Недели экономии и бережливости
ГУО «Барсуковская базовая школа Климовичского района»
с 08.11 по 12.11.2022
формировать у учащихся основные знания по основам энергосбережения;
воспитывать гражданина, ответственно относящегося к использованию ресурсов своей Родины;
развивать творческие способности учащихся и личностный потенциал в отношении эффективного использования природных ресурсов
Заместитель директора Е. В. Жуковская
Урок № 27
Построение треугольника по трём элементам
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Задачи на построение циркулем и линейкой.
- Алгоритмы решения простейших задач на построение.
- Способы решения задач на построение треугольника по трём заданным элементам.
- Этапы решения задач на построение: анализ, построение, доказательство, исследование.
Задачей на построение
называется предложение, указывающее, по каким данным, какую геометрическую фигуру требуется построить, чтобы эта фигура удовлетворяла определённым условиям.
Построение треугольника по трём элементам:
- по 2 сторонам и углу между ними;
- по стороне и двум прилежащим к нему углам;
- по трём сторонам.
Задачи на построение:
- позволяют моделировать те или иные практические ситуации
- устанавливают связь между геометрией и черчением, геометрией и рисованием.
1. Атанасян Л. С. Геометрия: 7–9 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. – М.: Просвещение, 2017. – 384 с.
- Атанасян Л. С. Геометрия: Методические рекомендации 7 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А. и др. – М.: Просвещение, 2019. – 95 с.
- Зив Б. Г. Геометрия: Дидактические материалы 7 класс. // Зив Б. Г., Мейлер В. М. – М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
- Мищенко Т. М. Дидактические материалы и методические рекомендации для учителя по геометрии 7 класс. // Мищенко Т. М., – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
- Атанасян Л. С. Геометрия: Рабочая тетрадь 7 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А., Юдина И. И. – М.: Просвещение, 2019. – 158 с.
- Иченская М. А. Геометрия: Самостоятельные и контрольные работы 7–9 классы. // Иченская М. А. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Построение треугольника по трём элементам.
Чтобы построить треугольник, нужно уметь строить:
1. Отрезок, равный данному.
2. Угол, равный данному.
Любая задача на построение включает в себя четыре основных этапа.
Анализ:
предположить, что задача решена, сделать чертеж от руки искомой фигуры, составить план решения задачи.
Построение:
описать способ построения.
Доказательство:
доказать, что построенная фигура или множество точек – искомые.
Исследование:
выяснить, всегда ли построение возможно.
Построить треугольник по трём заданным сторонам.
Построить: ∆A 1
B 1
C 1
= ∆ABC
Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними.
Построить: ∆A 1
B 1
C 1
такой, что A 1
B 1 =
AB, A 1
C 1 =
AC, ∠B 1
A 1
C 1 =
∠BAC.
Построить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам.
Построить: ∆A 1
B 1
C 1
такой, что A 1
B 1 =
AB, ∠A 1 =
∠A, ∠B 1 =
∠B.
Разбор решения заданий тренировочного модуля.
Задача 1.
Найдите расстояние от вершины В до прямой АС.
Дано. В треугольнике АВС: АВ = ВС = 10 см, ∠АВС = 120°.
∆АВС – равнобедренный. ВН – расстояние от точки В до прямой АС, т. е. В Н ⊥ АС. В равнобедренном треугольнике высота является биссектрисой. ∠ АВН = 120°: 2 =60°, значит, ∠А = 30°. Против угла 30° лежит катет ВН равный половине гипотенузы АВ. Значит, ВН = 10 : 2 = 5 см.
Ответ: 5 см расстояние от вершины В до прямой АС.
Задача 2.
Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.
Дано: отрезок р, угол α.
- Построим ∠В = α.
- Проведем окружность с центром В и радиусом р.
- С – точка пересечения окружности и угла.
- Построим перпендикуляр к другой стороне угла.
- ∆АВС – искомый.
Задача 3.
Построить треугольник по стороне, прилежащему к ней углу и биссектрисе треугольника, проведенной из вершины этого угла.
Дано: отрезки р и q, угол α.
Требуется построить треугольник АВС, у которого одна из сторон, например АС = р, ∠А =α , а биссектриса АD = q.
1) Построим ∠А = α.
2) Отложим отрезок АС = р.
3) Построим биссектрису АD угла А.
4) Отложим отрезок АD =
q.
5) В – точка пересечения АВ и СD.
∆АВС – искомый.
Ответ: ∆АВС – искомый.
Обществознание, 11 класс
Урок 28.
Форма государства
Перечень вопросов, рассматриваемых
на уроке:
- Форма государства.
- Форма правления.
- Форма государственно-территориального устройства.
- Форма политического режима.
Форма государства
– это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.
Форма правления
характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.
Монархия
– форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству
Республика
– форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы.
Форма государственного (территориального) устройства
определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
Политическим режимом
называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.
Демократия
– способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 232 – 237.
2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Форма государства
– это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного (территориального) устройства и форму (тип) политического режима.
Форма правления
характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. Различают две формы правления: монархию и республику.
Монархия
– форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству. В абсолютной монархии власть правителя (монарха) никем и ничем не ограничена. В конституционной (парламентарной) монархии власть монарха ограничена парламентом. Правительство формируется из парламентского большинства и подотчетно ему. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Законодательные акты принимаются парламентом.
Республика
– форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы. Республики бывают парламентские, президентские и смешанные.
В парламентской республике правительство формируется парламентом и, следовательно, подотчетно парламенту. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Президент избирается парламентом.
В президентской республике правительство назначается президентом и, следовательно, подотчетно ему. Президент избирается народом и является главой исполнительной власти. Он обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В смешанной республике президент избирается всенародным голосованием, правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство имеет двойную ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент имеет право роспуска парламента.
Форма государственного (территориального) устройства
определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федеративным. В унитарном
государстве существует единая для всей страны система органов государственных органов, одна конституция, единая система законодательства, единая денежная и налоговая система. Государство может состоять из административных единиц (краев, провинций и т.п.), которые не имеют никакой политической самостоятельности.
Федеративное
государство состоит из субъектов федерации (это могут быть штаты, области, республики и т.п.), которые имеют некоторую политическую самостоятельность. В таком государстве двухуровневая система власти (это значит, что существуют как федеральные органы власти, полномочия которых распространяются на всю территорию государства, так и органы власти субъектов федерации); двухпалатный парламент (в котором одна из палат как раз и представляет субъекты федерации); двухуровневая система налогов. Субъекты могут иметь свои конституции, конечно же, не противоречащие конституции страны.
Конфедерация
– это объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств. Единая территория, единая правовая и судебная система отсутствуют. Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.
Политическим режимом
называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Различают следующие типы политических режимов:
Главным критерием различия государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. По этому критерию государства можно разделить на демократические и антидемократические или недемократические. Недемократическими являются авторитарный и тоталитарный режимы.
Тоталитарный режим
означает полный контроль государства как над обществом в целом, так и над каждым отдельно взятым человеком. Основными чертами тоталитарного режима являются:
-монополия на власть единственной партии;
– культ личности вождя;
-тотальный полицейский контроль над обществом, массовые репрессии;
– централизованная, командная экономика;
– права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются;
– оппозиция запрещена.
Авторитаризм
– это политический режим, при котором власть принадлежит одному человеку или группе лиц (например, военной хунте).
Основными чертами авторитарного режима являются:
– монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом;
– оппозиция может существовать, но под жестким контролем власти;
– нет террора;
-мощный государственный сектор может сочетаться с рыночной экономикой;
– опора на армию, церковь, бюрократию.
Демократия
– способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.
Признаками демократии являются:
– гарантия и защита прав и свобод человека;
– реальное осуществление принципа разделения властей;
– регулярное проведение выборов на конкурентной основе;
– гласность, отсутствие цензуры в СМИ;
– политический плюрализм, предполагающий многообразие политических идей, взглядов, программ, партий;
– подотчетность органов власти избирателям;
– демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Вставьте верные термины в предложение:
«Различают следующие _____ государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного __________».
Правильный вариант ответа:
«Различают следующие формы
государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного устройства
».
2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго