НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ

Примерное время чтения: 4 минуты

В рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» Минкомсвязь, Минпросвещения и организация «Цифровая экономика» в партнерстве с ведущими цифровыми компаниями России с 14 по 27 сентября проводят по всей России урок «Искусственный интеллект и машинное обучение».


НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ

Обращение Германа Грефа к участникам урока

Урок поможет взглянуть на ИИ-технологии и возможности, которые они открывают с новой точки зрения – предпринимателя. Короткий ролик расскажет, кто же такие предприниматели, что представляет из себя стартап и какие шаги предстоит пройти, разрабатывая свой проект, который в будущем может изменить жизнь многих людей.

В рамках игрового тренажера можно пройти эти шаги вместе с героями Урока цифры и по дороге познакомиться с разными технологиями искусственного интеллекта: компьютерным зрением, обработкой естественного языка и анализом больших данных. Поэтому, закончив тренажер для своего возраста, не стесняйтесь заходить в другие. Там вы найдете не только новую информацию, но и, возможно, вдохновение для ваших идей.

Примерное время чтения: 3 минуты

Школьнику об искусственном интеллекте. В школах проводят «Уроки цифры»


НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ

Санкт-Петербург, 15 сентября – АиФ-Петербург.

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» продолжил свою работу и в новом учебном году. Открытые уроки для школьников с 1 по 11 класс, а также учителей пройдут в России с 14 по 27 сентября и будут посвящены искусственному интеллекту. Уникальный контент в игровой форме разработан ведущими компаниями в области цифровых технологий. Он позволяет погрузить детей в мир будущего с максимальным комфортом и доступно объяснить: как разрабатывается искусственный интеллект, где применяется и что делать, если есть желание создавать технологии будущего самому.

В числе первых участников проекта в этом году – ученики школы №619 Санкт-Петербурга. Здесь же сегодня торжественно открыли центр юных программистов, где подростки смогут изучать шесть разных направлений IT-технологий. Учебное заведение в числе других школ города подключилось к Школьной цифровой платформе, которая разработана благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Проект реализуется при поддержке глав субъектов РФ, Минпросвещения России и направлен на повышение качества образования, внедрение современных методик и технологий обучения и развитие кадрового потенциала страны.

– Сегодня школьники всё больше интересуются цифровыми технологиями, и наша совместная задача с комитетом по образованию и бизнес-сообществом – дать им инструменты для поддержания этого интереса, – говорит Анатолий Песенников, директор головного отделения Сбербанка по Санкт-Петербургу. – Мы стремимся обеспечить необходимые условия для того, чтобы дети могли развивать IT-компетенции и в будущем создавали уникальные разработки в разных научных областях. Для этого Сбербанк в партнёрстве с другими IT- компаниями поддерживает развитие образовательных программ, платформ и инструментов.

Также сегодня состоялась федеральная трансляция «Урока цифры», во время которой в прямом эфире на вопросы школьников ответили руководители ведущих организаций (Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group, 1C, Лаборатория Касперского) и представители правительства РФ.

Герман Греф, председатель правления ПАО «Сбербанк» отметил, что сегодня фактически во всех профессиях искусственный интеллект является драйвером развития. В самой компании сегодня работает 2000 специалистов, занимающихся внедрением искусственного интеллекта в банковской отрасли и к 2023 году их число – удвоится.

Популярность профессии подтвердил и Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства России. – Сегодня в стране потребность в специалистах по искусственному интеллекту составляет более 300 000 человек и цифра постоянно растёт. Зарплата профессионала в этой сфере, как минимум, в три раза выше средней по региону, – сказал Чернышенко.

Напомним, что уроки будут размещаться на сайте урокцифры.рф и страничке проекта «ВКонтакте». Всего в этом учебном году школьников ждёт пять тем. Помимо искусственного интеллекта, им расскажут о социальных сетях, кибербезопасности, беспилотном транспорте и цифровом производстве.

Кстати, в прошлом учебном году «Урок Цифры» охватил больше половины российских школьников. За два года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 25 млн раз.

Про урокцифры:  УЧИТЕЛЯ ЕФИ


НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ

НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ

Во вторник во многих городах России прошли «уроки цифры» — специальной акции для школьников всех возрастов, призванной увлечь их основами цифровых технологий. Тема первого занятия — «Искусственный интеллект и машинное обучение».

В Вологде первый «урок цифры» для школьников школы с углубленным изучением отдельных предметов № 8 провела председатель Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области Ирина Просвирякова.

«Несмотря на то, что наши современные школьники „свои“ в цифровой среде, важно также, чтобы они осознали, что могут быть не только потребителями ИТ-решений, но и разрабатывать их», — подчеркнула глава комитета. По её словам, результатом таких уроков должно стать «инициирование профессионального интереса школьников к ИТ-индустрии, которая будет определять тенденции развития человечества в ближайшее время».

Пожалуй, лучше всего вызвать такой интерес к теме искусственного интеллекта удалось главе Сбербанка Герману Грефу, который, как сообщают сегодня СМИ, на «уроке цифры» в одной из частных московских школ поразил не только школьников, но и собственную пресс-службу откровениями о финансовых потерях, которые понёс Сбербанк из-за небольших ошибок в алгоритмах программирования.

«Искусственный интеллект, как правило, принимает решение в больших системах. Маленькая ошибка, закравшаяся в алгоритм, может приводить к очень большим последствиям», — рассказал Греф, отвечая на вопрос о рисках внедрения этой технологии.

«В нашей практике мы теряли большие деньги на этом. Из-за того, что машина совершала маленькую ошибку на больших объемах, мы теряли миллиарды рублей», — добавил он.

Греф заявил, что после выявления таких ошибок работа искусственного интеллекта совершенствуется.

Отвечая на запрос этого ресурса о потерях от внедрения искусственного интеллекта, в пресс-службе Сбербанка уточнили, что «речь идет не о прямых убытках, а скорее о недополученной прибыли». В банке также заверили, что постоянно работают над улучшением интеграции процессов искусственного интеллекта в свои системы. В частности, применение алгоритмов ИИ для оценки кредитных рисков позволяет постоянно снижать уровень такого рода потерь, отметил представитель пресс-службы.

Сбербанк активно использует искусственный интеллект. Так, в феврале 2018 года банк разработал и запустил в пилотном режиме нейронную сеть для анализа стоимости недвижимости, а также обсуждал с ЦБ запуск нейронной сети для оценки рисков.

Кроме того, ИИ помогает банку сокращать работников среднего звена, выполняющих рутинные операции, рассказывал ранее Греф.

Искусственный интеллект является важной составляющей цифровой платформы Сбербанка, который едва ли не каждый день сообщает о запуске нового высокотехнологичного сервиса. Только за последние дни СамолётЪ узнал о том, что банк запустил онлайн-сервисы «Сбербанк Инкассация» и «Сбербанк API. Аккредитивы», планирует в течение 2019 года алгоритмизировать 99% валютных сделок, продолжает развитие функционала портала «ДомКлик», который помогает клиентам решать любые вопросы, связанные с приобретением жилья, — от выбора объекта недвижимости до его регистрации.

Осенью прошлого года Герман Греф выделил целую категорию рисков, которые, по его словам, относятся в первую очередь уровень амбиций банка в области технологий и поиск необходимого количества квалифицированного персонала.

Что касается технологических рисков, то экосистема, которую создает банк, требует очень серьёзных инструментов и гигантского объема тестирования, чтобы быть введенной в индустриальную эксплуатацию, отмечает Греф. « Никто никогда такого размера платформу не создавал. Если мы говорим о технологических компаниях, то они органично вырастали из маленьких, а банковские платформы — вообще самые сложные платформы среди всех известных нам», — пояснил глава Сбербанка.

Кроме того, глава Сбербанка не первый раз поражает общественность своими откровенными высказываниями на разные темы, включая и личные финансы. Так, в 2016 году в кулуарах инвестфорума в Сочи Греф признался журналистам, что не смог заработать дополнительный доход на валютных облигациях. Весь полученный доход, по его словам, пошел на уплату налогов Герман Греф сообщил, что год назад вложил личные деньги в валютные бонды, однако получить высокий доход ему не удалось. « То есть игра свеч не стоила», — оценил Греф результаты своих инвестиций.

«Уроки цифры», организуемые Министерством просвещения, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и АНО «Цифровая экономика» при участии ведущих российских компаний (фирма «1С», «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Mail. Ru Group, образовательная платформа «Кодвардс», благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»), будут проходить раз в месяц в течение недели с февраля по май 2019 года.

Хобби и бизнес


НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ

О значении искусственного интеллекта юным слушателям рассказал председатель правления ПАО Сбербанк Герман Греф.

«За то, что у нас в стране развиваются технологии искусственного интеллекта нужно сказать большое спасибо президенту и правительству, – отметил Герман Оскарович. – Без искусственного интеллекта сегодня очень тяжело куда-либо продвинуться. Главный тренд последнего года – специалисты всё больше говорят об искусственном интеллекте, который сможет выполнять универсальные задачи и будет сопоставим по набору навыков с человеком. Пока мы не так далеко продвинулись в этом вопросе, но то, что человечество посягнуло на эту цель, уже говорит о многом. Конечно, искусственному интеллекту трудно освоить человеческие эмоции, но выявлять паттерны человеческого поведения он уже умеет».

Про урокцифры:  СТАТЬЯ АУДИРОВАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МУЗЫКЕ НА ТЕМУ

Глава Сбербанка заметил, что использование искусственного интеллекта в сфере искусства – уже решённая задача. Есть достаточно удачные эксперименты в написании музыки. Например, многие кафе и рестораны, которые не хотят платить за авторские права, используют специальный сайт – задают тему, и искусственный интеллект генерирует определённый набор мелодий. А в 2019 году на аукционе за полмиллиона долларов была продана картина, написанная искусственным интеллектом.

«Чем бы вы ни решили заниматься в будущем, уроки информатики и изучение искусственного интеллекта совершенно необходимы для любой профессии, – заверил школьников Герман Греф. – Это целый мир. Например, мы очень уважительно относимся к хобби наших сотрудников. Из этого часто вырастают очень интересные бизнес-проекты. Например, всё медицинское направление в Сбербанке родилось из такого хобби, а сегодня это востребованные на рынке продукты, которые помогают врачам ставить диагнозы».

Хакатоны для взрослых и школьников

В ходе урока Герман Греф анонсировал три хакатона, посвященных искусственному интеллекту.

Первый из них, «Digital Петр», нацелен на распознавание рукописей Петра I с помощью технологий искусственного интеллекта. Он написал очень большое количество указов и писем, и эти сотни тысяч строк текста до сих пор не распознаны историками. В Сбербанке уверены, что результаты такого хакатона смогут не только принести огромную пользу для лучшего понимания истории России, но и помочь качественно улучшить существующие технологии распознавания рукописного текста на мировом уровне. Сегодня данная задача не решена на достаточном прикладном уровне практически ни для одного из языков мира.

Следующий хакатон посвящен прогнозированию речных наводнений, чтобы можно было заблаговременно предупреждать экологические катастрофы, многие из которых уносят жизни людей и наносят непоправимый вред природе. Это важнейшая задача, решение которой с помощью технологий искусственного интеллекта предложили сотрудники МЧС. Также в задаче участвуют специалисты Минприроды и Росгидромета. Это еще один пример того, как искусственный интеллект мог бы помочь в решении социально значимых задач для всей страны.

И третий хакатон — AI 4 Humanities — для самых продвинутых, кто уже хорошо знаком с искусственными нейронными сетями. Он позволит ребятам познакомиться c очень перспективной технологией ruGPT-3, которая способна генерировать очень сложные осмысленные тексты всего лишь по одному запросу на «человеческом» языке. Например, она могла бы самостоятельно ответить на существенную часть вопросов ОГЭ или ЕГЭ, а также написать код на Java по запросу «сделай мне сайт для интернет-магазина», придумать бизнес-идею для новых стартапов или же написать новые научно-популярные статьи.

Участникам будет предложено сгенерировать осмысленное эссе по гуманитарным предметам, например по истории и литературе, уровня 9 класса (ОГЭ) по заданной теме или тексту задания при помощи модели ruGPT-3. Также в рамках этого трека у участников будет возможность заявить свои собственные baseline-решения для тех задач, которые соответствуют критериям экологической и социальной повестки. В этом хакатоне Сбербанк даст бесплатный доступ к мощнейшему серверу в России: своему суперкомпьютеру Christofari.

Хакатон «Digital Петр» стартует уже 25 сентября, а два остальных — с 5 октября. Сбербанк приглашает к участию взрослых и школьников любого возраста и уровня подготовки, предлагая включиться в эту важную работу будущим и уже состоявшимся профессионалам области технологий искусственного интеллекта. Оцениваться работы будут по разным критериям в зависимости от категории участников. Главный приз в каждом хакатоне составляет 1 млн рублей.

Посмотри видеолекцию

Как найти хорошую идею? Что такое CustDev и MVP? Можно ли сделать приложение, если не умеешь программировать? Кто может помочь с развитием стартапа? Все ответы в видеолекции!

Про урокцифры:  ЗАПИСКА УЧИТЕЛЮ ЧТОБЫ ОН ОТПУСТИЛ РЕБЕНКА С УРОКА

Путь технологического стартапа


НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ

15 сентября председатель правления ПАО Сбербанк Герман Греф, представители правительства Российской Федерации и руководители ведущих отечественных IT-компаний провели открытый «Урок цифры» по теме ««Искусственный интеллект и машинное обучение».

Игра и карьера


НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ

Урок, предназначенный для учащихся 1-11 классов, прошёл дистанционно. Спикеры рассказали детям об основах и принципах работы искусственного интеллекта (ИИ), а также о карьерных возможностях в этой области.

Урок прошел в формате пресс-конференции. Школьники, в том числе из Центрального Черноземья, узнали о том, как разрабатывается искусственный интеллект, где применяется и что делать, если есть желание создавать технологии будущего самому.

«За два года существования проект сумел завоевать популярность у миллионов школьников и десятков тысяч учителей, охватил все 85 субъектов РФ, – рассказал генеральный директор организации «Цифровая экономика» Евгений Ковнир. – В данной акции участвуют русскоязычные школьники более 100 стран мира».

В течение года планируется пять таких занятий. Школьники узнают про искусственный интеллект, социальные сети, кибербезопасность, беспилотный транспорт, цифровое производство. Для того, чтобы погружение в мир будущего было максимально комфортным, ведущие компании цифровой экономики совместно с министерством просвещения разработали уникальный контент в игровой форме, максимально понятной детям.

«Недавно президент назначил пять целей, которые должны быть достигнуты в 2030 году, – напомнил зампредседателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. – Одна из них – цифровая трансформация. Такого не было никогда раньше. Конечно, школьники должны интересоваться информационными технологиями и самообразовываться в этом направлении. Например, можно найти образовательные курсы, которые государство частично оплатит, а на следующем уровне – оплатит полностью. Информатика и программирование – это универсальные знания, которые точно понадобятся в современном мире. Очень важно, чтобы преподаватели, которые занимаются с детьми информатикой, смогли сформировать интерес к будущим профессиям».

Попробуй свои силы в тренажере

Урок подготовлен Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке экспертов Сбера в рамках совместного проекта «Академия искусственного интеллекта для школьников». На сайте Академии ты найдешь еще больше материалов про искусственный интеллект, научишься самостоятельно строить умные алгоритмы и сможешь принять участие в соревнованиях с крутыми призами!

Необходимо для любой профессии

15 сентября один из уроков проекта состоялся в Сбербанке. В нем приняли участие заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко, президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф, основатель фирмы «1С» Борис Нуралиев, заместитель вице-президента, директор по технологиям искусственного интеллекта Mail. Ru Group Андрей Калинин, руководитель Лаборатории машинного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов и управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах СНГ и Балтии Михаил Прибочий. Модерировал дискуссию генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир.

«Главный тренд последнего года в том, что специалисты начинают говорить об искусственном интеллекте, который сможет выполнять универсальные задачи и быть более-менее сопоставимым с человеком по набору навыков. Нам очень приятно, что молодые ребята интересуются этой технологией, потому что занятие информатикой и искусственным интеллектом является совершенно необходимым для любой профессии. Это целый мир, поэтому мы всегда не только поддерживаем формальные задачи, которыми занимаются наши сотрудники, но и уважительно относимся к их хобби, которые потом превращаются в большой бизнес», — сказал Греф.

Он привел в пример медицинское направление Сбербанка, которое родилось из хобби нескольких сотрудников лаборатории искусственного интеллекта. « Сегодня это работающие на рынке продукты, которые помогают врачам ставить диагнозы, распознают изображения снимков с различных медицинских приемов», — пояснил Греф.

Глава Сбербанка отметил, что во многом за то, что в России технологии искусственного интеллекта выходят на первый план, нужно сказать большое спасибо президенту страны, который утвердил национальную стратегию искусственного интеллекта, а также правительству, которое недавно утвердило федеральный проект по развитию искусственного интеллекта.


НОМЕРА УРОКОВ ГЕРМАНА ГРЕФА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАРТАПАХ