определяемым словом

Только если оно находится после определяемого слова

Распространённое приложение обособляется как перед определяемым словом, так и после него

Распространённое приложение никогда не обособляется

Нужно ли обособить приложение в предложении “С нами в лес за малиной пошла дочка соседа девочка лет десяти”?

Если оно имеет обстоятельственное значение причины или уступки

Если оно имеет обстоятельственное значение цели

Если оно имеет обстоятельственное значение места или времени

Нужно ли обособить приложение в предложении “Как человек образованный наш дедушка хорошо знал историю”?

Если оно распространено

Если оно находится после местоимения

Если оно находится после местоимения и распространено

Если оно находится перед местоимением и распространено

Сколько запятых нужно поставить в предложении “И. Левитан известный художник тонко передаёт игру светотени”?

И. Левитан, известный художник, тонко передаёт игру светотени.

Сколько запятых нужно поставить в предложении “Прекрасный наладчик станков Дубров был нарасхват в цеху”?

Прекрасный наладчик станков, Дубров был нарасхват в цеху.

Готовимся к ЕГЭ

Тесты по теме «Обособленные определения и приложения»

Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:А) запятую перед И;Б) запятую после И;В) знаки расставлены верно.1) Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.2) Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.3) Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.4) Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе, на запад.5) Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная ледком у берегов.6) Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осенней изморосью

Тест по теме «Обособленные члены предложения»1. Запишите предложения, объясните условия обособления, выделите их графически.

1.    Плотник он прижился и здесь, стал обучать ремеслу других. ( В. Баранов.)2.    На траве седой от росы был большой след. ( М. Пришвин.)3.    Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг оживился. ( В. Катаев.)4.    Сбитые с боевого настроения люди и лошади с трудом выбивались из снежного месива. ( И. Друцэ.)5.    Молчаливый он не запрещал мне говорить обо всем. ( М. Горький.)6.    Пригреваемые солнышком уснули продрогшие за ночь ребятишки. ( А. Гайдар.)7.    Двухэтажное здание школы с широкими окнами расписанными морозом стояло близ шоссе за невысокой оградой. ( Ю. Нагибин.)2. Запишите и определите, в каких предложениях причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, имеют добавочные значения и обособляются, выделите их графически.

1. Размываемая весенними разливами почва не пригодна для земледелия.2. Искусно спрятанные в зелени гнезда птиц недоступны для хищников.3. Уверенный в победе спортсмен все же испытывал волнение.4. Груженный сеном воз приближался к телятнику.5. Истомленные длительным переходом туристы крепко спали.

Совершенствование умений и навыков на основе применения обобщенных знаний. Используя образец рассуждения, объясните условия обособления определений и приложений.1.    Лед идет, большой, громоздкий, ночью движется и днем.2.    Фантазер-изобретатель, он свои планы излагал с увлечением, картинно, восторженно.3.    Прекрасные пловцы, пингвины могут жить на воде месяцами.4.    Кто родился в России, чудесной стране, тот нигде никогда не забудет о ней.5.    Талантливый флотоводец, Степан Осипович Макаров, был выдающимся ученым-океанографом.6.    Близким кажется небо, соединившееся с горами.7.    В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.8.    Освещенное лучами восходящего солнца, море лежало неподвижно.9.    Мой друг, как лучший математик класса, будет участником олимпиады.10.    Этот подарок мне дорог как память о турпоходе.

Тест по теме «Обособленные определения и приложения»

1) Найдите соответствия.

А) Настало утро, серенькое, тёплое.

Б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.

В) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

Г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.

Д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

1. Приложение, стоящее после определяемого слова.

2. Определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

3. Распространённое определение, стоящее после определяемого слова.

4.  Два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова.

5. Приложение, относящееся к личному местоимению.

2) В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину обособления: 1 – стоит после определяемого слова; 2 – имеет добавочное обстоятельственное значение; 3 – относится к личному местоимению.

А) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.

Б) Кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь.

В) В воздухе стоял морозный блеск захватывающий при дыхании горло.

Г) В зеркальных окнах башни пылало только что поднявшееся солнце.

Д) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.

Е) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

3) Какие предложения осложнены обособленными определениями? Расставь знаки препинания в этих предложениях.

А) Мягко похрустывая пухом рассыпается под ногами снег.

Б) Голос его был тих вкрадчив и неуверен.

В) Дождь нудный и бесконечный всё ещё лил и лил.

Г) Нестройные но воодушевлённые  звуки  понеслись по роще.

Д) Гроза  медленно накоплявшаяся за весь  этот жаркий день  разразилась с  необыкновенной  силой.

Е) Сначала они только молча разглядывали беспомощную пугливо озиравшуюся по сторонам девушку.

4) Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь их.

А) И снился мне, сияющими огнями вечерний пир в родимой стороне.

Б) Между тем мне, одетому всё ещё по-московски, сделалось жарко.

В) И глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали в глубоких глазницах.

Г) Свернувшаяся от мороза листва, шуршит под ногами.

Д) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.

Е) Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся встречи с хозяином леса.

Ж) Не стану описывать рыболовных приключений, происшедших со мною на причале, и, оказавших на меня такое сильное воздействие.

З) Три дня кряду  моё внимание привлекала эта коренастая, плотная фигура и лицо  восточного типа обрамлённое красивой бородой.

И) Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его на  разговор.

Тест повышенной сложности для промежуточного контроля в 8 классе.

1. Укажите способ выражения определения в предложении:

На воде всплескивали фонтаны, ПОХОЖИЕ НА САХАРНЫЕ ГОЛОВЫ.

1) Обособленное нераспространённое определение; 2) Обособленное определение, выраженное прилагательным; 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами; 4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

2. Укажите способ выражения определения в предложении:

Из репродуктора, УСТАНОВЛЕННОГО НАД КАПИТАНСКИМ МОСТИКОМ, доносились прощальные звуки вальса.

3. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют. 2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

4. Укажите тип определения в предложении:

К ребятам подошёл квартирант со второго этажа инженер Гусев – ЗАЯДЛЫЙ ОХОТНИК и РЫБОЛОВ.

1) Необособленные приложения; 2) Обособленное определение; 3) Обособленные определения, выраженные прилагательными; 4) Обособленные приложения.

5. Объясните постановку запятой в предложении:

Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению; 2) определение стоит перед определяемым словом.

6. Объясните постановку запятых в предложении:

Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова; 2) определение обособляется всегда.

7. Объясните постановку запятой в предложении:

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом; 2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

8. В каких предложениях приложение нужно обособлять:

1) Его знают как командира строительного отряда. 2) Это был матрос Жухрай. 3) Пришел январь месяц крепких морозов. 4) Одинокий юноша бродил вдоль реки Яузы. 5) Летчик простой белобрысый парень кивнул головой и улыбнулся.

9. В каком предложении обособлено приложение.

1) ПОРАЖЁННЫЙ, Уваров не мог оторвать удивлённого взгляда от Акима. 2) Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, ПРОТЯНУВШИХСЯ ВДОЛЬ ДОЛИНЫ СВЕТЛОЙ РЕЧКИ. 3) В Берёзовке один лукавый цыган продавал редкого, ЗНАМЕНИТЫХ КРОВЕЙ, жеребца. 4) Академик Ферсман, ВЫДАЮЩИЙСЯ МИНЕРОЛОГ, написавший интересные книги.

10. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь

то есть

безлесная и бесконечная равнина

окружала нас со всех сторон.

1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.

11. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала. 2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом

12. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:

1) перед местоимением; 2) в любом месте предложения; 3) после местоимения.

13. Укажите тип определения в предложении:

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати.

1) Обособленное распространённое определение; 2) Обособленное распространённое приложение; 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным; 4) Необособленное нераспространённое приложение

14. Укажите способ выражения определения в предложении:

15. Укажите тип определения в предложении:

К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов.

1) Обособленные приложения; 2) Обособленное определение; 3) Обособленные определения, выраженные прилагательными; 4) Необособленные приложения.

16. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

1) Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой. 2) Из-за угла вышел Федька, наш молодой режиссер. 3) Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку. 4) Юрию, как уроженцу юга, было трудно привыкать к климату Арктики. 5) Все знают Александра Блока, как гениального поэта.

17. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.

1) На лестнице показался заспанный и опухший, парень в красной рубашке, выпущенной из-под жилета. 2) От природы робкая и застенчивая девушка все же не испугалась. 3) Мы вышли на террасу и, усталые, сели на каменные лавки. 4) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. 5. Насыщенные холодом тучи ползли над городом.

18. Чем выражено определение.

Молодой ивняк, с зелеными кудрявыми ветвями, вздрагивал от ударов зыби.

1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом; 2) Обособленное согласованное определение, выраженное причастием; 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами; 4) Обособленное несогласованное определение.

19. Укажите способ выражения определений в предложении:

1) Необособленное приложение; 2) обособленное определение; 3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами; 4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами.

20. В каком предложении не нужно обособлять одиночное приложение.

1) Незримый ты мне был уж мил. 2) За синими морями забытый он угасал один.3) Облетевший тополь серебрист и светел. 4) Плачет бедная без устали она.

21. Сколько запятых в предложении: Разморенные жарой люди двигаются медленно вяло.

22. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

1. Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о лицее. 2. Но тут автор обидных строк, вскочив с потели, подбежал к другу. 3. Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. 4. Тебя можно слушать вечно, Пушкин.

23. Найдите предложение с обособленным определением.

24. Найдите предложение с обособленными однородными определениями.

1) Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. 2) У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. 3) Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. 4) Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(определениями, обстоятельствами, приложениями)

Эта сибирская река рассекала большие горы

угрюмо нависавшие над ней

и

вырвавшись на простор

разливалась широко и свободно.

Рассыпанные по подоконнику

жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек

прыгающих по ветвям берёзы

и

что-то высматривающих на земле.

1) 1, 2         2) 2, 3, 4         3) 2           4) 1, 2, 3, 4

К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля

и

свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных

густо обсеменившихся стеблей

терпеливо дожидалась ночи.

1) 1, 2               2) 2, 4               3) 2, 3, 4                   4) 1, 3, 4

В небе неподвижно стояли ястребы

распластав свои крылья

и

неподвижно устремив

глаза свои в траву.

1) 1, 2, 3, 4                     2) 2, 3                                         4) 3, 4

Испуганный

шорохом

конь шарахнулся в сторону

звеня

колечками уздечки

тревожно всхрапывая.

1) 1, 2, 3, 5                   2) 2, 3, 5                  3) 2, 3, 4, 5                4) 3, 5

А он меж тем

объятый пылом

и жаром битвы

стремящийся заслужить подарок

понесся

как молодой борзой пёс

красивейший

быстрейший

и самый младший в стае.

1) 1, 3, 4, 5, 6, 7             2) 1, 2, 3, 5, 7              3) 2, 3, 4, 5, 6, 8              4) 1, 3, 4, 6, 7

Но вот

выбрав момент

сержант рывком вскочил на ноги

и

что-то прокричав

бросился через рельсы

сразу исчезнув на той стороне.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6              2) 2, 3, 4, 5, 6                  3) 1, 2, 4, 5                 4) 1, 2, 4, 5, 6

Обрадованные такими приятными надеждами

мы весело пошли гулять

и

бегать сначала по двору

а потом и по саду.

1) 1, 2, 4                   2) 1, 3, 4                    3) 3, 4                    4) 1, 4

Обрадованный вниманием

кузнец хотел расспросить царицу обо всем

и придвинулся поближе

желая рассмотреть её черевички

и

изложить свою просьбу.

1) 1, 2, 3, 4                  2) 1, 3                   3) 3, 4                   4) 2, 3

Паруса

уже наполненные ветром

и

готовые к полету

звенели

натянутой тетивой.

1) 1, 2, 4                    2) 1, 4                   3) 2, 3, 4                4) 1, 4, 5

Дом

стоявший на опушке леса

и

освещаемый солнцем

принадлежал леснику.

1) 1, 2, 3, 4             2) 1, 2, 3                  3) 1, 3                   4) 1, 4

Азазелло

облегченно отдуваясь

откинулся на спинку скамейки

закрыв спиной

крупно вырезанное на ней

«Нюра».

1) 1, 2, 3, 4                2) 1, 2, 3                 3) 1, 2, 3, 5                   4) 1, 2, 4, 5

Метель стихала

рассыпаясь снегом

по лесу

и

теряя силу

свистела всё тише

и тише.

1) 1, 2, 3, 4, 5              2) 2, 4, 5            3) 1, 3, 4, 5               4) 1, 2, 4, 5

Вот-вот раскроются почки

и выпустят каждая по зеленому листочку

такому мягкому

светленькому

душистому

и точно покрытому лаком.

1) 1, 2, 3, 4, 5               2) 2, 3, 4                3) 2, 3, 4, 5               4) 3, 4, 5

За это время Тимофей

и Роман успели крепко сжиться

и

несмотря на разницу в возрасте

стать большими друзьями.

1) 2, 3, 4                 2) 1, 2, 3, 4                   3) 3, 4                       4) 2, 3, 4

Облака ползли медленно

то сливаясь

то обгоняя друг друга

мешали свои цвета и формы

поглощая сами себя

и вновь возникая в новых очертаниях

величественные и угрюмые.

1) 1, 2, 3,4, 5              2) 1, 2, 3, 4, 6             3) 2, 3, 5, 6                  4) 1, 2, 4, 5

Пестрая шкура леопарда

перехваченная золотой стрелою

легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро

и

переливаясь на солнце

казалась живым существом.

1) 1, 2, 4, 5               2) 1, 2, 3, 5                  3) 1, 2, 5                        4) 2, 4, 5

Я

встревоженный

и

огорченный до глубины души

сидел молча

надеясь на благоприятный исход дела.

1) 1, 4, 5                 2) 1, 2, 3, 4, 5                3) 4, 5                     4) 3, 4, 5

Он сердито швырнул окурок

зашипевший в луже

засунул руки в карманы расстегнутого пальто

и

нагнув ещё не успевшую проясниться от уроков голову

и

ощущая в желудке тяжесть скверного обеда

зашагал сосредоточенно и энергично.

1) 1, 2, 4, 7                 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7                3) 1, 2, 4, 5                    4) 1, 2, 4, 5, 6

Контуры деревьев

обрызганных дождем

и

взволнованных ветром

начали выступать из мрака

чернея растопыренными ветвями.

1) 1, 2, 3, 4, 5               2) 1, 4, 5                3) 2, 3, 4, 5                 4) 1, 4

Мать

не уснувшая ночью ни на минуту

вскочила с постели

и

сунув огонь в самовар

приготовленный с вечера

начала готовить завтрак.

1) 1, 2, 4, 5, 6                2) 1, 3, 4, 5, 6                   3) 1, 2, 5, 6                  4) 1, 2, 4, 6

Сорванная с деревьев

листва закружилась в вихре

и стала подниматься кверху

напоминая стайку разноцветных бабочек

летящих на яркие цветы.

1) 1, 3, 4                 2) 1, 2, 3               3) 3, 4                   4) 2, 3

Освещенный луною

туман

расстилаясь по ложбинам и над рекою

журчащей под горой

напоминает какое-то сказочное существо.

1) 1, 2, 3                2) 2, 3, 4                3) 1, 3, 4                 4) 1, 4

Горделиво выгнувший шею

лебедь подплыл к берегу и

встряхнувшись

и

замахав крыльями

направился к кормушке.

1) 1, 2, 3, 5               2) 2, 3, 4, 5                  3) 2, 5                  4) 1, 2, 5

Грибники

напуганные приближающейся грозой

и внезапно потемневшим небом

бросились бежать

сломя голову.

1) 3, 4                   2) 2, 3, 4             3) 1, 3               4) 1, 3, 4

Мальчик вспыхнул

постоял

насупив брови

и пошел прочь

подшвыривая носком

лежавшие повсюду

сухие прошлогодние листья.

1) 1, 2, 3, 4                 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6                3) 1, 3, 4, 5, 6                    4) 1, 2, 4, 5

Заря

зажженная всходившим солнцем

запылала

полыхая всеми оттенками алых и желтых красок

и

освещая все вокруг.

1) 1, 3                    2) 1, 2, 3                  3) 1, 2, 3, 4                 4) 1, 2, 3, 4, 5

У поросшей густым кустарником

реки сидели мальчики

о чем-то тихо беседуя

и

наблюдая за поплавками

плели корзины из гибких ивовых прутьев.

1) 2, 3, 4, 5               2) 1, 2, 3, 4, 5                3) 1, 2, 5                       4) 4, 5

Экологическое движение

с каждым годом набирающее силу

и

неуклонно крепнущее

объединяет взрослых и детей

помогающих России сохранить её заповедные природные территории.

1) 1, 2, 3, 4                    2) 1, 4, 5                  3) 1, 2, 4, 5                4) 2, 3, 4, 5

Книги

собранные учениками старших классов

и переданные в дар детскому саду

очень обрадовали малышей

сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.

1) 1, 3, 4                   2) 1, 2, 3, 4                   3) 2, 3, 4                       4) 3, 4

Археологи расположились на берегу реки

быстро бежавшей тут к морю

и кишащей рыбами

и

установив палатки

отправились на раскопки.

2) 1, 3, 4, 5                   3) 4, 5                   4) 1, 4, 5

Похожее на раскаленный шар

солнце медленно выплыло

из-под горизонта

жгучее

и ослепительное.

1) 1, 2, 3               2) 1, 3                                   4) 2, 3

Изгибаясь темной дугой

и пугая своим мрачным видом

тянулся лес

перепутанный хмелем

заваленный свалившимися деревьями

хмурый

и нелюдимый.

1) 2, 3, 4, 5                2) 1, 2, 3, 4, 5, 6                 3) 3, 4, 5               4) 4, 5, 6

Побежали по деревенским улицам

сверкающие на солнце ручейки

сердито пенясь вокруг встречных каменьев

и

быстро вертя щепки и гусиный пух.

1) 2, 3, 4                                                       4) 2, 3

Воробьи

стаями обсыпавшие придорожные вётлы

кричали радостно

и возбужденно

рассказывая всем о наступившей весне.

1) 1, 2, 3                  2) 2, 4                  3) 1, 2, 3, 4                 4) 1, 2, 4

Над черными нивами

курясь

вился легкий парок

наполнявший воздух ароматом оттаявшей земли

ожидающей земледельцев.

1) 1, 2, 3, 4                    2) 3, 4                     3) 2, 3, 4

Контрольная работа – тест

«Обособленные члены предложения».

1. Определите, в каких предложениях есть причастный оборот:

1) Ожил лес покрытый дымкой молодой зеленью.    2) Дорога белела  освещённая месяцем.

3) Машина долго кружила по улицам похожим на сады.

4) Пустынный двор разрезанный оврагом зарос бурьяном из конца в конец.

5) Пахучая ветка по-тепличному безжизненная склонилась на край стакана.

Укажите предложения, в которых есть обособленные определения:

1) В небе ясно блестели небрежно насыпанные звёзды.   2) Слепит глаза морозный жгучий день рассыпавший скрипучие сугробы.    3) Зловещий вой пронзительный и наглый разрезал небо надвое.    4) Заросшая просёлочная дорога жалась к реке.

5) Весенней негой утомлён я впал в невольное забвенье.

3. Определите, в каких предложениях одиночное определение нужно обособить:

1) Белые звёзды мигают в реке.              2) Отставшие льдины стукались о борт корабля.

3)  Звёзды ясные отражаются в реке.       4) Плачет бедная без устали она.

5) На кого вы меня старого покинули?

4. Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:

1) Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.

2) Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.

3) Дружбой сильна молодость  наша  борьбе за мир верна.

4) Опытный и осторожный, Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям.

5)Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.

5. Укажите, в каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом

1) В большой корзине кот сидел, подушками обложенный и подозрительно глядел на прут в руке Серёжиной.

2) Он мельком вспомнил о матери и пронизанный горячим уколом боли, с усилием отогнал мысль о ней.

3) Меня брало нетерпение скорее попасть к своим и я еле сдерживал шаг.

4) Голова перестала  шуметь и холодной росой покрылся лоб.

5) Тоня сбежала по сходням и смелым прыжком прыгнула прямо в толпу друзей.

6. Определите, в каких предложениях есть обособленное приложение:

1) Старик  Зданевич  бывший преподаватель гимназии занимался французским языком с несколькими недорослями.

2) В квартире паровозного машиниста Гладышева было людно и шумно.

3) В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный поэт Заболоцкий.

4) Живёт у нас корабельный врач быстрый и строгий старик большой знаток музыки обладатель большой исторической библиотеки.

5) Николай Николаевич больше всего любит щеглов разноцветных и нарядных птиц  похожих издали на порхающие цветы.

7. Выясните, в каких предложениях приложение выделяется при помощи дефиса:

1) Этим летом поехал я в Тарусу – тихий городок на Оке.

2) Живёт в нём слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт в душе.

3) Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела.

4) Есть столяр Николай Никитич – знаток птиц.

5) Его клетки – это просто птичьи дворцы с мезонинами, антресолями и балкончиками.

8. Определите, в каких предложениях приложение присоединяется дефисом:

1) В реке начали брать шелесперы серебряные и сильные рыбы.

2) Под тёмно-зелёными  листьями водорослей плавали жуки плавунцы.

3) Особенно была хороша сверкающая сверху донизу королева сосна.

4) Был конец декабря самое грустное время в деревне.

5) Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

9. В каких предложениях нет пунктуационных ошибок:

1) В 1961 году первый  человек  лётчик Гагарин облетел на космической ракете вокруг Земли.

2) Учитель и писатель Дмитрий Гулиа – просветитель Абхазии – создал абхазскую письменность и открыл первый передвижной театр на арбах.

3) Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже и подружился там с Пикассо.

4) Старший из них, Миша, учился, с нами в одном классе.

5) Он медлит с ответом, мечтатель- хохол.

10. Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова:

1) Сосновый лес таинственно высок  темнеет над песчаною грядою.

2) Гляжу в задумчивом покое на куст  склонённый над рекою.

3) Трава  примятая ногой ласково шуршит.

4) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви берёз.

5) По реке несло желтоватую пену похожую на сбитый белок.

11. Определите, в каких предложениях союз   связывает однородные члены:

1) Хлопнул флаг и пополз вниз по мачте.

2) Штурман заветную карту берёт и видит  синь океанов.

3) Снова море в огне небывалом и на Балтике снова весна.

4) Гаврик ловко развязал и поднял новый четырёхугольный парус.

5) Играло радио и его голос разносился по степи.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пожизненный найм

не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике

ставил рабочих в крайне зависимое положение

и

прочно укрепившись в японском обществе

обрёл силу юридического закона.        1) 1, 2, 3          2) 2, 3, 4         3) 3, 4, 5          4) 1, 2, 4, 5

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию

вникая во все детали

и

найдя выход

преодолевать

и политические трудности

1)    1, 2, 4          2) 1, 2, 5         3) 1, 2, 3, 5          4) 1, 2, 3, 4

14. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Обозначьте обособленные члены предложения.

1)Общий сбор полка был назначен в десять часов но ни одному ротному командиру за исключением Стельковского не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 2) Однако Петин рассказ против всяких ожиданий произвёл на Гаврика громадное впечатление. 3) Лекарь второпях вместо двенадцати капель налил целых сорок. 4) Большинство солдат кроме дежурных спало как ранее приказал Акимов. 5) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 7) Площадь всех природных льдов на нашей планете включая область расположения айсбергов и разреженных льдин составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 8) Обсудив все вопросы он поднялся стараясь не потревожить нежные огуречные плети и заторопился к калитке. 9) Здесь положив на деревянные рейки лапчатые узловатые локти и лоснясь на солнце узорчатым листом рос виноград. 10) Прогрессируя наша историческая наука дала множество новых

1) Кусты неясные от тумана нависли над палубой.

2) Швейцару чудилась облетевшая роща свинцовая от первого мороза.

3) Море походило на кипящий котёл покрытый холодным ветром.

4) В цвету сады омытые росой.

5) Люблю леса зелёные весною обновлённые.

2. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения:

1) Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах.

2) Была самая ранняя весна сухая и серая.

3) На западе горел омытый дождём неяркий закат.

4) Рыхлые тучи напитанные тёмной водой низко нависли над морем.

5) Усталый и прозябший возвращаюсь я к сумеркам  в усадьбу.

3. Определите, в каких предложениях нужно обособить одиночное определение:

1) Облетевший тополь серебрист и светел.

2) Незримый ты мне уж мил.

3) За синими морями забытый он угасал один.

4) Люблю я усталый прилечь.

5) Лежит белизна рассветная.

4. Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:

1) Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде реки.

2) Яростный и резкий октябрьский дождь заслепил нам глаза.

3) Как мягки на вид облака разбросанные в беспорядке по небу.

4) Вдруг на моих глазах плотно убитая дождями и снегом листва вздыбилась.

5) Истощённый усилиями и лишениями старик лёг в постель.

1) С деревьев, опутанных лёгким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.

2) Огромные тучи, озарённые огнями гавани и уже пропитанные бледным рассветом, грудились над портом.

3) Сжатые пальчики сосновых побегов разжимаются и превращаются в подсвечник с тремя свечками.

4) Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз.

5) Дул сильный ветер и к утру запах дыма уже заметно защипал нос.

6. Укажите, в каких предложениях есть обособленное приложение:

1) Командир батальона старший лейтенант Прудников был рядом, за углом хаты.

2) Юрий Юрьевич преподаватель военного дела относился ко мне хорошо.

3) Лётчик простой белобрысый парень кивнул мне головой и улыбнулся.

4) Около дворцовой решётки ходил красногвардеец пожилой рабочий с винтовкой.

5) Наш учётчик Климов заболел.

7. Укажите, в каких предложениях приложение выделяется при помощи дефиса:

1) Шмидт – это воплощённая воля, это та неоспоримая сила духа, перед которой или склоняются, или бледнеют от стыда за своё безмолвие.

2) Когда он говорил на суде, часовые отставили винтовки и плакал старый полковник- председатель суда.

3)  Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми глазами – за весь вечер не сказал ни слова.

4) Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.

5) Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

8. Укажите, в каких предложениях приложение присоединяется дефисом:

1) Мальчишка пастух заиграл на жалейке.

2) Это был худенький  юноша выдумщик и спорщик.

3) Первоклассница Алёнка принесла ему котёнка из живого уголка.

4) Худая девочка бродила вдоль узкой Яузы реки.

5) Сумерки, но мы дети ещё на улице.

9. Найдите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:

1) Здравствуй пёстрая осинка, ранней осени краса!

2) Весна, сумасбродка небес, – и подружка моя, и поэма.

3) Опытный следопыт Сергей Николаевич без труда прочитал недлинные страницы лесной драмы.

4) Он знает и любит природу – один из самых  великих стимулов к оздоровлению человека.

5) На вокзале собрались комсомольцы- паровозники.

10. Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова:

1) Я не хочу ни капли потерять из новизны меня переполняющей.

2) Утро встречало  нас ветром негаданно дунувшим.

3) Помню высокую,  стоявшую на краю леса ёлку похожую на зелёную колокольню.

4) Ночью мы сидели в шалаше накрытом камышом и осокой.

5) Отражённый в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза.

1) Трубили в крылатую даль журавли и кони бежали к парому.

2) На ветку синица садится  и ягоды жадно клюёт.

3) Стояла  зима и скука плаваний ощущалась особенно сильно.

4) Ветер нёс сухие листья берёз и засыпал ими дальнее озеро.

5) Ослепительно мигнула  зарница и в глухих необъятных жалах зародился первый гром.

Вступая в спор

и отстаивая свою позицию

мы начинаем горячиться

и

сами того не замечая

допускаем досадную грубость. 1)   1, 2, 3          2) 2, 4, 5         3) 1, 2, 3, 4          4) 2, 3, 4, 5

Успех и положительные результаты обязательно будут, если работать

засучив рукава. Судя по всему

экономические реформы идут медленно. Сегодня

несмотря на новизну этого термина

никто уже не сомневается в необходимости изучения маркетинга.

1) 1, 2          2) 2, 3         3) 1, 2, 3          4) 2, 3, 4

1) Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. 2) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным. 3) Приблизившись к перекрёстку я помимо воли свернул на знакомую улицу и только пройдя метров пятнадцать спохватился и пошёл обратно. 4) Он послал Селифана отыскивать ворота что без сомнения продолжалось бы долго если бы на Руси не было вместо швейцаров лихих собак которые доложили о нём так звонко, что он поднёс пальцы к ушам своим. 5) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 6) Ужинали в кухне вместе со всеми рабочими и пища была обильна. 7) За неимением другой дичи я послушался моего охотника и отправился в Льгов. . 8) Он обернулся и не поднимая головы и не показывая ей лица ушёл. 9) Он вспомнил что уходя не запер дверь. 10) Заметив людей конь сердито фыркнул и пустился прочь ломая кусты.

Ключ для проверки:

Спишите предложения. Найдите в данных предложениях обособленные дополнения.

Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 2) Однако Петин рассказ, против всяких ожиданий, произвёл на Гаврика громадное впечатление. 3) Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. 4) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. 5) Большинство солдат, кроме дежурных, спало, как ранее приказал Акимов. 6) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 7) Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 8) Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно. 9) Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. 10) Он послал Селифана отыскивать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго, если бы на Руси не было, вместо швейцаров, лихих собак, которые доложили о нём так звонко, что он поднёс пальцы к ушам своим. 11) Книга нашла пути к сердцам читателей, потому что, помимо своих художественных достоинств, без которых она не волновала бы, она сурово-правдива. 12) Может быть, за исключением квасников, писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 13) Ужинали в кухне, вместе со всеми рабочими, и пища была обильна. 14) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника и отправился в Льгов.

Про урокцифры:  ИГРАТЬ В ЧИСЛА В ШЕСТИУГОЛЬНИКАХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *