чемпион по приложениям

Классификация мультимедиа приложений

Под ММ
приложением в
общем случае будем понимать программное
средство, существенную
(важную, хорошо заметную, выделяющуюся,
равномерно распределенную, по экспертным
оценкам составляющую более 10% материала)
часть которого составляют ММ средства.

Основу классификации
ММ приложений составляют следующие
классификационные признаки.

Области применения прикладного программного обеспечения

Наиболее «пестрым» по составу, функциональности, количеству названий и наиболее близким к конечному пользователю является, безусловно, класс при­кладных программ. Самой очевидной для прикладных программ является их си­стематизация по функциональному назначению и области применения. С точки зрения функциональности прикладное программное обеспечение можно разделить на несколько больших групп:

□ офисные приложения;

□ приложения для управления проектами;

□ приложения для работы с локальной сетью;

□ приложения для Интернета;

□ программы для научных исследований и расчетов;

□ образовательные программы;

□ программы для организации работы учебных заведений;

□ программы для библиотек;

□ программы для работы с мультимедиа;

□ бухгалтерские программы;

□ финансовые программы;

□ программы для проектирования;

□ программное обеспечения для бизнеса;

□ программное обеспечение органов государственной власти;

□ программы поддержания безопасности;

□ программы.для личного планирования;

Здесь перечислены только основные направления, в которых функционально развивается пользовательское прикладное программное обеспечение. Охватить абсолютно все невозможно по той простой причине, что сегодня практически любая деятельность человека, любая область его жизни поддерживается тем или иным ви­дом программного обеспечения. Рассмотрим более подробно основные категории.

15.6.1. Офисные приложения

К офисным приложениям можно отнести как готовые офисные пакеты (пропри­етарный Microsoft Office или открытый OpenOffice.org), так и отдельные програм­мы, связанные с выполнением функций ввода, хранения, обработки и представле­ния документов в электронном виде: различные текстовые редакторы и текстовые процессоры, электронные таблицы, программы для создания презентаций, графи­ков и диаграмм, программы индивидуального и группового планирования. Офис­ные приложения настолько глубоко проникли в любую деятельность, что сегодня настольный компьютер немыслим без офисного пакета, который воспринимается как неотъемлемая часть компьютера.

У каждого офисного приложения, из входящих в состав офисных пакетов, свое назначение и свой набор необходимых и дополнительных функций.

Текстовый процессор — это приложение, основным назначением которого явля­ется создание и редактирование текстовых документов. Необходимыми для совре­менного текстового процессора являются функции ввода текста и выполнения над текстом операций редактирования (копирование, вырезание, удаление и вставка в указанное место фрагментов текста), а также сохранения текста в файле на фи­зическом носителе.

Дополнительные функции, поддерживаемые современными текстовыми про­цессорами, давно уже стали де-факто стандартом создания программного обеспе­чения такого класса:

□ форматирование текста — изменение типа и параметров шрифта (цвета сим­волов и фона, размера, зачеркивания, подчеркивания, расстояния между сим­волами и прочих параметров);

□ форматирование абзацев — изменение параметров выравнивания, нумерация, создание списков;

□ форматирование страниц — разбиение на страницы, автоматическое и произ­вольное, изменение количества колонок, создание разделов;

□ поиск и замена фрагментов в тексте документа;

□ печать документа;

□ пересылка документа адресату при помощи электронной почты;

□ средства совместной работы над документами (рецензирование);

□ вставка в документ изображений, графиков и диаграмм;

□ автоматизация обработки документа — средства вставки оглавления, сносок, цитат, списка литературы, средства формирования структуры документа;

□ экспорт документа в различные форматы — в особенности важен экспорт в меж­платформенный формат HTML.

□ средства программирования функций на встроенном языке программирования.

На рис. 15.4 показаны окна двух текстовых процессоров. Первый (Word) входит в стандартный программный продукт Microsoft Office, второй (Writer) — в свобод­ный программный продукт OpenOffice.org. Видно, что две основные панели инстру­ментов этих текстовых процессоров совпадают функционально почти полностью.

: 1¾ Ii • – OI ЬЬ :< Щ^ ‘: # i:-, – т-sm lii щ (Г5% “13 # *

; ;i,„ 3 2 р 3 (зЩЩ Щ» а» Si ‘ г 0 Д♦ – Й,** £

a jj jopenofftce.wg V-Aifei

Рис. 15.4. Текстовые процессоры Word (Microsoft) и Writer (OpenOffice.org)

Если текстовый процессор выполняет функции представления данных в виде текстового документа, то электронная таблица в первую очередь упорядочивает, сортирует, хранит и обрабатывает данные, представляя их в табличном формате.

Основная функция электронной таблицы — хранить данные в типизирован­ных ячейках, позволяющих обратиться к единице данных путем адресации по имени (номеру) столбца (строки), а также обрабатывать данные, выполняя над ними арифметические операции или передавая их в виде аргументов встроенных функций.

Дополнительные функции электронной таблицы почти аналогичны функциям текстового процессора: форматирование текста, вставка изображений и различных объектов, стилевое и цветовое форматирование текста, фона и сетки таблицы, при­чем как безусловное (форматирование выделенного фрагмента), так и условное (в зависимости от значений в тех или иных ячейках). Кроме того, к дополнитель­ным функциям электронных таблиц можно отнести расширение их функциональ­ности за счет специализированных надстроек, предназначенных для выполнения статистических, финансовых, экономических и научных расчетов и экспериментов с данными. Так же как и для текстовых документов, для электронных таблиц важна способность экспорта в разные форматы, в особенности в формат HTML, и вывода таблиц на печать.

На рис. 15.5 показаны электронные таблицы Excel из пакета Microsoft Office и Calc из продукта OpenOffice.org.

fj древка :ЙИА вСТйЖг Фора” С®»* Qpt*; Qvae**

14 ; w & 4», t;’ . f’ ” $ . “t’ *

Рис. 15.5. Электронные таблицы

Свободная программа Calc и проприетарная Excel почти не различаются по функциональности. Все, что можно сделать в Microsoft Excel, можно сделать и в Calc. Документы, созданные в Calc, можно сохранить в формате Excel, а до­кументы, созданные в Excel, могут быть открыты в Calc. Однако о полной иден­тичности, как и о полной совместимости говорить нельзя: некоторые операции (например, корректное восстановление ссылок на другие листы и книги), которые поддерживает Microsoft Excel, в Calc не поддерживаются. Есть несовместимость и на уровне прикладного программирования: встроенные языки в этих двух про­граммах разные, поэтому макросы Microsoft Excel в Calc работать не будут.

Для того чтобы далее не повторяться, нужно отметить, что такого рода неполная совместимость как по функциональности, так и по встроенным механизмам автома­тизации свойственна всем программам двух пакетов: Microsoft Office и OpenOffice. Org.

Презентации стали неотъемлемой частью офисного пакета не сразу. Первые офисные пакеты включали в себя только текстовые процессоры и электронные таблицы, в некоторых случаях в офисные пакеты включался инструмент для соз­дания подшивок документов и некоторые другие. Однако по мере развития муль­тимедийных средств и проекторного оборудования все явственней становилась необходимость сжатого, визуального, красиво оформленного, иллюстрированного диаграммами и графиками представления информации. Так возник жанр компью­терной презентации, а вместе с ним и программы для создания презентаций.

Основной функциональностью программы создания презентаций следует счи­тать возможность создания, оформления и воспроизведения в различных режимах компьютерных презентаций.

К дополнительной функциональности можно отнести следующие возможности:

□ наличие большого количества и разнообразие визуальных и звуковых эффек­тов, воспроизводимых при переходе между слайдами и от одной части слайда к другой;

□ создание автономных (standalone) презентаций, то есть презентаций, которые воспроизводятся независимо от базовой программы (это может быть исполня­емый файл, а также формат flash- или pdf-файл);

□ развитая система шаблонов и богатая коллекция изображений;

□ взаимодействие с презентационным оборудованием;

□ возможность внедрения сложных мультимедийных объектов и простое управ­ление ими.

На рис. 5.6 показаны программы для создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office и Impress из продукта OpenOffice.org.


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рис. 15.6. Создание презентаций

15.6.2. Программы управления проектами

Одна из популярных сегодня сфер деятельности менеджеров на самых разных уровнях управления в бизнесе — управление проектами. Проектный способ управ­ления, в котором комплекс взаимосвязанных задач бизнеса рассматривается как единый проект с точно определенными во времени началом и концом, бюджетом, штатом исполнителей, с полным распределением задач, оказался эффективным во многих отношениях: он хорошо алгоритмизируется, стандартизируется, оказыва­ется легко переносимым из одной сферы в другую.

Не удивительно, что средства управления проектами для менеджеров как выс­шего, так и среднего звена являются довольно распространенным классом про­граммного обеспечения. Самый известный программный продукт для управления проектом — безусловно, Microsoft Project в исполнении для настольного компьюте­ра и в серверном исполнении. Этот продукт позволяет управлять как отдельными проектами малого и среднего масштаба, так и объединенными в портфель пакетами проектов корпоративного уровня.

Необходимыми для управления проектом являются следующие возможности:

□ определять (задавать) ресурсы, включая материальные, финансовые, челове­ческие, временные и пр.;

□ определять работы (задачи), устанавливая их иерархию и взаимосвязанность;

□ разрабатывать и отслеживать бюджеты проекта по разным срезам (времени, ресурсам, работам);

□ эффективно распределять ресурсы и работы, отслеживать и отмечать выполне­ние задач и расходование ресурсов;

□ получать отчеты о ходе выполнения проекта в разных формах (диаграммы Гантта, календарный план-график, бюджеты, еженедельные или ежедневные представления);

□ гибко перестраивать созданные проектные конфигурации.

15.6.3. Клиентские программы для работы с сервисами Интернета

По протоколу HTTP работает самая известная служба Интернета, составля­ющая «Всемирную паутину» (World Wide Web, WWW). Эту службу используют программы, называемые интернет-браузерами, или программами просмотра Интер­нета. В задачу интернет-бразузера входит загрузка интернет-страниц с заданного адреса, правильное их отображение, обеспечение взаимодействия пользователя с активными элементами интернет-страницы, поддержание необходимого уровня безопасности и защиты конфиденциальной информации пользователя. Наиболее популярными программами этого класса на сегодняшний день являются Microsoft Internet Explorer и свободный программный продукт Mozilla FireFox, быстро растет популярность еще одной программы-браузера — Google-Chrome. Окна этих трех браузеров представлены на рис. 15.7.

Из рисунка видно, что особенных новшеств ни один браузер, по крайне мере внешне, не внес. Надо отметить, что модель открытой разработки, в которой созда­ется Mozilla FireFox, имеет свои преимущества: за время существования этой про­граммы добровольцами для нее были разработаны десятки тысяч дополнительных модулей. Эти модули значительно расширяют функциональность браузера Mozilla FireFox. Некоторые модули позволяют полностью изменить сам способ представ­ления информации внутри окна программы (рис. 15.8).


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рис. 15.7. Браузеры Интернета


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рис. 15.8. Mozilla FireFox с подключенным модулем нестандартного представления
вкладок

Сетевой протокол FTP предназначен для получения файлов с Лр-серверов, при этом ftp-серверы исполняют роль своеобразного склада файлов. Специальных кли­ентских приложений, которые работают с этим протоколом, на сегодняшний день практически нет, поскольку все браузеры Интернета способны читать ftp-каталоги и загружать из них файлы на компьютер пользователя. На рис. 15.9 можно увидеть, как выглядит один и тот же ftp-каталог в менеджере файлов Konqueror и в Internet Explorer.


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рис. 15.9. Работа с ftp-каталогом

Из рисунка видно, что современные средства работы с ftp-серверами воспро­изводят удаленные сетевые папки так же, как локальные каталоги на диске, и если у пользователя есть соответствующие права, то разница между сетевыми и локаль­ными файлами практически стирается: можно открывать, редактировать, вырезать, копировать и перетаскивать файлы и папки как с жесткого диска на удаленный сервер, так и обратно.

Электронная почта является одним из наиболее распространенных в Интернете средств обмена личной и служебной информацией. Программного обеспечения для работы с электронной почтой чрезвычайно много. Из наиболее известных по­чтовых клиентов с графическим пользовательским интерфейсом стоит отметить, видимо, коммерческие программы Microsoft Outlook и The Bat, а также свободную программу Mozilla Thunderbird. На рис. 15.10 можно видеть окна Microsoft Outlook и Mozilla Thunderbird.

Файл Орда-^ &1Л Сдйнс Двйст&на 4003» yipaftca

■§3 murmansk Sperm

23 nabaykat -я Локальные папки


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

яргыгч c-ut’ooK Cntieo– папок J

– а л-л – rHifriiie ги- а

rron»”T^-,d ,ми “Счгрлюеяь”

^«адачие- а^йоодящие 3f Черновики 1¾ Отправленные Q Удаленные ‘ SA_bocte 23 OesHop !Я Зипю»

Рис. 15.10. Почтовые клиенты для приема и отправки электронных сообщений

Для современной почтовой программы одного умения принимать и отправлять сообщения недостаточно, чтобы выдерживать конкуренцию на рынке подобных программ. Дополнительно требуется поддерживать следующие возможности:

□ прием и отправка сообщений не только в текстовом формате, но и в других фор­матах (например, HTML);

□ отправка вложений;

□ воспроизведение мультимедийного содержания;

□ поиск внутри заголовков, тем и текста сообщений;

□ ведение базы данных адресов;

□ создание дополнительных папок;

□ выполнение автоматических операций над приходящей почтой, в том числе рас­кладывание ее по различным папкам в зависимости от назначенных фильтров;

□ защита от опасного содержимого, находящегося в сообщении или вложении.

Службы мгновенных сообщений

Службы мгновенных сообщений (интернет-пейджеры) с момента своего по­явления и по сегодняшний день беспрецедентно популярны среди пользователей Интернета. Первой и наиболее известной считается служба ICQ. Немного менее известен формат и приложения, поддерживающие протокол Jabber. Номер мобиль­ного телефона и номер ICQ стали такими же неотъемлемыми идентификаторами личности, как номер паспорта. Службы мгновенных сообщений позволяют обме­ниваться сообщениями в одном окне, параллельно пересылать друг другу файлы (например, фотографии). Из дополнительных функций, которые реализуют служ­бы мгновенных сообщений, можно выделить такие как организация конференций и коллективного чата (одновременной беседы нескольких человек, отображаемой в одном окне).

Программ, поддерживающих мгновенные сообщения, на сегодняшний день довольно много, и все они либо свободны, либо бесплатны, но с рекламой. На рис. 15.11 показаны окна программ Kopete и QIP, поддерживающих одновременно форматы и Jabber, и ICQ.

Файл Праекд Настройка ; Справка

:, , i jf I ^штшт” ‘

■• J* ‘• #

Jy’ л О-,/■■<<* – <*

‘■■ ‘,О – – ч

I • v’s

‘4 * ‘

•. ,жя:. ‘ Ж


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рис. 15.11. Интернет-пейджеры

Одноранговые сети
Одноранговые, или пиринговые, сети (Peer to Peer, р2р) не нуждаются в серве­ре. Назначение этого сервиса — прямой обмен файлами между участниками сети. Работа пиринговых сетей основана на том, что каждый клиент одновременно яв­ляется и сервером. Если у кого-то есть интересный файл, он указывает программе, что хочет выставить этот файл в сеть, а затем оповещает об этом заинтересованных людей. Программа разбивает файл на мелкие части, и другие люди, загружающие этот файл, одновременно предоставляют те «кусочки» которые они уже загрузили, следующим клиентам. Таким образом достигается эффект оптимизации нагрузки на сеть и отсутствие единого сервера в одноранговой сети. Среди наиболее из­вестных программ организации р2р-сетей можно назвать pTorrent — клиентскую программу, окно которой можно увидеть на рис. 15.12.
Основной проблемой пиринговых сетей считается тот факт, что по ним часто с нарушением авторских прав распространяются электронные информационные продукты (программы, фильмы, книги и музыка).

, х- а

QCompleted(O) j ^sms : IgAcbVe

Qlnactive (0)

No Label

(

15.6.4. Программы для научных исследований и расчетов

Специализированное программное обеспечение для проведения научных ис­следований, сбора научной (экспериментальной) статистики и осуществления на основе собранных данных специальных научных расчетов не так широко известно, как, например, программное обеспечение для работы в Интернете, офисное или мультимедийное программное обеспечение. Одним из направлений научных ис­следований, на котором самым широким образом применяется специализированное научное программное обеспечение, является биоинформатика, тесно связанная с расшифровкой генома человека и последующими построениями генных моделей (генной инженерией) для решения задач медицины, здоровья, сельского хозяйства. Программа Avogadro, например, позволяет создавать удивительные трехмерные модели молекул (рис. 15.13).

Программы для общих математических, статистических и физических расчетов встречаются наиболее часто (примеры таких программ: STATISTICA, MathCad, MathLab, MATHEMATICA). Третий по количеству программ тип — программы для астрономического моделирования и астрономических расчетов.


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рис. 15.13. Трехмерная модель молекулы, созданная в программе Avogadro

15.6.5. Образовательные программы

Тенденция интеграции компьютерных технологий в учебный процесс сегодня проявляется все сильнее и сильнее, одновременно активно идет разработка про­граммного обеспечения, специально ориентированного на учебный процесс. Про­граммное обеспечение для учебного процесса можно разделить на три основные группы:

□ для взаимодействия;

□ для передачи знаний по определенным предметам;

□ для компьютерного тестирования и тренинга.

Программы для взаимодействия

При помощи современных программных и технических средств преподаватель может демонстрировать на мониторах учащихся свой рабочий стол и видеть рабо­чие столы учащихся на мониторе своего компьютера. Эти же средства позволяют учащимся получать доступ к рабочим столам друг друга. Обычно данный механизм эффективно работает внутри одного класса в рамках локальной компьютерной сети, но при хорошей пропускной способности сетевого канала может быть эффек­тивным и в глобальных сетях или Интернете. Таким образом создается распреде­ленная учебная среда, в которой все участники могут получить доступ к рабочим столам друг друга. В качестве примера программного обеспечения, реализующего эти принципы, можно привести программный продукт NetOp School, производи­мый компанией Axis Projects.

Программы для передачи знаний по определенным предметам

Программы этого типа в интерактивной форме позволяют получить знания по тому или иному предмету обучения или в той или иной области знаний. Таких программ на сегодняшний день множество, как коммерческих, так и свободных. В качестве примера приведем программу «Интерактивная таблица Менделеева», позволяющую получить исчерпывающие сведения о каждом элементе периодиче­ской таблицы (рис. 15.14).


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

; Файл Вид Сервис Настройка Справка

Рис. 15.14. Таблица Менделеева

Программы для компьютерного тестирования и тренинга

Программ для компьютерного тестирования и тренинга, как в свободном до­ступе, так и платных, сейчас великое множество, начиная от простых программ с ответом на десяток вопросов с одиночным выбором варианта и заканчивая мощ­ными системами компьютерного тестирования и подтверждения квалификации с сетевой регистрацией, широким диапазоном методов задания вопроса и ответа на него, и базой вопросов, состоящих из десятков тысяч различных вариантов.

Профессиональные системы компьютерного тестирования обладают к тому же встроенным интеллектом, и если в ходе опроса вы не можете ответить правильно на какой-то вопрос, они зададут его снова, но перефразировав. Если ответ будет опять неверный, система начнет проверять знание темы в целом.

Образовательная операционная система России

В России в 2008 г. была закончена разработка и проведена апробация образова­тельного дистрибутива Linux, получившего общее название «Школьный Линукс». Этот образовательный дистрибутив, основанный на решениях Alt Linux Desktop и Alt Linux Server, имеет несколько исполнений:

□ Мастер — наиболее полная версия, предназначенная для «хорошей» аппаратной платформы (с объемом ОЗУ 2 Гбайт и выше);

□ Юниор — наиболее распространенное решение, предназначенное для боль­шинства школьных компьютеров, отличается от исполнения Мастер только отсутствием наиболее ресурсоемких пакетов, таких как Eclipse;

□ Лёгкий — специальное облегченное решение для старых компьютеров с объемом оперативной памяти от 512 до 128 байт;

□ Терминал-сервер — решение для одного мощного компьютера и класса из старых компьютеров с объемом оперативной памяти от 32 до 64 Мбайт;

□ Сервер — серверное решение с набором образовательного серверного программ­ного обеспечения, предназначенное для интеграции школьных компьютеров в сеть с единым шлюзом, контентной фильтрацией трафика, средствами кол­лективного взаимодействия (Media Wiki) и электронного обучения (Moodle).

Образовательный дистрибутив содержит исчерпывающий набор офисных, системных и сетевых программ на любой вкус. Кроме того, в образовательный дистрибутив включено множество специализированных научных, образователь­ных и цгровых приложений. Мощная база средств разработки позволит учащимся хорошо освоить разнообразные приемы программирования и проектирования про­грамм на разных языках программирования и в разных средах.

15.6.6. Программы для организации работы учебных заведений

Программы для компьютеризации управления школьным процессом и облег­чения работы школьной администрации, взаимодействия с родителями, фиксации различных событий в жизни учащихся, мониторинга состояния их здоровья и со­провождения учебного процесса (компьютерный классный журнал, компьютерный дневник, сетевое родительское собрание) разработаны и применяются давно, но имеют в основном зарубежное происхождение. Однако, как известно, в некоторых сферах деятельности стандарты и формальные критерии расходятся. Так было с программами бухгалтерского учета, которые для нашей страны пришлось созда­вать практически «с нуля», так произошло и с программами управления работой школой или вуза: слишком разными оказались структуры учебных заведений, критерии оценивания, зачисления, разбиения на группы и дисциплины. Да и за­конодательная база долгое время не поощряла разработку таких программ.

Самыми первыми программными продуктами, облегчающими жизнь админи­страции учебного заведения, были программы составления расписания занятий с учетом нагрузки преподавателей, аудиторий, предметов и прочих параметров. Эти программы не требовали знания каких-то особенных стандартов и документов, решение задачи распределения ресурсов по времени — это чистая математика. Одна из успешных реализаций таких программ, Ректор, показана на рис. 15.15.

Однако составлением расписания жизнь и административные задачи учебного заведения не ограничиваются. Тематическое планирование уроков, учет посещае­мости и оценки, различные школьные мероприятия, контакты с родителями — все это так же требует определенной программной поддержки. Такая поддержка реа­лизована в программе Net-Школа (рис. 15.16).

В этой системе автоматизировано множество функций школьного админи­стрирования. Но и она не может быть беспрепятственно использована в школьном

процессе, и дело не в программировании, а в юридическом и финансовом оформ­лении многих операций: встает проблема школьного журнала, который придется дублировать дважды, в электронном виде, и в бумажном; не решена проблема финансирования рассылок родителям отчетов в виде SMS-сообщений.

fVr. Ttip Ьднк даяныч Ш

‘■■QMm^^ . Л Штть – Штртшь’ .у

Рис. 15.15. Составление расписания в программе Ректор

j Ftie tdt ‘Aei/., га’oriLe-: Tooh- Help

Ajjkires: bgjj hc»;p.//netsdioof/aspv’Graue;’Jour

Рис. 15.16. Школьная административно-информационная система Net-Школа

15.6.7. Мультимедийные программы

К классу мультимедийного ПО относятся программы, при помощи которых можно создавать, редактировать, сохранять и воспроизводить мультимедийные данные, то есть данные, содержащие стационарные и движущиеся изображения, звук. К мультимедийному программному обеспечению относится целый ряд очень популярных программ: графические редакторы растровых форматов Adobe Photoshop и GIMP, векторные графические редакторы Corel Draw и Corel Xara, программы для создания и редактирования flash-анимации, программы для работы со звуком, и целый ряд проигрывателей мультимедийных форматов, от программ просмотра рисунков до проигрывателей DVD-дисков.

15.6.8. Бухгалтерские программы

Бухгалтерские программы представляют огромный класс приложений. Это могут быть и автономные программные продукты, и программные модули, входя­щие в информационную систему. Среди отечественных бухгалтерских программ наиболее известна программа 1С: Бухгалтерия. Начатая когда-то как автономная программная среда для бухгалтерских расчетов, в настоящее время она трансфор­мировалась в информационную систему, включающую в себя модули для кадро­вого учета (1С-кадры), складского учета (1С-склад), планирования финансовой деятельности промышленных предприятий (1С-предприятие) и торговых фирм (1С-торговля). Этот программный продукт является коммерческим.

Среди свободного программного обеспечения тоже есть решение для автомати­зации бухгалтерского и экономического учета предприятий (Ananas), которое при грамотном применении может оказаться во многих случаях более целесообразным, чем достаточно дорогая и требующая специального обучения система 1С.

15.6.9. Программы для финансовых расчетов и прогнозирования

Основное назначение таких программ — выполнение финансовых расчетов. Подобные программы могут выполнять следующие функции:

□ разработка бизнес-плана предприятия;

□ проектирование развития бизнеса;

□ анализ финансового состояния предприятия на основе его финансовой отчета ности;

□ расчет финансовых показателей;

□ расчет кредитоспособности заемщика;

□ подготовка годового отчета предприятия;

□ сравнение финансового состояния предприятия с компаниями-конкурентами;

□ анализ рентабельности, платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости;

□ анализ планируемой инвестиционной деятельности.

В качестве примера программного обеспечения такого типа можно привести пакет программ фирмы Expert Systems: Project Expert, Audit Expert и Prime Expert. Эти программы позволяют производить все упомянутые виды финансового анали­за и планирования, оценки рисков и возможностей предприятия.

15.6.10. Программы для технического проектирования

Современную промышленность и строительство невозможно представить без программных пакетов. Сроки разработки и выпуска продукции, так же как и сроки разработки проектной документации на строительство зданий, становятся опре­деляющими в конкурентной борьбе. Современные системы автоматизированного проектирования позволяют создавать чертежи деталей, узлов и устройств на ком­пьютере, причем сразу в трехмерном виде, и тут же производить расчеты прочности, износостойкости и других определяющих технических характеристик. Наиболее известными программами этого класса являются Autodesk Autokad во всех мо­дификациях, позволяющих производить автоматизированное проектирование от механических деталей до химических соединений, и Graphisoft ArchiCAD, которая предназначена для архитектурного проектирования.

Кроме этих весьма недешевых программных продуктов есть целая линейка разного рода специализированных программ, как коммерческих, так и свободных.

15.6.11. Программы для бизнеса

Программное обеспечения для бизнеса включает в себя самые разнообразные типы программных пакетов:

□ программное обеспечение управления работой промышленного предприятия;

□ программное обеспечение управления технологическим процессом;

□ специализированное программное обеспечение для отраслей промышленности;

□ специализированное программное обеспечение по видам производств;

□ специализированные информационные системы для видов бизнеса;

□ программное обеспечение для малого бизнеса;

□ программное обеспечение для сетевого бизнеса.

Для предприятий крупного и среднего масштаба стали уже стандартом готовые системы планирования ресурсов (Enterprise Resource Planning — ERP). Наиболее известными программными пакетами такого класса являются SAP R/3 от ком­пании SAP AG и Oracle eBusiness Suite от компании Oracle. Из российских про­граммных пакетов наибольшее распространение получил пакет Галактика ERP от корпорации Галактика, а также 1С: Предприятие.

ERP-системы получили широкое распространение за счет своей модульной структуры, которая позволяет осуществлять гибкое конфигурирование программ­ного продукта под нужды любого предприятия. Например, Oracle eBusiness Suite включает в себя подсистемы управления:

удовлетворить практические любые потребности бизнеса в управлении.

Прикладное программное обеспечение.

Прикладное (специальное) программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. Предназначено для решения конкретных задач пользователя и организации вычислительного процесса информационной системы в целом. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Пакеты прикладных программ (ППП) являются мощным инструментом автоматизации решаемых пользователем задач, практически полностью освобождая его от необходимости знать, как выполняет компьютер те или иные функции и процедуры по обработке информации.

В настоящее время имеется широкий спектр ППП, различающихся по своим функциональным возможностям и способам реализации.

Пакет прикладных программ – это комплекс программ, предназначенный для решения задач определенного класса (функциональная подсистема, бизнес-приложение).

Различают следующие типы ППП:

ППП общего назначения – универсальные программные продукты, предназначенные для автоматизации разработки и эксплуатации функциональных задач пользователя и информационных систем в целом. К этому классу ППП относятся:

ППП, предназначенный для создания и изменения текстов, документов, графических данных и иллюстраций, называется редактором.

В основном он необходим для автоматизации документооборота в фирме.

Редакторы по своим функциональным возможностям можно подразделить на текстовые, графические и издательские системы.

Текстовые редакторы предназначены для обработки текстовой информации и выполняют, в основном, следующие функции:

Наибольшее распространение получили текстовые редакторы Microsoft Word, Word Perfect (в настоящее время принадлежат фирме Corel), ChiWriter, Multi-Edit (American Cybernetics) и др.

Графические редакторы предназначены для обработки графических документов, включая диаграммы, иллюстрации, чертежи, таблицы. Допускается управление размером фигур и шрифтов, перемещение фигур и букв, формирование любых изображений. Из наиболее известных графических редакторов можно назвать пакеты Corel DRAW, Adobe PhotoShop и Adobe Illustrator.

Издательские системы соединяют в себе возможности текстовых и графических редакторов, обладают развитыми возможностями по форматированию полос с графическими материалами и последующим выводом на печать. Эти системы ориентированы на использование в издательском деле и называются системами верстки. Из таких систем можно назвать продукты PageMaker фирмы Adobe и Ventura Publisher корпорации Corel.

В чем разница между веб и мультимедиа приложениями?

Разработка мобильных и веб приложений значительно отличается и на этапе написания кода, и на этапе создания UX/ UI-дизайна. Мультимедиа приложение – это, по сути, программа, которая устанавливается на смартфон/планшет или другое устройство, а web-приложение – сайт, предлагающий взаимодействие с пользователем.

Вопрос 3 – Произвести выравнивание и булевские операции над примитивами. Экзаменационный билет № 10 Вопрос 1 – Характеристики и направления развития ис управления

Информационная система
(ИС) представляет собой совокупность
коммуникацион-ных средств по сбору,
хранению, передаче, переработке информации
об объекте.

Информационная система
(ИС) является системой информационного
обслуживания работников управленческих
служб и выполняет технологические
функции по накоплению, хранению, передаче
и обработке информации. Она складывается,
формируется и функционирует в регламенте,
определенном методами и структурой
управленческой деятельности, принятой
на конкретном экономическом объекте,
реализует цели и задачи, стоящие перед
ним.

Информационная система
управления (ИСУ) – это совокупность
информации, экономико-математических
методов и моделей, технических,
программных, других технологических
средств и специалистов, а также
предназначенная для обработки информации
и принятия управленческих решений.

Экономическая информационная
система (ЭИС) – это совокупность
внутренних и внешних потоков прямой и
обратной информационной связи
экономического объекта, методов, средств,
специалистов, участвующих в процессе
обработки информации и выработке
управленческих решений.

Автоматизированная
информационная система (АИС) представляет
собой совокупности информации,
экономико-математических методов и
моделей, технических, программных,
технологических средств и специалистов,
предназначенную для обработки информации
и принятия управленческих решений.

6. Классификация
информационных систем


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рисунок 5 – Классификация
информационных систем


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рисунок 6 – Типы
информационных систем


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рисунок 7 – Характеристики
процессов информационных систем

Автоматизированные
информационные системы разнообразны
и могут быть классифицированы по ряду
признаков. Классификация информационных
систем управления зависит от видов
процессов управления, уровня управления,
сферы функционирования экономического
объекта и его организации, степени
автоматизации управления и т.д. Можно
привести, например, и такую классификацию,
как на рисунке 8.


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Рисунок 8 – Классификация
автоматизированных информационных
систем

Так как классификация
систем по сфере функционирования объекта
управления очевидна, рассмотрим другие
признаки.

По видам процессов
управления автоматизированные
информационные системы подразделяются
на:

АИС управления
технологическими процессами – это
человеко-машинные системы, обеспечивающие
управление технологическими устройствами,
станками, автоматическими линиями.
Предназначены для автоматизации
различных технологических процессов
(гибкие технологические процессы,
энергетика и т.д.).

АИС управления
организационно-технологическими
процессами представляют собой
многоуровневые иерархические системы,
сочетающие АИС управления технологическими
процессами и АИС управления предприятиями.

Для АИС организационного
управления объектом служат
производственно-хозяйственные,
социально-экономические функциональные
процессы, реализуемые на всех уровнях
управления экономикой, в частности:

· налоговые
АИС;

· АИС таможенной
службы;

· статистические
АИС;

· АИС
промышленных предприятий и организаций
(особое место по значимости и
распространенности в них занимают
бухгалтерские АИС) и др.

Предназначены для
автоматизации функций управленческого
персонала. К этому классу АИС относятся
информационные системы управления как
промышленными фирмами, так и непромышленными
экономическими объектами – предприятиями
сферы обслуживания. Основными функциями
таких систем являются оперативный
контроль и регулирование, оперативный
учет и анализ, перспективное и оперативное
планирование, бухгалтерский учет,
управление сбытом и снабжением и решение
других экономических и организационных
задач.

АИС научных исследований
обеспечивают высокое качество и
эффективность межотраслевых расчетов
и научных опытов. Обеспечивают решение
научно-исследовательских задач на базе
экономико-математических методов и
моделей. Методической базой таких систем
служат экономико-математические методы,
технической базой – самая разнообразная
вычислительная техника и технические
средства для проведения экспериментальных
работ моделирования. Как
организационно-технологические системы,
так и системы научных исследований
могут включать в свой контур системы
автоматизированного проектирования
работ (САПР).

Обучающие АИС получают
широкое распространение при подготовке
специалистов в системе образования,
при переподготовке и повышении
квалификации работников разных отраслей.

К этой классификации
можно добавить:

Интегрированные АИС
предназначены для автоматизации всех
функций управления фирмой и охватывают
весь цикл функционирования экономического
объекта: начиная от научно-исследовательских
работ, проектирования, изготовления,
выпуска и сбыта продукции до анализа
эксплуатации изделия.

Корпоративные АИС
используются для автоматизации всех
функций управления фирмой или корпорацией,
имеющей территориальную разобщенность
между подразделениями, филиалами,
отделениями, офисами и т.д.

В соответствии с третьим
признаком классификации выделяют
отраслевые, территориальные и межотраслевые
АИС, которые одновременно являются
системами организационного управления,
но уже следующего – более высокого
уровня иерархии.

Отраслевые АИС функционируют
в сферах промышленного и агропромышленного
комплексов, в строительстве, на транспорте.
Эти системы решают задами информационного
обслуживания аппарата управления
соответствующих ведомств.

Территориальные АИС
предназначены для управления
административно-территориальными
районами. Предназначены для решения
информационных задач управления
административно-территориальными
объектами, расположенными на конкретной
территории. Деятельность территориальных
систем направлена на качественное
выполнение управленческих функций в
регионе, формирование отчетности, выдачу
оперативных сведений местным
государственным и хозяйственным органам.

Межотраслевые АИС
являются специализированными системами
функциональных органов управления
национальной экономикой (банковских,
финансовых, снабженческих, статистических
и др.). Имея в своем составе мощные
вычислительные комплексы, межотраслевые
многоуровневые АИС обеспечивают
разработку экономических и хозяйственных
прогнозов, государственного бюджета,
осуществляют контроль результатов
регулирование деятельности всех звеньев
хозяйства, а также контроль наличия и
распределения ресурсов.

АИС федерального значения
решают задачи информационного обслуживания
аппарата административного управления
и функционируют во всех регионах страны.

Муниципальные АИС
функционируют в органах местного
самоуправления для информационного
обслуживания специалистов и обеспечения
обработки экономических, социальных и
хозяйственных прогнозов, местных
бюджетов, контроля и регулирования
деятельности всех звеньев
социально-экономических областей
города, административного района и т.
д.

Как создают мультимедийные приложения


ЧЕМПИОН ПО ПРИЛОЖЕНИЯМ

Есть два способа создавать мультимедиа приложения: изучить средства разработки самостоятельно, что может занять неопределенное количество времени, либо пройти обучение разработке приложений в учебном заведении. В КБК можно получить одну из самых востребованных профессий «Разработчик веб и мультимедийных приложений».

Высокая классификация позволит сочетать в работе технические и дизайнерские навыки, программирование, изменение приложений и web-сайтов. Эффективно объединять все виды интерактивных средств: графическое изображение, текст, анимацию, видео и звук, поддерживать контакт со специалистами в сфере информационной безопасности.

Мультимедиа продукты учебного назначения

1.
Мультимедийные продукты, разрабатываемые
преподавателями в соответствии с целями
и задачами учебных курсов и дисциплин:

2.
Электронные мультимедийные учебники,
энциклопедии, словари, атласы географические
и т.д.

3.
Интерактивное дистанционное обучение
посредством мультимедийных обучающих
программ.

Области применения мультимедиа приложений

Сегодня приложение мультимедиа может использоваться в различных сферах, среди которых:

Задачи приложения в сфере образования построены на создании учебных курсов, повышающих эффективность процесса обучения. В отрасли техники и промышленности мультимедиа используют для презентаций. В рекламе компаний, товаров и услуг – для узнаваемости на рынке. Значение для медицинской сферы особенно велики, ведь доктора, к примеру, имеют уникальную возможность повышать свою квалификацию онлайн.

Рассматривая каждую из отраслей, стоит отметить, что активней всего мультимедиа применяют именно для привлечения клиентов или покупателей. Разработчики программных обеспечений учитывают сферы деятельности и постановки задач. Благодаря этому, поставленные цели достигаются максимально эффективно, и информация доходит до целевой аудитории.

IT-специальности в колледже

Про урокцифры:  СКАЗАНИЯ ИЗ ТАТАРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *