Урок -исследование как одна из форм современного урока.
Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Исследовательская деятельность создаёт благоприятные условия, позволяющие реализовать компетентностный подход в образовании. Ученик выступает в учебном исследовании как субъект, т.е. как активно, осознанно, избирательно, ответственно, самостоятельно действующий. Структуру исследовательской деятельности и принципы её организации можно представить в виде таблицы:
Конечно, исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно учителю, но не учащимся. Итог урока – новые знания.
Урок – исследование представляет собой совместную деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся). Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине.
Главная цель урока-исследования – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Образовательные: обеспечить усвоение знаний, совершенствовать умения анализировать.
Развивающие: активизировать познавательную активность; умение выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; создать условия для развития у школьников умений формулировать промежуточные проблемы, предлагать пути их решения, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи, развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Воспитательные: формировать основные мировоззренческие идеи, нравственные, эстетические взгляды, культуру общения и поведения.
На урок-исследование можно отводить 1 – 2 часа учебного времени (сдвоенные уроки).
Урок – исследование относят к уроку первого типа – изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Используются словесно – наглядный, эвристический и исследовательский методы обучения.
Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности учащихся, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста. Урок-исследование дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становится источником востребуемых культурой поведенческих привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия: не произносить резких категорических суждений, не подчеркивать интеллектуального превосходства, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях и т.д.
Работа в группах по 4 – 5 человек обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями.
Структура такого урока отработана и повторяет структуру любого научного исследования:
Первый этап урока мотивационный. – очень важный этап процесса обучения, если мы хотим, чтобы оно было творческим. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая задача), которая должна обеспечить «видение учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи». Осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности формируется в специально организованных условиях учебно-познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования и др., которые ставят учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекают в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания исследовательской деятельности. На уроке можно создать также реальную или воображаемую жизненную ситуацию, в которой «оказываются» ученики как её непосредственные участники.
Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. От чего же зависит успех в создании проблемной ситуации? А. Н. Леонтьев, классик отечественной психологии, утверждает: «Актуальна только та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности». Проблемная ситуация должна быть организована таким способом, при котором она не оставит детей равнодушными. Самостоятельный поиск и построение новых знаний невозможны при отсутствии у ученика потребности в них. Таким образом, в идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи, желательно, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребенка. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднительно; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными. А поэтому необходим контроль со стороны учителя. В рамках урока-исследования учитель может специально создать проблемную ситуацию. Однако не всякие способы создания проблемной ситуации оказываются достаточно эффективными.
Можно в работе применить способ «приглашения к решению проблемы». Но методический ход «Раз мы этого не знаем – так давайте изучать!» также может не обеспечить желаемой эффективности: «Ну и что с того, что не знаем! А зачем нам это знать? Всё знать всё равно невозможно!». Это одна из трудностей, с которой приходится сталкиваться учителю на уроке – исследовании. Чтобы провести такой урок, учитель должен очень хорошо знать своих учеников.
Алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка можно представить в виде последовательности шагов:
Один из важных моментов на уроке – выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.
Третий этап – собственно исследование. Учащиеся работают в группах, возможно выделение лидера, который будет контролировать весь процесс: распределит обязанности между членами команды, будет осуществлять контроль над ходом исследования. Происходит сбор фактического материала, изучение соответствующей учебной или специальной литературы, необходимой для работы.этап построения нового знания. Ученик в процессе исследования самостоятельно, с помощью разных доступных ему методов собирает факты, которые помогают ему построить новое знание – собственное описание или объяснение изучаемых объектов. Методы исследования:
– теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация);
-эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, эксперименты (мысленные, реальные), изучение текстовых документов (источников).
Ученик свободен в выборе маршрутов движения к истине. Материал для наблюдений учащимся может также предоставлять учитель, а вывод дети делают сами.
Здесь учащиеся проверяют выдвинутую гипотезу (гипотезы). Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного испытания. При этом результат новой пробы сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности. Учитель может предварительно подготовить «рабочие листы», которые учащиеся будут заполнять на уроке, если все этапы исследования осуществляются на занятии, а не проходят этап подготовки предварительно. Собственные выводы учащиеся могут сопоставить с культурным аналогом (с выводами учебника). Обращение к опыту учёных в такой ситуации повышает ценность знаний в глазах ребёнка.
На следующем этапе ученики представляют найденные факты, собственные выводы, проверяют откорректированную гипотезу (если предполагалось выдвижение гипотезы).
Итоги исследования представляются или в форме устного отчёта, доклада, сообщения, или опираются (при наобходимости) на презентации, оформленные в программе Power Point.
И последний этап урока – рефлексия. Ребёнок понимает, что сделанное им открытие действительно его вооружает новым способом решения проблем. Благодаря тому, что проблему ученик решал самостоятельно, он чувствует себя свободным. Дети получают удовольствие от того, что сами получили знание.
Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).
Технология урока-исследования «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения:
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
– готовый самостоятельно действовать;
– умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Как организовать и провести урок-исследование
Главная цель образования — воспитание творческой личности учащегося, способной к саморазвитию, самоусовершенствованию, поэтому в качестве приоритетного дидактического подхода в обучении и воспитании я выбрала поисковый, исследовательский.
На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач. Например, для обучения предмету необходимо решить следующие задачи:
• приобретение учащимися общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);
• приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету);
• приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).
Для обучения исследовательской деятельности требуется решить другую задачу — приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:
• знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности;
• знание методики научного исследования;
• умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.
По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типыизучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция знаний, а также комбинированные уроки.
По объему осваиваемой методики научного исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок «Образец исследования»), продвинутому (урок «Исследование») или высшему уровню (урок «Собственно исследование»).
Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. И естественно, что начинать следует с подготовительного этапа — теоретического изучения этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следуют освоение школьниками процесса исследования на уроках «Образец исследования» (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках «Исследование», а также на уроках с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках «Собственно исследование» (этап 3).
В структуре урока-исследования выделяют следующую последовательность действий:
3) создание проблемной ситуации;
4) постановка проблемы исследования;
5) определение темы исследования;
6) формулирование цели исследования;
8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);
9) интерпретация полученных данных;
10) вывод по результатам исследовательской работы;
11) применение новых знаний в учебной деятельности;
12) подведение итогов урока;
составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:
– выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
– определение темы и цели исследования;
– формулирование и отбор полезных гипотез;
– определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
– разграничение допущений и доказанных положений;
– планирование эксперимента для проверки гипотезы;
– анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
– конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
– составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);
– систематизация фактов, явлений;
– использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
– формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
– решение задач в новой ситуации;
– написание творческого сочинения, реферата.
В современной педагогике выделяется три уровня
реализации исследовательского обучения:
Формировать навыки учебного исследования надо
начинать с начальной школы, опираясь при этом на
тягу к поиску, познанию неизвестного. Учитель
может построить такой урок, как игру. Но за этой
увлекательной формой ученики должны увидеть
глубокое научное содержание этой работы.
Урок-исследование в начальных классах включает
следующие структурные компоненты, которые
одновременно становятся этапами урока:
Сначала следует найти предмет учебного
исследования. Дети должны ясно представлять, что
они будут исследовать, что будут искать.
Предмет исследования позволит сформулировать
суть проблемы, скорее всего в виде проблемного
вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной
задачи, которую ученики будут решать на уроке.
Далее следует выработать план исследования,
определить пути решения проблемы, ход дальнейших
действий. Этот этап чаще всего наиболее труден
для учеников: они видят и понимают, что им надо
сделать. Но почти никогда не знают, как этого
добиться. Наличие проблемы предполагает
возникновение гипотезы или даже нескольких
гипотез ее решения. Поэтому и путей решения может
быть несколько. Чаще всего выдвижение гипотезы
берет на себя учитель. Необязательно произносить
слово “гипотеза” и настаивать на ее выдвижении.
Достаточно того, сто сам учитель ясно понимает
суть происходящего и умело управляет процессом,
а для учеников он найдет другие слова. Важно
разбудить в учениках желание заниматься поиском
и решением достаточно сложных проблем, создать
условия для формирования умений и навыков
исследовательской деятельности как важнейших
обще учебных навыков.
Проведение собственно исследования, поисковой
деятельности, то есть некой последовательности
учебных действий, определенной совместными
усилиями всех участников. Осуществление плана
исследования – самый трудоемкий и длительный
этап.
Подведение итогов исследования заканчивается
содержательным выводом о том, каковы же
результаты работы, как решена проблема.
По основной дидактической цели
уроки-исследования можно разделить на следующие
типы, соответствующие классификации
традиционной парадигмы:
По объему осваиваемой методики научного
исследования:
На уроке с элементами исследования, учащиеся
отрабатывают отдельные ученые приемы,
составляющие исследовательскую деятельность. По
содержанию исследовательской деятельности
уроки могут быть различными:
На уроке – исследовании учащиеся овладевают
методикой научного исследования, усваивают
этапы научного познания. По уровню
самостоятельности учащихся, проявляемой в
исследовательской деятельности на уроке,
уроки-исследования могут соответствовать
начальному (урок “Образец исследования”),
продвинутому (урок “Исследование”) или высшему
(урок “Собственно исследование”).
Освоение учащимися исследовательских знаний и
умений должно проходить поэтапно, с постепенным
увеличением степени самостоятельности ученика в
его исследовательской учебной деятельности.
Исходя из этого, можно начинать с
подготовительного этапа – теоретического
изучения учащимися этапов и ступеней
исследовательской деятельности. Затем следует
освоение ими процесса исследования на уроках
“Образец исследования” (этап 1), отработка
учебных приемов исследовательской деятельности
на уроках “Исследование”, а также с элементами
исследования (этап 2) и использование
исследовательского подхода в процессе обучения
на уроках “Собственно исследование” (этап 3).
На уроках данного типа возможно использование
разнообразных форм обучения учащихся:
индивидуальной, парной, групповой, коллективной.
Структура урока-исследования включает
несколько этапов:
Учебные приемы, составляющие
исследовательскую деятельность учащихся на
уроках – исследованиях:
Цели обучения: формирование и развитие
творческих способностей, развитие умения
ставить проблемы и самостоятельно их решать,
создание мотивов к обучению и самообразованию,
формирование чувств индивидуальной
ответственности за принятое решение, развитие
коммуникативных умений и навыков, развитие
методологических умений и навыков.
Деятельность учителя и учащихся определяется
уровнем урока-исследования. Так, на уроке с
элементами исследования действия учителя
определяются соблюдением следующих правил:
На уроке – исследования регламентация менее
жесткая:
На уроке собственно исследование уровень
требований к деятельности работы совсем иной:
Урок – исследование Кадо С. Ю. , педагог-библиотекарь, учитель МКОУ Кыштовская СОШ №2
Актуальность темы ФГОС . Содержательный раздел ООП ООО. Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Тема «Порядок слов в английском предложении». На уроке учитель ставит цель научить детей определять порядок слов в английском предложении. Проблемная ситуация, выход на тему и цель урока, план деятельности. Уч-ся в течение урока под руководством учителя последовательно выполняют действия: Разбирают порядок слов в русском предложении. Делают выводы. Разбирают несколько английских предложений, сравнивают их структуру с русскими предложениями, делают выводы о порядке слов в английском предложении. Составляют схему порядка слов в английском предложении. В конце делают вывод, что в английском предложении прямой порядок слов. Затем оценочная деятельность, рефлексия, домашнее задание. Тема «Порядок слов в английском предложении». На уроке учитель ставит цель научить детей самостоятельно определить порядок слов в английском предложении. Создание проблемной ситуации, осознание проблемы, выход на тему и цель урока. Высказывания учащимися гипотез (предположений ): – порядок слов в английском предложении такой же как в русском языке, – порядок слов в английском языке имеет свою структуру. Гипотезы фиксируются на доске. Уч-ся делятся на группы и начинают выполнять действия в соответствии с карточкой – инструкцией в группах: Разбирают несколько русских предложений, делают выводы о порядке слов; Разбирают несколько английских предложений, сравнивают их структуру, анализируют полученную информацию, делают выводы. Создают схему английского предложения. Готовят презентацию результатов мини-исследования темы. На этапе межгруппового общения спикер каждой группы сообщает результат работы. Результаты работы групп сравниваются, соотносятся с гипотезами и делается вывод – обобщение по теме исследовательской работы. Далее оценочная деятельность, рефлексия и дом. задание.
СТРУКТУРА УРОКА – ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Актуализация знаний; 2. М отивационный этап : проблемная ситуация, постановка проблемы исследования; 3. Определение темы исследования; 4. Формулирование цели исследования; 5. Выдвижение гипотезы; 6. Проверка гипотезы, т.е. сам процесс исследования: проведение эксперимента, лабораторной работы , чтение литературы , размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. 7. Интерпретация полученных данных; 8. Вывод по результатам исследовательской работы, соотнесение с гипотезой (гипотезами); 9. Применение новых знаний в учебной деятельности; 10. Итоги урока; 11. Домашнее задание.
Гипотеза – это предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Каким требованиям должна отвечать гипотеза исследования? Как ее сформулировать?
НЕКОТОРЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРИЕМЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ – ИССЛЕДОВАНИЯХ . – Выделение основной проблемы в предложенной ситуации. – Определение темы и цели исследования. – Формулирование и отбор полезных гипотез. – Определение пригодности выбранной для проверки гипотезы. – Проведение эксперимента. – Составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования. – Конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта. – Графическое изображение законов, правил. – Изготовление моделей по собственному замыслу. – Написание творческого сочинения, реферата.
Найдите возможную причину события: Пожарный вертолет весь день кружил над лесом .
Требования к гипотезе научного исследования Логическая простота и непротиворечивость; Вероятность (основное предположение должно иметь высокую степень возможности реализации); Широта применения (вытекают другие явления); Научная новизна (связь предшествующих знаний с новыми); Проверяемость (может быть проверена).
Урок-исследование Разновидности: – урок с элементами исследования, – урок –исследование. Цели: о бучение предмету обучение исследовательской деятельности СОТ
Позиция учителя: Организатор Фасилитатор (помощник, создающий условия) Позиция ученика: Субъект собственной учебной деятельности: Самостоятельность, Активность. Позиции учителя и ученика на У-И
В чём преимущество методики проблемного исследования? д еятельностный тип обучения , творческий процесс самостоятельной мыследеятельности , интерактивность (взаимодействие), диалог , развитие метапредметных умений, воспитание и развитие качеств личности.
Чему учатся дети в ходе осуществления исследований? Ставить исследовательские вопросы. Формулировать проблемы. Выдвигать гипотезы. Составлять план работы. Вести наблюдения. Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез. Выделять существенную информацию из разных источников, анализировать её. Организовывать (систематизировать) информацию. Представлять результаты работы в формах: схемы, рисунка, графика, таблицы, сообщения и т.д. Становление личностных характеристик уч-ся, прописанные в стандарте второго поколения: – любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; – владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; – готовый самостоятельно действовать; – умеющий слушать и слышать собеседника, сотрудничать, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Сквозные УУД
Почему, несмотря на очевидную значимость, в педагогической практике урок-исследование так мало распространён? Живучесть стереотипов (шаблонная структура урока при постоянно одном и том же наборе структурных частей ) Учитель невольно стремится к такому способу преподавания, который удобен ему. Чем этот способ удобен учителю, тем он не интересен ученикам. Л.Н. Толстой С ложность конструирования У-И. Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин
Алгоритм конструирования У-И. Выделить из Стандарта единицу содержания образования, которая будет изучаться на уроке (Что?). Подобрать из УМК содержание учебного материала (На каком уч. материале?). Сформулировать обобщение урока (содержательно-смысловой стержень урока ), т.е. тот вывод, к которому ученики должны прийти в конце исследовательской работы. Например : на вопрос «Куда текут реки и почему ?» – обобщение урока «Реки текут в моря, так как уровень морей ниже уровня рек».
Алгоритм конструирования У-И (продолжение) Определить тип учебного исследования, который более целесообразен на данном уроке (индукция – от частного к общему, дедукция – от общего к частному). Сконструировать проблемную ситуацию ( спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение) . Продумать формы организации самостоятельной исследовательской деятельности школьников и СОТ . Продумать состав учебных групп ; Распределить материал для изучения по группам; Определить, в какой форме ученики будут представлять результаты своего исследования
Синквейн – Что изучали?- Ключевое слово – урок-исследование – – Опишите: какой он? Два прилагательных – – Какую функцию он выполняет? Три глагола – – Что формирует у школьников? Составьте фразу из четырёх слов. – – Замените “урок-исследование” синонимом из одного слова. –
Успехов Вам, коллеги, в освоении технологии проведения урока-исследования!