введение в цифровое искусство и его основные термины

Эстетика цифрового искусства (англ. Aesthetics of digital art) — направление современной эстетики, лежащей в области философии искусства, теории медиа и искусствоведения. Направлена на изучение эстетического содержания цифрового (компьютерного) искусства с учётом пересмотра классических эстетических теорий. В противопоставление классическим эстетическим теориям применяется медиафилософский, постмодернистский подход к анализу данного вида искусства.

Иррациональная геометрия, инсталляция 2007 года. Паскаль Домбис.

Образец фрактального искусства.

Лиллиан Шфарц. Сравнение портрета Моны Лизы и Автопортрета Леонардо.

Компьютерное искусство (англ. ), а также цифровое искусство, диджитальное искусство — направление в медиаискусстве, основанное на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом являются художественные произведения в цифровой форме.

Digital art, или цифровое искусство, является уникальной и захватывающей областью творчества, где сливаются традиционные художественные методы с передовыми технологиями. В этом мире важно понимать основные термины, чтобы раскрывать всю гамму возможностей. Сегодня мы поговорим о таких понятиях, как “скетч”, “драфт рисование”, “иллюстрация”, “рисунок”, “геймарт” и многих других терминов в рисовании, а также разберем отличия между ними.

Что такое цифровое искусство?

2. Отличия разных видов искусства

3. Техники цифрового искусства

4. Цифровое искусство как профессия


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Цифровое искусство — это творческая деятельность, в которой используют компьютеры, программы, скрипты. Готовые произведения можно увидеть только на экранах гаджетов или через электронный девайс, а количество копий может быть бесконечным.

Коллекционеры мира скупают цифровые произведения, а чтобы стать диджитал-художником, не надо учиться рисовать маслом или углем, можно обойтись графическим планшетом, созданный шедевр разместить на NFT-платформе и продать ценителям за сотни долларов.

Мы рассказываем и показываем, что такое цифровое искусство и какие бывают виды диджитал-арта, а также объясняем, кто такой цифровой художник и где на него выучиться. Рекомендуем к прочтению, если хотите работать в творческой профессии, но не знаете, что выбрать и как начать.

Цифровая картина, написанная

Цифровая живопись — развивающаяся форма искусства, в которой используются традиционные техники рисования, такие как акварель, масло и т. д. наносятся с помощью цифровых инструментов с помощью компьютера, графического планшета и пера, а также программного обеспечения. Традиционная живопись — это живопись с помощью физического носителя, в отличие от более современного стиля, такого как цифровой. Цифровая живопись отличается от других форм цифрового искусства, особенно искусства, созданного на компьютере, тем, что не требует компьютерного рендеринга модели.

Искусствоведы часто классифицируют цифровое искусство как двоякое: объектно-ориентированные произведения искусства и процессно-ориентированные визуальные эффекты. В первом сценарии цифровые технологии являются средством достижения цели и функционируют как инструмент для создания традиционных объектов, таких как картины, фотографии, гравюры и скульптуры. Во втором случае технология-это сама цель, и художники исследуют возможности, связанные с самой сутью этой новой среды. Эта последняя категория — часто связанная с термином «новые медиа» — относится ко всему вычислимому искусству, которое создаётся, хранится и распространяется в цифровом виде. Другими словами, в то время как некоторые работы полагаются на цифровые инструменты для увеличения уже существующего носителя, другие используют цифровые технологии в качестве неотъемлемого и неразрывного компонента при создании артефакта.

Что такое цифровое искусство?

Цифровое искусство — это создание художественных произведений не классическими методами вроде пастели, гипса или красок, а через компьютерные технологии, программный код и графические пакеты. Такое искусство еще называют компьютерным, диджитал, кибер или digital art.

Цифровое искусство имеет множество воплощений. Произведениями могут быть векторные рисунки, 3D-графика, анимации, спецэффекты, цифровая фотография и объекты дополненной реальности.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Riseart. Автор

Цифровое искусство зародилось в 1960-х годах в США с Джона Уитни, американского аниматора и композитора. С помощью аналогового компьютера он создавал кибернетические фильмы, заставки и спецэффекты. В работе использовал не инструменты традиционного искусства, а математические формулы и компьютеры.

Цифровой фильм «Каталог» Джона Уитни

Первую выставку компьютерных произведений провели в 1965 году в Нью-Йорке, а в 1968 году — в Лондоне. Вслед за первопроходцами использовать в работах возможности компьютерных вычислений стали и другие деятели искусства. Даже знаменитый американский художник Энди Уорхол в свое время создал цифровую картину на компьютере Amiga 1000 в рамках рекламной кампании производителя. Что получилось, видно на видео ниже.

Цифровой портрет американской певицы Деборы Харри, созданный Энди Уорхол

Пока цифровое искусство набирало обороты, не обошлось без споров: считать ли его настоящим. Но со временем все согласились: киберискусство требует тех же творческих приемов, что и традиционное, просто художники выражают себя через другие инструменты.

Среди главных особенностей цифрового искусства выделяют следующее:


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

AR-скульптура в Гонконге американского художника, скульптора и дизайнера Kaws. Изображение

Художники воплощают цифровое искусство в разных формах. Перечислить все невозможно — список займет десятки страниц, поэтому расскажем про основные.

Цифровая живопись

Это форма цифрового искусства, при которой художники стремятся максимально воспроизвести традиционные приемы рисования, но используют для этого не масло, краски, пастель и полотна, а планшет и стилус — электронное перо.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Devianart. Автор

Цифровую живопись очень трудно отличить от классической. А все потому, что художник может менять ширину и толщину линий, настраивать мазки и текстуры, работать со слоями. При этом без художественных навыков не обойтись. Надо разбираться в перспективе, знать пропорции, композицию и анатомию. Только тогда получится создать реалистичные картины.

Трехмерная графика

Трёхмерная графика — это разновидность компьютерной графики, в которой изображения получают путем моделирования 3D-объектов. Создавать можно мультяшные, абстрактные или реалистичные модели — все на усмотрение художника.

Среди дополнительных инструментов — структуры высокой детализации, текстуры, освещения, а при желании можно добавить анимацию.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Dribbble. Автор

Абстрактная форма цифрового искусства, при которой художники используют запрограммированные сбои, ошибки и баги. Для создания глитча существует множество инструментов: фильтры, приложения, специально вызванные помехи на видео, после которых делают захват изображения. Иногда на глитч накладывают 2D-изображения или цифровые фотографии, создавая коллажи.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Behance. Автор

Кому-то данный цифровой жанр кажется беспорядочным, но благодаря ярким цветам глитч-картины могут вызывать странные эмоции и ощущения. За это их и ценят.

Пиксельная графика

Картины рисуют с помощью точек — пикселей, а разрешение изображения выбирается настолько маленьким, что каждую точку можно различить. Принято считать, что пиксельное искусство уходит корнями в кубизм Пикассо и сюрреализм Дали.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Tumblr. Автор

Особенность пиксельной графики — картина рисуется пиксельно, то есть по точкам. А для работы нужны всего три простых инструмента: «карандаш», «прямая» и «заливка».

Однако рисуют пиксельную графику не только в простых графических редакторах вроде Paint, но и в объемных 3D-пакетах, а готовые результаты анимируют для роликов или видеоигр.

Алгоритмическое искусство

Это изображение, которое получают через написанный компьютерный код. Хотя художник примерно понимает, какой получится его картина, результат всегда непредсказуемый. А если он добавит в код неопределенностей, то результат может выйти совершенно неожиданным.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Mikael Hvidtfeldt Christensen

Чтобы создавать произведения, художник должен разбираться в языках программирования и знать математику. Такого художника называют алгористом.

Фрактальное искусство

Фрактальное искусство происходит от алгоритмического, включает в себя сложные геометрические узоры и фрактальные мозаики. Базируется на использовании фрактала, то есть бесконечного паттерна, одинакового в различных масштабах.

Художники используют компьютерные алгоритмы, коды и математические уравнения, чтобы создавать 2D- и 3D-мозаики. Если начать приближать фрактальную картину, можно увидеть повторяющиеся узоры.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Matthias Hauser

Компьютерная графика, CGI или Computer-Generated Imagery, включает в себя как статические, так и динамические изображения с использованием компьютерной 3D-графики. В CGI Art все, что художник нарисует, можно анимировать.

Сначала художник моделирует объекты на компьютере, потом трехмерным фигурам создает виртуальные скелеты и далее отрисовывает виртуальную анимацию. Часто компьютерную графику используют в кинематографе, видеороликах и компьютерных играх.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Векторное искусство — это тип иллюстраций, который описывается математическими формулами. Формулы определяют положение нарисованных элементов, их форму, параметры обводки, заливки, прозрачности.

Когда художник рисует векторную графику, то, по сути, он собирает ее из линий и кривых. Особенность векторных изображений — сколько их не масштабируй, в качестве они не потеряют. А художника, который работает с векторной графикой, называют иллюстратором.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Фотобаш — это способ создания изображения с помощью реальной фотографии и цифровых изобразительных инструментов: 2D- и 3D-графики, текстур, векторов и алгоритмических форм.

Суть фотобаша: художники создают рисунок, а потом дополняют его отдельными элементами, например, вырезанными из фотографий. Так иллюстрации получаются более реалистичными, а художник тратит меньше времени на отрисовку всех частей картины.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

ArtStation. Автор

Цифровой коллаж — это техника объединения разных изображений и графических объектов в одну картину. Фотографии объединяют с векторными рисунками, на них рисуют, добавляют спецэффекты. Коллажи используют для иллюстрирования журналов, создания рекламных баннеров и обложек.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Artconnect. Автор

Это фотографии, которые получают через цифровые камеры, смартфоны и веб-камеры. До, прямо во время или после съемки цифровой фотограф может отредактировать процесс: изменить яркость, контрастность, добавить рамки, обрезать фото, наложить фильтр.

Где можно встретить цифровое искусство?

Во-первых, познакомиться с цифровым искусством можно на обычных выставках в музеях и галереях. Так, например, на международной ярмарке Cosmosсow в 2021 году цифровые произведения посетители рассматривали на телевизорах Samsung.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Часть цифровых произведений с ярмарки Cosmosсow, на которой Samsung выступил спонсором. Изображение

А знаменитые «Живые полотна Ван Гога» — выставка, на которой работы художника представлены в виде проекций — не что иное, как разновидность киберискусства. Без компьютерных технологий она была бы невозможна.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Кадры с выставки «Живые полотна Ван Гога». Изображение

Международных фестивалей цифрового искусства множество, вот только самые популярные:

Еще цифровое искусство можно встретить на улицах городов, например, в виде инсталляций. Одна из знаменитых — WDCH Dreams турецко-американского художника Рефика Анадолва на улице Лос-Анджелеса.

Световая инсталляция WDCH Dreams в Лос-Анджелесе, созданная цифровым художником Рефиком Анадолвом

Похожие инсталляции устраивают и в Санкт-Петербурге. « Чудо света» — ежегодное событие Северной столицы и пример компьютерного искусства.

Световые проекции создают с помощью компьютерных технологий и переносят в реальный мир

Наконец, авторы цифрового искусства создают блоги, YouTube-каналы и аккаунты на специализированных площадках вроде Dribble и Behance. Там они делятся своим творчеством, привлекают инвесторов и собирают фан-клубы.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Dribble — это онлайн-платформа для диджитал-художников и дизайнеров


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Behance — это международная среда для общения дизайнеров, художников и иллюстраторов со всего мира

В коммерческих целях digital art используют в рекламе, СМИ, для создания визуальных эффектов в фильмах.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Любые спецэффекты, графика и 3D-объекты в рекламе и фильмах — это пример коммерческого цифрового творчества

Цифровые произведения искусства активно продвигаются на NFT. То есть специальных площадках, на которых продают произведения в виде зашифрованной единицы криптовалюты. Некоторые NFT-картины стоят дороже исходников. Тот кто купит NFT, станет ее законным правообладателем.

Цифровое искусство как профессия

Для тех, кто хочет зарабатывать на жизнь своим творчеством, существует несколько прибыльных возможностей в области цифрового искусства. Для тех, кто обладает необходимыми навыками и талантом, существует множество профессий – от концепт-художников до графических дизайнеров.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Фотоперекла́дка, ротоскопи́рование — , при которой мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создаётся путём покадровой перерисовки отснятой кинопленки с настоящими актёрами и декорациями.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Фотоперекладка была широко внедрена в производство мультфильмов мультипликаторами Уолта Диснея в начале 1940-х годов. Это позволило намного упростить и ускорить процесс. Так был создан мультик “Алиса в стране чудес”


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

С появлением компьютерной анимации метод фотоперекладки был преобразован в . Так делают 3D мультики и спецэффекты в фильмах. Например, в фильме

Одним из наиболее важных аспектов цифрового искусства является понимание композиции и компоновки. Графические дизайнеры отвечают за создание эффективных визуальных презентаций, которые передают информацию в четкой и лаконичной форме. Знание типографики и теории цвета также может быть полезным для этой профессии.

Цифровые иллюстраторы отвечают за создание визуальных образов историй, персонажей и идей. Они должны обладать вниманием к деталям, а также хорошим чувством композиции. Кроме того, иллюстраторы должны понимать процесс визуального повествования, чтобы эффективно передавать смысл своих работ.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

“Работы должны быть задуманы с огнем в душе, но выполнены с клиническим хладнокровием”. Джоан Миро

Наконец, 3D-аниматоры отвечают за оживление персонажей и объектов на экране. С помощью таких программ, как Maya и Blender, они создают реалистичные модели и анимацию, которые затем используются в видеоиграх, фильмах, телепередачах и других видах развлекательной прессы.

Хотите заинтересовать своих детей искусством и развить их творческий потенциал, но сложно оторвать от компьютера? Это и не нужно! Пройдите курс “DIGITAL ART: рисование на планшете” вместе с нами!

Уникальность курса – технологичный подход к рисунку. Подойдет для тех, кто ищет себе хобби или собирается поступать в ВУЗ и связать свою жизнь с творчеством. А после курса ребенок сможет создавать digital-картины, лонгриды, пользоваться графическими редакторами и другое

Создайте портфолио настоящего дизайнера с вашими детьми и вдохновите их на карьеру в мире цифрового искусства! Запишитесь на наш “DIGITAL ART: рисование на планшете” прямо сейчас и откройте для них увлекательный мир программирования и творчества!

Что запомнить

Высоких вам конверсий!

Техники цифрового искусства

Цифровое искусство становится все более популярным по мере развития технологий. Существует множество различных техник, которые можно использовать для создания цифрового искусства, в том числе:


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

существует множество стилей и жанров, ты можешь выбрать свой и развиваться в нем.

Независимо от того, какой метод вы выберете, цифровое искусство может стать приятным и полезным занятием. При наличии необходимых инструментов и целеустремленности каждый может создавать прекрасные цифровые произведения искусства.

Автономные планшеты более портативны, так как их не нужно привязывать к компьютеру, но они обычно меньше, чем графические планшеты с эквивалентной ценой. Популярными планшетами, используемыми для цифровой живописи, являются IPad, Microsoft Surface и Wacom Mobile Studio.

Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере — направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливать нет смысла (можно погрязнуть в определении того, что является достаточно художественным и серьёзным для рисунка как такового); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК — 1995—1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн цветов). Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере, также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (линейная перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, светотень, блики, рефлексы и т. д.).

Использование цифровых технологий в фотографии породило также гибридные техники (например, фотоимпрессионизм).

Гибридные технологии применяются и в изобразительном искусстве (помимо косметического исправления или улучшения ручного оригинала). Два основных направления: сначала делается ручное изображение, которое не доводится до завершения (в основном ограничиваются эскизом), а завершается работа в компьютере; модификация завершённого ручного изображения с помощью компьютерного редактора. В последнем случае диапазон глубины обработки очень широк: от изменения только настроя (через цветовую гамму) через модификацию образа до полного изменения исходного образа — до неузнаваемости.

Прогресс цифровой живописи

В конце XX — начале XXI веков цифровая живопись бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярна в любительском творчестве. Причины быстрого вытеснения прежних средств из этих областей:

Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня, желательно иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет и несколько программ для компьютерной живописи.

Большая скорость работы

Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета — дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета — требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента — также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список возможностей и преимуществ — всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки — работу, выполненную на материале красками, надо предварительно перенести в цифровой вид.

В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются прогрессивные и высокотехнологичные функции и супер развитые художественные возможности такие как: работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры, трансформации и коррекции; огромное количество оттенков цветов и текстур; разнообразные структуры линий.

Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в XVIII веке. С тех пор почти не добавилось ничего нового — по-прежнему у художника есть краски, пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. Современная компьютерная живопись уже далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы — и ей есть куда развиваться дальше. Разрешение дисплеев растёт, повышается качество цветопередачи, увеличивается мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств, в том числе устройств визуализации изображений (проекторы или голография).

Начиная с 2021 года цифровую живопись можно продавать на онлайн аукционах в виде NFT токенов, (opensea, rarible, foundation и т. д.), за криптовалюту.

Доступность обучения и работы

Если пользователь умеет работать на компьютере и обладает навыками рисования или имеет художественное образование — ему не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи — он такой же, как и у большинства Windows-программ, и имеет вполне логичный цифровой инструментарий художника. В Интернете доступны видеоуроки по работе в той или иной программе, содержащие запись всех этапов работы художника над цифровой картиной.

Недостатки цифровой живописи

На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности — цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, склонные самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник немыслим без Интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) — а он опять-таки есть не у всех. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет, но ситуация постепенно улучшается.

На данный момент делается довольно много различных образовательных ресурсов по подготовке будущих учителей ИЗО для работы с цифровыми устройствами. Усиленно осваиваются методики по работе на компьютере с графическим планшетом и различными программами, позволяющими заниматься медиарисованием. В ближайшее время подобные курсы будут запущены в основных педагогических вузах страны, что в свою очередь впоследствии благотворно отразится на школах и других вузах при приёме новых учительских кадров, имеющих неплохой опыт работы с медиарисунком и цифровой живописью.

Текущий предел возможностей компьютерной техники

Современные мониторы всё ещё не работают в разрешениях, близких к разрешающей способности нашего глаза. То есть, монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение вживую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере — но это порождает третью проблему cg-арт’а:

Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель

Большинство мониторов работают в цветовой модели RGB с цветовым пространством sRGB, цветовые границы которого не совпадают с таковыми у типичного принтера, работающего в модели CMYK и имеющего собственные ограничения по цветовому охвату. Как результат — некоторые видимые на мониторе цвета не пропечатываются на бумаге, и в то же время весь потенциал принтера по его охвату не задействуется. Для решения данной проблемы используют профессиональные мониторы с цветовым пространством ARGB (Adobe RGB), специально разработанного, чтобы вместить почти все цвета доступные для принтера, а для наибольшего соответствия изображений на мониторе и носителе печати используют цветовые профили. Тем не менее, 100 % совпадения достичь не получается, так как даже наихудшее пространство sRGB в некоторых областях цветов шире нежели многие CMYK-пространства.

Другая проблема — мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), как правило имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции — больше 1-2 мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК-мониторы могут показать около 8 Мп).

Проблема авторского права

Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка, является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно скопировать и тиражировать в неограниченном количестве без каких-либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка — выкладывание в Интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении — 6000×10000 пикс и даже более — удобно прорисовывать детали, а в Интернет выкладывают маленький вариант — 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае — кто имеет большой вариант рисунка, тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.

Кто создает цифровые шедевры?

Цифровые или диджитал-художники. У большинства из них есть традиционное художественное образование, но дополнительно они глубоко разбираются в графических программах и компьютерных технологиях. Для творчества они используют графические пакеты, планшеты с цифровым пером и цифровые видеокамеры.

На самом деле нет конкретного списка, что должен уметь диджитал-художник. Многое зависит от выбранного направления. Можно начать, например, с векторной графики, потом изучить цифровую живопись, а дальше освоить 3D-графику. И для всего этого понадобятся разные программы и технологии.

Зарплата художника зависит от того, как он работает — на фрилансе, в дизайнерском бюро или продуктовой компании. В среднем, платят от 60 000 руб. Но чем сильнее скиллы и сложнее проекты, тем выше заработок.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Зарплата цифрового художника, по данным сайта JobFilter

Что важно: цифровой художник — это не то же самое, что графический дизайнер. Между профессиями есть разница, и вот какая.

Изначально графические дизайнеры работали над печатными изданиями, а когда появились компьютеры, те перенесли работу в цифровую форму. Но смысл работы не поменялся: дизайнеры должны передавать через статические изображения некоторые сообщения и создавать их по определенным правилам.

Рассмотрим на примере упаковки мороженого.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Татьяна Омелюсик

А вот сообщение, которое должна транслировать работа:


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Цифровые художники не передают сообщение, например рекламное или социальное. Они выражают себя через творчество, но с использованием компьютерных технологий. Диджитал-дизайнеры также не разбираются в печатных изданиях и не обязаны знать требования, которые к ним применяют.

  • Там же. С. 251.
  • Там же. С. 247

Программы для цифровой живописи

Существуют и другие методы, при которых художники также рисуют в цифровой форме. Они используют различные программы для достижения различных эффектов. Как правило, 3D-художники сначала работают в одной программе, а затем переходят к другой. Более распространённой практикой является выполнение начальных этапов картины на листе бумаги или холсте, а затем фотографирование или сканирование в программу цифровой живописи для дальнейшего завершения работы.

Исследовательский центр корпорации Xerox в Пало-Альто (PARC) разработал первый графический интерфейс пользователя в 1970-х гг. Первый компьютер Macintosh был выпущен в 1984 г., и с тех пор графический интерфейс стал популярным. Многие графические дизайнеры быстро восприняли его потенциал как творческий инструмент.

Как выучиться на цифрового художника?

Выучиться на цифрового художника можно в вузе, на онлайн-курсах или самостоятельно.

ВУЗ

Сразу скажем, что в университетах объяснят, как владеть компьютерной графикой, научат рисовать эскизы, строить пропорции, но не обучат всем возможностям компьютерного рисования. Зато после выпуска будет крепкая художественная база, затем можно самостоятельно прокачать знания в дополнительных графических пакетах и пробовать себя в других направлениях.

Обучают диджитал-искусству вот где:

Обучение в вузах стоит дорого — в среднем от 200 000 руб. в год, а длится 4–6 лет. Зато после выпуска вы разбираетесь в истории искусства, умеете рисовать с натуры, знаете основные графические пакеты, а на руках имеете диплом государственного образца.

Онлайн-курсы

В интернете горы онлайн-курсов, на которых можно сразу учиться работать в конкретном направлении: например, в векторной графике, 3D-графике или цифровой живописи.

Плюсы онлайн-обучения: учитесь дистанционно в своем темпе, времени уходит меньше, а после выпуска у вас портфолио с работами. Из минусов: надо обладать дисциплиной, чтобы не отвлечься на личные дела, может не хватить базовых знаний вроде умения работать с перспективой и пропорциями, а диплом после выпуска — всего лишь бумажка без юридической силы.

С другой стороны работодателям, как правило, нет дела до диплома, а выбор кандидата на вакансию происходит по портфолио и тестовому заданию. Большой выбор программ на курсах позволяет сразу начать осваивать понравившееся направление.

Учиться на компьютерного художника можно на следующих курсах:

Самостоятельное обучение

Самостоятельно получить специальность сложно, но при должной настойчивости реально освоить базу и начать развиваться как художник на фриланс-проектах.
Рекомендуем смотреть бесплатные уроки на YouTube, например эти:

Еще советуем находить художников, которые работают в понравившемся жанре, подписываться на них и следить за их творчеством. Это разовьет насмотренность — будет легче создавать собственные произведения.

Отличия разных видов искусства

Иллюстрация и живопись два разных вида цифрового искусства со своими уникальными особенностями. Иллюстрации, как правило, более линейны и стилизованы, в то время как картины обычно выглядят более реалистично. Оба вида искусства могут быть созданы с помощью различных инструментов и техник, но, как правило, они имеют несколько ключевых отличий.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

для того чтоб создавать цифровые иллюстрации необходимо приобрести графический планшет, а рисовать можно в программе

Например, в иллюстрациях для создания изображения часто используются плоские формы и линии, а в живописи – более детальные мазки и текстуры. Иллюстрации также обычно используются для передачи определенного смысла или концепции, в то время как живопись может быть более выразительной. Наконец, оба вида искусства требуют большого мастерства для создания убедительных изображений.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

в живописи используются традиционные техники рисования, такие как акварель, масло , но наносятся с помощью цифровых инструментов: компьютера, графического планшета, а также программного обеспечения.

Отличие инфографики от иллюстрации

Инфографика и иллюстрация оба вида цифрового искусства, но они имеют четкие различия. Инфографика – это визуальное представление данных или информации, предназначенное для лёгкого восприятия и распространения. Как правило, она включает в себя текст, диаграммы, графики, изображения и другие элементы, позволяющие передать сложные темы в удобном для восприятия формате.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

исследование Mail.ru Group о привычках российских пользователей летом, проводимого в июле и августе 2019 года

С другой стороны, иллюстрация – это детально проработанное изображение, которое обычно создается с учетом его эстетических качеств. Она часто включает в себя яркие цвета, узоры и текстуры, чтобы привлечь внимание и вызвать эмоциональный отклик.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

иллюстрация к русской сказке “О рыбаке и рыбке”

Отличие академического рисунка от скетча

Академический рисунок и скетчинг это два вида цифрового искусства с разным уровнем детализации. Академический рисунок предполагает создание высокодетализированных изображений объектов или сцен с использованием современных техник, таких как штриховка и перспектива. Этот вид искусства часто используется для демонстрации определенного уровня мастерства или для детальной передачи характера объекта.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

быть художником и не знать основ академического рисунка это то же самое, что быть гитаристом и не знать аккордов.

Наброски, напротив, обычно более упрощены и стилизованы. Как правило, это быстрые линии и формы, которые используются для свободной передачи идеи или концепции. Этот вид искусства часто используется художниками для того, чтобы быстро зафиксировать свои мысли и идеи, пока они не забылись, или для экспериментов с новыми направлениями.


ВВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

главная задача наброска — показать концепт, форму, а также общую схему композиции.

Хотя термин может применяться к произведениям искусства, созданных изначально с использованием других медиа или отсканированных, он всегда относится к произведениям искусства, которые были модифицированы при помощи компьютерных программ.

На данный момент понятие «компьютерная графика» включает в себя как произведения традиционного искусства, перенесённые в новую среду, на цифровую основу, имитирующую первоначальный материальный носитель (когда, например, за основу берется отсканированная или цифровая фотография), или созданные изначально с применением компьютера, так и принципиально новые виды художественных произведений, основной средой существования которых является компьютерная среда.

Ранние технологии печати ограничивались машинами, использовавшими плоттеры с пером и чернилами для создания основной печатной копии. В начале 1960-х годов микрофильмовый принтер Stromberg Carlson SC-4020 использовался в Лабораториях Белла в качестве плоттера для производства цифрового компьютерного искусства и анимации на 35-мм микрофильме. Неподвижные изображения были нанесены на лицевую пластину электронно-лучевой трубки и автоматически сфотографированы. Серия неподвижных изображений была нарисована для создания компьютерного анимационного фильма, сначала на рулоне 35-мм пленки, а затем на 16-мм пленке, поскольку 16-мм камера была добавлена к принтеру позже.

Картина робота — это произведение искусства, написанное программой. Оно отличается от других форм изобразительного искусства, использующих машинное оборудование, такое как офсетная печать и струйная печать, тем, что последние создаются реальными усилиями художника с помощью техники. Многие картины роботов неотличимы от картин, созданных художником.

Одним из первых художников-роботов был Аарон, искусственный интеллект/художник, разработанный профессором Гарольдом Коэном из Калифорнийского университета в середине 1970-х гг. Другой пионер в этой области, Кен Голдберг, создал в 1992 году живописную машину, которая создаёт картины на холсте размером 11′ x 11′. Существует множество других роботов-художников, хотя в настоящее время ни один из них не выпускается массово.

  • Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. — Алетейя, 2010.
  • Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. — 2013.
  • Медиареальность: концепты и культурные практики: учебное пособие / Глав. ред. В. В. Савчук. — СПб: Фонд развития конфликтологии, 2017.
  • Раш М. Новые медиа в искусстве. — Ad Marginem, 2018.
Про урокцифры:  ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС СКАЧАТЬ УЧЕБНИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 9 КЛАССА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *