познакомить с буквами Ы, И как ориентирами чтения.
3. Развивать фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, любознательность, воображение. Развивать голосовой аппарат, темп речи (скороговорка).
4. Развивать мышление, внимание, память и устную речь;
Формировать умения сознательно выполнять звуковой анализ слов; упражнять в выработке техники чтения (слоговые таблицы); формировать простейшие графические навыки
6. Следить за здоровьем детей, их эмоциональным состоянием, осанкой;
7. Воспитывать нравственные качества; взаимовыручку.
Материалы к уроку: презентация к уроку.
Динь- динь – динь –
Начинаем наш урок. Слайд 2
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
От топота копыт пыль по полю летит.
– Что мы должны этим показать?
(Как копытами стучат лошади.)
Произнести скороговорку тихо, а затем громко.
Произнести скороговорку с разной интонацией:
– весело, бодро
Для чего мы учимся произносить скороговорки?
(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)
. – Что нам помогает общаться?
–Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
( Из слов.)
– Из чего состоят слова?
( Из звуков.)
– Расскажите по опорной схеме о звуках речи.
– Чем отличаются согласные от гласных?
– Чем отличаются ударные гласные от безударных?
– При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)
3. Повторение о роли гласных букв
К нам пришли на урок буквы.(На доске буквы: А,О,У,Э,Я,Ё,Ю,Е)
– Назовите их.(Хором)
– На какие 2 группы можно разделить эти буквы?
– Какие буквы указывают на твёрдость предшествующего согласного?
(А, О, У, Э )
–Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?
(Я, Е,Ё, Ю).
Работа по букварю. Стр. 20.
– Маша принесла вам, ребята, подарок ,рыбку, а Миша – гриб. Проанализируйте звукосхемы. С какими буквами мы будем сегодня работать?
IV. Работа над новым материалом.
– К нам на урок спешили буквы да заблудились. Какие это буквы?
Стадия постановки проблемы:
Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эти буквы?
( Дети предлагают свои предположения.)
–Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв
–Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять буквы ? (На что они могут указывать в словах?)
( Дети предлагают свои версии.)
–Проверим ваши предположения.
Цветы, блины, цыпленок, сыр.
В слове молодцы тоже есть буква-именинница.
2. Слогозвуковой анализ слова «лимоны». (
(Показываю картинку, на которой изображены лимоны.)
– Что изображено?
–Составим схему к этому слову. Открыли тетради для печатания.
(1 ученик работает у доски.)
– Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?
– Какой буквой обозначим?
Подпишем её под гласным звуком.
–Какой согласный перед буквой и?
–Значит, на что указывает буква и?
(На мягкость предшествующего согласного.)
–Какой гласный звук в третьем слоге?
–Какой буквой обозначим?
–Какой согласный перед буквой ы?
–Значит, на что указывает буква ы?
(На твёрдость предшествующего согласного.)
– Правильны ли были ваши предположения?
(Дети дают ответы.)
–Сделайте вывод о работе букв и и ы. которую они выполняют в словах.
(Дети делают вывод, используя опорные схемы)
« Буква Ы и буква И нам нужны для звуков гласных
Слушать надо звук согласный. Он нам всем подскажет ясно. После твердых – буква Ы,После мягких – буква И».
V Закрепление пройденного материала. (
Чтение слогов. ( Работа в парах) Стр. 20:
– Прочитайте друг другу слоги. ( Дети работают в парах.)
– Прочитаем хором.
–Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.
(МИ, НИ, ЛИ, РИ)
–Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?
–Дополни слоги до целого слова.
– мир, милый, Миша
– низ, Нина
– липа, лимон
– рис, рисунок
– Прочитайте слоги, где согласный произносится твёрдо.
( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)
– Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо?
– мыло, мысли, мыши
– рыба, рысь
–Какой слог сам по себе является словом?
–Составьте предложение, употребив в нём это слово.
(Мы ходили с мамой в театр.)
Оказывается, буквы Ы, И могут не только показывать твёрдость и мягкость согласных звуков. В этом нам поможет разобраться игра
Игра «Один – много».
–Я буду называть слова, вы должны догадаться, какой звук добавился в конце второго слова и какой буквой его нужно обозначить, эту букву вы будете мне показывать.
Шар – шары
День – дни
Стол – столы
Гриб – грибы
( Эти слова обозначают не один, а много предметов.)
–Значит, если буквы И , Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.
5. Работа по учебнику «Букварь», стр. 21.
Чтение стихотворения Кожомбердиева Т.
2) Работа с пословицей
В правдивом сердце никогда
Нет ни обиды, ни стыда.
Чтение отдельных гласных букв в тексте стихотворения В. Лунина.
(Дети читают по цепочке – 1 ученик 1 строчка)
Мы сегодня хорошо потрудились.
–Чему учились на уроке?
–Какую роль играют буквы Ы и И в словах?
( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость.
2. Если буквы И и Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.)
Звуковой анализ слова «тыква»
Методические разработки, презентации и конспекты
Щеглова Надежда Ивановна
учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Лицей № 35» города Ржева Тверской области
Урок по обучению грамоте
в школе «Будущий первоклассник»
Л. В. Игнатьева, Е. В. Колесникова
Занятие № 4
А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой, увы.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны.
В русском языке, увы,
Не бывает слов на «Ы».
МЫ проходим букву «Ы»,
В слове есть она «штанЫ»,
В слове «дЫм» и в слове «бЫк»,
К этой букве тЫ привЫк?
Было всё понятно и интересно.
У меня всё получилось!
но вы прилагали старались!
Вы ничего не поняли