в каком классе проходят квантовую физику

Цель урока: формирование умения составлять
алгоритмы.

Тип урока: комбинированный урок: закрепление
изученных знаний и изучением новых понятий:
линейные и циклические алгоритмы.

2. Актуализация знаний.

1. – Давайте вспомним, чем мы занимались на
прошлом уроке?

– Что такое алгоритм?

(описание последовательных действий,
строгое исполнение которых приведет к
результату)

– Как появился термин “алгоритм”?


В КАКОМ КЛАССЕ ПРОХОДЯТ КВАНТОВУЮ ФИЗИКУ

– Чем отличается словесный алгоритм от
словесного?

(словесный – описанный словами, графический –
зафиксированный на бумаге)

– Из чего состоит алгоритм?

(заглавие, последовательность действий,
конец алгоритма)

(открыть кран, отрегулировать воду, взять
губку, намылить мылом, сполоснуть тарелки,
поставить тарелки обсыхать, положить губку,
закрыть кран).

– У кого алгоритмы совпали? Кто составил другой
алгоритм?

3. Теоретическая часть.

1. – Любую работу требуется обдумать,
разобрать алгоритм ее исполнения. Чем тщательнее
продуман алгоритм, тем быстрее и качественнее
будет выполнена работа.

1 группа: алгоритм приготовления бутерброда.

2 группа – алгоритм рисования олимпийский
колец.


В КАКОМ КЛАССЕ ПРОХОДЯТ КВАНТОВУЮ ФИЗИКУ

3. – Чем отличаются ваши алгоритмы?

(1 группа – действия не повторяются; 2 группа
– действия повторяются).

4. – На каких уроках вы также можете построить
алгоритмы?

(на всех других: русский язык, математика,
биология, иностранный язык и т. д.).

– Какие алгоритмы встречаются чаще на других
уроках: линейные или циклические?

4. Домашнее задание.

Стр. 9 № 9 (рабочие тетради): построить алгоритм
рисования грозди винограда, поставить на ягодах
номера, показывающие очередность присоединения
ягод.

5. Практическая часть.

1. – Откройте учебник на странице 69. Перед
вами план расположения учебных мест в классе.
Давайте попробуем составить алгоритм
расположения учебных мест.

(Открыть Paint, выбрать прямоугольник,
нарисовать парту и два стула, скопировать,
вставить 3 раза, скопировать ряда, вставить 2 раза,
нарисовать учительский стол).

– Какой алгоритм получился: линейный или
циклический?

2. – Используя алгоритм, попытайтесь создать
план класса на своем компьютере.

Запишите в тетрадях по технике безопасности
число, Фамилию Имя, класс, № урока.

3. – Создайте фон алану расположения учебных
мест. Что это может быть?

(пол, линолеум, цветы на полу).

3. – Сохраните свою работу в своей папке под
именем “План класса”.

Класс работает с планом до звонка.

Тема: «Какими бывают алгоритмы»   5 класс

Цель:  Проверить уровень усвоения понятий: алгоритм, исполнитель, способы записи алгоритмов. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: виды алгоритмов (линейный , ветвление и циклический).

Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала.

Содействовать воспитанию осознанности социальной, практической и личной значимости учебного материала.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, карточка для рефлексии.

I. Организационный момент

Приветствие, посадка и проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята на дом вам было задано: выучить определения, составить алгоритм по желанию.

“Собираюсь в школу”;

“Собираюсь на рыбалку”;

“Как построить скворечник”

“Как решить задачу по математике”

“Как сделать уборку дома”.

2-3 ученика по желанию у доски, у остальных  наличие выполненного домашнего задания проверяется в тетради.

Алгоритм – это последовательность действий, которые приводят к достижению результата.

-Дайте определение исполнителя алгоритма.

Исполнитель – субъект (объект), который может исполнить алгоритм.

Что такое команда?

Команда – это действие, которое выполняет алгоритм.

Что такое блок- схема?

Блок – схема – геометрические фигуры, обозначающие команды (действия) исполнителя.

III. Зачем же нам нужны алгоритмы?

Каждый человек в повседневной жизни, в учебе или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности.

Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически, и даже не считаем задачами.

К ним можно отнести такие задачи, как «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть дверь на ключ» и пр.

Другие же задачи, напротив, так трудны, что требуют длительных размышлений и усилий для поиска решения и достижения поставленной цели.

Например, решения задач «Написать контрольную работу на 5» или «Свободно разговаривать на иностранном языке» требуют выполнения гораздо большего количества сложных действий, чем решение задачи «Купить мороженое».

При этом решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.

IV. Алгоритмы мы выполняем постоянно, но никогда не задумываемся также об их видах, итак есть 3 вида алгоритмов:

– это алгоритм, в котором все действия выполняются в строгом порядке, одно за другим.

Пример: Приготовление бутерброда.

(Определение и пример записать)

– это алгоритм, в котором действия зависят от какого-то условия.

Подъехал Иван Царевич к камню.

– это алгоритм, с повторяющимися действиями.

Пример: Ходьба- это повторение движений ног. Шаг правой

Слайд     №12,13,14

Пол-урока мы решали,

И теперь пришла пора-

И к соседу повернулись.

Вот, готовы мы опять

Здесь урок наш продолжать .

Давайте вспомним:                  Слайд №15.

V. Практическая работа.

Задание 2.28 стр. 69

В процессе работы за компьютером физкультминутка для глаз.

Проверка выполненного практического задания, коррекция и исправление ошибок.

VI.  Домашнее задание.

Выучить виды алгоритмов.

Привести пример линейного, ветвления и циклического алгоритмов (письменно)

VII. Итог урока.

(Ученикам раздаётся карточка для рефлексии)

Какое выражение из записанных характеризуют ваши ощущения после урока:

Я всё знаю, могу объяснить

Я всё знаю, понял, но не уверен

Всё знаю, но не объясню

У меня остались вопросы (Учитель анализирует ответы учеников)

В обычной физике мы привыкли к тому, что объекты обладают конкретными свойствами. Они могут быть жесткими или упругими. А в квантовой физике они умеют вести себя как волны. Частицы могут проходить сквозь стены (потому что для них это не совсем стена), складываться и вычитаться между собой.

Что такое квантовая физика простыми словами?

Ква́нтовая фи́зика — это раздел теоретической физики, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения. Основные законы квантовой физики изучаются в рамках квантовой механики и квантовой теории поля и применяются в других разделах физики.

Кто придумал квантовую физику?

В 1925—1926 годах были заложены основы последовательной квантовой теории в виде квантовой механики, содержащей новые фундаментальные законы кинематики и динамики. Первая формулировка квантовой механики содержится в статье Вернера Гейзенберга, датированной 29 июля 1925 года.

На чем строится квантовая физика?

Модель физической системы в квантовой механике строится, во-первых, путем конкретизации измеримых величин, характеризующих квантовую частицу и ее состояния. В результате этого квантовая частица превращается в электрон со спином или без спина, протон, фотон и т. д.

В каком классе начинают изучать квантовую физику?

Согласно этой программе, в 11-м классе, помимо раздела “Колебания и волны” изучается раздел “Квантовая физика”.

Что такое квант простыми словами?

В 1900 году Макс Планк (Max Planck) выдвинул новую теорию теплового излучения, оказавшую огромное влияние на развитие всей современной физики. Его гипотеза перевернула многие представления научного мира. В настоящее время специалисты считают создание квантовой теории крупнейшим открытием 20 века.

Кто создал квантовую механику?

В развитии и понимании квантовой теории приняли участие очень многие люди, как старшего поколения — Макс Борн, Макс Планк, Пауль Эренфест, Эрвин Шрёдингер, так и совсем молодые, ровесники квантовой гипотезы — Вернер Гейзенберг (1901), Вольфганг Паули (1900), Поль Дирак (1902) и т.

Кто открыл квантовую статистику?

Элемента́рная части́ца — собирательный термин, относящийся к микрообъектам в субъядерном масштабе, которые невозможно расщепить (или пока это не доказано) на составные части. Их строение и поведение изучается физикой элементарных частиц.

Что такое квантовая математика?

Математические основы квантовой механики — принятый в квантовой механике способ математического моделирования квантовомеханических явлений, позволяющий вычислять численные значения наблюдаемых в квантовой механике величин.

Что такое квантовая система?

квантовая система — Отдельные частицы вещества или совокупности частиц, процессы в которых подчиняются законам квантовой механики.

В каком классе изучают механику?

В 7 классе начинается физика. Сначала изучается введение в эту науку и основы МКТ, затем — механика. В 8 классе изучаются термодинамика, электричество, электромагнетизм, основы оптики. В 9 классе — механика, электромагнетизм (сначала электричество и потом магнетизм), ядерная физика.

Как узнать какой у меня wi fi адаптер?
Как узнать какой у тебя MIUI?
Как узнать характеристики блока питания на компе?
Как узнать характеристики SSD?
Как узнать код AirPlay?
Как узнать код ИФНС?
Как узнать код КБК организации?
Как узнать код ОКТМО организации по ИНН?
Как узнать коэффициент мощности?
Как узнать количество бонусов на Юле?

МБОУ «Глинновская СОШ»

План – конспект урока

( 9 класс)

«Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.

ознакомление с новым материалом.

1 орг. Момент

Приветствие, посадка, перекличка.

2 Актуализация опорного материала

Ребята, скажите пожалуйста, как вы понимаете слово  алгоритм? Где нам приходится сталкиваться с этим понятием?

3 Изложение материала

Происхождение термина «алгоритм» связано с математикой. История его возникновения такова. В IX веке в Багдаде жил ученый ал(аль)-Хорезми (полное имя – Мухаммед бен Муса ал-Хорезми, т.е. Мухаммед сын Мусы из Хорезма), математик, астроном, географ. В одном из своих трудов он описал десятичную систему счисления и впервые сформулирован правила выполнения арифметических действии над целыми числами и обыкновенными дробями. Арабский оригинал этой книги был утерян, но остался латинский перевод XII в., по которому Западная Европа ознакомилась с десятичной системой счисления и правилами выполнения арифметических действий.

Ал-Хорезми стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятными. Достичь этого в IX в., когда еще не была разработана математическая символика (знаки операций, скобки, буквенные обозначения и т.д.), было трудно. Однако ему удаюсь выработать четкий стиль строгого словесного предписания, который не давал читателю возможность уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.

Правила в книгах см-Хорезми в латинском переводе начинались словами «Алгоризми сказал». В других латинских переводах автор именовался как Алгоритмус. Со временем было забыто, что Алгоризми (Алгоритмус) – это автор правил, и эти правила стали называть алгоритмами. Многие столетия разрабатывались алгоритмы для решения все новых и новых классов задач, но само понятие алгоритма не имело точного математического определения.

В настоящее время понятие алгоритма уточнено, и сделано в XX веке в рамках науки, называемой теорией алгоритмов.

– точное и понятное предписания исполнителю  совершить последовательность действий направленных на решение поставленной задачи.

– четко организованное последовательное действие, приводящие к определенному результату.

Исполнитель алгоритма –  это некоторая абстрактная  или реальная  система способная выполнять действие  предписываемые алгоритмом (техническое, биологическое или биотехническое).

– человек, живой организм;

– искусственный интеллект.

(раздельность, прерывность) – алгоритм должен быть записан  в виде последовательности шагов или этапов.

исполнитель алгоритма должен знать, как этот алгоритм выполнять.

(детерминированность) каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола.

Благодаря этому  свойству выполнения алгоритма носит механический характер  и не требует дополнительных указаний .

(конечность ) алгоритм должен приводить к решению задачи  за конечное число шагов.

алгоритм разрабатывается в  общем виде, чтобы его можно было применить для решения однотипных задач. При этом исходные данные выбираются из некоторых областей, которые называются областью применения алгоритмов.

Если свойства  определенности и дискретности сохраняются с некоторой степенью точности т.е.  в программе возможна  перестановка  шагов  или она содержит  желательные, но не обязательные шаги, то это не алгоритм, а

Всякий алгоритм рассчитан на определенногоИм может быть человек, робот, компьютер и т.д. у каждого исполнителя есть своя система команд. Составляя алгоритм нужно учитывать на какого исполнителя он рассчитан. Выполнять алгоритм, исполнитель может не вникая  в смысл того, что он делает, для чего делает и тем не менее получит нужный результат. В таких случаях говорят, что алгоритм  выполняется формальна.

Формы записи алгоритмов

представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм представляет собой произвольное изложение на естественном языке

– последовательности связанных между собой блоков каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется блок схемой  -ориентированный граф указывающий порядок  исполнения  команд алгоритма.

Графические формы записи алгоритмов:

Основные алгоритмические структуры

– команды выполняются одна за другой  в том порядке, в котором они записаны в алгоритме.(  Алгоритм открывания двери в квартиру: достать ключ, вставить в замочную скважину, повернуть нужное количество раз, достать ключ, открыть дверь.

– в процессе выполнения алгоритма многократно повторяется определенный  набор команд. ( Пример. ( Мытье 10 тарелок: взять тарелку, помыть, поставить в сушку, взять тарелку, помыть, поставить в сушку и т. д. пока не закончатся тарелки.)

4 Применение полученных знаний

исполнить команды алгоритма при а=1, b=2, с=3

Восстановим формулу вычисления: d=Rl-R3=b*b-4*R2

Что получается? (дискриминант квадратного уравнения.

Это пример формального исполнителя алгоритма.

Нарисовать блок-схему для возведения любого целого числа в квадрат.

Первичная проверка знаний

Цель урока: сфoрмировать представление об
алгоритме, как фундаментальном понятии
информатики.

дать представление об алгоритмах, фoрмировать
навыки составления алгоритмов, умения
анализировать.

воспитывать аккуратность, трудолюбие при
выпoлнении работы; эстетическое воспитание
детей; воспитывать современную жизненную
позицию.

Оборудование, материалы, прoграммное
обеспечение:

Дети рабoтают в группах

Решение любой задачи, даже самой прoстой
осуществляется за определенное количество шагoв.

Сoпровождается показам презентации.

Например: рисoвание дерева.

Ваш жизненный опыт растет с каждым днем.
Поэтому сегодня я хочу познакомить вас с новой
темой урока, опираясь на ваш жизненный опыт.

Итак, уважаемые ученики Вам предстоит
выполнить определенное задание. В ходе
выполнения задания вы должны описать
последовательность ваших действий. Итак, вам
дается 2 минуты.

Задания пo группам:

1 группа: пришить пуговицу (имеется иголка,
нитка, ножницы, пуговица, материал);

2 группа: полить цветок;

3 группа: заменить батарейку в часах из двух
предложенных;

4 группа: сoбрать рисунок.

Итак, Вы сейчас выпoлнили некоторые действия,
стремясь получить определенный результат.

Выполнив разные задания и проговорив их можно
сделать вывод. Какой сможете ответить?

(Для достижения любой поставленной цели нужно
совершить некую последовательность действий)

А как называется эта последовательность, вы
узнаете, обратив внимание и разгадав ребус.
(Алгоритм)

Молодцы, мы обозначили тему нашего урока “Алгoритм”.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

– Цель нашего урока – выяснить, что такое
алгоритм, познакомиться с историей
возникновения данного понятия, его свойствами,
исполнителем алгоритма и системой команд
исполнителя, а также где в реальной жизни мы
встречаемся с алгоритмами.

Может кто-то из вас уже знает, откуда возникло
слово “алгоритм”?

Жил когда-то ал-Хoрезми,
Был арабским мудрецoм,
Oн считал – всего полезней
Чисел всяких быть жрецoм.
Ал-Хорезми сам придумал
Правил действий свoд простой,
Получал он проще сумму
И любой ответ другoй.

В честь ученогo назвали
Правил новых стиль и ритм,
Вот тoгда и записали:
Ал-Хорезми – алгoритм.
Метoд или предписанье,
Спoсoб или же рецепт –
“Алгоритм” всему названье
Уже много-много лет.

Теперь запишем определение в тетради.

Алгоритм – это понятное и точное предписание
исполнителю выполнить определенное количество
действий приводящих от исходных данных к
искомому результату.

А теперь посмотрите на задание. ( Слайд 7.  Презентация) Проанализируйте
последовательность действий, записанную на
слайде, и определите, приводит ли она к
результату?

Все вы покупали какое-то техническое
устройство. К нему прилагается инструкция, в
которой указано в каком порядке нужно включать,
выключать устройство, выполнять те или иные
действия.

Разрабатывает такую инструкцию человек. Т.е. в
инструкции предписана последовательность
действий человека для выполнения какой-либо
работы. Поэтому человека можно назвать
исполнителем инструкций. А кто ещё может быть
исполнителем? Правильно, человек, техническое
устройство, роботы, станки, спутники, игрушки,

Исполнитель – субъект или объект, для которого
написан алгоритм. ( Учащиеся определение
записывают в тетради) Например, собака. Может она
быть исполнителем? Назовите команды, которые она
может выполнять. ( Сидеть, лежать, фас) Конечное
множество команд, которые понимает исполнитель
называют СКИ. ( Система команд исполнителя).

Алгоритм обладает рядом свойств:

понятность – алгоритм задаётся на языке,
понятном исполнителю. Как вы думаете сможет ли 4
летний ребенок или слепой человек настроить
канал ТВ.

Конечность (результативность) –
достижение результата за определённое число
шагов. Пример бесконечной команды.

Вы пришли домой вставили ключ в замок,
покрутили раз покрутили два а дверь не
открывается, сколько б мы не крутили ключ
результата мы не достигнем.

1-я и 2-я группы выполняют задание с числовыми
фокусами:

Загадайте число от 1 до 10. Выполните алгоритм.
Какой у вас получился результат? А почему у всех
получились одинаковые числа, да потому что вы все
правильно выполнили алгоритм.

3-я и 4-а группы садятся за компьютеры и
выполняют задание приложения №1, за компьютером.

Найти зашифрованные в сканворде термины,
связанные с темой алгоритм.

Какое из записанных на доске характеризуют
ваши ощущения после урока:

Я всё знаю, могу объяснить.
Я всё знаю, понял, но не уверен.
Всё знаю но не объясню.
У меня остались вопросы.

Укажите истинные высказывания:

Цель: изучение квантовой теории света
и световых явлений, объясняемых этой теорией.

I. Вступительное слово учителя

II. Устный журнал (показ слайдов
презентации сопровождается чтением
стихотворения).

III. Сообщения учащихся

1. Зарождение квантовой теории

Противоречие между классической
электродинамикой Максвелла и закономерностями
распределения в спектре теплового излучения
(нагретое тело, непрерывно теряя энергию
вследствие излучения электромагнитных волн,
должно охладиться до абсолютного нуля, но в
действительности это не так)

Гипотеза Планка (Атомы испускают
электромагнитную энергию отдельными порциями –
квантами. Энергия каждой порции прямо
пропорциональна частоте излучения. Е = h

, где h = 6,63 *
10 -34 Дж . с – постоянная Планка,

2. Фотоэффект. ( Открыт Герцем.
Исследован Столетовым)

Фотоэффектом называют вырывание электронов из
вещества под действием света.

Опыты Герца и Столетова (Внешний фотоэффект:
заряженную цинковую пластину присоединяют к
электрометру, освещают кварцевой лампой; если
заряд пластины “+”, то освещение пластины не
влияет на быстроту разрядки электрометра, а если
“-”, то он быстро разряжается. Фотоэффект
вызывается ультрафиолетовым излучением.)

3. Законы Фотоэффекта.

Первый закон: количество электронов,
вырываемых с поверхности металла за 1 секунду,
прямо пропорционально поглощаемой за это время
энергией световой волны.

Второй закон: максимальная кинетическая
энергия фотоэлектронов линейно возрастает с
частотой света и не зависит от интенсивности
света.

(Объяснение по таблице)

По графику зависимости фототока от напряжения
дать понятие задерживающего напряжения и тока
насыщения.

mv2 /2 = eUз – максимальное значение
кинетической энергии электронов.

4. Объяснение фотоэффекта Эйнштейном.

Законы Максвелла не могут объяснить, почему
энергия фотоэлектронов определяется только
частотой света и почему лишь при малой длине
волны свет вырывает электроны. Свет имеет
прерывистую структуру: излучается порциями,
излученная порция световой энергии Е = h

= А+ mv2
/2 – уравнение Эйнштейна. Энергия порции света
идет на совершение работы выхода и на сообщения
электрону кинетической энергии. А – работа
выхода – работа, которую нужно совершить для
извлечения электрона из металла, она зависит от
рода металла и состояния поверхности, от
интенсивности света не зависит. Условия
возникновения фотоэффекта: энергия кванта
должна быть больше работы выхода.

min = A/h – красная граница фотоэффекта –
минимальная частота

При испускании и поглощении свет ведет себя
подобно потоку частиц с энергией Е= h

/c 2
– масса движущегося фотона.

Фотон не имеет массы покоя, т.е. он не существует
в состоянии покоя и при рождении сразу
приобретает скорость с = 3 * 108 м/с.

р = mc = h


импульс фотона (направлен по световому лучу). Чем
больше частота излучения, тем больше энергия и
импульс фотона.

6. Давление света.

Под действием электрического поля волны
электроны совершают колебания. Электрический
ток направлен вдоль линий напряженности
электрического поля. Сила светового давления
направлена в сторону распространения волны.
Объяснение давления света с точки зрения
квантовой теории: фотоны имеют массу, обладают
импульсом, который передают телу. По закону
сохранения импульса, импульс тела равен импульсу
поглощенных фотонов. Покоящееся тело приходит в
движение, импульс тела изменяется,
следовательно, на тело действует сила. Световое
давление играет большую роль во внутризвездных
процессах.

7. Применение фотоэффекта:

Заполнение таблицы учащимися

8. Химическое действие света. Фотография.

Химическое действие света проявляется в
поглощении молекулами видимого и
ультрафиолетового излучений и расщеплении этих
молекул (выцветание тканей на солнце и
образование загара).

Важнейшие химические реакции под действием
света происходят в зеленых листьях и траве.
Листья поглощают из воздуха углекислый газ и
расщепляют его молекулы на кислород и углерод.
Как установил русский биолог К. А. Тимирязев, это
происходит в молекулах хлорофилла под действием
красных лучей солнечного спектра. Этот процесс
называют фотосинтезом. Химическое действие
света лежит в основе фотографии.

Задача 1: фотосинтез в зеленых листьях
растений интенсивно происходит при поглощении
красного света длиной волны 0,68 мкм. Вычислите
энергию соответствующих фотонов, объясните
зеленый цвет листьев (2,9 * 10 -19 Дж).

Задача 2: для уничтожения микробов в
операционном помещении используют
бактерицидные лампы. Вычислить энергию кванта
излучения такой лампы, если длина его волны 0,25
мкм. Почему видимый свет не оказывает
бактерицидного действия? (8 * 10 -19 Дж).

9. Единство волновых и квантовых свойств
света.

Заполнить и проанализировать таблицу

Как изменяются энергия, масса и импульс фотонов
при уменьшении длины волны?

В каких излучениях и почему заметнее
проявляются волновые свойства? квантовые
свойства?

Вывод: чем меньше длина волны (больше
частота), тем больше энергия и импульс фотона и
тем сильнее выраженные квантовые свойства света.
При увеличении длины волны наиболее ярко
проявляются волновые свойства. Свет обладает
дуализмом (двойственностью свойств): при
распространении проявляются его волновые
свойства, а при излучении и поглощении (т.е. при
взаимодействии с веществом) – корпускулярные
(квантовые) свойства.

V. Итоги урока.

Алгоритмы линейные, с ветвлением, с повторением. Способы записи алгоритмов

Класс   6 «А»

Тип урока: Комбинированный урок.

Учащиеся должны знать: понятие алгоритма.

Учащиеся должны уметь: различать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением.

С точки зрения материала:

Мировоззренческий аспект раскрывается при работе с понятием алгоритм, свойства алгоритма,  видах алгоритма и способах записи алгоритмов, исполнитель, система команд исполнителя, при анализе готовых алгоритмов.

Алгоритмический аспект присутствует при разработке и выполнении  алгоритмов из разных предметных областей;

Пользовательский аспект состоит  в отработке практических навыков составления алгоритмов,  работе с компьютерными программами.

Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова Аристотеля”Ум заключается не только в знании, но и в уменииприлагать знание на деле”.

Сегодня на уроке мы еще раз должны подтвердить эти слова. Но прежде чем мы приступим к основной цели нашего урока – изучению видов алгоритмов и способов их представления, немного повторим вопросы прошлого урока.

II. Проверка знаний и закрепление умений предыдущего урока. Актуализация знаний.

Многие считают, что информатика нужна только для того, чтобы научиться работать на компьютерах. И часто ваши родители или бабушки и дедушки удивляются, когда у вас невысокая отметка по информатике. Как же так? Ведь ребенок дома часто сидит за компьютером, значит, он все знает и умеет. Но это заблуждение, которое мы постараемся опровергнуть на нашем уроке тема которого: «Виды алгоритмов. Способы записи алгоритма».  (слайд 1)

Цель нашего урока – закрепить определение понятия алгоритм, его свойства, познакомиться с видами алгоритмов и формами, с помощью которых можно записать тот или иной алгоритм, а также выяснить, где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами.   (сообща с учащимися)

– Проверим ваши знания по данной теме с помощью кроссворда. (2 мин.) Все ли вопросы вам известны?

– Да не все вопросы мы еще знаем. Это 1 и 6?? Способ описания алгоритма. Как вы это понимаете?     (ответы учащихся)  Мы ещё вернемся к данному вопросу.    (слайд 2)

– Давайте выполним следующее задание.

В этой таблице спрятаны обрывки записок  двух учеников:

Ученик 1.     ( Б2,  Г5,  Д1,  В3,  А4,  В1,  Б6,  Д3)

Ученик 2    (Б3,  Г6,  В2,  А5,  Д4, А6,  Г3,  Д5,  Б1,  Б5)

Ученик 1    (Д2,  А3,   Г1,  В6,  Б4,  Б2,  В5,  Г4)

Ученик 2     (Г2,  В4,  А1,  Д6, А2)

Восстановите  эти записки (не забудьте разделить текст на слова).

Вы согласны с этими предложениями? Нет? Конечно, алгоритм это не список любых команд. ( Определение алгоритма еще раз)

– В каком порядке необходимо выполнять данные команды, чтобы получить алгоритм приготовления молочной каши.

Проверим:   5 – 1 – 3 – 4 – 2 – 6 – 7 – 9 – 8 – 10        (слайд 3)

Кто предложит свой алгоритм приготовления блюда? (ответ ученика)

– Выполните следующий алгоритм и запишите результат:

Какие слова мы получили? Правильно – исполнитель и алгоритм.

А что обозначают слова Пастораль, ланита, риторика, АЛГОЛ? Узнайте дома и расскажите на следующем уроке.

Мы рассматривали разные алгоритмы. Можно ли разделить алгоритмы на какие-то группы.

Вспомните вычислительные машины из тетрадей по математике в начальной школе. Посмотрите рисунки (блок-схемы). Попробуйте восстановить данные пословицы и поговорки.

Можно ли назвать это алгоритмами? Конечно, да. Все ли алгоритмы одинаково будут выполняться? Нет. (слайд 4)

В алгоритмах, которые мы рассматривали сегодня, таких как, приготовление каши, нахождение слова мы выполняли команды алгоритма в том порядке, как они записаны. Такие алгоритмы называются линейными. Запишите в тетрадь определение из учебника (стр. 105) Алгоритм для исполнителя Шестиклассник, который мы выполняли на предыдущем уроке, тоже будет линейным.  (слайд 5)

Алгоритмы, в которых в зависимости от проверки условия выполняются разные действия, называются алгоритмами с ветвлением. (слайд 6)

Приведите свои примеры алгоритмов с ветвлением.

Алгоритмы, в которых содержатся команды, которые повторяются несколько раз, называются алгоритмами с повторением.

Итак, алгоритмы бывают трех видов.     (слайд 8)

Алгоритмы можно описать разными способами. (слайд 9)

Мы рассматривали алгоритмы, команды которого записаны словами. Это словесная форма представления алгоритма.  Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.      (слайд 10)

Графическая форма – изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.  Графическая форма записи – это представление алгоритма в виде геометрических фигур с вписанными в них командами.  (слайд 11) Эта форма записи бывает иногда самой наглядной, здесь легче найти ошибки.

При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна на столько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для выполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма – программной.

То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования. Программный способ записи алгоритма – это когда наш алгоритм записан на языке программирования и предназначен для компьютера. Алгоритмический язык, язык программирования Паскаль, Фортран, Бейсик. Мы же будем изучать язык программирования Паскаль АВС. (слайд 12)

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся.           (слайд 13)

А это стихотворение можно считать алгоритмом? Какого вида?

– А сейчас давайте ответим на вопросы небольшого теста, который создан в компьютерной программе ЗНАК. Вначале повторим

Учитель информатики. Назовите основные правила поведения.

Мы с вами познакомились с видами и свойствами алгоритмов. Теперь я предлагаю вам закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания с помощью небольшого теста.  Давайте  попробуем ответить на вопросы теста по теме «Алгоритм. Исполнитель». Не забыли, как открыть нужный нам тест. ( Пуск – Программы – ЗНАК – Тестирование. Выбираем свой класс, дальше выберем свою фамилию и имя. Выбираем курс – Информатика 6 и тест «Алгоритм. Исполнитель». Когда ответите на все вопросы, не забудьте нажать кнопку слева внизу – Завершить)

Отметку, полученную за выполнение теста, запомните.

Д/з §§ 19,20. Приведите примеры алгоритмов с ветвлением, с повторением из повседневной жизни или из определенного школьного предмета, определить вид алгоритма и записать его при помощи словесной и графической формы записи в тетрадь.

Теперь мы знаем, какие слова определения мы не смогли ответить в нашем кроссворде в начале урока.

Программирование – это вторая грамотность.

Я желаю вам удачи и исполнения всех задумок. Мне очень приятно было с вами работать. Наш урок подошел к концу. Всем спасибо!

Про урокцифры:  Урок цифры решебник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *