Предложения с «римские цифры»
Кружковое занятие №2
с мотивированными детьми по математике
по теме «Римские цифры» для 5 класса
- учитель математики
- ГБОУ средней общеобразовательной
- школы №618 г. Москвы
Тема: «Римские цифры».
- Цель:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к предмету.
Римские цифры,
цифры древних римлян.
Система эта довольно проста и основывается на применении 7 букв латинского алфавита:
- 1 I лат. Unus
- 5 V лат. Quinque
- 10 X лат. Decem
- 50 L лат. Quinquaginta
- 100 C лат. Centum
- 500 D лат. Quingenti
- 1000 M лат. mille
Правила записи чисел
римскими цифрами:
- Сначала пишутся тысячи и сотни, а затем – десятки и единицы.
- Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая – перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания).
История римских цифр
- Единица – I – это отображение пальца. Пятерка – V – это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем.
- Десятка – Х – это соединенные основаниями две ладони, обозначающие две пятерки.
- Они произошли от жестов. Пятьдесят – L – рука поднята на уровень плеча, согнута в локте, и предплечье с собранной кистью поднято вверх.
- Раньше римская цифра 4 записывалась как IIII, а не IV. Возможно, так делали потому, что IV – первые буквы в имени Юпитера (IVPITER) в старолатинской записи.
Применение римских цифр
- Номер века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э.
- Порядковый номер монарха: Карл V, Екатерина II, Петр I.
- Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или глав).
- В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия.
- Маркировка циферблатов часов «под старину».
- Иные важные события или пункты списка, например: II мировая война, XXII олимпийские игры и т.д.
- Порядковый номер ступени в звукоряде.
В каком году построено здание?
Когда было построено это здание, сколько лет оно строилось, и когда была проведена его реставрация?
Запишите арабскими цифрами числа:
Римские числаCMLXIV CCCXXVIDCCCXCI CLXXXLXXVIIXXXIVMCMXLV
Запишите римскими цифрами числа:
Арабские числа 3527183693 574 1147 1974 5003 444
ОтветMMMDXXVII CLXXXIIImDCXCIII DLXXIV MCXLVII MCMLXXIV MMMMMIIICDXLIV
- Здесь зашифрованы римскими цифрами годы рождения Александра Пушкина, Александра Герцена и Александра Блока. Решите сами, какому Александру принадлежит какая дата.
- MDCCCXH
MDCCXCIX
MDCCCLXXX
Задача. Из 10 спичек составлен рисунок ключа. Переложите в нем 4 спички так, чтобы получить три квадрата.
Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.
Одна спичка – одна ошибка
- 4. Переложи одну палочку так, чтобы выражение имело верное значение
- VI + I = V IX – I = X
- X + III =XI VI – IV = IX
- 15. Глейзер Г.И. История математики в школе. – Москва: «Просвещение»,1981.
- 16. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта, 1998.
- 17. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., 1994.
Зачем нужны субтитры, а уж тем более правила?
Contents
- 1 Набор и разбивка текста
- 2 Орфография и пунктуация
- 3 Даты, цифры, числа и сокращения
- 4 Использование названий и иностранных слов
- 5 Звуки, видео, обозначение говорящих
- 6 (Неозвученный) текст на экране
- 7 Дополнительные рекомендации при переводе
7.1 Грамматика и лексика7.2 Хронометраж и синхронизация7.3 Перевод терминов TED7.4 Конвертация мер длины и веса7.5 Распространённые ошибки при переводе - 7.1 Грамматика и лексика
- 7.2 Хронометраж и синхронизация
- 7.3 Перевод терминов TED
- 7.4 Конвертация мер длины и веса
- 7.5 Распространённые ошибки при переводе
- 8 Оформление заголовка и описания
- 9 Проверка перед сдачей
Набор и разбивка текста
- 1.1 Субтитр — это отрывок текста длительностью не менее 1 и не более 7 секунд, состоящий из одной или двух строк, каждая из которых не превышает 42 символа и по возможности содержит целое предложение или его часть, представляющую собой логически связанную мысль. Добавление второй строки в субтитре: SHIFT+ENTER. Переход на следующий субтитр: TAB, на предыдущий: SHIFT+TAB. При ошибке длительности или количества символов справа от субтитра появляется красный индикатор, а номер субтитра добавляется в .
- 1.2 Максимально допустимая скорость чтения одного субтитра — 21 символ/сек; при её превышении поле, отображающее скорость чтения, становится красным и добавляется в . О способах сокращения субтитров смотрите в видеоинструкции Длина и скорость чтения субтитров
- 1.3 Каждое новое предложение начинайте в новом субтитре. В одном субтитре нельзя совмещать конец одного и начало другого предложения, за исключением двух очень коротких фраз, помещающихся в одном субтитре (например, при диалоге).
- 1.4 Не делите субтитр, который не превышает 42 символа. А при необходимости разбивки руководствуйтесь логикой языка: не разделяйте словосочетания, например предлог, союз или местоимение с последующим словом, части составного сказуемого, части названия, имя и фамилию, и пр.
- 1.5 Правило 50%: в субтитрах из двух строк строки должны получиться как можно более равными по длине. В любом случае более короткая строка должна быть длиннее половины (50%) другой. Это правило превалирует над принципом логичной разбивки из п.1.4, так как если одна строка намного короче другой, это сбивает читателя сильнее, чем лексически нелогично разбитые строки.
Орфография и пунктуация
- 2.1 Обязательно используйте букву ё. Употребление буквы «ё» в субтитрах исключает случаи двусмысленности и облегчает восприятие текста.
- 2.2 Используйте кавычки-ёлочки « » вместо английских кавычек-лапок ” “. Исключение: кавычки внутри кавычек, например «Что такое “Война и мир”?» — вопрошал он.
- 2.5 Ставьте ударения в словах с двойным прочтением, но только в тех в случаях, когда это не очевидно из контекста. Например, слово «семьи» может быть прочитано как се́мьи или семьи́, но в словосочетании «у моей семьи» ударения ставить не надо из-за однозначного прочтения.
- 2.6 О том, как вводить специальные символы на различных клавиатурах, см. Как вводить правильные символы: кавычки-ёлочки, тире и неразрывный пробел на клавиатуре, а также их можно копировать и вставлять отсюда: длинное тире —, среднее тире –, кавычки-ёлочки «», °C, а́ е́ и́ о́ у́ ы́ э́ ю́ я́
- 2.7 Уделяйте внимание пунктуации. В случае сомнений сверяйтесь с «Правилами русского языка» или подключайте другие ресурсы интернета.
Даты, цифры, числа и сокращения
- 3.1 Век, тысячелетие и порядковый номер монарха или события обозначается римскими цифрами, например Игры XXII Олимпиады.
- 3.2 Числа из одного знака (от нуля до девяти) записываются буквами, числа из нескольких знаков (от 10 до бесконечности) записываются цифрами.
- 3.3 Когда целые числа из одного знака, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с числами из двух и более знаков, они все пишутся цифрами. Например: от 5 до 12 раз в день.
- 3.4 Когда целые числа из одного знака образуют сочетания с единицами физических величин, денежными единицами и т. п., они также пишутся цифрами, а не буквами. Например: 2 км, 5%
- 3.5 Целая и дробная части десятичной дроби разделяются запятой. Например, 3,43; 0,02.
- 3.6 Разряды в числах отделяются пробелом. Например, 50 000 человек, 305 405 рублей. Исключением являются числа, обозначающие год. Например, 1984 год (при этом слово год можно сократить до “г.”, если необходимо укоротить субтитр).
- 3.7 При записи порядковых числительных арабскими цифрами добавляйте буквенное падежное окончание: однобуквенное, если последней букве числительного предшествует гласный звук, и двухбуквенное, если последней букве предшествует согласный: в 11-м классе, 1980-е годы, но 45-му округу, 8-го тура. У количественных числительных окончания не наращивают: от 10 км. Если часть слова записана числом, а часть — буквами, то ставится дефис: 15-ступенчатый. Числительные до 10 лучше записывать словами трёхколёсный, шестиразрядный.
- 3.8 В конце сокращений с усечением части слова ставится точка: тысяча — тыс.. Но: миллион — млн, т.к. это не сокращение. Единицы физических величин также сокращаются без точки: секунда — с, минута — мин.
- 3.9 При высекании части слова и в аббревиатурах точки не ставятся: г-н, д-р, ФСБ, США.
- 3.10 Знаки валюты вроде доллара ($), евро (€) и других следует писать после числа через пробел: 150 $, 10,5 €.
Использование названий и иностранных слов
- 4.2 Как и когда правильно употреблять кавычки: Как правильно употреблять кавычки в собственных наименованиях, Как правильно употреблять кавычки в аббревиатурных названиях
- 4.3 Будьте внимательны при написании имён, фамилий и официальных названий. При переводе рекомендуем проверить написание конкретного имени собственного в Википедии
Звуки, видео, обозначение говорящих
- 5.1 Используйте круглые скобки () для описания звукового сопровождения: (Аплодисменты), (Музыка), (Смех), (Одобрительные возгласы), (Овации), (Пение). Как правило, такие записи выносятся в отдельный субтитр или в крайнем случае на вторую строку.
- 5.2 Также круглые скобки используются для обозначения источников речи, таких как (Видео), реакции из зала (Публика) или (Зал) и другие, например (Голос). В этом случае они ставятся в начало субтитра перед речью.
- 5.3 Не используйте круглые скобки для вводных предложений и других случаев, выделяйте их запятыми и/или тире.
- 5.4 Если говорящих несколько, в том числе и в видео, надо указывать их полное имя перед началом речи и ставить двоеточие. При последующих указаниях ставятся инициалы без точек, например:
(Неозвученный) текст на экране
- 6.1. Транскрипт. Когда язык текста на экране/слайдах совпадает с языком субтитров, его не следует включать в субтитры. Нет смысла закрывать субтитрами или дублировать в них то, что зрители могут прочитать с экрана/слайда.
- 6.2. Перевод. Включать в субтитры следует только текст с экрана/слайдов, необходимый для понимания выступления. Не вставляйте в субтитры неозвученный текст, который появляется на экране/слайдах на языке субтитров, – зритель прочитает их с экрана/слайда.
Грамматика и лексика
- 7.1.1 Используйте пунктуацию русского языка. Для уточнения правил пунктуации русского языка заходите на сайт «Правила русского языка». Точка ставится после закрывающейся кавычки «ёлочки», в отличие от (американского) английского, в котором кавычки-лапки обрамляют предложение вместе с точкой. Например,
- 7.1.2 Не забывайте, что вы переводите живую речь. Ориентируйтесь на естественный, живой русский язык. Структура предложения в иностранном языке, как правило, отличается от структуры русского, поэтому рекомендуем сначала прочитать всю оригинальную фразу, особенно если она растянута на несколько субтитров, и только потом формулируйте ту же мысль на русском. Чтобы привести русский текст в легко читаемый вид, прочитайте переведённую фразу вслух и спросите себя, достаточно ли она проста для понимания, не вызовет ли затруднений у зрителя. Полезные советы по переводу и редактированию субтитров
- 7.1.3 Многочисленные придаточные предложения зачастую перегружают восприятие. Старайтесь заменять повторяющиеся придаточные другими оборотами.
Например, придаточные части предложений, начинающиеся со слова «который», можно заменить на причастный оборот ради сокращения субтитра или стилистического разнообразия:
- 7.1.4 Опускайте вводные слова и выражения, такие как and или so в начале предложения, а также в большинстве случаев actually, in fact, you know, I mean, и т.д.
- 7.1.5 Избегайте калек с английского. Например, слово «креативность» является калькой с английского. Есть замечательное слово «творчество».
- 7.1.6 Избегайте дословного перевода: идиом. Постарайтесь перевести или найти аналоги идиом по смыслу. Ссылки на словари в статье Полезные ресурсы; указательных местоимений this/these и that/those — их совершенно не обязательно всегда дословно переводить на русский язык; всех притяжательных местоимений. Это порождает чуждые русскому языку конструкции:
- идиом. Постарайтесь перевести или найти аналоги идиом по смыслу. Ссылки на словари в статье Полезные ресурсы;
- указательных местоимений this/these и that/those — их совершенно не обязательно всегда дословно переводить на русский язык;
- всех притяжательных местоимений. Это порождает чуждые русскому языку конструкции:
Оригинал:
He put his hands into his pockets. Дословный перевод:
Он положил свои руки в свои карманы. Допустимый вариант:
Он положил руки в карманы.
Оригинал:
Why do we and other animals have brains?
Дословный перевод:
Почему мы и животные имеем мозг?
Допустимый вариант:
Почему у нас и у животных есть мозг?
Оригинал:
There was another way to do this. And I did it!
Дословный перевод:
Был другой способ сделать это. И я сделал это!
Допустимый вариант:
Для этого был другой способ. И у меня получилось!
Хронометраж и синхронизация
- 7.2.1 В переводах к выступлениям TED и урокам TED-Ed, исходные субтитры к которым делаются профессионально, старайтесь без необходимости не менять разбивку и синхронизацию оригинала. Пользуйтесь лексическими средствами для сокращения (частей) предложений. Это не только значительно упрощает и ускоряет работу редакторов, но и сохраняет специальные технические зазоры между субтитрами, которые вручную воссоздать невозможно. (Эти зазоры предупреждают наложение субтитров друг на друга в некоторых программах просмотра, а также помогают читателям подсознательно уловить смену субтитра.)
- 7.2.2 Для выступлений с мероприятий TEDx исходные субтитры создаются волонтерами и могут даже быть опубликованы без утверждения. Поэтому там попадаются ошибки и бывает нарушена синхронизация, и ответственность за качество и совпадение русских субтитров с речью лежит полностью на стороне создателей русскоязычной версии. Любые замечания об ошибках в оригинале можно оставить в Group Notes или написать о них кому-нибудь из координаторов языка исходных субтитров.
- 7.2.3 Если в выступлении встречаются звучные, легко распознающиеся на слух имена собственные, такие как California, Coca Cola или John Smith, синхронизируйте их появление в переводе со временем их произношения на языке оригинала путем правильного размещения перевода по титрам: размещайте перевод имени собственного в том же титре, что и слово-оригинал. Для этого может потребоваться перефразировать предложение или выбрать подходящий вариант перевода других частей предложения. Подобное соответствие помогает восприятию выступления, для переводчика это условие перевода лучшего качества.
Конвертация мер длины и веса
- 7.3.1 Переводите единицы мер на понятные русскоязычному пользователю. Мили в километры, галлоны в литры, фунты в килограммы и т.д. Самый простой конвертер мер — Google введите в поисковый запрос для примера «125 miles to km».
- 7.3.2 Используйте знак градуса при обозначении температуры. Для ввода знака градуса наберите на цифровой клавиатуре Alt+0176. Например,
180 °C; 451 °F
Распространённые ошибки при переводе
Фразы с двойным отрицанием заменяются на аналогичные по смыслу и простые для понимания без отрицаний. Например
Бывает, что глагол английского языка «to be» не переводят, а заменяют знаком тире. Или знак тире употребляется там, где в нём нет никакой необходимости, т. вкладывают «смысл» в перевод предложения. Пожалуйста, соблюдайте меру в количестве.
Оформление заголовка и описания
- 9.2 Перечитайте полную версию перевода титров как сплошной текст. Это поможет проверить связь частей предложения, связь между предложениями и общее звучание выступления.
- 9.3 Eсли у вас больше не осталось и вы перечитали субтитры, смело жмите на ставшую активной кнопку , после чего подтвердите запрос на ревью .
Вернуться на главную
- § 165 «Три правила про вы» в «Ководстве» Артемия Лебедева.
- Статья «Как писать слова, связанные с интернетом?» на портале gramota.ru.
- Статья «Как переводить названия компаний» на ресурсе «Как?Просто!».
- Подробнее в полной статье «Ложные друзья переводчика» в Википедии.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой
Актуализация опорных знаний и мотивация
Цель: актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними
Формы работы: фронтальная, индивидуальная,
III. Открытие нового знания и формулирование темы урока
Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.
работа в паре
наглядный, исследовательский.
Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся
Применение новых знаний (первичное закрепление)
Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний
Самостоятельное применение знаний
Цель: посмотреть, как дети усвоили новый материал
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
индивидуальная и фронтальная
Игра «Школьники – дошкольники»
– Я сейчас буду рассказывать пришедшим гостям о том, какие у нас в классе дети – настоящие школьники! Только если я ошибусь, вы не молчите, возмущайтесь. Как можно возмущаться? Ну, например, топать ногами. Если говорю правильно – хлопайте, неправильно – топайте. Мои школьники, когда хотят ответить, поднимают руку. Когда слышат звонок на урок – прячутся под парты. Если слышат слово «внимание» – слушают внимательно. Мои ученики знают, что в школе важнее всего перемены. Мои ребята на уроке стараются громче шуметь. Мои школьники готовы начать урок.
-Я рада, что у большинства детей отличное настроение, и вы готовы к уроку.
Итак, сегодня у нас необычный урок, нам предстоит узнать некоторые интересные факты математики. И подняться вверх по
«Лесенке знаний» (лист самооценки)
справился испытал мне нужна
сам трудность помощь
1 6 1 4 3 1
– А сейчас вспомним то, что мы уже знаем. ЗНАЕМ
– Внимание на доску.
1 3 5 7 9
– Установите закономерность, и продолжи её на два числа.
– На доске и у вас на парте на листе с заданиями модель числового отрезка.
– Найдите место данных чисел на числовом отрезке и запишите их.
– Что вы можете сказать о получившемся ряде чисел? ( Все числа нечётные, увеличиваются на 2, расположены в порядке возрастания)
– Дополните числовой отрезок числами, ответив на вопросы. У доски работает___________
1слагаемое 6 , 2 слагаемое 2, найди сумму. (8)
Уменьшаемое 6 вычитаемое 4, найди разность. (2)
7 уменьшить на 3 (4)
Увеличьте 4 на 2 (6)
– Сколько цифр мы использовали в записи? (9)
Сколько всего цифр нам известно? (10)
Какую цифру не добавили? (0)
– Чем отличаются цифра от числа? (Цифры мы пишем. Числами обозначаем количество предметов)
– Кто знает, как называются эти цифры? (Предположения детей)
Цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9- это арабские цифры.
Современные цифры принято называть арабскими. Способ записи чисел несколькими знаками (10) был создан в Древней Индии. К нам в Европу индийские цифры попали благодаря арабам и по этому и называются – арабскими.
Мы – цифра
1 4 8 1 2 4 4 5
Работа по учебнику с. 30,№1.
Лена и Петя читают: кто-то из них журнал, а кто-то книгу. Петя не читает журнал. Кто читает книгу? (Петя)– В одной старой книжке Петя увидел рисунки. – Что вас удивило? Что интересного заметили?– Что могут означать записи под рисунками?– Как вы прочитали знаки под рисунками?– Что для этого надо сделать?(Чтобы их прочитать, надо сосчитать число предметов на рисунках)– Что такое цифра?(Цифра – знак для обозначения числа)– Эти знаки – цифры индейцев племени майя в Америке, древнего народа. Этими знаками записано число предметов на каждом рисунке. – Помогите Пете сосчитать предметы на рисунке и назвать эти цифры. – Таким образом, какой знак, какую цифру использовал народ майя для обозначения числа один? пять? девять?– А мы с вами такими же цифрами (значками) обозначаем числа?(Нет, мы используем другие цифры)– Значит, для одного и того же числа существуют разные цифры, знаки. – А вам интересно узнать какие?- Итак, тема нашего урока «Числа и цифры». Слайд № 2( Таблица с разными цифрами) Слайд № 3– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? (Предположения ребят)– А для чего нам это надо? Слайд № 4
(Значит, цель нашего урока – это познакомиться с неизвестными цифрами, научиться записывать с их помощью числа)
Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на веревке и только потом придумали для обозначения чисел значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными. (Обращение к таблице с разными цифрами) Слайд № 3- Все ли знаки- цифры на доске нам знакомы? (нет)
– Найдите незнакомые цифры.
– Кто знает, как они называются?
Это римские цифры. Оказывается одно и тоже число можно записывать разными цифрами: например, арабскими и римскими. Римская цифровая система одна из самых древних. Она возникла более 25 веков назад.
Исследовательская работа 1 5 7 1
( Предположения детей)
– Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. А как изобразить число 5?- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5палочек, стали изображать руку. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.
Чтение вывода с. 30 в оранжевой рамке.
Нам пора передохнуть, Слайд № 7 Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)Прочь прогоним лень и скуку,Разомнем сначала руки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз,резкими движениями одну руку опускать,другую поднимать)Покрутили головой,И усталость вся долой!Раз, два, три, четыре, пять,Шею надо разминать. (Вращение головой в одну и другую стороны)Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад. Потянулись, распрямились. Повторяем все подряд. (Наклоны вперед и назад)А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем. Мы колени разминаем,Наши ноги упражняем. (Приседания)А теперь ходьба на месте,Раз – два, раз – два, раз – два – три. (Ходьба на месте)Нам учиться интересно. Сядь за парту и замри. (Дети садятся за парты)
1 3 4 2 7
Моделирование из палочек римских чисел.
– Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1палочку справа. Какое число получилось?Две палочки. А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?
– А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз – X. – Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, какое число получилось?Две палочки?- А если поставить слева палочку получиться какое число?( На партах у детей строится ряд римских цифр, у учителя – на доске). Работа по учебнику. 31,№4 5 8 1
Запись римских чисел в тетрадь
(письмо римских чисел)
Задание. Запишите числа парами (арабскими и римскими)
Задание №7 ,с. (1,2ст) Запишите значение выражений римскими цифрами
(7 человек)Выполни сложение и вычитание записанные римскими цифрамиII + I = V + II = X – V = V – II =
Итак, что такое цифра? (Знак числа. С помощью цифр мы записываем числа
– Что делаем с помощью чисел? (считаем предметы, называем их порядок
– С какими цифрами вы сегодня познакомились?
– Как вы думаете, всё ли мы узнали о римских цифрах? (Нет)
В римской системе нумераций 7 цифр, а вот какие ещё цифры есть, мы узнаем позже.
Прочитайте предложение.
Мы живём в XXI веке и учимся во II классе.
Оцените свою деятельность на уроке в еженедельнике.
– Я произнесу некие утверждения, а вы закрасьте кружочки подходящим для вас цветом. -Я знаю, что такое римские цифры. -Я знаю, правила, по которым записываются римские цифры. -Я знаю, где используются римские цифры. -В самостоятельной работе у меня всё получилось. -Я доволен своей работой на уроке.
- Воронина О.В. Математика в исторических событиях. 1–4 класс: материалы к занятиям, Волгоград: Учитель, 2009.
- Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Математика, 1 класс. Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2009.
- Демидова Т.Е., Козлова В.А., Тонких А.П. Моя математика, учебник в трёх частях для 1 класса, часть 2. М., Баласс, 2012.
- Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта +, 2004.
Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие;
Повторяют правила поведения на уроке.
и продолжают ёё;
Работа в тетради
числовым отрезком.
называют отличие числа от цифры.
Учащиеся высказывают свои предположения
арабских цифрах.
Учащиеся заполняют лист самооценки.
Подводящий диалог.
Под руководством учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя определяют цели урока.
Учитель знакомит детей с некоторыми историческими сведениями.
Учащиеся находят незнакомые цифры
Учащиеся с помощью рук показывают римские числа
Учащиеся проводят упражнения на разные группы мышц.
Практическая работа.
Индивидуальная работа.
Работа на доске.
Учащиеся выполняют письменную работу.
Взаимопроверка в парах
Сведения на опережение
Учащиеся делают самооценку в еженедельнике
1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, словарей;
2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3)формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5)формируем умение устанавливать аналогии;
6)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
7)формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
8)формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
1)формируем умение слушать и понимать речь других;
2)формируем умение вести диалог, высказывать свою точку зрения;
3)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
4)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
5)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;
6) формируем умение контролировать действия друг друга, сотрудничать с учителем
7)формируем умение работать в группе (в паре)
1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
2)формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
3)формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;
4)формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
4)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
5)формируем умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Конспект урока по математике «Римские цифры» (3 класс)
Образовательные -создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, на умение разрешать возникшие проблемы. Развивающие – способствовать развитию математической речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы; – развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности. Воспитательные – воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
1Эмоциональный настрой на урок.
Математическая разминка.
Арифметический диктант.
А) Назовите число, которое находится между числами 879 и 881.
Д) К 8 сотням прибавьте 4 единицы.
Е) К числу, состоящему из 7 сотен 8 десятков и 7 единиц прибавьте 13.
(880, 790, 239, 241, 989, 804, 800)
-Достаточно хорошо знаете нумерацию арабских чисел.
Создание проблемной ситуации.
– Ребята, посмотрите на фотографию. (Слайд 1)
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
-Знаком ли вам этот памятник?
Сгибнева Юля: Памятник Петру первому в С. -Петербурге знаменитого итальянского скульптора Фальконе.
Давайте прочитаем надпись на памятнике: (Слайд 2)
( Петру первому – Екатерина вторая
– Почему не можем прочитать надпись в последней строке? В чем возникло затруднение?
( Не знаем, что обозначают знаки последней строки
Исследование проблемы.
– Присмотритесь внимательно к надписи, нет ли знакомых знаков?
(Д: Две палочки – 2, три крестика -30. Это римские цифры
– Почему они так называются?
(Д: Они возникли очень давно 2500 лет назад в Древнем Риме
-Какая тема сегодняшнего урока?
-Цели урока поможет определить следующая работа:
Отделение знания от незнания.
Знаю некоторые римские цифры
Знаю все римские цифры
Умею читать римские числа
Умею записывать римские числа
Умею выполнять арифметические действия с римскими числами
-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия, узнаем где ещё встречаются римские числа, кроме математики.
Работа над темой урока.
Чтобы решить поставленные задачи, отправимся в Древний Рим (слайд 3) -Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)
-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу. ( слайд 4)
Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами, правилами чтения и записи чисел.
-Чтение, проверка вопросов
Найти правила чтения и записи римских чисел
Подумать, как заполнить таблицу римскими числами. (слайд 6)
Если вы считаете, что вам удалась работа в паре, возьмитесь за руки
Эта таблица останется у вас в «помогалочке», впоследствии вы можете воспользоваться этой памяткой при записи и чтении римских чисел
Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?
На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?
Как же записывать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?
Римляне договорились: Больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!
Цифры 6, 7, 8 тоже основаны на арифметическом действии – «сложении», приписывание палочек справа. Итак:
Если меньшая цифра стоит слева от большей, то ее нужно вычитать,
Если меньшая цифра стоит справа от большей, то ее нужно прибавлять.
А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками. Записываются они так: первая как обычно V, а вторая перевернутая вниз /. Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.
Итак, мы выяснили, в основу написания цифр легла рука – пятерня. Читать числа нужно слева направо.
– Какие правила образования римских чисел вы узнали?
-Какие римские числа вы можете записать в таблицу?
– Число «5» на ладошке.
-О других римских цифрах узнаете в учебнике на с
– А теперь отправимся на экскурсию по Риму.
-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ(сдайд 7)
-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора.
-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.
-Чтобы узнать её размеры, решим задачу. (слайд 8)
Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.
Узнай высоту всей колонны.
(Дети записывают: 5+30+3=38 (м)
Ответ записать римскими цифрами: высота колонны 38 м. (XXXVIII)
-Продолжаем нашу экскурсию. ( Слайд 9) Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей.
– Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.
-Прочитайте задачу №2. (слайд 10)
Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?
(Дети записывают: 80-72=8 (л. ) Проверка
Ответ: Колизей строили 8 лет
-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)
-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.
Задание №3(слайд 11)
Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.
Запиши эти числа римскими цифрами в порядке возрастания. : L LXXXV LIII
(Дети пишут: L, LIII, LXXXV) Проверка
-На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс. Но о достопримечательностях древнего Рима вы можете узнать и сами из дополнительных источников.
Решение проблемы.
У: Как выдумаете, мы сможем прочитать надпись на памятнике?( карточки на парте)
Д: M+D+C+C+L+X+X+X+I+I= 1000+500+100+100+50+10+10+10+1+1=1782г.
У: Молодцы! Это год, когда памятник был установлен.
-Давайте подумаем, где в современной жизни используются римские цифры. – Для обозначения глав книг или томов в собраниях сочинений писателей;
– на циферблате часов; Вам знакомы часы с курантами на Спасской башне Кремля, которые оповещают всю страну о наступлении Нового года? (слайд 12)
– Дома подумаете о применении римских цифр, можно принести примеры в класс, создадим выставку применения римских цифр в современном мире. Итоговая рефлексия.
Вернёмся к табличке «Знаю – не знаю». Какие минусы превратятся в + ?
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме “Римские цифры”»
Скрипченко Татьяна
Конспект урока математики в 3 классе «Римские цифры»
Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с понятием «Римские цифры».
Учащиеся научатся: читать, записывать, сравнивать римские цифры.
Учащиеся получат возможность научиться: применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Результаты: Познавательные УУД:
-формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
-формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
-формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
-формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-формируем умение слушать и понимать речь других;
-формируем умение вести диалог, высказывать свою точку зрения;
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
-формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;
-формируем умение контролировать действия друг друга, сотрудничать с учителем
-формируем умение работать в группе (в паре)
-формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
-формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;
-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Технологии:проблемно-поисковый, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология оценивания учебных успехов.
Оборудование для учителя: компьютер, презентация, карточки с римскими и арабскими числами буклеты, карточки с письмами
Оборудование для учащихся: счётные палочки, персональный ноутбук по кол-ву учащихся