УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

1c клуб программистовПодобрать курс

+7 (495) 688-90-02

Хотите узнать, что такое проектная деятельность и как управляют проектами в ИТ-компаниях?

Здесь вы узнаете ответ на этот вопрос.
В видео-лекции эксперты в области информационных технологий из фирмы «1С» рассказывают, что такое проектная деятельность, какими признаками обладает проект и в чем специфика проектов, связанных с информационными технологиями. Вы также узнаете о важности управления командой и роли руководителя проекта. Вы познакомитесь с двумя подходами к управлению проектами: классическим подходом «Водопад» и современным подходом «Аджайл» (от английского Agile – гибкий). А еще вы сможете поиграть в специальную игру-тренажер, в которой вам предстоит выступить в роли руководителя проекта и попробовать разные стили управления, чтобы спасти первую миссию на Луне!

Объем 58 страниц

Подарите скидку 10%

Посоветуйте эту книгу и получите 48,81 ₽ с покупки её другом.

О книге

Проектный менеджмент для подростков — это пошаговый план для молодых людей с опытом волонтерской деятельности и без него. Это то, что поможет начать создавать себя уже в школьные годы, заложить крепкий фундамент для дальнейшей жизни. В книге собраны рекомендации от специалистов и старших школьников, которые имеют большой опыт в сфере добровольчества. Конкретные советы помогут найти путь своей социальной реализации, а реальные истории школьников вдохновят сделать первые шаги в выбранной сфере.

Описание книги

Дата выхода на Литрес:

16 ноября 2022 г.

58 стр. 14 иллюстраций

Сегодня важным звеном, а также ожидаемым карьерным развитием специалиста в любой компании и особенно в ИТ-сфере является деятельность по управлению проектами или «проектный менеджмент». Успех любого проекта в IT, будь то создание веб-сайта, интернет-магазина, робота или запуск нового мобильного приложения, зависит во многом от менеджера проекта (руководителя проектной команды),который наряду с глубокими знаниями в области технологий и программирования, должен владеть навыками, методами и инструментами управления проектом и его ресурсами.

Осознание уникальности и многоаспектности управления ИТ-проектами может стать мотивацией учеников к погружению в эту сферу профессиональной деятельности, а освоение ее современных подходов и инструментов станет выгодной инвестицией в их будущее, ведь решение любой жизненной задачи можно рассматривать как проект, а методологию управления проектами считать одним из самых эффективных способов успешного достижения поставленной цели.

Цели и задачи урока

Предлагаем вам методический комплект, который позволит спланировать и провести занятия по теме “Управление проектами” с учениками любой ступени обучения и уровнем подготовки:

Наиболее предпочтительным будет вариант проведения урока, когда школьникам после просмотра фрагмента видеолекции предлагается обсудить с учителем материал в формате интерактивной беседы, пройти тренажер, а в качестве рефлексии на завершающем этапе урока провести в группах анализ модельных ситуаций и решение одной или нескольких задач из предложенных в сценариях для проведения рефлексии.

При отсутствии технической возможности работы с онлайн тренажером в классе, вы можете предложить ученикам поработать с ним самостоятельно в качестве домашнего задания, а на уроке после просмотра и обсуждения видеолекции на этапе рефлексии разобрать в классе несколько модельных ситуаций.

Видеолекция состоит из трех тематических блоков, которые представляют разные спикеры:

С учетом возрастных особенностей обучающимся 1-4 классов рекомендуется предложить для просмотра и обсуждения на уроке только 1-ю и 2-ю части видеолекции.

Желательно, чтобы лекция носила интерактивный характер. Для этого мы рекомендуем следовать опорным вопросам и рекомендациям приведенным ниже.

При работе с видеолекцией важно обратить внимание школьников на ряд ключевых понятий, связанных с управлением проектами, которые обсуждаются в процессе видеолекции.

Обратите внимание! Работа с тренажером по теме “Управление проектами” доступна для работы только в режиме онлайн со страницы акции (в разделе урока “Ученику”). Допускается парная работа за одним компьютером.

Основная цель и идея компьютерного тренажера – в игровой форме в модельных ситуациях применить полученные в ходе видеолекции представления о методах управления проектами. По результатам работы с тренажером школьники усвоят основные составляющие деятельности по управлению проектами: планирование, распределение ресурсов, взаимодействие с заказчиком и членами команды.

Игра состоит из двух уровней (миссий): восстановление завода и увеличение эффективности его работы. На этом примере школьникам предстоит исследовать особенности и применить два метода управления проектами: «Водопад» и «Аджайл».

Обучающимся 1-4 классов предлагается для прохождения только 1-й уровень тренажера по методу “Водопад”. Обучающимся 5-11 классов предлагаются оба уровня тренажера.

Ориентировочное время прохождения каждого из уровней 5-8 минут.

Ниже предлагаются 5 различных сценариев и инструкции для проведения интерактивной рефлексии. Каждый сценарий предполагает:

Сценарий “Посадка деревьев в школьном дворе” для 1-4 классов

Школьникам предстоит построить план-график реализации проекта по благоустройству школьного двора и визуализировать его с помощью диаграммы Ганта. Рассматривая в классе эту жизненную ситуацию как проектную, в соответствии с методом «Водопад», вы сможете подвести класс к выводу о том, что грамотное планирование и визуализация работ по проекту поможет им управлять и при выполнении всех условий цель может быть достигнута. При этом, стечение обстоятельств может помешать выполнению проекта и привести к срыву плана работ. Эти проблемы решаются при гибких технологиях управления проектами.

Про урокцифры:  ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В 5 КЛАССЕ

Сценарий “Разрабатываем мессенджер”

Школьники выступят в роли команды разработчиков мобильного приложения, а учитель  – заказчиком приложения. Ребятам в командах предстоит пройти несколько итераций  и воспользоваться методом визуального ранжирования, чтобы определить ключевой функционал приложения, сформулировать и приоритезировать ключевые цели и задачи; сформировать гибкий план работы команды над продуктом – представить список итераций по совершенствованию мессенджера.

По результатам работы команд вы сможете подвести класс к выводу о том, что сравнивая результаты ранжирования в разных группах и интересы заказчика, можно прийти к оптимальному решению, а гибкие методы управления проектом позволяют внедрять новые функции и совершенствовать свой продукт постепенно, в каждой итерации.

Сценарий “Диалог с заказчиком”

Этот сценарий может стать продолжением анализа предыдущего. Ученики моделируют диалог с заказчиком (в роли которого выступает учитель) на основе принципов «проектного треугольника» по вопросу разработки мобильного приложения. Анализируя ресурсы времени, денег и качество (функциональность),вы сможете подвести ребят к выводу о том, что при внесении изменений в один из этих элементов меняются оба других. И хотя для проекта в равной степени важны все три элемента, как правило, только один из них в зависимости от приоритетов имеет наибольшее влияние на другие.

Сценарий “Анализируем критерии успешного проекта”

Этот сценарий позволит школьникам сформировать и ранжировать список критериев успешного проекта (для обсуждения в группах рекомендуется использовать метод визуального ранжирования). В процессе обсуждения версий каждой команды вы сможете подвести школьников к выводу о том, что проект – это сложный, многогранный и интересный процесс, который имеет свои критерии успеха и трудности его достижения.

Сценарий “Карьера как жизненный проект”

В этом сценарии школьники в диалоге с учителем рассмотрят вопрос о своей карьере в качестве проекта. Этот вариант модельной ситуации может быть реализован на уроке в 8-11 классах. Он поможет вам подтвердить утверждение о том, что гибкие методы управления проектами пользуются популярностью для решения реальных жизненных задач и подвести ребят к выводу о том, что отношение к карьере как проекту позволяет грамотно использовать свои ресурсы (время и деньги),четко понимать на каком этапе вы находитесь и что необходимо сделать, отслеживать продвижение к цели.


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

О чем урок по теме «Управление проектами»?

Игра и тренажер на уроке цифры про управление проектами – это наглядное объяснение методами управления проектами водопад и agile для школьников. Эта игра позволяет попробовать себя в роли руководителя проекта. Ставить задачи, распределять задачи для специалистов команды разработчиков. Именно грамотное и оптимальное распределение ресурсов проекта позволяет минимизировать затраты по проекту и избежать многих рисков, эффективно добиваться достижения целей проекта.

Что такое проект? Это процесс достижения конкретной цели в фиксированные сроки. Цель — самое важное в проекте. Ради ее достижения проект планируется и выполняется. Вы постоянно встречаетесь с проектами в вашей жизни. Почти любую вашу деятельность можно организовать как проект. Будь то написание сочинения, организация школьного праздника или экскурсии, переезд в новую квартиру или подготовка к экзамену. Как вы видите, во всех этих примерах есть четкая цель и четкие жесткие сроки.

«Уроки цифры»  — всероссийская акция для школьников всех возрастов, во время которой они в игровой форме знакомятся с основами программирования и цифровыми технологиями. Каждый из уроков посвящен определенной теме и направлен на развитие цифровых знаний и навыков по направлению «Кадры и образование» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

«Урок цифры» реализован совместно Министерством просвещения России, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, организацией «Цифровая экономика» и крупнейшими ИТ-компаниями России.

Видеоурок «Управление проектами»

Борис Нуралиев (директор фирмы «1С»)


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

А самое важное – это самореализация.  Сейчас эпоха цифровой экономики и информационные технологии повышают эффективность предприятий. Информационные технологии существенно повышают жизнь граждан. Если Ваша работа смогла повысить эффективность конкретного предприятия, это уже предмет большой гордости, а если она смогла повысить эффективность тысяч предприятий, если миллионы людей пользуются программой или облачным сервисом, который Вы разработали, это отличная самореализация, я не знаю, где может быть лучше.

При этом информационные технологии — это очень демократичная область. Компьютеры очень доступны. Я люблю говорить о том, что компьютерные программы состоят из нулей и единиц, а их запас в природе не ограничен. Поэтому одна ИТ-компания от другой отличается чем? Каких сотрудников они набрали и как организовали их работу. Специалистов по информационным технологиям не хватает, поэтому Вы нам нужны, поэтому я перед Вами выступаю.

Про урокцифры:  ДАВАЙ УЧИТЬ УРОКИ

А по организации, как вести проекты сейчас Вам расскажут мои коллеги – Никита Страричков, один из разработчиков платформы «1С:Предприятие», недавний выпускник и заместитель заведующего кафедрой Московского Физико-Технического института, и он как раз преподает студентам управление проектами. И Олег Фогель, руководитель отдела разработки учетных программ «1С», один из наиболее ярких евангелистов подхода Agile (Аджайл).

Проект и метод «Водопад», что это?

Никита Старичков (Один из разработчиков платформы «1С:Предприятие», зав. лабораторией цифровизации бизнеса МФТИ)


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Написание сочинения, переезд в новую квартиру, планирование экскурсии либо проведение какого-либо мероприятия. Что объединяет все эти вещи? Все эти вещи можно назвать проектом. Так что же такое проект?

Проект — это некая деятельность, которая имеет конкретную цель и четкие жесткие сроки её выполнения. Очень полезно все свои дела рассматривать как проекты. Однако, часто получается так, что у вас одновременно идут несколько проектов, но при этом ваши силы и ваше время сильно ограничены. Но при этом нужно все проекты выполнить и выполнить их хорошо. Что же делать? Для этого нам нужен этап планирования.

В первую очередь, после того как цели и сроки вашего проекта определены, вам нужно понять, как этот проект реализовывать? Для этого вам нужно составить список задач. Сначала, обычно, составляют список крупных задач, а потом их детализируют. Так просто проще.

Допустим, Вы хотите построить космическую станцию. Это ваша цель.


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Вы хотите сделать это к 12 апреля 2020 — это ваш срок.

Теперь нужно определиться с тем, что для этого надо сделать.

Для начала — нужно спроектировать станцию, подготовить чертежи.

Дальше — нужно изготовить ее части и собрать их вместе.


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Потом — доставить на орбиту.

Понятно, что это крупные задачи, каждая из которых требует уточнения. Доставка на орбиту включает в себя сборку и подготовку ракеты, загрузку станции, запуск, управление полетом и т. д. Но сейчас мы не будем вдаваться в детали.

Теперь, когда список задач определен,


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

нужно понять, что необходимо сделать для того, чтобы каждую задачу выполнить. Фактически, Вы должны распределить Ваши ресурсы. Ресурсы для проекта — это люди, материалы, деньги и т. д.

Чертеж должен кто-то подготовить и нарисовать. Для изготовления корпуса нужен металл. Для покупки солнечных панелей нужны деньги.

При этом, ваши ресурсы ограничены. У вас нет столько инженеров, сколько захотите. У каждого инженера ограничено время. Он не может рисовать два чертежа одновременно. Металл у вас тоже в ограниченном количестве. Да и бюджет проекта фиксирован. Как правильно эти ресурсы распределить — одна из самых сложных задач планирования. Наверное, самого опытного инженера надо поставить на задачу контроля и сведения чертежа всей станции. Менее опытному можно доверить задачу проектирования отдельного отсека. Талантливому, но безответственному — удобную прикроватную тумбочку. Если он ее сделает хорошо — будет здорово, но, если и не успеет — проект в целом не сильно пострадает.

Это уже расчет рисков. Как видно из примера выше, это тоже важно на стадии планирования проекта.

Та модель выполнения проекта, о которой мы говорили выше — это классическая модель водопада.

В этой модели каждая задача выполняется строго после предшествующей. Нельзя начать строить станцию, когда не готовы чертежи. И тем более, нечего отправить на орбиту, пока станция не построена.

У этой модели есть свои плюсы — вы всегда четко понимаете, какой этап сейчас выполняется. Вы всегда четко понимаете сроки. Фактически, после идеального этапа планирования ваша задача — это только оперативный контроль выполнения поставленных задач. Эта модель хороша, когда вы четко знаете, что должно получиться в конце — и позволяет вам гарантированно получить результат в нужный срок.

Но есть у этой модели и минусы — при подобной жесткости вам тяжело что-либо изменить в процессе выполнения проекта. Если вам скажут, что доставлять на орбиту одной большой ракетой не получится, а нужно тремя маленькими — вам придется пытаться включить в последовательность задач еще и задачу перепланирования загрузки ракет и сборки станции на орбите, что, безусловно, приведет к значительному сдвигу сроков или потреблению ресурсов.

В конце хочется отметить две вещи. У каждой задачи внутри проекта есть срок, и есть цель. Соответственно, каждую задачу проекта можно рассматривать как подпроект, для которого тоже должен быть выполнен этап планирования и реализации.

Второй важный момент — это классический пример того, с какими ограничениями вы обычно сталкиваетесь при реализации проекта. Это называется проектный треугольник.


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Ваш проект — это точка внутри треугольника. Близость к вершинам говорит о том, насколько это свойство характерно вашему проекту. Какой вывод можно сделать из этого? Нельзя сделать быстро, качественно, и недорого. Быстро и качественно — нужно много ресурсов. Быстро и мало ресурсов — будет некачественно. Мало ресурсов и качественно — долго. Эта простая визуализация позволяет лучше понять, как устроен проект изнутри.

Про урокцифры:  СКАЧАТЬ CODE KNIGHT BELGOROD И СКАЧАТЬ CODE KNIGHT BELGOROD НА ПК С ПОМОЩЬЮ NOX PLAYER

Гибкие методы управления проектами и метод управления проектом «Agile» простым языком для начинающих

Олег Фогель (Руководитель разработки учетных программ фирмы «1С»)


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

К разработке программы можно относиться так же, как к строительству большого дома. Проработать проект со всеми подробностями, набрать специалистов разных профессий и начать. Ожидая, что примерно через год дом будет построен. Но время сейчас движется очень быстро. Если мы говорим об IT, то за год могут существенно измениться и бизнес-задачи и средства разработки. В этом смысле полезнее, чтобы программа начала работать и приносить отдачу как можно раньше. Например, на первом этапе мы реализуем только самый необходимый функционал. А дальше на каждой итерации с каждым релизом в программу добавляется новый функционал, расширяющий её возможности.

При таком подходе программа приносит отдачу уже в процессе её разработки, но это ещё не всё. Мы после каждого релиза можем получить обратную связь от заказчика и пользователей и понять, в правильном направлении мы движемся или нет? И если нет, то можем скорректировать наши планы или видение программы в целом. А при другом подходе мы бы узнали об этом через год, когда изменить уже ничего нельзя или изменения очень дорогие.

И в какой-то момент мы понимаем, что автоматизация бизнеса – бесконечный процесс. Периодически появляются новые задачи бизнеса, или желание упростить работу пользователей, или необходима интеграция с другими сервисами и т.д. И agile говорит нам о том, что необходимо обеспечить ритмичную работу по разработке итерациями, содержащими изменения небольшими порциями, каждая из которых несет в себе бизнес-ценность.

Мы стараемся доставить эти изменения пользователю как можно раньше, но при этом важно обеспечить высокое качество. Если мы сделали что-то быстро, но этим нельзя пользоваться, мы зря потратили время и деньги. Такой подход требует и высокой квалификации разработчиков, и определенного уровня культуры процесса и автоматизации тестирования.

В agile большую роль играет команда. Если на больших производствах, на конвейере, человеку необходимо подстроиться под существующий порядок вещей, то в agile команда сама может влиять на правила работы. С главной целью – повышать свою эффективность. Это ситуация win-win – каждый человек лучше раскрывается и профессионально растёт, а компания имеет квалифицированную эффективную команду. Периодически команда собирается и обсуждает накопившиеся вопросы.  Какие есть проблемы, тормозящие разработку? Что можно сделать для их решения? Как работать ещё эффективнее?

Казалось бы, есть прекрасный процесс, есть самоорганизующаяся команда, о чём ещё можно мечтать? Что ещё нам нужно? Цель! И agile характеризуется тем, что команда не просто делает, что скажет заказчик, но и готова вместе с заказчиком формулировать цели и проверять различные гипотезы. Мы не просто добавляем функционал, но изучаем пользовательский опыт и реальные сценарии использования. Команда становится заинтересованной не только в том, чтобы программа работала, но и чтобы бизнес взлетел. И это уже переход от отношений заказчик-исполнитель к партнёрским отношениям. («Высокие отношения» (с))

Но и это ещё не все особенности agile. Легко представить, как в уже готовый проект кто-то хочет внести изменения. Надо согласовать это со всеми – это долго и дорого. « Надо было думать раньше!» Но время сейчас такое, что новые требования могут появляться ежедневно. Например, у конкурента появилась новая функциональность и ваш заказчик считает, что клиенты уходят именно из-за этого. Или заказчик вдруг решил в своем интернет-магазине продавать не только спортивную одежду, но и спортивный инвентарь, а у него совсем другие характеристики. И agile говорит нам о том, что быть готовым к изменениям важнее, чем строго следовать плану. То есть мы должны воспринимать изменения как естественный ход вещей, а не как промах заказчика.

В настоящее время agile – это целое семейство гибких технологий разработки. Вы могли слышать, например, о SCRUM и Kanban. Результаты применения agile в IT так вдохновили многих людей, что сейчас agile успешно применяют и не в IT.

Трейлер игры

В вебинаре приняли участие эксперты в управлении проектами из фирмы «1С»: Никита Старичков (один из разработчиков платформы «1С:Предприятие», зав. лабораторией цифровизации бизнеса МФТИ) и Олег Фогель (руководитель разработки учетных программ фирмы «1С»).

Вебинар для учителей и директоров школ по методике проведения урока «Управление проектами» и основам проектного управления, изложенным доступным для школьников языком, состоялся 10.04.2019, но не утратил свою актуальность.