давай учить уроки

Ничего учить не надо

Начнем с самого главного — родителям ничего учить не надо! Ваши школьные годы уже закончились, и теперь образование получает ваш ребенок. Поэтому ни в коем случае не следует вместе с ним решать задачи или примеры, выполнять упражнения и делать проекты. Еще хуже, если вы решите сделать это вместо него!

Никакой практической пользы для ученика это не принесет. Более того, учитель может вовремя не среагировать на то, что у школьника появляются трудности с усвоением материала. Ведь он увидит правильно выполненное задание, значит, ребенок все понял и во всем разобрался.

Роль родителей должна заключаться в следующем.

Мотивация

Практически нет ни одного младшего школьника, который не старался бы своими действиями и поступками порадовать маму и папу. Все, что он делает, имеет только одну цель — ощутить проявление внимания от родителей, заслужить их похвалу. Поэтому нужно постоянно давать понять ребенку, как важны для вас его успехи в учебе, прилежание, как вы рады, когда у него получается быстро и правильно справиться с домашним заданием (но не нужно впадать в другую крайность: если ребенок «слабенький», то завышенные требования могут только испортить отношения и уверить ребенка в том, что он никогда не заслужит внимания и любви родителей).

Постепенно следует переходить к использованию других стимулов. В средних классах ребенок ищет способы самовыражения, пытается занять лидерские позиции. Родители могут преподнести  хорошее образование как качество, помогающее ему достичь этих целей. Для старшеклассников необходимость учить уроки объясняется как одно из условий успешной сдачи экзаменов, возможности поступить в хороший ВУЗ, возможности в дальнейшем получить хорошую работу и построить успешную карьеру.

Про урокцифры:  ИИ ДЕЛАЕТ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ БЫСТРЕЕ ЧЕМ ТРАДИЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

Всегда и во всех ситуациях нужно проявлять искреннюю заинтересованность успехами своего ребенка, узнавать, как у него обстоят дела с уроками. Большинство детей только ради этого будут самостоятельно и без пререканий садиться за выполнение домашнего задания.

В некоторых случаях, если не удается добиться доверительных отношений с ребенком, могут быть задействованы более кардинальные способы. Иногда срабатывают ультимативные требования. Дети понимают, что никакие отговорки не помогут, и выполняют домашнее задание только для того, чтобы не сердить родителей. Конечно же, этот способ не имеет ничего общего с физическим наказанием за невыученные уроки или плохо выполненную работу.

Второй способ довольно прост — договорные отношения. Родители ставят перед детьми условия, например, сделаешь уроки — можешь играть на компьютере, не будет проблем с выполнением домашнего задания — на выходных пойдешь гулять с друзьями и т.д.

Многие родители любят и очень часто используют такие приемы. Однако им следует помнить, что это крайне грубые меры, и они могут быть эффективны только непродолжительное время, это внешние стимулы для ребенка, тогда как образование должно быть ценно само по себе, а не подарки и возможность общения со сверстниками. А за этот период нужно постараться с помощью психолога или педагогов наладить контакт с ребенком.

Организация

Родители должны обеспечить все необходимые условия для того, чтобы школьнику ничего не мешало учить уроки. Нужно, чтобы у него было свое рабочее место и все необходимые предметы. Ведь даже такое мелкое обстоятельство, как сломанная или плохо пишущая ручка, может заметно затянуть выполнение домашнего задания.

Постарайтесь сделать так, чтобы ничто не отвлекало от занятий. Выключите или убавьте звук телевизора, закройте дверь, не пускайте в комнату домашних животных.

Будет лучше, если вы приучите своего школьника к определенному распорядку. Тогда у него выработается привычка в одно и то же время садиться за уроки, и он научится все делать быстро и организовано. Во второй половине дня у детей работоспособность повышается в период с 15:00 до 17:00. Необходимо так распределить время, чтобы до этого момента они успели отдохнуть от школьных занятий и покушать.

Обязательно продумайте и вместе с ребенком и выберите способ напоминания о необходимости садиться за уроки. Можно установить будильник, поставить напоминание в телефоне. Если вы находитесь на работе, в нужное время позвоните домой.

В ходе выполнения домашнего задания необходимо запланировать небольшие перерывы через каждые 20 – 30 минут. Не стоит в это время разрешать садиться за компьютер или играть на телефоне. Это должна быть динамическая пауза, когда ребенку нужно подвигаться или немного перекусить.

Нельзя отрывать школьника от выполнения домашнего задания. Например, отправить его срочно в магазин или вынести мусор. Если в какой-то день намечается особое событие (приход гостей, поездка и т.п.), то желательно заранее решить, когда именно будет время для уроков.

Организовывая работу школьника над домашним заданием, будьте последовательны. Если вы периодически забываете проверять уроки, разрешаете иногда их не делать, соглашаетесь на уговоры или жалобы ребенка, который не хочет выполнять упражнения, то вскоре он начнет пользоваться такой ситуацией  и забросит учебу.

Планирование

В соответствии с нормами, на работу над домашним заданием младшему школьнику нужно 1 – 1,5 часа. Чтобы он уложился в это время необходимо помочь ему правильно спланировать свою деятельность. Рекомендуется начинать с легких предметов. Ребенок сможет быстро справиться с несложными заданиями, и у него будет достаточно интеллектуальных сил, чтобы приступить к изучению более трудного материала. Если делать все в обратном порядке, то он  может очень устать и потрать настолько много времени, что просто не в состоянии будет выполнить все остальное.

Нет четких рекомендаций, к каким заданиям (устным или письменным) нужно приступать в первую очередь. Это зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений ребенка. Лучше сначала делать то, что хорошо получается. Такая деятельность поднимает настроение и позволяет получить удовлетворение от ее результатов.

Контроль

Обязательным условием при работе над домашним заданием является контроль родителей за фактом его выполнения. Достаточно приучить ребенка просто приносить и показывать тетрадки или кратко сообщать, что и по какому предмету он сделал.

Обратите внимание! Все перечисленные функции касаются только родителей младших школьников. Постепенно дети станут более самостоятельными и научатся справляться с уроками без посторонней помощи.

Если вы добросовестно и правильно отнесетесь к вопросу выполнения ребенком домашних заданий, то уже в средних классах достаточно будет только мотивировать его к хорошей учебе и изредка контролировать. В противном случае, проблемы с невыученными уроками будут регулярно появляться на протяжении всего школьного периода, и решить их будет крайне сложно.

Родитель — не учитель

Второе главное правило — родитель не является учителем. У вас нет педагогического образования, а значит, вы не должны проверять правильность выполненного задания. Вам нужно только убедиться в его наличии. Вы не можете оценить качество написанной работы. Поэтому родителям не следует заставлять детей переписывать или переделывать.

Допустимо только обратить внимание на самые грубые ошибки, который ребенок допустил механически при списывании, и попросить их аккуратно исправить. Но даже в этом случае не указывайте непосредственно на неправильное написание, а предложите найти ошибку самостоятельно.

Тем более не стоит объяснять ребенку, как именно надо выполнить упражнение или решить задачу. Ведь вы не знакомы с методикой такой работы. Обычно домашние задания подобны тем упражнениям, которые дети выполняли на уроке. Учитель в классе дает необходимые разъяснения к каждому заданию. Поэтому любой ученик вполне способен справиться с уроками самостоятельно.

Если у ребенка возникают трудности с выполнением задания, нужно предложить ему вспомнить, как выполняли подобное упражнение в школе. Обязательно укажите на необходимость прочитать правило или материал параграфа перед тем, как приступить к самому заданию.

Не обязательно приучать ребенка к использованию черновика. Он нужен только для решения сложных примеров и заданий, которые выполняются способом подбора или творческого конструирования. Ведь на уроках дети не делают одно и то же упражнение дважды (в черновом и чистом варианте) — не нужно требовать этого дома.

Нет ленивых детей

И, наконец, третье правило — если у школьника возникают проблемы с выполнением домашнего задания, то на это есть объективные причины. Обычно, родители склонны думать, что ребенок не учит уроки, потому что ленивый. Это их сильно расстраивает, и они активно принимаются за перевоспитание. Но дело совсем в другом.

Усталость

Прежде всего, нежелание делать домашнюю работу может быть вызвано усталостью, как физиологической, так и интеллектуальной. В школе дети имеют очень большую нагрузку. Кроме этого часто они посещают дополнительные занятия в различных кружках и секциях. Такой интенсивный ритм не может не сказаться на их самочувствии.

Также надо учитывать, что в школьном возрасте происходит активное развитие организма с резкими скачками и гормональными перестройками. Поэтому желание детей просто полежать или отвлечься от мыслительной деятельности является вполне естественным. Так что при появлении проблем с домашними уроками рекомендуется обратить внимание на состояние здоровья и самочувствие ребенка.

Трудности в учебе

Еще одна причина — проблемы с пониманием учебного материала. Никому не нравится делать то, что у него плохо получается. Поэтому у ребенка может появиться негативное отношение к домашнему заданию, если какой-то предмет ему трудно дается. Например, школьнику, у которого есть логопедические проблемы, довольно сложно читать или писать без ошибок. Конечно, он будет стараться увиливать от таких заданий или выполнять их без особого старания.

Необходимо учитывать подобные особенности и индивидуальные возможности ученика и не ставить перед ним слишком сложных задач. Это должен делать и учитель, и родители. Никогда не требуйте от ребенка, чтобы он учился не хуже его одноклассников и не сравнивайте его успехи с достижениями других детей. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. Лучше постарайтесь привлечь специалиста к разрешению проблем, помогите ребенку сформировать нужные навыки.

Также трудности могут возникнуть, если ученик пропустил несколько занятий и не может понять суть заданий. Не у каждого школьника получится самостоятельно разобраться в учебном материале. Скорее, он просто забросит учебу. В этом случае необходимо организовать несколько дополнительных занятий (обратиться к учителю или репетитору), чтобы «подтянуть» ребенка.

Протест

Иногда ученик может отказываться от выполнения домашнего задания в знак протеста. Такие ситуации могут возникнуть на фоне конфликтной ситуации с родителями или учителем. Возможно, ребенок считает, что педагог к нему слишком придирается или что родители не интересуются его успехами. Лучше как можно раньше найти причину такого поведения и решить проблему.

В завершение хотим обратить внимание родителей, что домашнее задание — это не наказание. Качество его выполнения не имеет прямой зависимости от потраченного времени или количества упреков и окриков в адрес ребенка. Никогда не шантажируйте школьника уроками и не связывайте выполнение домашней работы с другими сферами жизни ребенка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Запишитесь на бесплатный пробный урок, и мы составим программу обучения под ваши цели.

Начните заниматься в любое время

Учитесь без зубрежки и стресса

Радуйтесь высоким оценкам

Почему мы?


ДАВАЙ УЧИТЬ УРОКИ

Все репетиторы на одной платформе

С Учи. Дома вам не нужно каждый год искать новых педагогов. Ребенок будет взрослеть и учиться, а мы поддержим на всех этапах!

В чем помогут наши педагоги


ДАВАЙ УЧИТЬ УРОКИ

Ищете репетитора для ребенка?

Педагоги Учи. Дома помогут достичь цели без стресса и чрезмерных нагрузок

Как строится обучение

Дочери очень нравится заниматься на Учи. Дома английским языком и программированием. В школьной программе 1 класса этих предметов нет, а у нее к ним большой интерес. Да и предметы между собой связаны: программирование трудно представить без английского языка. Мне как родителю нравится, что можно подобрать расписание занятий под себя, под свободное время ребенка, а также при необходимости перенести занятие. Дочь с нетерпением ждет каждого занятия и очень расстраивается, если приходится переносить.

Жанна, мама Софьи

Моей дочери Софье очень нравятся занятия с педагогом Кариной! Мы довольны успехами ребёнка. Карина — очень ответственный и профессионально грамотный педагог. Пока с нами Карина, мы чувствуем себя уверенно. Спасибо!

Василина, мама Марка

У Марка аутизм. Обучать подростка с такими особенностями нелегко. Восхищает находчивость и профессионализм нашего преподавателя Виктора Кириенко. Вместе с Марком они добиваются удивительных результатов! Огромная благодарность Виктору за уроки и за богатый исчерпывающий фидбэк по окончании модуля джуниор. Благодарю платформу Учи. Дома за возможность заниматься предметом в формате онлайн, который прекрасно подходит для моего сына! С нетерпением ждем дальнейших занятий.

Екатерина, мама Евгения

Очень радует чёткая организация, а именно: большой выбор удобного для занятий времени, обратная связь с преподавателями, программа по предметам в целом и проведение каждого урока, видна заинтересованность педагогов в результате.

Попробуйте бесплатно

Приходите на вводный урок вместе с ребенком и посмотрите, как проходят наши занятия

Отговорка №1. Вы нам не задавали

Отговорка про «не задавали» хорошо работает для родителей, но в школе — не всегда. Хотя класс может поддержать такого ученика и хором заявить, что, мол, да, не задавали. Правда, «спалить» ситуацию может какой-нибудь «ботаник», отлично подготовивший урок и желающий получить оценку за труды своя. Вывести класс на чистую воду просто: посмотреть в дневниках или тетрадях, записано ли задание, и заглянуть в тетрадь прилежных учеников: если ничего не задавали, то почему же Саша/Маша/Катя сделали это задание? Совсем мало шансов учеников в школах с электронным журналом, в котором фиксируются все домашние задания.

Отговорка №2. Меня не было/я не знал мне не сказали

Это уже классика. Многие ученики искренне надеются, что это сработает. Они винят одноклассников за то, что те не сказали, не позвонили. Если ситуация повторяется часто, возможно дети правда не делятся информацией о домашнем задании из вредности. Но в любом случае нужно понимать, что ответственность узнавать задание у самого пропустившего, а не у его одноклассников.


ДАВАЙ УЧИТЬ УРОКИ

Из м/ф “Антошка”, 1969 г.

Отговорка №3. Забыл (потерял) дневник

Тоже популярная отговорка. Некоторые еще и начинают упоминать других педагогов, что они, мол, на уроке забрали дневник, и вот из-за них ученик и не сделал работу. Есть дети, которые рассказывают о том, что дневник похож на тот, который был в прошлом году, случайно выкинули и т.д. Кстати, часто дети вообще не записывают задание в дневник, так что его наличие не сильно спасает их. Рекомендуем при обсуждении д/з проверять, записали ли ученики задание в дневнике или в тетради. Несколько уроков жесткой проверки записи домашнего задания с выниманием дневников из сумок, и потом этот этап урока будет проходить быстрее и эффективнее.

Отговорка №4. Сделал, но забыл тетрадь дома

И тут они делают очень грустное лицо, чуть ли не слезы на лице. Им ведь очень обидно, они все-все сделали, но вот тетради в рюкзаке нет. Бывает, у детей одинаковые тетради и говорят, что не ту тетрадь взяли. Но в ситуации, когда домашнее задание было устным, у таких учеников начинается паника.

Отговорка №5. Отключили свет, а я как раз собирался начать

Действительно, во всем всегда виноваты форс-мажорные обстоятельства. Свет действительно могли выключать, но на несколько минут, максимум 30, но в темноте у детей родилась идея и вовсе не делать задание, а отговорка уже готова.

Отговорка №6. Я вообще не понял задание

Дети любят говорить, что пытались, но у них не вышло. Или вопрос не поняли, или задание учителя не поняли. Ответственные дети в такой ситуации делают другое задание, подходят и извиняются, но показывают, что они пытались. А вот если ребенок и не хотел делать, то, скорее всего непонимание задание связано именно с отсутствием мотивации. Мы рекомендуем при объяснении домашнего задания не просто написать на доске номер параграфа и упражнений, а действительно обсудить задание, открыть его, посмотреть, задать наводящие вопросы и убедиться, что дети его поняли. Ну а если хотят выехать на «старался, но так и не получилось», пусть предоставят записи, черновики их «стараний». Не всегда желательно такого ученика вызывать к доске разбирать непонятное задание, потому что это может отбить вообще желание быть откровенным и говорить о своей неудаче. Но если ученик хочет, то отчего бы и не прорешать/обсудить вместе эти упражнения на переменке или в начале урока.

Отговорка №7. Вчера плохо себя чувствовал, да и сегодня тоже

Болезнь часто вносит корректировку в наши планы. Но у некоторых детей самочувствие ухудшается в ситуации, когда нужно интенсивно учиться: контрольная, сложная домашняя работа. И вот тут на помощь приходит классическая отговорка: «я болел». В этом случае нужно просить хотя бы записки от родителей с просьбой не спрашивать ученика в этот день из-за плохого самочувствия.

Отговорка №8. Меня родители забрали к бабушке (на дачу), а я не взял тетрадь (книгу)

Дети используют этот вариант в понедельник, ведь выходные — лучший способ поехать отдыхать. Возвращается семья в воскресенье, но желания учиться у детей нет. Вот и используют отговорку в виде реально существовавшего события. Кстати, дети и сами начинают верить в то, что это действительно причина не выучить урок. Советы: учите детей не откладывать выполнение домашней работы на выходные, ведь можно некоторые уроки сделать в середине недели. Не стоит давать объемные домашние задания на выходные, ведь ученики и так учатся по 5-6 дней в неделю и, как и взрослые, нуждаются в отдыхе и общении с семьей, с друзьями. Ну а если ученики регулярно говорят о том, что они не смогли сделать уроки, потому что родители их куда-то забрали, увезли и т.д., то стоит поднять вопрос с родителями, почему они нарушают препятствуют получению качественного образования их детьми, а значит, нарушают родительские обязанности. Такую семью (вполне благополучную, отдыхающую на курортах каждый уик-енд) можно поставить и на профсовет, конечно, после того, как все «нормальные» способы общения и педпросвещения не помогли.

Отговорка №9. У меня кружок (тренировки) и поздно заканчиваются занятия

Особенно это касается взрослых детей, они ходят на творческие, спортивные секции, плюс подготовка к экзаменам, а еще и хочется погулять, почитать и прочее. Вот и жалуются на отсутствие времени. « Жертвой» этой ситуации, естественно, будет домашнее задание. В сложных случаях нужен серьезный разговор с родителями, которые создают непосильную нагрузку для  своих детей, не соответствующую их физическим возможностям. Такие дети страдают от нервозов, не высыпаются, у них слабый иммунитет и вообще целый «букет» проблем. С отдельными родителями нужно работать на профсовете, поднимать вопросы о ненадлежащем выполнении своих обязанностей.


ДАВАЙ УЧИТЬ УРОКИ

Отговорка №10. Младший брат (собака) порвала

Эту отговорку чаще используют дети 10-14 лет. Проверить очень просто — узнать у классного руководителя или прийти на родительское собрание. Еще одна отговорка из этой же серии: разлил кофе/чай на тетрадь с выполненным заданием, приносить ее не стал. Учителям нужно знать: у ребенка-школьника должно быть собственное пространство в квартире, стол, ящик, принадлежности, которыми пользуется только он. Если такое пространство для ребенка не обеспечено, нужна серьезная работа с родителями — ребенок лишен элементарных бытовых удобств, что серьезно влияет и на успеваемость, и на здоровье ребенка.

Отговорка №11. У меня электронная книга/Интернет не работали

Пока эта отговорка не столь популярна, но в ближайшие годы, с введением электронных учебников, электронных дневников и всего остального электронного ребенок, у кого сломался девайс или пропало подключение к интернету, окажется отрезанным и от занятий, и от уроков и от прочего. Что делать в этих ситуациях? Учить детей и родителей сотрудничать с другими семьями и предоставлять альтернативные возможности проходить обучение.

Что же в итоге?

Услышав от ребенка оправдание о причинах невыполненной работы, не следует сразу же делать вывод, что ребенок врет. Учитель должен прочувствовать ситуацию, задать несколько вопросов и только потом делать выводы. В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, а ругая детей за то, в чем они не виноваты, мы может отбить у них желание учиться.

У каждого из нас могут быть причины, почему мы не выучили свой «урок»: не приготовили ужин, раньше легли спать, не столь интенсивно работали в офисе и т.д., так давайте и нашим детям-ученикам будем давать возможность ошибаться и быть иногда неготовыми к уроку. Мы рекомендуем в начале года объявить свои правила, как нужно поступать ученику, если не выучен урок, и давать несколько таких возможностей в год: 2-3 сгораемые попытки прийти неподготовленным по неуважительной причине без каких-либо санкций и нотаций.

Учителям следует обращать внимание: если один и тот же ученик регулярно приходит с невыученными уроками, нужно обращаться к родителям и фиксировать такие обращения под протокол. В отдельных случаях нужно организовывать обследование жилищно-бытовых условий семьи, профсоветы и иные способы воздействия.

Ну а если все ученики постоянно не готовы к уроку, то стоит проанализировать свою методику преподавания и построение отношений с учениками.

А какие отговорки придумывают ваши ученики? Пишите в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *