Технологическая карта пробного урока математики
Толстоусова. Е. А.
Случаи вычитания 11 – □
изучение новых знаний
ознакомление со случаями вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток.
: Закрепить умение решать составные задачи.
: Развивать логические операции сравнения, классификации, анализа.
: воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, и уверенности в своих силах и возможностях.
создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат.
_____________________ Толстоусова Е. А.
____________________ Столярова Е. М.
Проверочная работа по теме «Числа от 11 до 20»
1. Запиши цифрами числа:
девятнадцать семнадцать тринадцать
2. Заполни окошки числами.
В числе 14 ______ десяток и __________ единицы.
3. Запиши числа в порядке увеличения.
15, 12, 18, 9, 13, 16 ________________________________
5. Около школы растет 18 берез, а кленов 10. На сколько кленов растет около школы?
6. Начерти 2 отрезка: один длиной 1 дм, а другой на 1 см длиннее первого.
7. Кролики сидят в клетке так, что видны только их уши. Вова насчитал 5 пар ушей. Сколько кроликов в клетке?
двадцать одиннадцать четырнадцать
В числе 16 ____ десяток и ______ единиц.
3. Запиши числа в порядке уменьшения.
16, 12, 18, 9, 11, 15 ____________________________________
12-2= ____ 14-4= ____
15-10= ____ 19-10= _____
К озеру идут 15 уток и 10 утят. На сколько больше было уток?
6. Начерти 2 отрезка: один длиной 1 дм, а другой на 1 см короче первого.
7. На подоконнике лежали 8 зелёных помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров осталось?
Тема : «Решение примеров с числами 11 и12.»
Цели: Совершенствовать чтение и обозначение чисел в пределах 12.
Закрепить знание чисел в пределах 12 и порядок их следования при счёте.
Отработать умение складывать и вычитать числа в пределах 12 без перехода через десяток.
Развивать память и мышление.
Воспитывать положительно-нравственные качества человека.
Тип урока закрепление знаний.
– сказочные герои: Кот Леопольд и мышата.
– задания в конвертах.
1. Орг. момент. Постановка целей и задачей урока.
Уч. Сегодня на уроке мы продолжим работать с числами второго десятка до 12. Мы повторим числовой ряд, будем решать примеры и выполнять очень интересные задания. Я хочу пожелать вам всем работать внимательно, не отвлекаться и получить хорошие оценки.
А чтобы нам было интересно мы с вами отправимся в гости ., а к кому, вы догадаетесь когда послушаете эту песенку.
Звучит песня «Если добрый ты.»
Ребята, вы узнали, кто поёт эту песню? (Вывешивается картинка «В гости к коту Леопольду»)
Мы отправляемся в гости к коту Леопольду.
Уч. Но Кот Леопольд живёт очень далеко, и чтобы нам не было скучно в пути, он приготовил нам задания, которые находятся в конвертах. А когда мы доберёмся, Нас ждёт сюрприз. ( На доску вывешивается 4 конверта).
1 конверт: «Магия чисел.»
Итак, я беру первый конверт. Здесь Леопольд приготовил нам задания с числами.
– Прочитаем хором числовой ряд от 1 до 10 по порядку, в обратном порядке.
– Достаньте каждый из вас число и назовите его соседей. 4, 7, 5, 9.
– А что вы можете сказать о числах 11 и 12.
Уч. Молодцы, мыв справились с этим заданием. Что мы с вами сейчас повторили?.
Берём следующий конверт. Скажите, что любит делать Леопольд в свободное время?
Д. Ловить рыбу.
Уч. Конверт «Рыбалка», в конверте лежат рыбки, на которых написаны примеры.
Кот Леопольд для нас тоже приготовил рыбалку. Он нам написал, «Поймайте золотых рыбок, Леопольд.»
Только мы будем ловить не простую рыбу, а математическую. Берём одну рыбу, читаем пример, записываем его на доску, решаем. Читаем математическое выражение.
(10+1, 11+1, 12-2,12-1)Что мы повторили?
Уч. Замечательно, и с этим заданием мы справились. Можем брать следующий конверт.
Конверт :«Скажи ответ». Появляются сказочные герои – мышата.
Давайте посмотрим, что на этот раз нам приготовил кот Леопольд. У меня есть 2 друга – мышонка. Один мышонок знает 10 цифр, а другой на 2 цифры больше . Сколько цифр знает второй мышонок?
Кот Леопольд еще что-то вам написал. « Мои друзья тоже очень любят математику. В свободное время они составляют примеры. Но они не очень сильны в математике и часто допускают ошибки при решении, проверьте, пожалуйста, их примеры.» (Дети получают карточки с примерами, в которых допущены ошибки)
Уч. Отправляемся дальше. На пути следующий конверт. . Прочитаем, что Леопольд просит нас сделать «Как вы читаете числа, считаете, я уже видел, покажите, а как вы работаете самостоятельно» с примерами в тетрадях.
И как я вам обещала в начале урока. Леопольд приготовил нам сюрприз. Но вот мышата этот сюрприз заколдовали а его частички прикрепили на ваши парты, соберите частички и прикрепите по порядку на доску.
Давайте прочитаем, что пожелал нам кот Леопольд. « Ребята, давайте жить дружно.»
Оцените свою работу на уроке.
Докучаевская СОШИ №27 МОН ДНР
«Десяток. Образование числа 11»
(открытый урок во 2-А классе)
учитель начальных классов
Тема: «Десяток. Образование числа 11»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Цель урока: формирование понятия о десятке, познакомить с образованием числа второго десятка, которое состоит из одного десятка и одной единицы, раскрыть особенность его названия и порядок следования при счете.
Задачи: 1. Образовательные: познакомить детей с числом второго десятка: особенности чтения, записи; десятичный состав числа 11; повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10 , упражнять учащихся в решении задач.
2. Развивающие: продолжать работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение, делать логические выводы.
3. Воспитательные: воспитание активности, усидчивости, самостоятельности, заинтересованности в процессе обучения , воспитывать познавательный интерес к предмету математики посредством игровых приемов.
Оборудование : демонстрационный материал, таблица «Десятки и единицы», картинки туч , корзинки с грибами , таблица «Образование числа 11» , индивидуальные карточки.
Звенит звонок, опять урок спешит к нам в гости, дети!
И нам, друзья, никак нельзя лениться, вы поверьте!
Ведь королева всех наук – нам с вами лучший друг.
Она загадок, тайн полна – решить их очень нужно.
И где не справится один – там справимся все дружно!
-Всем известно, что математика это гимнастика для ума. С гимнастики для ума мы сейчас и начнем.
-Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня считаете. А сейчас, выполним задание посложнее. Решим задачи в стихах.
3. Задачи в стихах
-У маленькой Светы
Ещё три дала Алла.
Сколько всего стало? (Семь)
-Три ромашки – желтоглазки,
Два веселых василька.
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (Пять)
-Пошла курица гулять,
Собрала своих цыплят.
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сколько было там цыпляток? (Десять)
4. Игра «Собери грибы в корзинку»
-Необходимо в корзинку с цифрой 3 собрать грибы, на которых написаны примеры с ответом 3.
– В корзинку с цифрой 4 собрать грибы, на которых написаны примеры с ответом 4.
– В корзинку с цифрой 5 собрать грибы, на которых написаны примеры с ответом 5.
-Будьте внимательны, не ошибитесь!
IV. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с десятком, научимся прибавлять к 10 однозначное число 1. И узнаем какое число образуется после 10.
V. Изучение нового материала
(в руках у учителя счетные палочки)
-Давайте сосчитаем, сколько палочек у меня у меня в руках
-Посмотрите, я соберу эти 10 палочек в пучок, как можно назвать пучок? (Десяток)
-Один десяток можно записать так: 1 д.
-Итак , 10 палочек – это 1 десяток. Что обозначает цифра 1 в записи числа 10? (1 десяток)
-А что обозначает цифра 0? (0 единиц)
-Делаем вывод, что двузначное число состоит из десятков и единиц: первая цифра обозначает число десятков, а вторая – число единиц.
-Слово десяток заменили словом «дцать»
-Посчитайте сколько красных квадратов? (Десять)
-А сколько зеленых? (Один)
-Число 11 образуется прибавлением 1 к 10 и называется
один-на-десять, а десяток заменили на «дцать»
VI. Работа в тетрадях
1. Запись числа 11.
-Для записи числа 11 используются два числа 1 и 1 , вы их уже умеете писать. Но теперь нам необходимо записать два числа – одно из которых состоит из десятков, а второе из единиц.
-Чтение числа в таблице:
1 д. 1 ед.
-После чтения числа в таблице, записываем число 11 в тетрадь.
2. Решение примеров
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Математику мы знаем!
VIII. Закрепление изученного материала
1. Решение задачи на увеличение числа на несколько единиц.
2. Счет копеек. Замена одиннадцати однокопеечных монеток – одной десятикопеечной и одной однокопеечной монеткой.
IX. Физ.минутка для глаз.
X. Подведение итогов.
-Как называется десять палочек в один пучок? (Десяток)
-Как называется число, которое состоит из 1 десятка и 1 единицы?
-Какое число образуется, если к 10 прибавить 1?
XI. Домашнее задание
-Повторите прямой счет до 11 и обратный счет.
-Сегодня вы хорошо поработали на уроке, молодцы! Спасибо за урок!
Тема. Названия и последовательность чисел от 11 до 20.
Цели: 1. Образовательные: – организовать деятельность учащихся по ознакомлению с числами второго десятка, раскрывая особенность их названий и порядок следования при счёте;
2. Развивающие: – создать условия по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, развивать образную память, логическое мышление, воображение.
3. Воспитательные: – воспитание активности, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
Личностные УУД: – формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные УУД: -научатся образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа. – сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте; -получат возможность решать задачи изученных видов, контролировать и оценивать свою работу и её результат;
Познавательные . Общеучебные: -ознакомление с образованием чисел второго десятка: с особенностями чтения и записи, с десятичным составом каждого числа от 11 до 20. Логические: – классификация чисел по терминам «однозначные числа» , «двузначные числа»; упражнение в решении задач изученных видов.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; – планировать и контролировать свою деятельность; -прогнозировать результаты вычислений и оценивать их правильность; -предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи
Коммуникативные: – формирование умений объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; – умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника – формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
УМК «Школа России». Учебник: «Математика» для 1 класса начальной школы М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Рабочая тетрадь к учебнику, часть№2
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с числами первого десятка; карточки с заданиями для индивидуальной работы, счётные палочки.
I. Мотивация к учебной деятельности. Внимание, дети!
Начинаем наш урок.
Ведь это урок математики!
Вы готовы к уроку математики? Докажите!
В школу мы пришли учиться,В жизни это пригодится!Тот, кто хочет много знать,Должен сам все постигать!
-Молодцы! Присаживайтесь! Какие качества нам понадобятся, чтобы наше путешествие в мир математики было увлекательным и успешным.(Трудолюбие, доброта, настойчивость, терпение, взаимовыручка, вера в свои силы. )
И не будем огорчаться, если у нас что-то не получится. Вместе мы преодолеем все трудности!
II. Актуализация знаний.
Диск 1)Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание 2)Сложение и состав чисел в пределах10.
2. Восстанови ряд чисел.
( Числа от 1 до 10. Нумерация. ———- Повторяем числа от 1 до 10)
III . Постановка цели и определение темы урока.
Всё, что вижу во дворе я,
Всё, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Чистит пёрышки сова-
Третьей стала росомаха,
А четвёртой- черепаха.
Серый волк улёгся спать-
Попугай в листве густой,
Вот лосёнок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять – это бегемот.
Рот как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать-
Надо снова начинать!
– До какого числа научился считать мальчик? Почему он не смог дальше сосчитать?
-Поднимите руку, кто знает, какие числа идут после 10.
-Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Кто догадался?(числа после 10)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с числами от 11 до 20, будем учиться их называть, записывать, сравнивать.
– Откройте учебник нас. 45. Прочитайте как называется раздел?
Давайте посмотрим на салют, который произведён в нашу честь,
Здесь шары такие разные :
И зелёные, и жёлтые, и красные.
На шарах ещё и цифры есть.
Надо нам числа прочесть.
-Какое самое маленькое число?
-Какое самое большое?
-Назовите числа на шариках от 11 до 20.
– Переверните страницу. Прочитайте, что мы узнаем на этом уроке?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Практическая работа с опорой на материалы учебника.
А) Образование десятка
Вот задача для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
-Детки берём палочки и считаем вместе со мной
Один, два, три,
А за ними, посмотри-
Идут четыре, пять и шесть-
Их нам надо бы счесть.
Дальше будет семь и восемь.
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим-
И десяток вмиг составим.
– Сколько палочек стало у нас в руке ?
– 10 палочек составляют десяток. Возьмите на столе резиночку и свяжите 10 палочек в пучок.
– Сколько палочек в пучке? (10 палочек или 1 десяток)
Вывешиваю таблицу 10 единиц=1десяток
Мы получили с вами новую единицу измерения – десяток.
-Вы знакомы с таким словом – ДЕСЯТОК, где вы его можете встретить? (десяток яиц, десяток пуговиц)
– Рассмотрите рисунок на с.46. Прочитайте ещё раз как называются по-другому 10 палочек?
-Прибавьте к десятку ещё одну палочку.
– Сколько палочек стало?
-Сколько десятков палочек? (1десяток)
-Сколько ещё есть отдельных палочек?
– Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? (1десяток и 1 единица)
Открываю на доске слово «один-на-дцать»
– Слово «одиннадцать» состоит из частей «один», «на», «дцать». Словом «дцать» в старину называли число 10. Значит, мы одну полочку положили на 10.
-Положите на десяток («на дцать» ) ещё 1 палочку. Сколько палочек лежит на десятке?
-Сколько всего палочек?
– Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?
-Итак, сделайте вывод: что в названии чисел от 11 до 19 обозначает первая часть слова? (Число единиц)
-Какая вторая часть слова? Что значит «на дцать» ? (Мы складываем отдельные палочки на 10)
– А теперь положите на парту еще одну палочку. Сколько не связанных в пучок палочек у вас на парте? (Десять.)
– Сколько это десятков? (Один.)
– Замените несвязанные палочки пучком палочек.
– Сколько всего десятков палочек у вас на парте? (Два.)
– Два десятка – это двадцать единиц.
2) Понятие однозначных и многозначных чисел.
Ребята, наши друзья Незнайка и Ёжик приготовили вам подарки. Они принесли вам числа, которые мы уже знали от 0 до 10, и числа, с которыми познакомились сегодня от 11 до 20. Но по дороге числа рассыпались. Нам надо восстановить порядок. Разделимся на 2 группы: Женя и Саша будут собирать и ставить в порядке возрастания числа от 0 до10. Маша и Руслан собирать и ставить в порядке возрастания числа от 11 до 20.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Прочитайте первый ряд чисел.
Прочитайте второй ряд чисел.
-Какое число в первом ряду лишнее?
– В какой ряд его можно поставить?
-Как вы думаете, они похожи? А чем отличаются? (Для записи каждого числа в первом ряду требуется 1 цифра или 1знак. А каждое число во втором ряду состоит из 2-х цифр)
-Как можно назвать числа, стоящие в первом ряду? (однозначные)
– Как назовём числа второго ряда? (двузначные)
V. Первичная проверка понимания.
Числа мы с вами дружно назвали
И как образовались они узнали.
Посмотрим на доске их названия
И убедимся. Так ли мы рассуждали.
Посмотрите на рисунки. Где у нас десяток? (Внизу не раскрашенные квадратики. Их везде 10)
– А остальные квадратики? (В верхнем ряду. Они синего цвета)
– Как их называют? (Единицы)
Одиннадцать. Один на 10. 1 десяток 1 единица.
-Как вы думаете, почему последнее число назвали «двадцать»? (Это значит «2 раза по десять» или «2 десятка»)
VI. Закрепление изученного материала.
№1 (с.46) – дети пользуются рисунками, данными на странице выше.
– Сколько красных флажков на рисунке? (Десять.)
– Как можно сказать по-другому? (Один десяток.)
– Положите один десяток палочек на парту.
– Сколько синих флажков? (Десять.)
– Как по-другому назвать 10? (Один десяток.)
– Положите еще 1 десяток палочек на парту.
– Сколько всего палочек у вас на парте? (2 десятка.)
– Сколько флажков на рисунке? (2 десятка.)
– Два десятка – это сколько единиц? (Двадцать.)
№5 (с. 47) – самостоятельное выполнение. В тетради чертятся два отрезка заданной длины, и записывается действие – ответ на вопрос.
Физкультминутка. (гимнастика для рук)
А теперь, ребята, встали,
Руки дружно вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели вновь за дело.
Карандаш в руках держу,
Между пальчиков кручу.
Непременно, каждый пальчик
Быть послушным научу.
№ 7 (с. 47) –названный ученик читает ответ, остальные оценивают его с помощью «Светофора»
«Проверь себя» – учебник с.47- устное выполнение. Работа в парах.
-Как называется раздел, который мы начали изучать?
-Что означают части слова в названии чисел до 20?
-Оцените своего товарища
-Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
-Кто понял тему?
– Кому нужна помощь?