На
прошлом уроке мы с вами говорили об управлении.
Мы
узнали, что управление – это отношение, при котором один объект
намеренно, то есть специально, с конкретной целью воздействует на другой
объект.
В
процесс управления входит тот объект, который управляет, и тот, которым
управляют, а также цель управления.
Сегодня
мы будем с вами учиться находить в окружающем мире управление, но применяя
такие понятия информатики, как «управляющий объект» и «объект управления».
Рассмотрим,
что же означают эти термины.
Управляющий
объект – это объект, который управляет.
Объект
управления – это объект, на который оказывается
управляющее воздействие.
На
самом деле ничего сложного нет.
Давайте
вспомним сказку «Кот в сапогах» и на фрагменте из этой сказки разберёмся, кто управляющий объект, а кто объект управления.
Один
мельник, умирая, не оставил своим трём сыновьям никакого другого наследства, кроме мельницы, осла и кота.
Старший
брат взял себе мельницу.
А
младшему дали кота.
Он
долго горевал, что досталось ему такое небольшое наследство.
–
Братья, – думал он, – договорившись между собой, могут честно
зарабатывать себе на кусок хлеба, а мне, несчастному, придётся умирать с голоду.
Только
вдруг Кот, который слышал эти речи, но не подавал и виду, что их слушал, и
говорит спокойным серьёзным тоном:
–
Не горюй, хозяин, а дай ты мне лучше мешок, да закажи мне пару сапог, чтобы не
больно было ходить по кустам, и увидишь, что ты не так обделён, как думаешь.
Хотя
владелец Кота и не слишком полагался на его обещания, однако зная, какой он
мастер разными хитрыми манерами ловить мышей, зная его ловкость, подумал, что,
может быть, Кот и в самом деле поможет ему в несчастье.
В
первой строке первого столбца напишем «Кто управляет – управляющий объект».
Во
второй строке первого столбца – «Кем управляет – объект управления».
Мы
явно видим, что управляющий объект – это Кот. Он говорит хозяину дать ему мешок
и заказать пару сапог, то есть он даёт конкретные указания, оказывает
управляющее воздействие на хозяина. Значит, объектом управления является
хозяин.
Ребята,
вы помните, на прошлом уроке мы говорили, что управлять можно самим собой? В
этом фрагменте мы можем увидеть такой пример.
Давайте
посмотрим: «Старший брат взял себе мельницу». Сам, никто на него не
воздействовал. Значит, старший брат управлял самим собой.
Далее
мы видим, что другой старший брат взял осла. Тоже управлял самим собой.
Из
этого следует, что старшие братья были одновременно и управляющими объектами, и
объектами управления в данных случаях.
Дальше
мы видим, что старшие братья дали кота младшему.
Значит,
братья – это управляющие объекты, а младший – объект управления.
Как
видите, это несложно.
Рассмотрим
ещё один пример и найдём управляющий объект и объект управления.
Петя
и Миша шли в школу. По дороге Петя вспомнил, что забыл учебник по математике и
сказал об этом Мише.
–
Ты садись со мной, я поделюсь с тобой учебником, – сказал Миша.
На
уроке Марья Ивановна вызвала Мишу к доске решать пример. Миша быстро справился
и получил пятёрку.
После
урока Марья Ивановна сказала Мише и Пете стереть всё с доски.
Ребята
выполнили задание и пошли на следующий урок.
В
этот раз давайте отношения запишем не через таблицу, а в виде схемы.
Рисуем
круг, в нём пишем управляющий объект, только оставим сверху немного места,
чтобы написать, какой объект будет являться управляющим объектом. От круга
рисуем стрелку и в ней пишем слово «управляет», далее рисуем второй круг, в
котором пишем объект управления и также сверху оставляем место.
Итак,
Миша сказал Пете сесть с ним. Миша оказал управляющее воздействие на Петю.
Значит, Миша управляющий объект, а Петя – объект управления.
Марья
Ивановна вызвала Мишу. Учительница – управляющий объект, а мальчик – объект
управления.
Марья
Ивановна сказала мальчикам стереть всё с доски. Учительница – управляющий
объект, а Петя и Миша – объекты управления.
Значит,
управлять можно не только одним объектом, но и несколькими.
Управляющим
объектом может быть, например, человек, компьютер, какое-то устройство, погода.
Допустим, пойдёт дождь, и вы уже не пойдёте гулять, а подождёте, когда он
закончится.
Объектом
управления может быть человек, техническое устройство (машина, кофемашина,
самокат, пульт), группа людей, животные, объекты природы и даже государство и
многое другое.
А
теперь выполните самостоятельно задание. Сопоставьте управляющий объект и
объект управления.
Проверим,
правильно ли вы выполнили задание.
Выполните
ещё одно задание. Посмотрите на картинку. Назовите действие и заполните
схему.
Девочка
– управляющий объект, расчёска – объект управления.
Мальчик
– управляющий объект, грибы – объект управления.
Девочка
– управляющий объект, бабочка – объект управления.
Мальчик
– управляющий объект, цветок – объект управления.
Мальчик
– управляющий объект, яблоко – объект управления.
Я
надеюсь, вы поняли разницу между управляющим объектом и объектом управления.
Давайте ещё вспомним.
На
этом урок закончен. Я с вами прощаюсь. До свидания, ребята! До новых встреч!
Помните меня? Я робот Иннокентий!
Сегодня мы с вами узнаем такой термин в курсе
информатики, как «управление».
Управление присутствует в жизни каждого
человека. Люди управляют собой, другими людьми, а также техническими
устройствами или другими неживыми объектами.
В классе учительница управляет учениками.
Директор управляет подчинёнными.
Пилот – самолётом.
Ребята, как вы думаете, компьютер
управляет человеком? Или человек компьютером?
Человек управляет компьютером через программы, которые для него
создаёт человек.
Управление не происходит просто так. Оно
необходимо для достижения какой-либо цели.
Самолёт не полетит, пока пилот не узнает,
куда надо лететь. Подчинённые не поймут, что надо делать, пока директор не
объяснит им, какую работу необходимо сделать и не отдаст распоряжение о
выполнении.
Управление бывает спонтанным, то есть
человек, не задумываясь что-то делает. Но управление бывает и продуманным.
Перед тем как кем-то или чем-то управлять, человек собирает и проводит анализ
данных, чтобы затем принять решение.
Далее на уроках мы с вами будем более
подробно изучать управление. И сегодня мы поговорим о том, кто, кем и зачем
управляет.
В мире не найдётся человека, который бы
никогда никем и ничем не управлял. Как уже было сказано, люди постоянно
управляют собой или же другими людьми. Часто им приходиться управлять
техническими устройствами.
Управление – это особое отношение между объектами.
Вы же помните, что объекты могут находиться в
таких отношениях, как «ближе», «дальше», «дороже», «меньше» и многих других. Но
эти отношения не показывают взаимодействие между объектами.
А вот управление – это отношение, при
котором один объект намеренно, то есть специально, с конкретной целью оказывает
воздействие на другой объект.
Чтобы стало более понятно, рассмотрим такой
пример.
Маша говорит Саше:
– У тебя есть дома мячик?
– Да, – отвечает Саша.
– Тогда сходи, пожалуйста, домой и
возьми мячик. Будем играть в игру волейбол, – сказала
Маша.
Как вы думаете, кто и кем здесь управляет?
А кем она управляет?
А какая цель в этом управлении?
Чтобы Саша принесла мячик.
Давайте рассмотрим ещё один пример. Но для
этого вспомним сказку «Красная шапочка». Посмотрите на рисунок и ответьте на
вопросы: кто, кем и с какой целью (то есть зачем) управляет?
Ответ запишем в таблице. В ней 3 строки и 2
столбца.
В первой строке первого столбца запишем «Кто
(что) управляет?». Во второй строке этого же столбца – «Кем управляет?». А в
третьей строке первого столбца – «Цель управления». Такой таблицей мы будем
пользоваться неоднократно.
Кто управляет? Мама.
Кем управляет? Дочкой, то есть Красной
Шапочкой.
А с какой целью? Чтобы Красная Шапочка
отнесла пирожки бабушке.
Ребята, а на картинке есть ещё управление
кем-то или чем-то?
Есть. Мама управляет метлой.
Добавим в таблицу ещё один столбик и запишем.
Чем управляет? Метлой.
Зачем? Чтобы подмести пол.
Значит, чтобы понять, кто кем управляет,
необходимо понять, на какие объекты и отношения между ними мы обратили
внимание.
Как вы думаете, может ли неживой объект
управлять человеком?
Ещё как может!
Чтобы перейти дорогу, вы ищите разметку
«зебра», то есть место, где можно переходить дорогу.
Когда вы переходите дорогу, вами управляет
светофор. Вы ждёте зелёный свет, чтобы начать движение по дороге.
Ну что же, давайте сейчас поиграем. Посмотрите
на картинку и подумайте: «Кто, кем и зачем управляет?».
Женщина управляет швейной машинкой, для того
чтобы пошить изделие.
Мужчина управляет шлангом, чтобы полить
цветы.
О, это же наш знакомый профессор Знатоков!
Профессор Знатоков управляет ручкой, чтобы
что-то записать в блокноте.
Но тут можно сказать ещё, что профессор
Знатоков управляет блокнотом, чтобы в нём сделать запись.
Мальчик управляет лопатой, чтобы выкопать
картошку.
Мальчик управляет шариком, чтобы надуть его.
Девушка управляет гитарой, чтобы сыграть на
ней мелодию.
Также можно сказать, что девушка управляет
струнами, чтобы они выдавали звук.
Давайте поиграем ещё в одну игру. Правильно
сопоставьте объекты и то, чем или кем управляет этот объект.
Но прежде, чем выполнять задание, обратите
внимание на слово «кинолог». Возможно, это слово кому-то неизвестно. Это никак
не связано с кино.
Кинолог – это специалист по разведению и
воспитанию собак.
Ну что же, приступайте!
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили
задание.
Скрипач управляет смычком.
Повар управляет ложкой.
Кинолог управляет собакой.
Мальчик управляет самокатом.
Футболист управляет мячом.
Водитель управляет машиной.
Как интересно! Я надеюсь, вы разобрались,
кто, кем и зачем управляет.
А теперь давайте повторим сегодняшний
материал.
Управление – это отношение, при котором один объект намеренно, то
есть специально, с конкретной целью воздействует на другой объект.
Управлять можно собой, другими людьми, живыми
и неживыми объектами. Неживые объекты могут управлять нами.
В процесс управления входит тот объект,
который управляет, и тот, которым управляют, а также цель управления.
Ответ на вопросы: «Кто, кем и зачем
управляет?» зависит от того, на какие объекты и отношения между ними мы
обратили внимание.
Вот и закончился наш сегодняшний урок. Я
надеюсь, вам было интересно и познавательно. А я прощаюсь с вами. До новых
встреч, ребята.
На
прошлых уроках мы с вами изучили много нового и интересного. Узнали, что такое
управление. Разобрались, чем отличается управляющий объект от объекта
управления. Выяснили, что цель управления – это то, что хочет изменить или
сохранить управляющий объект, воздействуя на объект управления, другими
словами, ожидаемый результат управления. А управляющее воздействие – это
информация, которую получает объект управления с помощью своих органов чувств
или сигнала от управляющего объекта.
Сегодня
на уроке мы узнаем, что такое средство управления и научимся находить его в
различных ситуациях.
Чтобы
понять, что такое средство управления, рассмотрим такую ситуацию.
В
школе проходил футбольный турнир между учащимися 4-х классов. Во время первого
тайма Петя из 4 «А» толкнул Васю из 4 «Б». Просвистел судейский свисток, и Пете
показали жёлтую карточку за нарушение правил. Учащийся из 4 «А» отправился на
скамейку запасных.
Построим
таблицу, которую мы сделали на прошлом уроке, но добавим в неё ещё одну строку.
В первом столбце этой строки запишем «средство управления».
Учащийся
Петя нарушил правила во время матча. Судья, чтобы на него обратили внимание,
просвистел в свисток и показал жёлтую карточку Пете, тем самым дал знать
игроку, что за нарушение он отправляется на скамейку запасных.
Итак,
в данной ситуации управляющим объектом является судья.
Объектом
управления – Петя и остальные игроки, так как после свистка судьи игра
приостанавливается.
Цель
управления – показать жёлтую карточку игроку за нарушение правил.
Управляющее
воздействие – звуковой сигнал.
А
с помощью чего судья оказал управляющее воздействие?
С
помощью свистка, значит, он и есть средство управления.
На
прошлом уроке мы рассматривали ситуацию, в которой Алиса с мамой искали подарок
для старшей сестры Алисы – Лизы. Они ходили по рынку и услышали крик продавца о
том, что он продаёт кожаные браслеты. Алиса с мамой заинтересовались и пошли в
павильон продавца.
Вспомним
схему, которую мы составили.
Ребята,
а с помощью чего продавец создал управляющее воздействие?
Давайте
дополним нашу схему, добавив в неё новый элемент.
От
схемы отступим вниз немного места и нарисуем прямоугольник с закруглёнными
углами, точно такой же, как тот, на котором есть надпись «управляющее
воздействие». От схемы отступим вниз немного места и нарисуем прямоугольник с
надписью «средство управления».
Только
здесь будет надпись – «средство управления». От этого прямоугольника вверх
рисуем стрелку к прямоугольнику с надписью «управляющее воздействие».
Как
вы уже, наверное, поняли, в прямоугольник с надписью «средство управления» мы
записываем «голос продавца».
Электронное
табло тоже можно назвать средством управления, так как на нём высвечивается
информация, которая управляет людьми. Причём управляющее воздействие
осуществляется как с помощью зрительной информацией, так и в большинстве
случаев с помощью звуковой информации. Например, на экране показывается, что
человек, у которого номер талончика 107 может пройти в кабинет 1. Обычно
изображение на табло дублируется и звуковым сообщением, в котором
проговаривается та же информация.
Средством
управления могут быть самые разнообразные объекты: свисток, рука, фара машины,
табличка, звонок и так далее.
Так
что же такое средство управления?
Это
всё то, с помощью чего
управляющий объект может создать управляющий сигнал, то есть управляющее
воздействие.
Давайте
составим таблицу, в которой перечислим некоторые виды управляющего воздействия и
несколько примеров средств управления для каждого вида. То есть представим
взаимосвязь управляющего воздействия и средства управления.
Колокол,
свисток, звонок, голос, громкоговоритель.
Электронное
табло, дорожные знаки, вывески, объявления.
Ребята,
а вы знаете, что это за такая информация?
Тактильная
информация (её ещё можно называть осязательной) – это
информация, которая воспринимается человеком с помощью кожи, например, пальцев.
Кто
же может пользоваться такой информацией?
Люди
с плохим зрением и совсем незрячие. Существует даже рельефно- точечный
тактильный шрифт, называемый шрифтом или азбукой Брайля. Его используют для
чтения и письма люди, потерявшие зрение или плохо видящие.
К
средствам управления тактильного управляющего воздействия можно отнести
рукопожатие, объятие, специальные устройства на стенах или поручнях для плохо
видящих людей.
Давайте
проверим, как хорошо вы усвоили новую тему. Выполните следующие задания.
Помогите
Ване правильно заполнить схему.
Проверьте,
правильно ли вы выполнили задание.
Управляющий
объект – светофор.
Объекты
управления – пешеходы и водители.
Цель
управления – безопасность дорожного движения.
Управляющее
воздействие – зрительная информация о цвете светового сигнала.
Средство
управления – световой сигнал светофора.
Помогите
Маше с домашним заданием. Найдите в предложениях ошибки и исправьте их.
Давайте
проверим, насколько правильно вы выполнили задание, и ещё раз повторим
информацию, с которой вы ознакомились сегодня и на прошлых уроках.
Разметка
на дороге – это зрительная информация.
Табличка
«закрыто» на двери магазина – это зрительная информация.
Объект
управления – это объект, на который оказывается управляющее воздействие.
Управляющее
воздействие – это информация, которую получает объект управления с помощью
своих органов чувств или сигнала от управляющего объекта.
Средство
управления – это всё то, с помощью чего управляющий объект может создать
управляющий сигнал.
Свет
маяка – это зрительная информация.
Шрифт
Брайля – это тактильная информация.
Вот
и подошла к концу наша встреча. Но расстаёмся мы, я надеюсь, ненадолго. До
свидания, ребята. До новых встреч.