УПРАЖНЕНИЯ НА СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 9 КЛАСС С ОТВЕТАМИ И УПРАЖНЕНИЯМИ ПО ТЕМЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Самостоятельная работа для 9 класса. Тема: Типы придаточных в сложноподчиненном предложении

1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал что она никогда уже не будет в нем сидеть смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна.
3. Временами отчаявшись Лео Ауфман слонялся по улицам издерганный, встревоженный вздрагивающий от далеких раскатов смеха подслушивал детские шуточки наблюдал что вызывало у них улыбку.
Р. Брэдбери “Вино из одуванчиков”

Карточка 2.
1. На третий день лета, под вечер, дедушка в очередной раз вышел из передней двери, чтобы окинуть безмятежным взглядом два пустых кольца на потолке веранды.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – дедушка, сказуемое-вышел, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-окинуть, вопрос – (вышел) с какой целью?, союз-чтобы, придаточное обстоятельственное цели).
2. Около семи, если встать у окна гостиной, послышится скрежет стульев, отодвигаемых от столов. ( Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – скрежет, сказуемое-послышится, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-встать, вопрос – (послышится) при каком условии?, союз-если, придаточное обстоятельственное условия).
3. На следующий день никто не помнил, о чем они толковали весь вечер.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – никто, сказуемое-не помнил, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-они, сказуемое-толковали, вопрос – (не помнил) чего?, союзное слово-о чем, придаточное изъяснительное).
4. Дуглас приникал к земле так тихо и неподвижно, что взрослые забывали о его присутствии и строили планы на его и свое будущее.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Дуглас, сказуемое-приникал, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-взрослые, сказуемое-забывали и строили, вопрос – (приникал) в какой степени?, союз-что, придаточное обстоятельственное степени).
5. Перед табачным магазином в тот вечер собрались люди, чтобы жечь дирижабли, топить линкоры, взрывать динамит и отведать своим фарфоровым ртом бактерий, которые в один прекрасный день их прикончат.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – люди, сказуемое-собрались, грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-жечь, топить, взрывать и отведать, вопрос – (собрались) с какой целью?, союз-чтобы, придаточное обстоятельственное цели, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-которые, сказуемое- прикончат, вопрос –(бактерии) какие?, союзное слово-которые, придаточное определительное).

Про урокцифры:  ФОТО УЧАСТНИКОВ

Карточка 3.
1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло, когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал, что она никогда уже не будет в нем сидеть, смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – смерть, сказуемое-кресло, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он, сказуемое-стоял и осознал, вопрос – (кресло) какое?, союзное слово-когда, придаточное определительное, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-она, сказуемое- не будет сидеть, смеяться и плакать, вопрос –(осознал) что?, союзное слово-что, придаточное изъяснительное).
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна. ( Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – свет, сказуемое-лился, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он, сказуемое-проснулся, вопрос – (лился) когда?, союзное слово-когда, придаточное обстоятельственное времени).
3. Временами, отчаявшись, Лео Ауфман слонялся по улицам, издерганный, встревоженный, вздрагивающий от далеких раскатов смеха, подслушивал детские шуточки, наблюдал, что вызывало у них улыбку.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Лео Ауфман, сказуемое-слонялся, подслушивал, наблюдал, грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – что, сказуемое-вызывало, вопрос – (наблюдал) что?, союзное слово-что, придаточное изъяснительное).

Рекомендуем посмотреть

Познавательно-развлекательная игра по станциям “Наш прекрасный русский язык” (9-10 класс)

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы

Шаблон для выполнения части С2 ГИА

Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Урок русского языка 9 класс Сложноподчинённое предложение Салимова М. Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Гуманитарная гимназия» г. Сафоново Смоленской области

Понятие сложноподчинённого предложения Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной , а другая — подчинённой, придаточной .

Подчинительные союзы если, чтобы, словно, потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова который, чей, кто, что, где, куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения. Возьмите на заметку! Возьмите на заметку! 1 2

Возьмите на заметку! Для того чтобы различить союз и союзное слово , необходимо запомнить: союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом, союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи. 1

К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является. Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. ( И. Бунин) Вспомни песни, что пел соловей.(И. Бунин) что? союзное слово _ _ _ союз

Получили знания? Спасибо за внимание!

Подписи к слайдам

ССП1. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите тип союзного предложения (ССП или CПП). Выделите грамматические основы и союзы (союзные слова).

1) В густой темноте слышно было как поют песни.

2) Кони рванули вперёд и карета резко сорвавшись с места понеслась по главной улице уездного города.

3) Мы усвоили тему “Сложноподчинённые предложения” хотя сначала у нас ничего не получалось.

4) Из штаба прислали предписание отступить за озеро Дальнее однако полковник оценив обстановку принял иное решение.

5) Туристы прибыли в Стратфорд чтобы побывать в местах связанных с жизнью великого драматурга Уильяма Шекспира.

6) Калоши что ты выслал на прошлой неделе мы давно уже съели.

7) А это пшеница которая в тёмном чулане хранится в доме который построил Джек. ( С. Я. Маршак)

СПП2. Составьте из двух простых предложений сложноподчинённое, подобрав соответствующие союзное слово или подчинительный союз*. В скобках указан характер связи между предложениями.

Образец: Мы остановились в ближайшей гостинице. Водитель очень устал – Мы остановились в ближайшей гостинице, потому что водитель очень устал.

1) Мы вышли в путь. Туман рассеялся. (время)

2) Труд — удовольствие. Жизнь хороша. (условие)

3) Мой старший брат рано стал печататься в журнале «Юность». Он писал талантливую прозу. (причина)

4) Память надо тренировать. Она заполнялась полезной информацией. (цель)

5) Борисов рассказывал о своей службе в медчасти. Его работа очень нужная и важная. (изъяснение)

6) Ломоносов преуспел во многих науках. Он был сыном простого рыболова. (уступка)

7) Знание — богатство. Его может получить каждый. (определение)

8) Зимой на улице ярко светит солнце. На улице крепкий мороз. (условие)

9) Дорога была на удивление свободной. Я доехал быстро. (следствие)

Союзы и союзные слова: если, хотя, когда, что, потому что, так что, который, чтобы.

СПП3. Перепишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите грамматические основы. Задайте вопрос к каждой придаточной части и укажите её вид.

1. Вечером я встретился с другом который меня уже ждал в том кафе где мы условились увидеться.

2. В тот час когда солнце всходит птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал как шумит ручей и как дует ветер.

4. Мы не спросили чего он боится и чего ожидает от предстоящего концерта.

5. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов на поляне раскинувшейся за моим окном.

6. Ученик готовился к контрольной работе так как советовал учитель.

7. Мы плывём наудачу так как темнота после зарниц кажется ещё гуще.

8. Всюду где только лес был пореже лежали на земле тени.

9. У казака такой конь что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту чтобы подышать свежим воздухом.

СПП4. Перепишите предложения, вставляя прпущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1. Лучшая доля достаёт.ся тому кто стр.мит.ся к успеху.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намере.ы делать.

3. Чего я жду (не)знаю сам.

4. Он спросил не будет(ли) приказаний и исчез.

5. Я (не)могу определё.о сказать что нам нравилось больше ходить босиком или ощущать свободу.

6. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь.

7. Утром когда ещё солнце не успело поднят.ся мы покинули поселок.

8. Науче.ый горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с неё.

9. Тропинка подн.мается в скалы где смотрят.ся в небо красные сосны и падает в моховые болота.

10. Я взбежал по лес.нице которая вела в св.тлицу и вош.л в комнату.

11. Она подала мне знак что(бы) я подождал и вышла.

12. Я смотрю (в)даль где видны с.луэты судов и вижу ми.ионы огней.

13. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

14. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

15. Я пол.гаю что все короли хотят что(бы) мы приняли турецкую веру.

16. ( Не)хорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда ра.чихаеш.ся когда войдёшь.

17. Вы думали что я буду слушать смире.о дерзости потому(что) у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

18. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда об.явили ему что мы уходим.

СПП5. Перепишите предложения, вставляя прпущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

СПП6. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки на стыке союзов. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.

2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.

3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.

4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.

5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.

СПП7. Выпишите сначала предложения с , затем – предложения с . Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите виды придаточных.

1) Когда мне было восемь лет я пошла смотреть балет. ( А. Барто)

2) Жизнь ты помн.шь солдат что погибли тебя защищая? (К. Ваншенкин)

3) Если жизнь тебя обман.т (н.)печалься (н.)сердись! (А. Пушкин)

4) В берёзовом лесу всегда светлее (как)буд(то) берёзы сами светят.ся тихим светом и осв.щают пространство вокруг себя. ( В. Солоухин)

5) Как надо парту открывать не знала я сначала и я не знала как вставать чтоб парта не стучала. ( А. Барто)

6) Нуж.н маленький кувшинчик что(бы) мог малютка джиннчик уместит.ся ловко в нём становит.ся вдруг огнём над кувшином выр.стать джинном настоящим стать! (Г. Ляховицкая)

7) Впрочем чувство с которым глядишь на себя это чувство забыл я. ( И. Бродский)

8) С реки доносились какие(то) звуки словно тихо охала чья(то) могучая тоскующая грудь. ( М. Горький)

9) То что написа.о пером не выруб.шь топором. ( Пословица)

10) Какова Маланья, таковы и оладьи. ( Пословица)

11) Проголодавшись я заш.л в ресторан и стал размышлять что(бы) мне заказать.

12) Кто может знать что ждёт меня? (А. Пушкин)

СПП8. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматические основы. Обозначьте союзы овалом, союзные слова прямоугольником, а указательно-соотносительные конструкции – треугольником. Определите виды придаточных.

1) Здесь герой наш поневоле отступил назад и поглядел на него пристально.

2) Ему случалось видеть немало всякого рода людей даже таких каких нам с читателем может быть никогда не придётся увидеть но такого он ещё не видывал.

3) Лицо помещика было почти такое же как у многих худощавых стариков.

4) Один подбородок только выступал очень далеко вперёд так что Плюшкин должен был каждый раз закрывать его платком чтобы не заплевать.

5) Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей как мыши когда высунувши из тёмных нор остренькие морды они высматривают не затаился ли где кот или мальчишка-шалун.

6) Никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться из чего состряпан был его халат.

7) Рукава и полы до того засалились что походили на юфть какая идёт на сапоги.

8) Сзади вместо двух болталось четыре полы из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага.

9) Нельзя было разобрать что у него было повязано на шее чулок подвязка или набрюшник но никак не галстук.

10) Словом если бы Чичиков встретил его где-нибудь у церковных дверей то вероятно дал бы ему медный грош.

11) Но перед ним стоял не нищий а помещик у которого была тысяча с лишком душ.

(По Н. В. Гоголю)

СПП9. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите основы. Укажите виды придаточных.

1) Юность весеннее время человека в которое засеваются семена на будущие годы жизни. ( Я. Княжнин, автор трагедий 18 века)

2) Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала. ( К. Ушинский, российский педагог 19 века)

3) Человек перестаёт осуждать других как только победит самого себя. ( Л. Толстой, русский писатель)

4) Солома была гнилая и рыхлая так что волчиха едва не провалилась. (А. Чехов, русский писатель)

5) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям выработайте его у себя. ( К. Станиславский, актёр, режиссёр, театральный педагог, основатель Московского художественного театра)

6) Пока молоды сильны бодры не уставайте делать добро. ( А. Чехов, русский писатель)

7) Он говорил о временах грядущих когда народы распри позабыв в великую семью соединятся. ( А. Пушкин, русский писатель)

8) Путешествие не показалось ему столь ужасно как он того ожидал. ( А. Пушкин, русский писатель)

9) Этот слепой не так слеп как кажется. ( М. Лермонтов, русский писатель)

10) Объём человеческой памяти очень велик и чтобы легче заполнялась память её надо тренировать. ( П. Капица, учёный-физик)

СПП10. Перепишите, расставляя знаки препинания, предложения с несколькими придаточными, определите их виды. Выделите грамматические основы. Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения.

1) Я буду счастлив если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того с чем он сможет согласиться потому что согласие между людьми это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. ( Дмитрий Лихачёв, доктор филологических наук, академик)

2) Мы были в саду когда в рогатых васильках что росли у забора вдруг объявился заяц. ( Юрий Коваль, советский писатель)

3) Храбрость какую Лермонтов проявлял на войне лишь раздражала царя который в боевых действиях никогда не участвовал и гораздо больше любил манёвры и парады. ( Юрий Лотман, доктор филологических наук, профессор)

4) В разговоре с царём Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил что если бы 14 декабря он был в Петербурге то находился бы в рядах восставших. (Юрий Лотман, доктор филологических наук, профессор)

5) В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум который должен был решить в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления её ослабевающих сил. ( Лев Толстой, русский писатель)

6) Казалось обе стороны выжидали чтобы наяву убедиться чей образ жизни окажется в конце концов более правильным и потому более выгодным. (Фазиль Искандер, российский писатель)

7) Мы знаем что когда человека считают чужим или не таким как все то его дразнят над ним смеются его не принимают играть его даже иногда колотят. (Людмила Петрушевская, российкий писатель)

8) Я почувствовал как трудно мне будет в одиннадцатом классе потому что хотя учебный год ещё только начался но на меня уже свалилась колоссальная нагрузка и в школе и на подготовительных курсах.

СПП11. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложениях.

CПП12. Внесите в таблицу требуемые данные: грамматические основы, виды придаточных и цифры, на месте которых должны стоять запятые. Переписывать предложения не нужно.

0. Прокуратор

когда пришлось остановиться

на одном из крутых поворотов

громко свистнул

чтобы

услышав знакомый свист 

прибежал его верный пёс Банга

который любил прокуратора

и считал

что он очень сильный и смелый человек.

1. Прошлым летом 

мне довелось жить

в подмосковной усадьбе

где сдавалось несколько небольших дач

и

хотя раньше я не ездил

летом на дачу

в этот раз захотелось ощутить

вкус загородной жизни.

2. В парке

деревья были так велики

что дачи

которые были построены в нём

казались маленькими

и имели вид туземных жилищ 

какие мне приходилось видеть

в экзотических странах.

3. Я поселился на окраине парка

откуда виден был

густой

лиственный лес

который по ночам величественно шумел

и шумом своим убаюкивал.

4. По тому спокойствию

что царило повсюду

и по чистоте неба

и воздуха

казалось

что дождя уже

наверняка

больше не будет.

5. Когда же шли летние дожди

я

засыпая

слышал

как на крышу рушится ливень

с не прекращавшимися ни на минуту

громовыми раскатами

и

ослепительно сверкающими

молниями.

6. В конце октября

когда дни еще по-осеннему ласковы

и когда уезжают

обременённые чемоданами и баулами

последние курортники

 наслаждавшиеся солнцем и морем

крымский город Балаклава

начинает жить своеобразной жизнью.

7. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой

создавшей совершенно неповторимый поэтический мир

и

свято верившей

в свою музу

и

несмотря на то

что женщины в поэзии – редкое явление

именно Цветаева вместе с Ахматовой и Ахмадулиной

составили отдельный пласт русской женской поэзии.

8. В годы Великой Отечественной войны

блокадный Ленинград

стал символом стойкости и мужества советских людей 

 так что

когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии 

 на которых

умирающие от голода

дети по четырнадцать часов в день делали снаряды для фронта

то многие отказывались верить 

 что такое возможно.

СПП13. Дайте письменные ответы на вопросы по теме “Сложноподчинённые предложения”.

CПП14. Перепишите предложения. Выделите грамматические основы. Укажите виды всех придаточных. В предложениях, содержащих более одной придаточной части, укажите способ подчинения.

1. В один поистине прекрасный день ко мне приехал Дягилев и сообщил что предлагает мне ехать в Париж чтобы устроить ряд симфонических концертов которые ознакомили бы французов с русской музыкой.

2. Я с восторгом согласился принять участие в этих концертах уже зная как интересуется Европа русской музыкой и как мало наша музыка известна западному слушателю.

3. Когда я приехал в Париж и остановился в отеле где жил Дягилев я сразу понял что затеяно серьёзное дело и что его делают с восторгом.

4. Интерес парижан к предприятию которое затеял Дягилев оказался настолько велик что мы внезапно оказались в затруднительном положении.

5. И хотя помещение для концертов снято в Большой опере не было возможности удовлетворить всю публику что желала слушать русскую музыку.

6. Небывалый успех концертов был настолько солиден что это подало нам мысль поставить в будущем сезоне русскую оперу например «Бориса Годунова» который уже давно мечтали показать на российской сцене.

7. Мы ставили спектакль целиком несмотря на то что это невозможно было в России ибо не позволяли цензурные условия.

(По М Горькому)

Виды придаточных предложений

главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

а) от содержания главной части в целом;

б) от сказуемого в главной части;

в) от существительного или местоимения в главной части;

г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.

Упражнения по теме «Типы придаточных в сложноподчинённом предложении»

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений, укажите вид придаточных.

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид придаточных.

1) Всё было готово когда в конце к_ридора повилась зн_комая сутуловатая ф_гура учителя. 2) Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шев_льнулся пока я не зар_дил ружья и не поднял к_ростеля. 3) Покамест слуги упр_влялись и возились г_сподин отправился в общую залу. 4) В то время как она выходила из гости(н, нн)ой в п_редней послышался звонок. 5) Лягу спать и ш_пчу стихи закрыв глаза пока не засну. 6) Дверь была з_крыта но отврилась легко едва он нажал. 7) Перед тем как изл_жить на бумаге свои воспом_нания Репин ра(с, сс)казывал их неск_льким людям — мне моей семье случайным г_стям. 8) Когда на море вздымается волна то слышен (н_)шум пр_боя а хрустенье льда и ш_рох ос_дающего снега.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.

1) Ветры дуют (н.)так, как хотят к.рабли. 2) Чем больше кошку глад.шь, тем больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб к.рась (н.) др.мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр.гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н.) чему (н.) науч.шься, значит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н.) стыдно молчать, коли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Тест по теме «Виды придаточных в сложноподчинённом предложении»

1. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?

1) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом. 2) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной. 3) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности. 4) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

2. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?

1) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя. 2) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп. 3) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон. 4) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.

3. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?

1) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать. 2) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее. 3) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа. 4) Для него наступило время, когда так легко портится характер.

4. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?

1) Как только рассвело, мы отправились в путь. 2) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить. 3) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих. 4) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.

5. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?

1) Муза! Ты видишь, как счастливы все. 2) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя. 3) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он. 4) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.

6. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?

1) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса. 2) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений. 3) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор. 4) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.

7. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?

1) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они. 2) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев. 3) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова. 4) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.

8. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Вот в этом и заключается традиция Толстого, воспитанного на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он умножил и поднял на такую высоту, до которой надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в её беспредельные глубины. ( В. Астафьев)

1) цели 2) изъяснительное 3) причины 4) определительное

9. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. ( Л. Андреев)

1) определительное 2) изъяснительное 3) меры и степени, образа действия 4) цели

10. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам, и я привыкла к нему так, что, когда он долго не приезжал, мне казалось неловко жить одной, и я сердилась на него и находила, что он дурно поступает, оставляя меня. ( Л. Толстой)

1) сравнительное, времени, изъяснительное 2) меры и степени и образа действия; времени, изъяснительное 3) причины, условия, изъяснительное 4) меры и степени и образа действия, места, определительное

11. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели). 2) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное). 3) Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия). 4) Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное).

12. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места). 2) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени). 3) Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия). 4) Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).

13. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели). 2) Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия). 3) И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия). 4) Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).

14. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург (придаточное времени). 2) Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его (придаточное образа действия). 3) Бывали мгновенья, когда он решительно воскресал духом (придаточное определительное). 4) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (придаточные изъяснительные).

Виды придаточных в сложноподчиненном предложении (ответы)

1. 4) 2. 1) 3. 3) 4. 4) 5. 4) 6. 1) 7. 4) 8. 1), 4) 9. 1), 3) 10. 2) 11. 2) 12. 3) 13. 4) 14. 1)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *