Правительству предложили ввести так называемое школьное зимнее время. Такое обращение направил депутат Госдумы Алексей Нечаев («Новые люди»). Он просит в период сокращенного светового дня начинать уроки на час позже. По мнению депутата, это улучшит самочувствие детей, повысит их успеваемость и сделает дорогу до школы безопаснее. Минпросвещения не комментирует инициативу. Мнения опрошенных “Ъ” преподавателей разделились. Одни говорят, что это предложение невозможно реализовать в школах с двумя сменами, где важен четкий график занятий. Другие считают, что нет технических препятствий для переноса первого урока, но это бессмысленно, так как «всем не угодишь».
Депутат Госдумы Алексей Нечаев («Новые люди») обратился к вице-премьеру Татьяне Голиковой с предложением ввести «школьное зимнее время» (документ есть в распоряжении “Ъ”). Он просит в период сокращения светового дня начинать уроки хотя бы на час позже. Отметим, сейчас образовательные организации самостоятельно устанавливают время начала занятий. Однако они обязаны соблюдать государственные санитарные нормы и правила (СанПиН), по которым нельзя начинать уроки раньше восьми часов утра. В большинстве российских школ занятия начинаются в 8:30.
Господин Нечаев пишет вице-премьеру, что осенью и зимой «в 7–8 утра школьники отправляются в учебные заведения в темноте». Это негативно влияет на их самочувствие, считает депутат.
Тогда как более позднее время начала уроков — «например, в 9:30» — позволит детям лучше высыпаться, что положительно отразится на их успеваемости.
Кроме того, им не придется переходить дороги в темноте, как происходит сейчас.
В Минпросвещения пока не ответили на вопросы “Ъ” о депутатской инициативе. « Предложение сдвинуть уроки на более позднее время — это очень гуманная идея, которая положительно скажется на всем учебном процессе,— считает член совета профсоюза “Учитель”, преподаватель истории и обществознания Дмитрий Казаков.— Выспавшийся ребенок лучше усваивает информацию, а выспавшийся учитель все интереснее объясняет. Надеюсь, когда-нибудь мы к этому придем, но явно не сейчас». Учитель отмечает, что большинству родителей будет сложнее совместить рабочий график с более поздней «доставкой ребенка в школу». Также он напоминает, что «в огромном количестве школ» существует вторая смена: «Это вынужденная мера. Но чтобы успеть закончить вторую смену до семи вечера, первой смене приходится учиться с восьми утра — позже никак не получится». Отметим, в марте этого года генпрокурор Игорь Краснов заявил, что в России более 2,5 млн школьников обучаются во вторую смену — это примерно 14% из 17,7 млн учащихся.
Директор московской школы №109 Евгений Ямбург считает, что ввести такой график в школах будет нетрудно. Но лично он не видит в этом смысла, так как все дети разные «и всем не угодишь».
Господин Ямбург напоминает, что в школьной системе есть множество более серьезных проблем, которые необходимо решать депутатам: «У нас разница в зарплатах учителей по регионам огромная, хотя они выполняют одинаковую работу. Вот с этим нужно уже наконец разобраться».
Подростковый психолог Ирина Заикина положительно оценивает идею более позднего старта занятий: «Подросткам это особенно важно, так как физиологически у них мелатонин (гормон, отвечающий за процесс засыпания.— “Ъ”) вырабатывается в более позднее время, поэтому они часто засиживаются за полночь. И в принципе в гормональную перестройку нужно больше времени на восстановление сил». Госпожа Заикина считает, что сдвиг начала занятий порадует и детей-«жаворонков»: они смогут перед школой заняться «приятными активностями», на которые вечером не хватило сил, и потом пойти на занятия в хорошем настроении. « Остальные смогут выспаться и собираться в школу без спешки, что только положительно скажется на всем учебном процессе»,— говорит психолог. Госпожа Заикина, впрочем, признает, что перенос первого урока может создать проблемы родителям, работающим по строгому графику: «Часто они довозят детей до школы, когда едут на работу сами, а к более позднему времени ребенка будет некому собрать и отвести в школу».
В каких странах мира переводят часы на летнее и зимнее время
Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд» Екатерина Латыпова отмечает, что раннее время обучения — одна из причин, по которой семьи решают перевести ребенка на дистанционное обучение. « Циркадные ритмы подростков естественным образом сдвинуты на обеденное и послеобеденное время. А большинство школ начинают занятия очень рано и предпочитают ставить контрольные на утро,— говорит госпожа Латыпова.— Это серьезно влияет на эффективность детей и может привести к проблемам со сном».
По мнению эксперта по возрастной физиологии, академика РАО профессора Марьяны Безруких, это очень разумная идея для тех, кто учится в первую смену.
“Дети сегодня мало спят – недосып в среднем от получаса до полутора часов. Но, по данным исследований, даже недосып в 15 минут может серьезно сказаться на работоспособности ребенка, – прокомментировала “РГ” Безруких. – Сегодня большинство школьников просыпаются рано, а спать ложатся довольно поздно – засиживаются с “домашками”. В итоге на первом уроке ребенка еще нет, а к пятому – уже нет, потому что он просто засыпает. А зимой ко всему этому еще и темно с утра”.
Однако, по мнению эксперта, не стоит забывать, что есть школы, где дети учатся в две смены.
“Там могут появиться проблемы: если первая смена начинает учиться на час позже, то начало уроков во второй смене тоже сдвигается на час, а значит, заканчивать дети будут еще позже. В этом случае необходимо учитывать возможности школы и регион”, – отмечает Безруких.
А что думают родители, учителя и директора школ?
Елена Громова, мама двоих детей, г. Красноярск:
“Идея неплохая, но, боюсь, неосуществимая. Главный вопрос – а как тогда будут учиться дети, которые ходят в школу во вторую смену? Сейчас они возвращаются домой в семь вечера, а теперь, значит, будут приходить в восемь, в тех же самых потемках? В Красноярске многие школы переполнены, и эта проблема может коснуться тысяч детей и их родителей. Сможет ли учебное заведение выстроить работу так, чтобы и первая смена приходила позже, и вторая не задерживалась? Сомневаюсь. Моя дочь учится уже в 9 классе, но мне все равно не хотелось бы, чтобы она возвращалась с уроков в восемь вечера. Зимой в Сибири это время – уже почти ночь”.
Евгений Показаньев, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы №70 г. Тюмени:
“Это можно было бы считать неплохим предложением, если бы все школы страны были небольшими, работали в одну смену и по линейному расписанию, то есть начинали и заканчивали уроки постоянно в одно и то же время. А в жизни далеко не так. Сейчас много школ, где дети учатся в две смены или по гибкому расписанию занятий. Ищем, как сделать удобнее для самих ребят. В нашей школе две смены. Если мы передвинем начало уроков для первой, то уроки для второй будут явно завершаться после семи вечера, а это уже нарушение СанПиНа. А как быть с внеурочками? Тогда с кружков и секций дети будут приходить еще позднее. Большинство родителей заботятся о всестороннем развитии ребенка, поэтому жертвовать внеурочкой не согласятся”.
Ирина Ярцева, директор Лицея №8 имени академика Е. К. Федорова, г. Нижний Новгород:
“Это точно не для больших школ, в которых дети учатся в две, а то и в три смены. Сдвинем начало уроков первого потока – значит, автоматом завершение занятий у второго перемещается на 20.30. За нарушение норм СанПина “прилетит” и директору, и учителям. Что касается начала занятий в утренние часы, то есть распорядок школы, в котором четко прописано время звонков – так называемый календарный план-график. Сдвинуть по времени утреннее начало занятий можно по требованию родителей. К примеру, перенести зимой первый звонок на 10 утра. Другой вопрос, а нужно ли это будет взрослым, которые в своем большинстве стараются контролировать детей? Устроит ли это тех, кто едет на работу к 8.00? Будут ли они уверены, что их ребенок вовремя отправится на уроки?
Людмила Юминова, директор школы №101, г. Ижевск:
“Подобные изменения, скорее, нужны жителям северных широт с крохотным зимним световым днем. Для Удмуртии это не проблема – многие учебные заведения и так работают с 8.30 или 9.00. Сдвигать занятия позже нецелесообразно, ведь школа – это еще не все. Кружки, секции – все отталкивается от школьного графика, и чем позже будут заканчиваться обычные уроки, тем позже дети начинают появляться дома. Так что двигаться в расписании вслед за солнцем нецелесообразно. Ну а если следовать этой логике, тогда весной можно приступать к урокам и в пять утра – ведь в это время уже светает”.
Санитарные врачи напоминают: в 7-11-х классах ежедневная нагрузка – не более семи уроков. / Татьяна Андреева/РГ
Помнится, раньше в учебных заведениях накануне учебной страды расписание уроков составляли самые внимательные, буквально дотошные учителя. Ни о каких программах для работы с электронными таблицами тогда не знали. Однако все и без иностранных новшеств получалось идеально. Сейчас распределением учащихся и учителей по классам, как правило, занимается специальный диспетчер либо замдиректора.
– Собрать расписание – фактически государственная задача. Процесс регулируется документами федерального уровня – постановлением главного государственного санитарного врача России и нормативными требованиями к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания. Мы всегда в кооперации с Роспотребнадзором. Поверьте, ни у кого нет цели навредить детям, – пояснила “РГ” начальник управления общего образования департамента образования администрации Тюмени Елена Шмакова.
А санврачи напомнили: в первых классах нагрузка в день – четыре урока и, возможно, пятый за счет физкультуры, у 2-4-х – пять уроков, шестой за счет физкультуры, в 5-6-х – шесть (но может быть семь), в 7-11-х – не более семи (восемь с физкультурой или факультативом). Так что восемь уроков, взбудораживших взрослых, скорее всего элективные курсы либо занятия “Разговоры о важном”, “Россия – мои горизонты”, в учебную нагрузку не входящие.
Количество уроков математики, объясняет представитель ведомства, зависит от учебного плана конкретной школы, но вообще с царицей наук рекомендовано пересекаться пять раз в неделю, причем в старших классах в общий счет входят алгебра, геометрия и новый с прошлого года для Тюмени предмет вероятность и статистика. Среду или четверг рекомендовано делать облегченными – очевидно, это связано с биологическими ритмами взрослеющих подростков. Подготовка к итоговой аттестации за уроки не считается, к расписанию не относится – ее ставят после основных предметов и перерыва в 20 минут. Учиться по субботам или нет, учебное заведение решает самостоятельно также в соответствии с программой. Как рассказала Елена Анатольевна, пятидневная учебная неделя для 8-9-х классов предполагает 33 часа нагрузки, шестидневная – 36. Шестидневка недопустима для первых классов и классов с детьми-инвалидами. И еще один момент: так как школа входит в рабочий режим 1 сентября, к этой дате должно быть утверждено и расписание.
– От родителей сейчас ничего не утаить – есть электронный дневник. Но, если их что-то смущает, вызывает недоумение, за разъяснениями следует обращаться в школу. Если диалога не выходит, приходите в департамент образования – разберемся вместе. Но на моей памяти кардинальных нарушений в этом вопросе не было, – заключила Елена Шмакова.
Время звонков и перемен в московских школах
Иногда родителям нужно узнать, когда перемена в школе, чтобы позвонить своему ребёнку не во время урока, а перемены. Или нужно встретить ребёнка после определённого урока. Надеюсь эта информация будет полезна.
Организуем школьнику правильное питание
Организовать правильное питание школьника – задача непростая. Данная статья даст рекомендации, которые помогу эту задачу решить.
Ребенок школьного возраста интенсивно растет, во-первых. Вследствие большей нагрузки в школе, определенного стресса из-за нового коллектива и нового образа жизни, обмен веществ усиливается, во-вторых. Пищевые привычки этого этапа жизни, как правило, будут сопровождать ребенка и во взрослом возрасте, в-третьих. Поэтому настолько важно именно в школьные годы отрегулировать питание ребенка и научить кушать вкусно, но правильно. РегулярностьИдеальный вариант для школьника – это четырехразовое питание. Оно позволит избежать гастрита и язвы, а также организует грамотное взаимодействие пищевых центров головного мозга с желудком.
Белки, жиры и углеводыСледите, чтобы эти 3 компонента в достаточном количестве поступали в организм вашего ученика. Белок ребенком лучше усваивается из молочных продуктов и рыбы. Полезные жиры должны поступать с употреблением сливок, сметаны, а также растительного и сливочного масел. В качестве сложных углеводов подойдут крупы, мед и сухофрукты. Мясо рекомендуется выбирать не жирное – индейку, говядину, кролика.
Нельзя заедать стресс
Взрослые и сами грешат подобной практикой и ненароком приучают к ней своих детей. Случилось что-то плохое – съешь пироженку и всё пройдет. Школьник и так сталкивается с большими нагрузками, физическими и моральными, чтобы травмировать его еще и повышенным весом и сопутствующими заболеваниями. В моменты расстройства, стресса, перед экзаменами или после школьного конфликта особенно пристально следите за питанием вашего школьника и уберите из дома все сладкое, выпечку, шоколад, а также чипсы и копчености. Побалуйте ребенка свежевыжатыми фруктовыми коктейлями, вкусными травяными чаями, овощными соками, даже не очень сладкими фруктовыми десертами. Фруктоза поможет стимуляции головного мозга, а ребенок сохранит форму, подвижность и здоровье.
От: AlisaRogova, –
Внимание! Информация могла устареть!
Это будет интересно почитать в разделах нашего сайта:
Внутренний распорядок школы зависит от того, какое расписание звонков рекомендует СанПин с учётом возраста детей и соответствующей ему нагрузки. При составлении расписания школа опирается на установленные законом нормы продолжительности уроков и перемен. Мы собрали для вас актуальное расписание звонков на текущий учебный год.
Расписание звонков в школе в 2023 году
Распорядок школьного дня внутри учебного заведения определяется на основании санитарных правил и норм СанПиН (СанПин). В расписании учитывается возраст детей и учебная нагрузка. При составлении расписания школа руководствуется законодательно установленными стандартами продолжительности уроков и перемен. Мы предоставляем вам актуальное расписание звонков на 2023–2024 учебный год.
Расписание звонков для первого класса
В младших классах российских школ применяется поэтапный режим обучения, чтобы дети могли адаптироваться к новым условиям. В первой четверти каждый день проводятся 3 урока по 35 минут. Со второй четверти количество уроков увеличивается до 4 в день. С января и до конца учебного года продолжительность каждого урока составляет 45 минут.
Во второй четверти в расписании появляется один день, когда ученики остаются в школе на 5 уроков. Однако это возможно только при добавлении третьего урока физкультуры в недельное расписание. Изначально уроков физкультуры два. Дополнительная физическая активность помогает снизить умственную нагрузку.
Перемены в школьном расписании бывают короткими и длинными. Короткая перемена длится не менее 10 минут и даёт детям возможность подготовиться к следующему уроку. Длинная перемена, продолжительностью 20 минут, предназначена для приёма пищи. Кроме того, для первоклассников предусмотрена пауза продолжительностью 40 минут, чтобы дети успели отдохнуть от непривычной умственной нагрузки. Если необходимо, паузу можно сократить до 30 минут, увеличив продолжительность одной из перемен на 10 минут.
В большинстве случаев школьные уроки начинаются в 8:00, и от этого времени определяется расписание звонков и продолжительность уроков.
Расписание звонков для первого класса с 8:00
Однако, в некоторых школах учебный день начинается с 8:30 и расписание звонков выглядит иначе.
Расписание звонков для первого класса с 8:30
Первоклассники обязательно учатся в первую смену, а время начала занятий школа по закону может устанавливать самостоятельно. Уроки могут начинаться и в 9:00 и в 9:15. Кроме того продолжительность уроков тоже может быть разной. Ниже представлено расписание звонков для школ, в которых уроки длятся по 40 минут.
Расписание звонков для первого класса с 9:00
Очень разумно уточнить время начала уроков ещё до начала учебного года, тогда вы сможете заранее скорректировать режим дня ребёнка и подготовиться к школьным будням.
Расписание звонков для среднего и старшего звена
Как правило, у старшеклассников расписание звонков примерно одинаковое. Уроки могут продолжаться 40 или 45 минут, в зависимости от внутреннего устава школы, тем не менее у учеников 5–11 классов уроки крайне редко начинаются позже 9:00 утра. У старшеклассников в день может быть от пяти до восьми уроков, поэтому чаще всего занятия начинаются в 8:00, чтобы у детей оставалось свободное время на внеклассную активность. В таблицах ниже отражены возможные варианты.
Расписание уроков среднего и старшего звена с 8:00
Расписание уроков среднего и старшего звена с 8:15
Легко заметить, что перемены у учащихся 5–11 классов короче.
Расписание уроков среднего и старшего звена с 9:00
Расписание звонков второй смены
В некоторых школах обучение осуществляется в две смены из-за превышения числа учащихся над доступными школьными местами. Первая смена не в состоянии вместить всех детей, поэтому вторая смена начинается обычно в 13:00. Вторая смена характеризуется уроками продолжительностью не более 40 минут, и некоторые перемены сокращаются до 5 минут. Общее количество уроков во второй смене обычно не превышает 7.
Расписание звонков в школе с 13:00
Каждая школа должна предусматривать 20-минутную перемену для приёма пищи. В некоторых школах утверждают две такие перемены из-за большого числа учащихся, чтобы обеспечить питанием всех детей.
Хотя существует общий стандарт, каждая школа самостоятельно формирует своё расписание, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Санитарные правила и нормативы (СанПиН) устанавливают нормы, которым школа стремится максимально соответствовать. Такой подход позволяет ученикам лучше справляться с учёбой, поскольку они получают материал, когда полны сил и энергии.
Если возникают сложности в учёбе, их можно исправить с помощью внеурочных занятий. Лучшая помощь в любых вопросах — это участие родителей. Однако не забывайте о сбалансированном режиме и дома. Чередуйте выполнение домашних заданий с прогулками на свежем воздухе, занятиями любимыми делами и посещением секций. Бывает так, что по каким-то причинам вы не можете помочь ребенку с выполнением домашних заданий или разбором неусвоенной темы. В таком случае отличным ресурсом может быть iSmart. Простой интерфейс и обучение в игровой форме помогут ребенку увлечься учёбой и без помощи взрослых. На платформе вы найдете интерактивные тренажёры по Русскому языку, Математике, и Английскому языку, но и программу обучения для детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ).
Минпросвещения РФ разработало и направило в регионы методические рекомендации по реализации программ для школ, техникумов и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Методические рекомендации описывают примерные модели реализации образовательных программ, а также особенности проведения учебной и производственной практик в дистанционном формате. В частности, уроки рекомендуется сократить до 30 минут.
Напомним, в среду, 18 марта, глава Министерства просвещения РФ Сергей Кравцов заявил о продлении каникул во всех российских школах. В связи с распространением коронавирусной инфекции каникулы продлятся с 23 марта по 12 апреля. Родителям, не имеющим возможности оставить детей дома, в министерстве обещали, что школы все же будут ограниченно работать, но не уточнили, как именно. На время каникул, пояснил господин Кравцов, учебные заведения перейдут на дистанционное обучение. Решать, с какого дня такое обучение начнется, будут в каждом регионе, поясняли “Ъ” в ведомстве. Впрочем, даже в Москве во многих школах руководство жаловалось “Ъ”, что не понимает, как будет организовано дистанционное обучение. Эксперт считает, что удаленно детям можно задавать разве что задачи по математике.
Согласно рекомендациям министерства, образовательным организациям предстоит разработать свой локальный приказ об организации дистанционного обучения, прописав в нем порядок оказания индивидуальных консультаций для школьников и проведения текущего и итогового контроля по учебным дисциплинам. Также учебным заведениям необходимо будет сформировать расписание на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине. При этом, из рекомендаций ведомства следует, что время дистанционного урока сократится по сравнению с очными занятиями с 45 минут до 30 минут. Учителя же должны будут «выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций», следует из рекомендаций ведомства.
«В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов»,— говорится в документе. В качестве примера Минпросвещения приводит пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием Skype. Однако набор электронных ресурсов и предложений для дистанционного обучения каждой школе предстоит выбрать самостоятельно.
При этом, если образовательное учреждение не сможет провести уроки в онлайн-формате, то Минпросведения рекомендует «рассмотреть возможность предоставления каникул — плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей. Кроме того, ведомство предоставляет школам право самим определить: какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году в рамках дистанционных образовательных технологий и перенести эти «элементы» на будущий учебный год.
О продлении каникул из-за коронавируса — в публикации “Ъ” «Российские школы уходят на антивирусные каникулы».