- познакомить с отрезком натурального ряда чисел от 1 до 9;
- ввести понятие «однозначные числа»;
- развивать внимание, логическое мышление;
- воспитывать умение работать в паре.
Оборудование:
у каждого ребенка на парте микрокалькулятор, карточка с цифрой красного или синего цвета.
«Математика» в двух частях Н. Б. Истомина 1 класс.
«Математика» в двух частях Н. Б. Истомина, З. Б. Редько 1 класс.
Изучение нового материала.
«Число и цифра 2. Простейшие рассуждения. Варианты выбора».
Научить первоклассников распознавать и писать цифру 2, приобрести опыт логических рассуждений, опираясь на предметную наглядность, совершенствовать навыки счета.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха /неуспеха в учебной деятельности.
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формировать коммуникативные навыки учащихся: умение работать в мини-коллективе, при этом прислушиваться к мнению каждого ученика.
3) способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
4) способствовать развитию индивидуальных особенностей учащихся (работа с детьми с повышенной мотивацией и готовностью к обучению).
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по совместно составленному с учителем плану;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Воспитывать сдержанность, интерес к учению, интерес к математике.
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составлять алгоритм под руководством учителя;
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
- продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
- помогать выделять и формулировать познавательную цель;
Способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез) для решения проблемных ситуаций, внимания, памяти, воображения,
- слушать и понимать речь других; выражать свои мысли, вступать в диалог.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов; планировать учебного сотрудничества.
- Способствовать развитию способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Развивать умение распознавать цифру 2 в знаковой среде (цифры, буквы, символы);
- Учить правильно писать цифру 2 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 7);
- Развивать математическую речь через логические рассуждения, опираясь на предметную наглядность;
- Совершенствовать навыки счета.
Число и цифра 4. Анализ рисунка.
– познакомить с числом и цифрой 4,
– учить писать цифру 4, рассмотреть состав числа 4;
– совершенствовать умение сравнивать предметы;
– совершенствовать навыки счета;
– развивать правильную математическую речь;
– развивать логическое мышление;
– воспитание доброго отношения друг другу, выслушивать ответы учеников, не перебивать своих друзей по классу.
– В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор как поступить.
– Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
– Проговаривать последовательность действий на уроке.
– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке,
- определять состав числа 4, соотносить число и цифру 4,
- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения,
- оценивать себя, границы своего знания и незнания,
- работать в паре, оценивать товарища.
компьютер с программой Rower Point, экран, демонстрационные карточки).
- Этап мотивации к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов,
Слушать следующий урок.
– Сегодня у нас урок для самых веселых, самых сообразительных, самых находчивых. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями, надо быть очень внимательным, активным. Тому, кто правильно и быстро будет выполнять задания, я буду давать отличительный знак – жетон.
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
– На прошлом уроке мы учились разгадывать загадки и ребусы.
1) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
– Как вы догадались? Сколько у бабочки крыльев? Как они расположены?
2) Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет.
– Назовите их.
3) Два мяча у Ани
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь?
– Как вы узнали? Где еще можно встретить число 4?
У стола 4 ножки,
И у шкафа, и у кошки, –
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала.
Молодцы!
2. С р а в н е н и е предметов. Счет. Поиск «лишнего».
а) с. 29, № 58. Разбор по заданию.
б) № 60
(нужно вынести картинки на экран). Слайд 1
Посчитайте число животных.
Кто «лишний», по какому признаку?
Лиса – по цвету, и еще она – дикое животное, а остальные – белые и домашние.
III. Этап выявления места и причины затруднения
1. С о с т а в ч и с л а 4.
Н а экране (слайд 2)
Посчитайте число кругов в каждой строчке.
Что будем делать сегодня?
Разбирать все о числе, цифре 4
(материал на с. 29).
Число 4 обозначают цифрой 4.
(Учитель выставляет карточку.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте)
Крылья пестрые мелькают:
В поле бабочки летают.
1, 2, 3, 4,
(Взмахи руками, покружиться)
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Ц и ф р а 4.
С помощью цифры 7 и 4 можно записать разные числа: 47, 74. Что надо нам еще сегодня сделать?
Научиться писать цифру 4.
1) разбор печатной и прописной цифры (образцы на доске);
2) анализ элементов: две наклонных и одна горизонтальная линия.
3) написание учителем в большой клетке на доске с комментированием).
Начинаем немного правее середины верхней стороны. Ведем наклонную линию вниз. Чуть ниже середины клетки, без отрыва, пишем горизонтальную прямую, чуть-чуть не доводя до правой стороны.
Отрываем руку. Другой элемент начинаем писать чуть ниже верхнего угла и ведем наклонную линию до нижней стороны клетки.
4) Письмо в воздухе.
5) Разбор возможных ошибок.
2. З а р я д к а д л я г л а з.
V. Этап реализации построенного проекта
П и с ь м о ц и ф р ы 4 в тетрадях. Учитель подходит к детям, дает советы.
V. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
С. 29, № 61. Разбор по заданию.
1 – большая шляпа.
4 – синие шляпы.
7 – это кепки.
Сколько всего головных уборов?
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
– Что нового узнали? Чему научились? Зачем это нужно?
Что было трудно?
и оцените себя.
Тип урока:
изучение нового материала.
Этапы урока.
Содержание.
Примечания.
– Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?
– Какое число
первое?
– Какое число последнее?
– Какое число стоит за числом один?
– Назовите число, следующее за числом четыре.
– Назовите соседей числа пять; два.
Игра на внимание.
– Закройте глазки.
Учитель убирает карточку с любой цифрой.
– Откройте глазки. Какая цифра спряталась?
– Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Незнайка.
У него большая просьба к вам помочь ему решить
некоторые задачи. Поможем?
– Давайте посмотрим, что у него в конверте.
(Конверт подписан для учеников 1 класса школы №2)
Учитель достаёт карточки с весёлыми задачами.
Дима слив в саду нарвал
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну – Лене, одну- Саше.
Две осталось у него.
Сколько было слив всего?
У Алёнки – день рожденья!
Гости за столом сидят.
Правильно чтобы торт разрезать,
Считает Лена всех подряд:
Я и папа с мамой,
Катя со Светланой,
Бабушка и Оля,
Кареглазый Коля.
– На сколько частей должна разрезать торт Лена?
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё одно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки
Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети!
– Молодцы, ребята! Справились с задачами,
помогли Незнайке.Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.
Из конверта учитель или один из
учеников достаёт карточку с загадками.– Отгадайте о ком или о чём идёт речь.
Один костёр весь мир согревает.(Солнце)
– Что объединяет все эти загадки?
– Какое число есть в каждой загадке?
– А бывает два солнца, две луны?
– Число один – это тема сегодняшнего урока.
– Посмотрите вокруг себя, назовите предметы,
которые находятся в количестве одного.– А что
лично у вас связано с числом один?– Как можно показать число один?
Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.
– Число один показать можно по-разному. Кто–то
сказал, что можно показать одну палочку – это
похоже на римскую цифру один.Учитель показывает карточку с цифрой и
вывешивает на доску.– Такую цифру можно встретить в книгах для
обозначения глав ( продемонстрировать книгу). В
жизни чаще используют арабскую цифру один.Вывесить карточку на доску.
– Где вы видели такое обозначение?
Учитель демонстрирует монеты.
– Что можно купить на одну копейку?
– А на рубль?
Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.
– Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и
послушайте, как её описал поэт Г. Виеру:Похожа единица на крючок,
А может ,на обломанный сучок.
– А вот как пишет о цифре один С. Я. Маршак:
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
– Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить
цифру один с помощью ниточки.– А теперь выложим из палочек.
– В воздухе попробуем написать эту цифру.
Чтобы у нас получились красивые
цифры, которые мы покажем Незнайке, нам нужно
размять пальчикиПальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.
(Различные движения ладонями)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с
большого)– Из середины клетки
проведём наклонную прямую в правый верхний угол
и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки
ровно в середину также наклонную прямую.При следующем показе учитель даёт более
краткое комментирование, которое легче
запомнить детям.– Из серединки в уголок и с наклоном ножка.
Можно попросить детей самим проверить свою
работу и подчеркнуть самые красивые цифры.Также можно предложить детям нарисовать один
предмет.Учитель объясняет
задание.– Закрасьте цветными карандашами предмет,
который составлен из нарисованных вверху
геометрических фигур.– Проверим. Покажите свои рисунки.
– Что же вы разукрасили? (Скворечник)
– С каким числом
познакомились?– Какой цифрой оно обозначается?
– Где можно встретить такую цифру?
– Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то
есть.Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.
– И один в поле воин.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.
– Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас
зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в
которой мы живём.По каждому из вас судят о вашей семье, школе и
всём обществе в целом.Спасибо.
Урок окончен.Учитель: – Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И считать и отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.У. – А сейчас посмотрите, пожалуйста, на меня. Поприветствуем друг друга.
Скажем «здравствуйте» руками (помахали руками)
Скажем «здравствуйте» глазами (поморгали)
Скажем (хором произносят) «здравствуйте» мы ртом,
Станет весело кругом.2. Образование отрезка натурального ряда чисел от 1 до 9.
У. – Посмотрите, пожалуйста, на доску и попробуйте определить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, какая его цель.
(На доске запись «Однозначные числа»)
– По окончании урока мы узнаем, правильно ли вы определили его цель.
– А сейчас посмотрите, пожалуйста, на ночное небо на доске. Что мы видим?
– Туча закрыла почти все звезды. Сколько звездочек мы видим?
– Какой цифрой обозначается это число?
– Нажмите кнопку с этой цифрой на калькуляторе.
(1 ученик выходит к доске и выставляет цифру)
(Открывается еще одна звезда)
– Ветер подул и сдвинул тучку. Сколько сейчас звезд на небе?
– Какой цифрой обозначим это число, покажите на калькуляторе.
– Кто обратил внимание на то, как появлялись звездочки на небе?
Д. – Сначала одна, потом еще одна.
У. – Сколько получилось?
– А как стало 4 звездочки? 5?
– Перед вами ряд чисел, его называют числовой ряд. Назовите числа от 1 до 9; от 9 до1.
– Назовите число, следующее за числом 4, т.е. которое мы называем после числа 4.
– Какое число предшествует числу 7, т.е. число, которое мы называем перед числом 7.
– Я называю число, а вы на калькуляторе откладываете последующее число, т.е. число которое идет за этим числом. Число 2.
– Назовите «соседей» числа 8.
– Какое из них является последующим, а какое предыдущим?
– А сейчас поиграем в нашу любимую игру на внимание.
(Учитель меняет цифры местами, дети отгадывают, какие)
3. Введение понятия «однозначные числа»
– Может ли кто-нибудь из вас, глядя на доску объяснить, почему именно по 9 человек составляли у нас числовой ряд?
(Ответы детей. Если произнесут термин «однозначные числа», то учитель говорит:
– А мы это сейчас проверим.
Если термина не прозвучит, то учитель скажет:
– Попробуем ответить на этот вопрос)
– Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сколько числовых рядов вы видите?
4 5 6 7 8 10– Из каких линий состоят цифры?
– Назовите лишние цифры, по какому признаку они лишние?
(Дети могут сказать, что лишняя цифра 2 – по цвету, цифра 3 – по наклону, число 10)
– Почему вы считаете число 10 лишним?
Дети: – Потому что состоит из двух цифр.
– Действительно, мы будем говорить об однозначных числах, то есть о числах, обозначающих количество предметов от 1 до 9, которое можем записать одним знаком, одной цифрой.
а) Работа по учебнику.
– Прежде, чем продолжим работу, отгадайте загадку.
Шесть ног без копыт, летит-жужжит, упадет – землю роет.
98. Посчитай жуков. Запиши цифрами числа, которые ты называешь.
Проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Для этой работы открыли рабочие тетради. Нашли запись сегодняшнего числа. Из каких цифр оно состоит?
– Нашли точку, начали выполнять задание.
(1 ученик у доски)
– Поменяйтесь с соседом тетрадкой, и проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание.
– Как назвать эти числа одним словом?
– Давайте также внимательно отнесемся к следующему заданию. На доске вы видите рисунок, на котором помещен ряд стручков гороха.
Ответьте на вопрос, что изменяется?
– Назови число горошин в 1 стручке; во втором последовательно (и т.д.)
(На доске учитель выполняет запись:
1
1 2
1 2 3
1 2 3 4 и т. д.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 )– Что обозначает каждое число в отдельном ряду?
Д.: – Количество горошин
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно, (Дети кладут голову на парту, закрывают глаза)
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла. ( Подняли головы)(Работа в паре)
– А сейчас предметы исчезли, и остались лишь записи, содержащие ряды чисел. Выберите ряд чисел, которым можно пользоваться при счете. Посоветуйтесь в паре.
– Почему не выбрали а)? б)? г)?
б) Работа в тетради на печатной основе (рабочая тетрадь входит в комплект)
– А теперь переходим к работе в тетрадях на печатной основе, но сначала отгадайте загадку.
Шубка – иголки, свернется он – колкий, рукой не возьмешь. Кто это?
Найдите ежиков в номере 24.
– Кому трудно справится, может посоветоваться с соседом по парте.
(Когда дети выполнять работу с 4 ежиком, учитель обращает их внимание на доску)
– Какого из этих ежиков вы изобразили?
– Пусть и в ваших тетрадях не будет ежа, который занял не свое место.
(Самостоятельно работают с пятым ежиком)
– У кого последний еж обзавелся 9 колючками?
– Чей ежик, стоящий в конце имеет 7 иголок?
– Прочитайте ряд чисел на доске.
– Как называется такой ряд?
– Когда мы пользуемся числовым рядом?
– Как получается каждое следующее число?
– Как называются числа, в записях которых используется 1знак, 1 цифра?
– Какова была цель нашего урока?
– Кто смог определить ее правильно?
(Работа в дневниках, отмечают уровень своей работы)
– На этом наш урок окончен. Попрощаемся с нашими гостями.
– С математикой простимся, и на чтенье очутимся
Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям.
ТЕМА: Числа и цифры. Римские цифры. 1-й класс
познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.
сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщить, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, память; развивать математическую речь и познавательную активность.
воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
урок открытия нового знания
Карточки с заданиями, таблицы с арабскими и римскими цифрами, мультимедийный проектор, экран, презентация
1. Самоопределение к деятельности
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Пожелаю всем удачи!
За работу в добрый час!
Всё получится у нас!– Хочется, чтобы вы были внимательными и постарались сами открыть секреты математики.
– Укажите шкалу самооценки, как вы планируете работать на уроке.
(Зелёный – хорошо, жёлтый – были трудности, но справились, красный – не очень.)2. Актуализация опорных знаний и мотивация
1. Загадка (на экране):
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу.
Белы дома.– По каким признакам узнали зиму? (
Лежит снег, похолодало.– Сколько признаков назвали? Как получили число? (
как получить любое число? (На слайде – зима
2. Устные вычисления в пределе 10 (несколько учеников работают на карточках):
Послушайте меня внимательно и ответьте на мой вопросы:По снегу бегают Володя, Зина, Алёша, а за ними Лена, Катенька и Гена, а потом ещё Игнат.
– Сколько девочек?
– Сколько во дворе ребят?
(Появление числового отрезка)
– Назовите наименьшее число
, его соседей.– Последующее для числа 4
– Дополните каждое число до 10
– Составьте числовые выражения с этими числами (
3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3
Отличие цифры от числа:– Какие цифры понадобятся для записи этих выражений?
– Что делаем с помощью чисел (считаем предметы, называем их порядок)
– Что такое цифра (знак числа)
4. Нахождение цифр, известных детям: (запись известных цифр на магнитных досках):
– Назовите числа в порядке возрастания
. ( Ученик на доске указкой показывает на числа, они по щелчку исчезают)
Что происходит с каждым последующим числом? (увеличивается на 1), а с предыдущим (уменьшается на 1)?3. Постановка учебной цели
Работа в группах
– Подумайте, что могут означать записи под рисунками?
Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу
– Какова же сегодня тема урока? (
Цифры и числа.
4. Открытие детьми нового знания
– Что такое цифра? (
Цифра – знак для обозначения числа.
Текст в оранжевой рамке
Эти знаки являются цифрами древнего народа майя.
Найдём эти цифры на снежинках.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(Познакомимся с неизвестными цифрами, будем записывать с их помощью числа)
– Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на верёвке и только потом придумали значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.
– В мире много народов и многие записывают цифры по – своему, сейчас мы окажемся в древнем мире и увидим, как люди начинали считать.
Слайды 8 и 9– Ответьте на вопрос, какой нумерацией мы пользуемся сейчас? (
– Всегда ли люди пользовались этими числами? Из какой страны и когда они к нам пришли? А хотите узнать?
– Арабская нумерация. Это самая распространенная на сегодняшний день нумерация, которой мы пользуемся в настоящее время.
– Чтобы получить число, мы пересчитаем точки, количество точек запишем цифрой.
(По щелчку) Появляются римские цифры.
– А это, что за цифры?
Сколько знаков используют при записи этих цифр?
Откуда к нам пришли эти знаки: I, V, X?
– Кто их распространил по всему миру?
– Где мы встречаем римские цифры?
– Что они обозначают?
– Так какие цифры ешё остались?
– Дополним тему урока.
– При помощи рук показать римские цифры I, II, III, V, X
– С помощью левой ноги в воздухе написать I, II, III, V, X, XX, эти же цифры прописать в воздухе правой ногой.6. Первичное закрепление
- Назвать римские цифры с помощью модели числа.
- Запись римских цифр на магнитной доске
- Обозначение числа предметов разными цифрами (
С.31 №6) ,интерактивная доска- Ответы на вопросы:
– Что ты можешь рассказать о числах? (
С помощью чисел мы называем количество предметов и называем предметы по порядку– Что такое цифра? (
Знак числа. С помощью цифр мы записываем числа7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Расставьте римские и арабские цифры на числовом отрезке
(Проверка – самоконтроль: слайд на экране.)
8. Моделирование римских цифр с помощью палочек:
I, II, III
– Как при помощи двух палочек получить число 5, 10? (V, X)
IX. Рефлексия деятельности. Слайд 19
– В дневнике отметьте
– Расскажите дома, что интересного вы узнали на уроке.
– Молодцы! Мне было приятно с вами работать!
– Урок окончен!
- Математика в исторических событиях. 1–4 класс: материалы к занятиям, Волгоград: Учитель, 2009.
- Демидова Т. Е., Козлова В. А., Тонких А. П.
Математика, 1 класс. Методические рекомендации для учителя, М., Баласс, 2009.- Демидова Т. Е., Козлова В. А., Тонких А. П.
Моя математика, учебник в трёх частях для 1 класса, часть 2. М., Баласс, 2009.- Энциклопедия для детей. Математика. Том 11. – М.: Аванта +, 2004.
Образовательные
: Учить записывать и называть круглые двузначные
числа. Продолжить работу по совершенствованию вычислительных навыков в
пределах десятка. Закреплять знания состава числа 10.
Развивающие
: развивать логическое мышление, наглядно-образное
мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Развивать познавательных
способностей учащихся.
Воспитательные
: воспитывать дисциплинированность, понимание и
выполнение инструкций учителя при работе с учебным материалом.Учебно-методическое обеспечение:
Математика. 1 класс. Н. Б. Истомина,
авторский медиапродукт: наглядная презентация учебного материала (5 слайдов
).
Раздаточный материал: карточки для устного счета, карточки с самостоятельной
работой для первичного закрепления.
– Ребята, Незнайка прислал вам телеграмму, в которой дает вам совет.
(Текст телеграммы читает ученик.)
Вам, ребята, дам совет,Учиться счету, смысла нет.
Есть компьютер, интернет,
Там найдешь любой совет.
– Ребята, полезный ли совет дал вам Незнайка? (Ответы детей.)
– Очень хорошо, ребята, что вам не пригодился совет Незнайки и что вы
понимаете, необходимость знаний.
Приложение 1
, Слайд 1
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Если вы правильно найдете
значение выражений, которые вы видите на экране, то узнаете вид транспорта, на
котором мы отправимся в путешествие. Сначала надо найти все значения разности, а
затем все значения суммы.
Открывается изображение ракеты.
(Устные ответы детей: счет в пределах десятка.)
– Итак, мы отправляемся на ракете в космическое путешествие.
– Название планеты, на которую мы полетим зашифровано. Чтобы его
расшифровать, надо найти значение равенств и записать ответы в порядке
возрастания. Работаем в карточках, которые лежат у вас на партах.
Ученики выполняют задания в индивидуальных карточках № 1.
(Один ученик зачитывает название планеты Десяток. На слайде 2 появляется
название планеты.)
– Ребята, вы большие молодцы! Мы можем отправиться в путь. Первый ряд полетит
на красной ракете. Второй – на желтой, а третий – на зеленой ракете. Как вы
думаете, какой ряд первым прилетит на планету Десяток, если красная ракета
стартовала раньше желтой, а зеленая позже красной, но раньше желтой.
– Ракеты прилетают в правильной последовательности на планету.
– Молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть, сделаем зарядку для глаз.
– Ребята, а что вы знаете о десятке, с точки зрения математики?
– это десять предметов;
– десяток можно записать числом 10;
– число 10 наименьшее двузначное число;
– состав числа 10.)
На доске изображение 5 улиц планеты.
– Ребята, на планете Десяток, на каждой улице стоит ровно по десятку домов.
Учитель приглашает одного ученика к доске и просит его записать числом
количество домов на двух улицах, на трех улицах планеты. Если ученик справляется
с задачей, учитель просит объяснить, что обозначает каждая цифра в записи числа.
Ученик:
Не могу объяснить. Возникает затруднение.
– Ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите число. Используя буквенную
запись, обозначим количество домов на улицах планеты Десяток, а затем напротив,
запишем число, которое обозначает это количество. (к доске последовательно
выходят ученики)
– Сколько домиков на трех улицах
3 дес. = 30
– Сколько домиков на четырех улицах
4 дес. = 40
– Сколько домиков на трех улицах
5 дес. = 50
– Внимательно, рассмотрите нашу запись, какую закономерность вы заметили?
– Изменяется только первая цифра в числе. Изменяется количество десятков.
– Какой вывод можем сделать?
– Первая цифра показывает количество десятков.
– А что же показывает вторая цифра?
– Ребята, веселые человечки с планеты Десяток подготовили для вас интересные
и непростые задания. Если мы справимся с ними, то сможем вернуться на Землю.
(Выполняются движения под космическую музыку)
– Откройте учебники на стр. 37. Прочитаем задание в № 295.
Наблюдаем за названиями круглых двузначных чисел. Работа над этимологией
приставки – «дцать».
Устно № 296, № 295.
– Ребята, мы с вами называли круглые двузначные числа, находили сходства и
различия между двузначными числами. А, что еще мы можем делать с двузначными
числами? (Вычитать и складывать)
Работа в т.п.о. стр. 43 № 93 (с комментированием).
№ 301 работа у доски.
– Ребята, нам предстоит пройти последнее испытание. Пройдя его мы попадем в
космопорт и вернемся на Землю. Посмотрите на карточку № 2 ( Приложение
2
). На ней два маршрута, посчитайте и подумайте, какой из них
правильный. Рядом с правильным маршрутом поставьте плюсик.
– А сейчас, проверим свою работу. Будьте внимательны, стрелочки правильного
направления изменят свой цвет.
– Молодцы, поздравляю вас с возвращением на Землю.
– Вам понравилось путешествие?
– У кого задания веселых человечков вызвали затруднения?
– Какие знания мы приобрели за время нашего путешествия?
– Ребята, а кто из вас догадывается, почему мы сегодня отправились именно в
космическое путешествие?
(Если дети затрудняются ответить, учитель сам сообщает им сведения о Дне
космонавтики.)
– 12 апреля Россия отмечает День космонавтики – в этот день в 1961 году на
корабле “Восток” стартовал первый космонавт планеты Юрий Гагарин. В этом году 12
апреля исполняется ровно 50 лет со дня первого полета человека в космос.
Ребята, а сколько десятков лет назад Гагарин совершил свой полет?
– Вижу, что урок цели достиг, и вы усвоили новый материал.
– Всем большое спасибо за работу на уроке.
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель: – Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И считать и отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
У. – А сейчас посмотрите, пожалуйста, на меня. Поприветствуем друг друга.
Скажем «здравствуйте» руками (помахали руками)
Скажем «здравствуйте» глазами (поморгали)
Скажем (хором произносят) «здравствуйте» мы ртом,
Станет весело кругом.
2. Образование отрезка натурального ряда чисел от 1 до 9.
У. – Посмотрите, пожалуйста, на доску и попробуйте определить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, какая его цель.
(На доске запись «Однозначные числа»)
– По окончании урока мы узнаем, правильно ли вы определили его цель.
– А сейчас посмотрите, пожалуйста, на ночное небо на доске. Что мы видим?
– Туча закрыла почти все звезды. Сколько звездочек мы видим?
– Какой цифрой обозначается это число?
– Нажмите кнопку с этой цифрой на калькуляторе.
(1 ученик выходит к доске и выставляет цифру)
(Открывается еще одна звезда)
– Ветер подул и сдвинул тучку. Сколько сейчас звезд на небе?
– Какой цифрой обозначим это число, покажите на калькуляторе.
(и т.д.)
– Кто обратил внимание на то, как появлялись звездочки на небе?
Д. – Сначала одна, потом еще одна.
У. – Сколько получилось?
– А как стало 4 звездочки? 5?
– Перед вами ряд чисел, его называют числовой ряд. Назовите числа от 1 до 9; от 9 до1.
– Назовите число, следующее за числом 4, т.е. которое мы называем после числа 4.
– Какое число предшествует числу 7, т.е. число, которое мы называем перед числом 7.
– Я называю число, а вы на калькуляторе откладываете последующее число, т.е. число которое идет за этим числом. Число 2.
– Назовите «соседей» числа 8.
– Какое из них является последующим, а какое предыдущим?
– А сейчас поиграем в нашу любимую игру на внимание.
(Учитель меняет цифры местами, дети отгадывают, какие)
Физминутка.
3. Введение понятия «однозначные числа»
– Может ли кто-нибудь из вас, глядя на доску объяснить, почему именно по 9 человек составляли у нас числовой ряд?
(Ответы детей. Если произнесут термин «однозначные числа», то учитель говорит:
– А мы это сейчас проверим.
Если термина не прозвучит, то учитель скажет:
– Попробуем ответить на этот вопрос)
– Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сколько числовых рядов вы видите?
3 4 5 6 7 8 10
– Из каких линий состоят цифры?
– Назовите лишние цифры, по какому признаку они лишние?
(Дети могут сказать, что лишняя цифра 2 – по цвету, цифра 3 – по наклону, число 10)
– Почему вы считаете число 10 лишним?
Дети: – Потому что состоит из двух цифр.
– Действительно, мы будем говорить об однозначных числах, то есть о числах, обозначающих количество предметов от 1 до 9, которое можем записать одним знаком, одной цифрой.
4. Закрепление.
а) Работа по учебнику.
– Прежде, чем продолжим работу, отгадайте загадку.
Шесть ног без копыт, летит-жужжит, упадет – землю роет.
98. Посчитай жуков. Запиши цифрами числа, которые ты называешь.
Проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Для этой работы открыли рабочие тетради. Нашли запись сегодняшнего числа. Из каких цифр оно состоит?
– Нашли точку, начали выполнять задание.
(1 ученик у доски)
– Поменяйтесь с соседом тетрадкой, и проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание.
– Как назвать эти числа одним словом?
– Давайте также внимательно отнесемся к следующему заданию. На доске вы видите рисунок, на котором помещен ряд стручков гороха.
Ответьте на вопрос, что изменяется?
– Назови число горошин в 1 стручке; во втором последовательно (и т.д.)
(На доске учитель выполняет запись:
1
1 2
1 2 3
1 2 3 4 и т. д.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 )
– Что обозначает каждое число в отдельном ряду?
Д.: – Количество горошин
Физминутка.
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно, (Дети кладут голову на парту, закрывают глаза)
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла. ( Подняли головы)
(Работа в паре)
– А сейчас предметы исчезли, и остались лишь записи, содержащие ряды чисел. Выберите ряд чисел, которым можно пользоваться при счете. Посоветуйтесь в паре.
– Почему не выбрали а)? б)? г)?
б) Работа в тетради на печатной основе (рабочая тетрадь входит в комплект)
– А теперь переходим к работе в тетрадях на печатной основе, но сначала отгадайте загадку.
Шубка – иголки, свернется он – колкий, рукой не возьмешь. Кто это?
Найдите ежиков в номере 24.
– Кому трудно справится, может посоветоваться с соседом по парте.
(Когда дети выполнять работу с 4 ежиком, учитель обращает их внимание на доску)
– Какого из этих ежиков вы изобразили?
– Пусть и в ваших тетрадях не будет ежа, который занял не свое место.
(Самостоятельно работают с пятым ежиком)
– У кого последний еж обзавелся 9 колючками?
– Чей ежик, стоящий в конце имеет 7 иголок?
5. Итог.
– Прочитайте ряд чисел на доске.
– Как называется такой ряд?
– Когда мы пользуемся числовым рядом?
– Как получается каждое следующее число?
– Как называются числа, в записях которых используется 1знак, 1 цифра?
– Какова была цель нашего урока?
– Кто смог определить ее правильно?
(Работа в дневниках, отмечают уровень своей работы)
– На этом наш урок окончен. Попрощаемся с нашими гостями.
– С математикой простимся, и на чтенье очутимся
Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям.
Открытый урок математики в 1-м классе (программа Н. Истоминой, УМК “Гармония) по теме “Однозначные числа”
- познакомить с отрезком натурального ряда чисел от 1 до 9;
- ввести понятие «однозначные числа»;
- развивать внимание, логическое мышление;
- воспитывать умение работать в паре.
у каждого ребенка на парте микрокалькулятор, карточка с цифрой красного или синего цвета.
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 611 086 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 22.12.2021 25
- DOCX 15.3 кбайт
- 0 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Фильчанова Алла Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Автор материала
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей
Время чтения: 1 минута
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Число 1 – это первое число натурального ряда чисел, которое обозначает количество предметов равное одному.
Цифра – это значок для обозначения количества предметов.
Число; цифра; количество предметов; счет предметов.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. пособие для общеобразовательных организаций. Просвещение, 2017.
3. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 1 класс.
На уроке мы узнаем с какого числа начинается счет предметов, каким значком на письме обозначается один предмет.
Научимся писать цифру 1, использовать этот знак для обозначения одного предмета.
Сможем соотносить цифру 1 и число один.
Основное содержание урока
1. Брат и сестра прибежали с прогулки на полдник к бабушке.
Бабушка приготовила вкусные пирожки и фрукты и разложила для каждого на тарелки.
Оля взяла пирожок, а Петя – ватрушку. Каждому досталось угощение.
2. Что лежит на тарелке? (На тарелке лежит банан)
Какое количество бананов лежит на тарелке? (На тарелке лежит один банан)
Это угощение для бабушки.
Если видите один предмет, то можно начать счёт: один.
Каждому сегодня досталось на полдник по одному угощению.
На каждой тарелке был изображён ОДИН предмет.
Если количество предметов равно одному, то можно изобразить на схеме одной фигурой:
один треугольник или один кружочек.
Сколько предметов на рисунке? Ответьте полным ответом и покажи один карандаш при этом.
(На рисунке одна роза, покажу один карандаш)
Сделаем вывод: на каждом рисунке изображён ОДИН предмет.
Для любого рисунка с одним предметом можно ввести схематическое обозначение.
(одна точка в рамочке)
А для записи количества предметов используется специальный значок, который называется цифра.
Число один записывается цифрой 1.
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Нарисуем один треугольник.
(От точки рисуется одна сторона, потом вторая сторона и третья)
Сколько треугольников нарисовали? (ОДИН)
Какой цифрой на письме обозначим количество треугольников? (цифрой 1)
В числовом ряду число один стоит первым. Этот начало натурального ряда чисел.
Представим натуральный ряд чисел.
Выполним задание. В вазе стояла одна роза. Папа подарил ее маме. Сколько роз у мамы?
Можно ответить устно: У мамы одна роза.
Можно одну розу обозначить на схеме числовой фигурой:
А можно записать цифрой 1. Для этого научимся писать цифру 1.
Печатная цифра пишется без наклона.
Находим середину клетки.
Начинаем писать с середины клетки и ведём ровную линию в правый верхний уголок. Затем ведём руку на середину нижней стороны клетки.
Между цифрами оставляем пустую клетку и снова найдём середину клетки.
Сколько яблок приготовила бабушка для угощения?
(Верно, много яблок приготовила бабушка)
Разбор типового тренировочного задания
Семья Афоновых собирались на дачу. Папа клал в большую коробку сразу много предметов, а Вера в маленькую коробку собирала по одному предмету.
I. Устный счёт.
1. Задачи в стихах.
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки. (Четыре.)
Три цыпленка стоят, на скорлупки глядят,
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Сосчитай поверней, отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (Пять.)
2. Разложите фигуры по группам.
а) по цвету; б) по форме; в) по размеру.
3. Покажите карточку с числом.
– Сколько предметов на каждой картинке?
– Рассмотрите рисунки на доске.
– Соотнесите количество предметов с цифрой. Исправьте ошибки. (Учащиеся исправляют ошибки.)
– Сегодня на уроке мы будем определять число предметов и обозначать это число с помощью цифры.
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
Учитель задает вопросы по рисунку, учащиеся показывают карточку с цифрой.
– Сколько орехов на рисунке? (5.)
Сколько листьев? (3.)
Грибов? (4.)
Шишек? (2.)
Яблок? (1.)
– Каких предметов больше всего? Меньше всего?
– Сколько тарелок на рисунке?
– Что лежит в тарелках? (Яблоки и груши.)
– Рассмотрите первую тарелку. Пересчитайте в ней фрукты. Объясните, каким цветом обозначают яблоки, а каким – груши. (Красные фишки
– это яблоки, жёлтые
– груши.)
– Сколько яблок в первой тарелке? Сколько груш? Сколько всего фруктов?
Далее учащиеся аналогично анализируют количество яблок и груш в каждой тарелке, выкладывают красные и желтые фишки, кладут карточку с цифрой, которая обозначает общее число фруктов.
3. Задание 3 (с. 16).
– Рассмотрите линейку, нарисованную в книге. Какие цифры на ней изображены?
– Назовите цифры слева направо; справа налево.
– Какое число выделено красным цветом?
– Между какими числами на линейке находится число 2?
– Между какими числами на линейке находится число 4?
4. Задание 4 (с. 17).
– Сколько спортсменов на рисунке? (5.)
– В каком направлении бегут спортсмены? (Слева направо.)
– Назовите номер каждого спортсмена. (Лиса
– номер один, крокодил
– номер два, заяц
– номер три, волк
– номер четыре, медведь
– номер пять.)
– Кто бежит первым? Вторым? Третьим? Четвертым? Пятым? Через некоторое время спортсмены бежали в таком порядке: 1, 2, 3, 4, 5. Кто за кем бежал? (Лиса впереди всех, за ней
– крокодил, за ним
– заяц, за зайцем
– волк, за волком
– медведь.)
5. Задание 5 (с. 17).
– Что нарисовано на картинке? (Кабачок, кукуруза, морковь, огурец.)
Как назвать эти предметы одним словом? (Овощи.)
IV. Работа в печатной тетради.
Установление соответствия между множеством и числом (соединение линий).
Дифференциация чисел: 8 и 3 (№ 42), 6, 5, 9 (№ 44), 7, 5, 3, 4 (№ 50).
Письмо цифры 1: ориентация на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения.
Одно
ног Ивашка – расписная рубашка!
Петь и плясать – мастак, а стоять – никак. (Волчок.)
Стоит Антошка на одно
й ножке.
Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.)
Я одно
ухая старуха, я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка.)
– Какое число спряталось во всех этих загадках? (Число 1: одна нога, одна ножка, одно ухо.)
– Как правильно писать цифру 1? Объясните.
Объяснение.
Цифра 1 состоит из двух элементов-палочек: маленькой и большой. Начинаем писать меньшую палочку немного выше верхнего правого угла, затем большую палочку от вершины верхнего правого угла ведем до нижней стороны клетки чуть правее ее середины.
V. Фронтальная работа.
– Назовите размер каждого предмета. Соедините предметы стрелками в нужном порядке.