Урок ребятам

Татьяна Жаркова Конспект игры-занятия «Правила поведения в школе»

Занятие проводится в школе, для учеников 1 класса.

Цель: формировать у учащихся понимание правил поведения в школе; потребность соблюдать эти правила.

Задачи: ознакомить первоклассника с правилами поведения в школе, развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий; воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Тип занятия: беседа-игра.

НАУМКИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА НОД в подготовительной группе «Введение в школьную жизнь. Знакомство. Урок и перемена»

Введение в школьную жизнь. Знакомство. Урок и перемена.

Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Познакомить с правилами школьного этикета.

Познакомить с правильной посадкой при рисовании, положением тетради при работе.

Учить штриховать в одном направлении.

колокольчик, карандаши, мяч, индивидуальные листочки для штриховки (приложение 1, круги красного, желтого, синего цвета.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Написание с жатого изложения в 9 классе.

Предмет: русский язык

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Тема урока: Обучение написанию сжатого изложения

Оборудование урока: компьютер, экран, доска, мел, учебник.

Материалы к уроку, подготовленные учителем: п резентация к разным этапам урока, эпиграфы.

Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

ознакомление с текстом;

формирование навыков работы с текстом;

формирование системы читательских и речевых умений

– формирование нравственного отношения

– развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Умение давать оценку;

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Учиться высказывать своё предположение;

Саморегуляция своего поведения.

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге;

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Выразительно читать текст.

Устанавливать причинно – следственные связи;

Давать определения понятиям;

Отличать новое от уже известного?

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Виды деятельности учащихся на уроке:

Участие в постановке темы, целеполагание.

Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.

Деятельность учителя на уроке:

Направление в целеполагании.

Направление в овладении знаниями.

Контроль над выполнением заданий.

Орг. Момент. Проверка готовности учеников к уроку.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Публикация «Урок „День российской науки“ в рамках внеурочной деятельности „Разговоры о важном“ в 3,4 классе» размещена в разделах

Обучающиеся познакомились с государственным праздником и узнали историю даты 8 февраля. В этот день по указу Петра 1 была открыта в Санкт-Петербурге первая в России Академия наук.

Познакомились с ранними изобретениями и открытиями современных российских учёных.

Например, узнали про труды И. П. Кулибина и об открытии на Алтае в 2012 году поселения древних людей.


УРОК РЕБЯТАМ

После интересной информации ребятам было дано задание о том, чтобы сформулировать определение науки. После размышлений они записали определение в рабочий лист.


УРОК РЕБЯТАМ

Будучи маленькими почемучками, ученики поняли, как важно развитие науки для современного общества. Ведь учёные вносят свой вклад в строительстве зданий, изготовлении различных механизмов, разрабатывают различные материалы, изобретают новые лекарства. Участвуют в написании учебников, по которым они учатся.


УРОК РЕБЯТАМ

Задавались вопросом, кто же такие учёные? И сделали выводы о том, что цель их работы – познавать истину, изучать новое в окружающем нас мире. И самое главное использовать эти знания на благо людей.

В рабочем листе так же было задание о самых главных открытиях XX века. В нем ребята записали информацию о том, как российские учёные в Антарктиде обнаружили большое озеро подо льдом на глубине 4000 метров и назвали его «Восток», по названию полярной станции.

На уроке ребятам очень понравился раздел «О том, как природа подсказывает идеи человеку». Особенно удивительной показалась идея создания застёжки-липучки, которую мы используем в одежде и обуви. Это оказалось растение – репейник. У него имеются маленькие крючки. Поэтому оно цепляется к ткани и шерсти животных. Сначала такие застёжки использовались в снаряжении космонавтов, аквалангистов и горнолыжников, а затем стали использоваться простыми людьми. В завершении занятия мы с ребятами еще раз обсудили важность открытий и поразмышляли о том, какими качествами должен обладать ученый.


УРОК РЕБЯТАМ

Публикация «Конспект игры-занятия „Правила поведения в школе“» размещена в разделах

Школа является общественным местом. Поэтому и взрослым и детям следует придерживаться обязательных норм поведения и внутреннего распорядка в процессе обучения. Знание и соблюдение этих правил поведения, приведет к дисциплине и порядку.

– Ребята вы пришли в школу, стали первоклассниками, а как вас еще можно назвать (Ответы детей)

– Покажите, как сидит школьник? А как дошкольник?

– А как еще вас можно назвать? (Ответы детей)

– А почему школьников назвали учениками? (Ответы детей)

Часть первая. П РАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХОЛЛЕ И РАЗДЕВАЛКЕ.

Ребята сегодня мы с вами отправимся путешествовать по школе.

Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром вышли из дома, идёте с мамой за руку в сторону школы, подходите к ней, что необходимо сделать у дверей, ведь школа ваш второй дом.

– Вот вы вошли в школу. Как называется то помещение в которое вы входите? (Ответы детей)

– Кого вы видите в холле? (Ответы детей)

– Знаете ли вы как их зовут и чем они занимаются в школе (Ответы детей)

– Это взрослые люди, что необходимо сделать при встрече? (Ответы детей)

– Куда и зачем вы идете в первую очередь? (Ответы детей)

– Всегда ли вам приятно раздеваться там, почему? (Ответы детей)

Закрепление материала :

1. Вешай свою одежду на определенное место.

2. Варежки, перчатки положи в карман, головной убор в рукав.

3. Одежду вешай аккуратно.

4. В раздевалке раздевайся быстро и не мешай другим.

5. Увидел упавшую одежду – подними.

6. В карманах ничего не оставляй.

7. Будь вежлив с товарищами, помогай другим.

8. Сменную обувь не оставляй после уроков в раздевалке и не забывай приносить утром.

Часть вторая. П РАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ И ПЕРЕМЕНЕ.

Продолжим наше путешествие.

– Из раздевалки вы попадаете в помещение, где вас ждет учитель, в котором он будет учить вас читать, писать, считать, что это за помещение? (Ответы детей)

– В класс на занятия ребят зовет заливистый (ответы детей, он же говорит о том, что урок завершился.

– Занятие в школе называется (Ответы детей)

– Между уроками ребята отдыхают,и это называется (Ответы детей)

Сегодня, к Вам в гости я пришла не одна. Со мной пришёл – Знайка-Незнайка.

Он хочет с вами подружиться.


УРОК РЕБЯТАМ

Знайка-Незнайка: «Здравствуйте ребята, я попал к первоклассникам?»

– А как ты догадался?

Знайка-Незнайка: “Да вы же еще и здороваться по – школьному не умеете. Ребята я сейчас вас научу, как надо здороваться по школьному, для это надо встать рядом с партой и посмотреть внимательно на вошедшего. Давайте прорепетируем. ”

(Выходит и опять заходит поздоровавшись)

Знайка –Незнайка напомнил нашим ребятам как надо здороваться. С этого начинаются правила поведения учеников на уроке.

ИГРА «Знаешь ли ты правила»

Давайте поиграем в игру «Знаешь ли ты правила». Если вы согласны с правилом, поднимите руку.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку. (+)

2. Входящего в класс взрослого,приветствуют стоя. (+)

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя крикни с места (-)

4. Входящему в класс можно крикнуть «Привет» (-)

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. (-)

6. Если очень нужно что – то спросить, можно перебить разговор взрослых. (-)

7. Бегать и шумно играть можно только во дворе на игровой и спортивной площадке. (+)

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. « Один за всех и все за одного».(+)

9. Утром рано встану, просмотрю все мультфильмы и опоздаю в школу всего на 1 минутку. (-)

10. Не буду никогда ябедничать. (+)

Ведущий прочитал стихотворение «ПЕРЕМЕНА». Бориса Заходера.

«Перемена, перемена» – заливается звонок.

Первым Вова непременно вылетает за порог.

Вылетает за порог, семерых сбивает с ног.

Не угонишься за Вовой, он гляди, какой бедовый.

Он за пять минут успел переделать кучу дел:

Он подставил три подножки: Ваське, Кольке и Сережке,

Прокатился кувырком, на перила сел верхом.

Лихо шлепнулся с перил, подзатыльник получил.

С ходу дал кому – то сдачи, попросил списать задачи.

Словом сделал все что мог, но, а тут опять звонок».

Обсуждение стихотворения: «Какие ошибки в поведении допустил Вова?»

Часть третья. П РАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ.

Продолжим путешествие по школе.

– Отправимся в самое «вкусное» место в школе? Куда? (Ответы детей)

– Готовят вам замечательные обеды люди по профессии. ( Ответы детей).

– Заходя в столовую надо не забывать. (Ответы детей)

– Что надо не забывать говорить после обеда? (Ответы детей).

В столовой есть свои запоминалочки, которые тоже необходимо выполнять.

1. Очень пища хороша – кушай пищу не спеша.

2. Ешь аккуратно, не спеши, не брызгай, на пол не кроши.

3. Хлеб береги и уважай,его повсюду не бросай.

4. Если будешь все съедать – шанс учиться есть на 5.

5. Ты поел чиста тарелка, отнеси ее скорей – ка.

6. Уходя, скажи спасибо, тем, кто накрыл красиво стол.

3. Во время еды никогда (не разговаривай).

Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах. Ваша задача закончить наше со Знайкой-Незнайкой предложение, можно хором.

-Говорите четко, внятно, чтобы было всем. (понятно)

-На математике считают, на перемене. (отдыхают)

-Если друг стал отвечать не спеши. (перебивать)

-Знай, закончился урок, коль услышал ты. (звонок)

-Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда. (готова)

-Чтоб не тревожились врачи, на переменах. (не кричи).

Игра «Вежливо – невежливо»

Если вы посчитаете что поступок вежливый, то хлопните в ладоши. Если нет, топаем ногами.

1. Поздороваться при встрече?

2. Толкнул, не извиниться?

3. Помочь поднять упавшую вещь?

4. Громко разговаривать в общественных местах?

5. Обозвать обидным словом одноклассника?

6. Не уступить место пожилому человеку?

7. Не снять шапку, когда заходишь в школу?

8. Говорить “Спасибо” за подарок?

9. Перебивать во время разговора?

10. Уйти и не попрощаться?

11. Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

При подготовке и проведении мероприятия, мы всегда используем литературу из фондов библиотеки.


УРОК РЕБЯТАМ

Вот и закончилась наша игра-занятие. Мы прощаемся с вами, и надеемся, что вы всё теперь знаете о правилах поведения в школе.

Беседу-игру для вас провела:Татьяна Жаркова, ведущий библиотекарь Центральной городской детской библиотеки.

День российской науки в рамках внеурочной деятельности Разговоры о важном


УРОК РЕБЯТАМ

На очередном занятии «Разговоры о важном» в понедельник 6 февраля мы с ребятами побеседовали на тему «День российской науки».

Целью данного занятия было: пробудить интерес у ребят к понятию «наука» и достижениям людей в разных профессиях.

Ход занятия.

-Правильно, давайте знакомиться. На счёт 1-2-3каждый громко назовёт своё имя, а на сигнал «молчок» закроет рот ладошкой.

-Смогли вы услышать и запомнить, кого как зовут? А как вы думаете почему?

Что же нам нужно сделать? Как нам познакомиться (по очереди) Для этого поиграем.

Учитель кидает ребенку мяч, а он возвращает его с произнесением своего имени.

– А теперь вспомните имена детей в вашей группе. Сколько мальчиков? Сколько девочек? А всего сколько ребят?

3) Работа по теме.

– Куда вы сегодня пришли? (В школу)

– Чем отличается школа от д/с?

В школу существуют уроки и перемены. Как вы думаете, чем занимаются дети на уроках? На переменах?

Вывод по ответам детей.

На урок ребят зовет звонок. У нас это будет колокольчик. Когда звенит звонок, то ученики встречают учителя стоя у своих парт. Давайте попробуем. ( Выполняют.) На уроках ученики внимательно слушают учителя и выполняют все его задания. Руки лежат на столе. ( Показывают.) Если нужно ответить,то поднимают руку. ( Выполняют.) Отвечает тот, кого назовет учитель. Заканчивается урок звонком, но только когда учитель скажет, что урок закончен. После этого наступает перемена и ребята могут готовиться к следующему уроку.

-Что еще могут делать ребята на перемене?

Учитель спросит – надо встать. ( Встали.)

Когда он сесть позволит – сядь. ( Сели.)

Ответить хочешь – не шуми (руки на парте,

А лучше руку подними. ( Поставили на локоть правую руку.)

А теперь давайте потренируемся.

5) Игра «Урок- перемена»

Когда учитель говорит «Урок» – ребята сидят за партами; «перемена»-встают и выполняют любые движения руками. Закончить игру желательно словом «урок» для продолжения занятия.

Дома вы расскажете маме о нашем занятии, а сейчас с помощью пальчиков поговорим с мамой.

– Что, что, что?

– Гости едут.

– Ну и что.

– Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок, чмок.

– Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

Научиться правильно штриховать очень важно. Это необходимо для того, чтобы в наших тетрадках было чисто и аккуратно, буквы не падали, а были все красивые.

– Напоминаются правила посадки при письме, положении тетради.

У вас на листочках вы видите контуры двух колокольчиков.

1. Возьмем ручку и начиная с точки обведем их по контуру.

2. Возьмите любой цветной карандаш и заштрихуем первый колокольчик горизонтально (Показ на доске)

3. Возьмите другой цветной карандаш и заштрихуйте второй колокольчик вертикально. ( Показ учителя)

7) Подведение итогов.

Вспомним, как должны вести себя дети в школе на уроке; на перемене.

Игра «Правильно-неправильно» :

Инструкция: если вы согласны с высказыванием, которое сейчас услышите, то надо хлопнуть в ладоши. А если нет, то молчим.

Когда входишь в класс надо поздороваться с учителем.

На уроке надо разговаривать с соседом и мешать учителю вести урок.

Нельзя мусорить в школе.

Учебники должны быть аккуратно обложены.

В тетрадях надо рисовать, черкать, разводить разную грязь.

Сидеть за партой нужно правильно.

На вопросы учителя нужно выкрикивать и не давать другим отвечать.

Готовить школьные принадлежности надо до урока.

Отвечает на вопрос тот, кого назовёт учитель.

Посмотрите, у вас на листочках остался незакрашенный круг. Его цвет зависит от вашего настроения, которое вы получили на сегодняшнем занятии. Закройте глаза и подумайте, каким цветом он у вас заполнится. Если вам было интересно- красный, не очень- желтый, совсем не интересно-синий. ( Показ цветов детям.)

Дома расскажите родителям о своём первом занятии.

Звенит звонок. Урок закончен.

Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить -К чему я это говорю? Нельзя ничему научить, можно только научиться (сознательно, по своей воле)

Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ОГЭ. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

– А зачем нам учиться писать изложение ?( Мы учимся правильной речи и во время работы над изложением, запоминая речь людей, великолепно владеющих русским языком, вы научитесь отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать).

-Актуализация полученных ранее знаний. Постановка цели и задач урока .

Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: Написание с жатого изложения.

Подумайте, исходя из темы, какой будет цель нашего урока ? (научиться писать сжатое изложение.)

– Что для вас является самым сложным при написании изложения ?( Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?)

-А что значит сжать текст? (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

Повторим приемы сжатия текста. – Какие приёмы сжатия текста нам известны?

1 . Исключение подробностей . Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение. С начала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)

А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста . Обратите внимание на карточки с небольшими текстами перед вами. Попробуем применить прием исключения

Практическая работа на уроке. Изучите способы сжатия текста.

-Исключение: исключить можно детали, второстепенные факты, фрагменты с описаниями, повторы, синонимы, уточняющие конструкции однородных членов и др.

-Обобщение:при обобщении следует заменить однородные члены предложения обобщающим словом

-Упрощение:при упрощении следует заменить сложное предложение простым, объединить несколько предложений, разбить сложное предложение на простые, заменить прямую речь на косвенную.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум , способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания : воспитание души.

1. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца , обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

Текст (про взаимовыручку и взаимопомощь)

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах как взаимовыручка и взаимопомощь. Человеческое общество как раз сформировалось и продолжает существовать, благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично, дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже чем, кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а стало быть, и ослабляет каждого из нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество. И что же больше отвечает нашим общим интересам: взаимная выручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И помогая людям в трудную минуту не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгоды, и тогда и тебе в ответ помогут, обязательно.

– Определите тему, основную мысль, тип и стиль речи исходного текста. (надо просто помогать, не ища для себя выгоды, и тогда и тебе в ответ помогут, обязательно . рассуждение, публицистика)

-Что такое микротема ? Определите микротему каждого абзаца. Микротема – это тема фрагмента текста, его части

1. В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах как взаимовыручка и взаимопомощь

2. взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.3 надо просто помогать, не ища для себя выгоды, и тогда и тебе в ответ помогут, обязательно.

-Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические

– Теперь давайте поработаем над орфограммами текста.

Чтение текста второй раз.

-Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся работают с черновиком по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия.

-Самопроверка работы Учащиеся проверяют получившиеся изложения, выявляют ошибки и устраняют их. Переписывают изложение на чистовик.

-Критерии оценивания сжатого изложения

-Подведение итогов урока. – Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием? Почему? Чему мы научились? Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Как заставить пить лошадь? Нужно объяснить ей, зачем ей это нужно?

Рефлексия. Оценка сочинения по критериям ИК1, ИК2 (сохранение микротем, применение приёмов сжатия). – Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?

Выставление оценок за работу на уроке.

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

Но упустил или добавил 1 микротему

Но упустил или добавил более 1 микротемы

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

Но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.

1. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

Загрузить презентацию (259 кБ)

Тип: развитие речи

Оборудование: проектор, карточки

I. Организационный момент.

Ребята, наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ГИА. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Для этого вспомним, что такое рассуждение, какие есть способы сжатия текста. Также продолжим работу по развитию связной, красивой речи.

II. Введение в тему.

Прежде чем рассуждать по этому поводу, давайте посмотрим, как сформулировано задание С1 в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах):

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Итак, какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту?

III. Изучение нового.

Для того, чтобы понять, что такое сжатое изложение, давайте вспомним, как приготовить свежевыжатый сок. Берём самый большой и спелый апельсин. Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок!

Вы спросите: “Какое отношение имеет сок к изложению?”

Сейчас поймёте сами, какое! Изложение у нас сжатое! Сок получили свежевыжатый! Видите сходство?

Этот наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение.

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно обработать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.

Давайте прочитаем научное определение:

Сжатое изложение – это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором “максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств” (Валгина Н. С.)

Главная задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Ну вот, что такое сжатое изложение, мы вроде бы разобрались.

Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.

Итак, для того чтобы написать сжатое изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.

Помните разговор про апельсиновый сок?

Какими способами можно выжать сок?

Рукой, соковыжималкой механической или электрической.

В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат – свежевыжатый сок.

Получить сжатый текст мы тоже можем различными способами.

О них сейчас и поговорим.

Что вам известно об этих способах?

А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.

1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков – спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Третий способ сжатия текста – это упрощение.

Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

А теперь применим полученные знания на практике. Перед вами текст. Это отрывок из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (приложение 1).

Ваша задача – сжать данный текст, при этом постарайтесь использовать все приемы сжатия.

Для того, чтобы вам было легче, предлагаю вам воспользоваться памяткой (приложение 2).

(после проверяем выполненное задание, обсуждаем все ошибки)

V. Итоги урока

Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, полезно постараться ответить на такие вопросы. В чем основная мысль текста? На какие части его можно разделить? Как эти части связаны между собой? Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы раскрыть свой замысел?

Повторюсь: не нужно стремиться передать текст дословно. Изложение в рамках ГИА должно быть сжатым (в задании указан минимум – 90 слов),

При написании текста важно не допускать традиционных для учащихся ошибок: повторения одних и тех же слов, неправильного употребления личных местоимений. Важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица. После окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Все ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. ” Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения” – это один из критериев оценки изложения как этапа ГИА. Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные ошибки. Кстати сказать, такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.

VI. Домашнее задание.

Выучить пройденный материал, сжать текст.

1. Левченко О. С., Тишина Т. Н. ” Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс” Омск 2009

2. Русский язык. Сборник текстов. 9 класс. Составитель Татьяна Пахнова. Дрофа. 2007 г.

В системе работы, призванной формировать и совершенствовать коммуникативные умения школьников, большую роль продолжает играть такой вид учебной работы по развитию связной речи, как изложение. На государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы изложение остается одной из важнейших форм проверки речевых умений обучающихся. Суть деятельности учащихся при написании изложений – уяснить содержание и смысл исходного текста, чтобы затем вос­произвести, передать его логически стройно и последовательно. По тому, как ученик излагает учебный материал, учитель судит о том, что и как он усвоил, и в соответствии с этим оценивает его знания и умения.

Класс: 4 класс

Цель: Формирование умения работать со словом, предложением, текстом.

· Повторение проверяемых и непроверяемых написаний в корне слов;

· Формирование умения слушать и анализировать текст, делить текст на части;

· Формирование умения составлять предложения из слов и текст из предложений (деформированный текст); дифференцировать понятия: слово, предложение, текст;

· Формирование умения составлять план текста;

· Формирование навыка устного и письменного пересказа текста.

· Развивать речь, память, внимание;

· Развивать умение связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст;

· Развивать логическое и образное мышление.

· Воспитание аккуратного и осторожного поведения на воде; формирование чувства разумной осторожности;

· Воспитание любви к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

· карточки с непроверяемыми и проверяемыми словами;

· карточки со словами, составляющими предложения текста;

· индивидуальный раздаточный материал: наборы слов, из которых можно составить предложение;

· три вида плана текста (на листах).

· Красная – зелёная карточка.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться письменно пересказывать текст. Каким научным словом назван письменный пересказ? (изложение)

Но сначала нам необходимо подготовиться к изложению, чтобы написать его как можно лучше.

2. Словарная работа.

Сейчас откройте тетради, запишите число (15 декабря), классная работа.

Тема урока: Обучающее изложение. Словарь.

· Вам предлагаются различные слова с пропущенными буквами (на доске карточки со следующими словами:

Мороз, радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди. )

Запишите эти слова в тетради, вставив пропущенные буквы. Давайте проверим. ( Учитель читает слово, спрашивает, какую вставили букву, дети называют, учитель переворачивает карточку).

· А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? (Выслушиваются разные варианты. Нужно прийти к двум группам: проверяемые и непроверяемые)

· А сейчас я познакомлю вас с этим текстом. Слушайте внимательно.

3. Первичное восприятие текста.

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчиш­ки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лед показался им крепким.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скольз­кий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

У: Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке? Почему это произошло? Кто пришёл ребятам на помощь? Чему же учит нас этот текст?

У: Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

4. Словарная работа.

У: А сейчас я ещё раз прочитаю вам текст, а вы посмотрите на записанные вами слова и подчеркните зелёной ручкой те из них, которые встретились в этом тексте.

Учитель читает текст второй раз, а дети работают зелёной ручкой. Они подчёркивают следующие слова: мороз , радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди.

Проверяем, какие слова вы подчеркнули. Учитель подчёркивает на доске.

5. Работа с деформированными предложениями.

У: Вы сейчас подчеркнули слова. А чем отдельные слова отличаются от предложений? (В предложении выражена законченная мысль, в нём понятен смысл).

Давайте попробуем восстановить предложения текста из отдельных слов. Некоторые из них вам предлагаются на доске.

На доске карточки со словами:

1. подняли, крик, ребята, радостный

2. им, показался, крепким, лёд

3. по, трое, стали, самой, речки, ребят, бегать, середине

4. в, дети, воде, очутились

5. край, ухватились, ребята, за, доски

А некоторым ребятам предлагается индивидуальное задание. Они должны будут записать предложения, составленные из слов, на листочках.

Предлагаются карточки с такими наборами слов:

1. утро, чудесное, было

2. сковал, мороз, реку

3. побежали, к, со, мальчишки, речке, деревни, всей

4. бросали, для, камни, льда, проверки, мальчики, ветки

5. был, лёд, и, мальчик, скользкий, один, упал

6. упал, второй, на, третий, него

7. не, лёд, тяжести, выдержал

8. из, они, за, лёд, цеплялись, тонкий, кричали, но, совсем, сил, выбились, вскоре

9. помощь, на, пришла, крик

10. толкая, мужчина, доску, пополз, длинную, по, себя, льду, впереди

11. спасение, было, это

Дети, не получившие задания на карточках, работают вместе с учителем на доске, в тетради ничего не пишут.

У: Молодцы, ребята, мы получили предложения. В каждом из них выражена законченная мысль. Но получили мы текст? (Нет) Как должны располагаться предложения в тексте? (По порядку, по ходу событий)

6. Работа с деформированным текстом.

У: Читаем предложения в том порядке, как они располагались в тексте. У кого первое предложение? Второе? Третье? И т. д.

7. Работа с текстом изложения и планом.

У: На сколько частей разделён этот текст?

Попробуйте подобрать подходящий к этому тексту план из представленных на доске.

На доску вывешиваются три варианта плана на отдельных листах:

І. 1. Весеннее утро

2. Забавы на реке

3. Возвращение домой

ІІ. 1. Чудесное утро

2. Происшествие на реке

ІІІ. 1. Происшествие на реке

2. Дети в воде

3. Дети на доске

Дети выбирают план №2, доказывают, опираясь на текст.

Учитель снимает два лишних плана, оставив верный план сверху доски.

У: А теперь попробуем пересказать текст с опорой на план. ( Три ученика, по каждому пункту пересказывают части текста).

8. Написание изложение с творческим заданием.

У: А теперь закройте сборники упражнений и попробуйте написать изложение текста с опорой на план. По желанию можете придумать и записать продолжение текста – мораль.

(Дети пишут изложение, учитель напоминает, что необходимо сначала написать название).

9. Проверка написанного изложения. Оценка.

А теперь послушаем рассказы, которые у вас получились. ( Читают два ученика).

У: Раскрыта ли основная мысль – идея?

Соблюдены ли все части, не ли пропусков событий?

Связанный ли получился текст?

* Соответствует ли продолжение, придуманное к тексту, его теме и идее?

10. Итог урока. Домашнее задание.

Цель урока: развивать умение передавать содержание текста, строить предложения и точно употреблять слова в речи.

Конспект урока русского языка

Тип урока: урок открытия нового знания.

– Научить грамотному изложению текста с опорой на вопросы;

– Формирование орфографических навыков;

-Воспитывать любовь к животным;

– Развитие речи учащихся;

– Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста;

-Способствовать развитию коммуникативных умений;

-Развивать мыслительные операции.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

-Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме;

-Развитие представления о связи между предложениями;

-Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставлен-ными вопросами;

-Применение орфографических правил и правил постановки знаков препина-ния при записи собственных текстов;

2. Самоопределение к деятельности

– Сегодня мы будем учиться писать изложения.

– О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:

А с водой не знается?(Кот)

– Правильно, это кот.

– И другая загадка:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.(Собака)

– Молодцы! Значит, о ком будет рассказ?

3. Работа по теме урока

а) Знакомство с текстом (чтение текста учителем, у учащихся карточки с текстом на партах):

У Коли жил кот Барсик. Однажды с полки упала игрушка. Это была собака. Кот испугался и спрятался под шкаф. Коля завёл игрушку. Собака слала вертеть головой.

Барсик взял игрушку и понёс её на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил покормить собаку.

Молоко текло по лапкам и усам собаки.

Барсик был рад.

– Интересный рассказ? Понравился он вам?

– Хорошо, а теперь давайте выясним: кто из действующих лиц живой, настоящий, а кто – игрушка?

– У кого дома есть кот?

– Он играет с игрушками?

– Был у вас такой случай?

б) Вторичное чтение – вполголоса.

Задание перед чтением:

– На сколько частей разделён текст? Почему?

в) Чтение вслух, по частям, анализ.

– У кого жил Барсик?

– Что случилось однажды?

-Что это была за игрушка?

– Что произошло с котом?

– Что сделал Коля?

– Что стала делать игрушка?

– Что сделал Барсик с игрушкой?

– Что было на кухне?

– Что решил сделать кот?

– Пила ли игрушка молоко?

– Как к этому отнёсся Барсик?

– Почему он радовался?

– Кто сможет пересказать текст? (2-3 ученика разного уровня)

Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. ( Наклоны головы влево-вправо.)

Вот четыре буквы:

Мы читаем все подряд. ( Хлопокруками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. ( Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва.(Шагаем на месте.)

5. Орфографическая подготовка

– Давайте посмотрим на текст.

– Почему слова Коля и Барсик всегда написаны с большой буквы?

– А вот слова кот, собака, игрушка – как будем писать? Почему?

– Найдём слова, в которых есть сочетания жи–ши, ча–ща. Кто скажет правило?

– (На доске карточки со словами)

1 группа слов: кот, игрушка, шкаф, чашка, лапка, рад.

– Читаем эту группу слов. Кто догадался, на какое правило эти слова?

– Как их проверить?

2 группа слов: головой, вертеть, покормить, текло.

– Подберём проверочные слова.

Слова для справок: однажды, испугался, спрятался, решил, понёс.

– Какие словарные слова присутствуют в нашем тексте?

6. Запись текста с опорой на вопросы.

1. У кого жил Барсик?

2. Что случилось однажды?

3. Что произошло с котом?

4. Что сделал Коля?

5. Что стала делать игрушка?

6. Куда понёс Барсик игрушку?

7. Что он решил с ней сделать?

8. Пила ли игрушка молоко?

9. Как к этому отнёсся Барсик?

– Но вернёмся к нашим героям. У меня два блюдечка с молоком. Кого из них надо угостить молоком? – А собачке надо?

-Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

– Какие трудности возникли при изучении темы?

– Со всеми задания ли мы справились?

Про урокцифры:  Курс уроков по цифрам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *